Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Совокупный спрос и совокупное предложение





 

Цель любой экономической системы - достижение макроэкономического равновесия, то есть сбалансированного состояния экономической системы как единого, целого механизма. Макроэкономический анализ предполагает, прежде всего, анализ совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос - объем представленной на рынке потребности в товарах и услугах, ограниченной уровнем цен и платежеспособностью потребителей.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители и, наоборот, при росте индекса цен потребители станут покупать меньше продукций.

Кривая совокупного спроса - кривая взаимосвязи между желаемыми 0 планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и средним уровнем цен на них. Модель кривой совокупной' спроса AD представлена на рисунке 5.1.

Траектория кривой AD такая же, как и индивидуального спроса, на любой товар, однако характер ее определяют совершенно другие факторы

- эффект процентной ставки;

- эффект богатства или реальных кассовых остатков;

- эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки состоит в следующем. Если в стране наблюдается рост общего уровня цен (инфляция), то при неизменной денежной массе это приведет к росту спроса на наличные деньги и к увеличению ставки процента, которая является ценой денег. Чем выше процентная ставка, тем ниже потребительский спрос, ведь многие товары длительного пользования покупаются на основе потребительского кредита. Удорожание кредита приведет к уменьшению потребительских расходов, а значит, высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем реального производства и совокупного спроса.

Рассмотрим влияние изменения уровня цен в стране на величину реального богатства (реальных кассовых остатков (Богатство населения в значительной мере представлено в виде различных финансовых активов (облигаций, акций, срочных вкладов и т.д.), имеющих постоянную номинальную стоимость. С ростом уровня цен реальная стоимость или покупательная способность финансовых активов снижается, люди, становятся реально беднее и сокращают свой спрос на товары и услуги.



Эффект импортных закупок учитывает соотношение цен на товары у нас в стране и за границей. Если в нашей стране возрастет общий уровень цен, то покупатели будут отдавать предпочтение импортным товарам, которые станут дешевле отечественных. Иностранцы же, наоборот, сократят объем покупок наших товаров. Последствиями процессов будет сокращение нашего экспорта и рост импорта, что приведет к снижению чистого экспорта (экспорт минус импорт) в совокупном спросе на отечественные товары и услуги.

Все три эффекта объясняют снижение совокупного спроса в связи с ростом общего уровня цен (инфляцией). Аналогичным образом можно объяснить, как снижение общего уровня цен в стране (дефляция) через действие указанных эффектов приводит к росту совокупного спроса.

Эти процессы находят отражение на графике кривой спроса (рисунок 5.1). Если уровень цен повысился, то это приведет к снижению объема национального продукта, который смогут приобрести домохозяйства, предприниматели и правительство.

Соответственно величина совокупного спроса переместится из точки А в точку В на кривой спроса AD. Изменение уровня цен при прочих равных условиях вызывает изменение величины совокупного спроса. Графически это отражается движением вдоль стабильной кривой AD.

Если происходит изменение каких-либо других факторов, кроме уровня цен, то происходит изменение совокупного спроса.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся:

- изменения в потребительских расходах, которые могут быть вызваны изменением благосостояния потребителя, ожиданий потребителя (его прогнозов на будущий доход), задолженности потребителя и уровни налогов, в Первую очередь подоходно налога;

- изменения в инвестиционных расходах, зависящих от уровня процентных ставок, ожиданий инвестиционной прибыли, налог с предприятий, уровня используемых технологий и наличия предприятий избыточных мощностей;

- изменения в государственных расходах;

- изменения в расходах на чистый экспорт, которые в свою очередь зависят от национального дохода в зарубежных странах-партнерах во внешней торговле и от изменения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.

Если происходит изменение хотя бы одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса, происходит изменение уровня совокупного спроса. Например, рост совокупного спроса отражает перемещением из точки А в точку А" и смещением графика AD вправо положение AD". И наоборот, уменьшение совокупного спроса под действием неценовых факторов приводит к сокращению уровня совокупного спроса, что отражается в перемещении из точки А в точку А' и смещением кривой влево из положения AD в положение AD'.

Таким образом, можно выделить следующие особенности кривой совокупного спроса:

- кривая AD имеет отрицательный наклон, означающий, что рост уровня цен приводит к сокращению потребления, инвестиций, расходов правительства и чистого экспорта;

- изменение величины совокупного спроса в результате изменения среднего уровня цен отражается движением вдоль кривой AD;

- изменения потребления, инвестиций, правительственных расходов и чистого экспорта в своей совокупности определяют неценовые факторы совокупного спроса, ведут к изменению совокупного спроса и вызывают смещение кривой AD.

Совокупное предложение - это сумма всех индивидуальных предложений. Оно представляет денежную величину всех конечных товаров и услуг, предложенных к продаже.

Совокупное предложение - это реальный объем национального производства, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен.

Чем выше уровень цен, тем больше товаров готовы предложить к продаже все производители, и наоборот, то есть существует прямая зависимость между уровнем цен и объемом предложений.

Кривая совокупного предложения AS (от англ, aggegate supply) состоит из трех отрезков (рисунок 5.2): 1 - горизонтального (кейнсианского), 2 - промежуточного и 3 - вертикального (классического).

На горизонтальном отрезке реальный объем национального производства еще не достиг своего потенциального (максимального) уровня, имеются резервы производственных мощностей, запасы сырья, материалов, большая безработица, что свидетельствует о состоянии депрессии. В этих условиях рост производства происходит за счет вовлечения в производство дополнительных, неиспользуемых ресурсов и не будет сопровождаться ростом цен.

Этот отрезок называется по имени английского ученого Дж. М. Кейнса.

На промежуточном отрезке наблюдается одновременно рост реального объема производства и уровня цен. Экономика начинает приближаться к своему потенциально возможному уровню, но полная занятость возникает неравномерно по отраслям экономики. Например, в компьютерной промышленности может наблюдаться нехватка квалифицированных рабочих, а в других - сохраняться значительная безработица и неиспользование производственных мощностей.

На вертикальном отрезке производство достигло своего максимального уровня, когда экономика функционирует на пределе своих производственных возможностей, все ресурсы задействованы и достигнута полная занятость населения. За короткое время невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Если на этом этапе будет происходить рост спроса, то производство не сможет ответить на него увеличением предложения и следствием будет инфляция. Этот отрезок называется классическим.

Изменение величины предложения (рисунок 5.3) вызывает перемещение точек вдоль постоянной кривой AS из положения А в положение В.

Изменение уровня цен влияет на изменение величины предложения при неизменности других факторов.

Если же изменяется какой-либо неценовой фактор, то происходит изменение уровня совокупного предложения. Графически это отражается перемещением кривой предложения AS вправо в положение AS", когда предложение увеличивается, и влево из положения AS в AS', когда предложение уменьшается. Уровень цен при этом остается неизменным.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся:

- изменение цен на ресурсы (внутренние и закупаемые за рубежом);

- применяемые технологии;

- изменение налогов и субсидий, правовых норм, структуры рынка, производительности;

- ожидания производителей.

Эти факторы проявляются в совокупном виде.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.