Промысловое дело: рыболовство, охота
В этой области есть три задачи. 1. Изучение особенностей животных для оптимизации охоты на них, одновременно с учетом поддержания их численности. Для этого надо хорошо знать ритмы жизнедеятельности животных, особенности размножения и т. п. Используется распределение интенсивности охоты и отлова в соответствии с сезонностью размножения, миграций, ритмов жизни животных, применяются различные способы лова с целью сохранения молодняка и размножающихся особей в определенные сезоны. Применяются прикорм животных в определенных местах (например, при прикорме кабанов первыми выходят животные, не достигшие половой зрелости, а взрослые кабаны и самки с детенышами держатся в стороне, и таким образом сохраняются репродуктивно зрелые особи и молодняк), различные способы приманивания (например, звуковые и световые стимулы при ловле промысловых рыб), конструкции орудий лова, учитывающие особенности ориентации животных (например, способность стайных рыб ориентироваться друг на друга при применении различных орудий лова). 2. Создание условий в заповедниках, охотничьих хозяйствах для естественной жизнедеятельности животных и поддержания их численности. Помимо распределения интенсивности деятельности человека в соответствии с ритмами жизнедеятельности животных (определенные сезоны охоты и лова), используется временное прекращение охоты на некоторых животных или в некоторых местах, например в местах нереста, гнездовий, пастьбы самок с молодняком и т.п. В некоторых случаях принимаются международные конвенции по временному прекращению охоты на животных, численность которых опускается до критического уровня. Такие конвенции существуют по ограничению охоты на моржей, китов, белых медведей, журавлей стерхов и других животных. Кроме того, в местах обитания животных регулируется режим активности человека (уменьшение стрессовых факторов), осуществляются мероприятия по сохранению кормовой базы животных, мест гнездования, нереста и т.п.
3. Разведение в неволе для последующей реинтродукции в естественные условия. В этих случаях большой проблемой является не только технология выращивания молодняка, но и такое их воспитание, при котором у животных не будет возникать привязанность к человеку, и они смогут полноценно осуществлять жизнедеятельность в естественных условиях. Эта задача общая с таковой в природоохранной деятельности человека. Практическая дрессировка Практическая дрессировка животных используется давно и в разной степени применяется для всех животных, с которыми имеет дело человек в своей хозяйственной деятельности. Существуют специально разработанные системы и приемы дрессировки для тех животных, с которыми человек осуществляет развернутую сложную совместную деятельность: животное выполняет часть действий для человека, и это требует специального обучения. Такими животными являются лошади, слоны, верблюды и, конечно, собаки. Лошади используются в качестве транспортного средства и тягловой силы (например, весьма сложной совместной деятельностью является пахота на лошади). Способность лошадей к такой деятельности опирается на их естественные особенности: тонкий учет поведения членов группы, высокая степень синхронизации поведения в группе, способность к эмоциональному заражению (например, азарт при развитии большой скорости передвижения), образование индивидуальных привязанностей и т.п. Слоны также обладают этими качествами, кроме того умеют манипулировать с объектами, переносить тяжести и т. п. Наиболее известна и широко применяется дрессировка собак (охотничьих, пастушьих, служебных, розыскных и т.п.). У собак используется их обоняние, способность к совместной охоте, гуртованию, охране и защите территории и других особей, индивидуальная привязанность, забота о детенышах (в том числе и ребенке человека). Менее известны дрессировка для охоты с человеком гепардов, бакланов, норок и хорьков, ловчих птиц. Во всех этих случаях используются, наряду с традиционными, приемы дрессировки, разработанные в зоопсихологии. Особенностью практической дрессировки является то, что дрессировщик использует естественную и усиленную искусственным отбором способность этих животных к разделению деятельности с партнерами, эмоциональному заражению и образованию привязанности. Животное не просто обучается условно-рефлекторным методом, оно принимает задачу общей с человеком деятельности и самостоятельно стремится ее выполнить. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда животное должно самостоятельно ориентироваться в условиях деятельности, или в случаях неожиданной потери человеком способности выполнять свои функции. В этом отношении интересным является пример поведения лошади на соревнованиях по верховой езде, где наездниками были дети с нарушением двигательной сферы. Ребенок с ДЦП не может подавать команды движением рук и ног с той же точностью, как дрессировщик, но лошадь сама старается уловить команду и правильно выполнить программу, контролируя при этом не только свои действия, но и положение и движения наездника. К сожалению, в научной теории дрессировки эта сторона психики животных, проявляющаяся в их совместной с человеком деятельности, недостаточно учитывается и еще не стала предметом специального исследования.
Цирковая дрессировка Цирковая дрессировка в большей степени основана на условно-рефлекторном методе, так как в этом случае результат действий не имеет для животного самостоятельного смысла. В такой дрессировке используются мотивационное состояние животного, наталкивание, пошаговое подкрепление, отработка навыка. При работе с дикими животными учитываются особенности их группового взаимодействия, подчинение доминанту, половые отношения и т. п. Обычно для отработки трюков выбираются отдельные компоненты видотипичных движений и действий, которые искусственно сочетаются между собой условно-рефлекторным методом научения. Нередко используется естественная склонность животных к разным видам игр.
Дератизация Человек имеет дело не только с теми животными, которые ему полезны, но и с теми, которые занимают те же места обитания, что и человек, или привлекаются условиями, создаваемыми человеком. Борьба с такими животными носит название «дератизация». В этом случае учитываются особенности животных с целью их уничтожения и уменьшения численности. Нередко сложная, разнообразная среда, создаваемая человеком, стимулирует усиление адаптивных способностей животных. Немалое значение имеют знания людей об этих животных и отношение к ним. Например, шахтеры иногда подкармливают крыс в шахтах, так как считают, что эти животные могут помочь человеку сориентироваться при угрозе обвалов и т. п., и вообще это знакомая «живая душа» в подземном мире. Осведомленность шахтеров о распространении этими грызунами опасных для человека заболеваний существенно изменила отношение к ним и поведение людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|