Глава. Виды массовой культуры
Стр 1 из 4Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА Массовая культура и ее особенности г. Содержание
Введение I глава. Истоки возникновения оп-арта и поп-арта § 1. Возникновение оп-арта § 2. Возникновение поп-арта II глава. Виды массовой культуры § 1. Информаль-арт (бесформенное искусство) § 2. Повера-арт (концептуальное искусство) § 3. Боди-арт (искусство по телу) § 4. Легс-арт (искусство украшения ножек) § 5. Ноиль-арт (искусство украшения ногтей) III глава. Мастера оп-арт, поп-арт, повера-арт, информаль-арт § 1. Вазарели (оп-арт) § 2. Раушенберг (поп-арт) § 3. Лихтенстаин (поп-арт) § 4. Фонтана (концептуальное искусство) § 5. Бурри (бесформенное искусство) Заключение Литература Приложение
Введение
Изучение массовой культуры очень актуально, многолико и требует систематизации. В основном наши знания о массовой культуре пополняются лишь периодическими изданиями, которые требуют систематизации. В курсовой работе мы попробуем собрать сведения о массовой культуре, его зарождении. Начнем рассмотрение данного вопроса с оп-арта, поп-арта, боди-арта и другим видам, относящиеся к массовой культуре. Мы рассмотрим творчество художников, чтобы дать более ясную характеристику массовой культуры. Цель данной работы: изучить материал из книжных источников, монографии, просмотреть периодику и систематизировать сведения, выявить самое основное и проследить на каком уровне развития находятся массовая культура и где наблюдается в XXI веке. Задачами данной работы являются: · Изучить имеющуюся литературу по рассматриваемому вопросу · Систематизировать найденный материал · Изучить виды массовой культуры на современном этапе развития
· Ознакомиться с произведениями мастеров второй половины ХХ в. · Провести межпредметные связи. Мы попробуем проследить развитие массовой культуры от ее зарождения до сегодняшнего времени. Для этого нам нужно изучить литературу Кузьмина М. «Поп-арт, оп-арт, кинематическое искусство», для получения более полных сведений об этих видах искусств. А также Маккиавели М. «Боди-арт» для ознакомления с другими видами массовых культур. А также прочитать периодические источники, для более полного раскрытия вопроса. Найти литературу по данной теме в информационных источниках, включая Интернет. После ознакомления проанализировать и систематизировать данный материал. Попытаться найти ответ на поставленный вопрос. (как зарождалась массовая культура, с какого временного промежутка и как она проявляется в наше время). особенность массовая культура оп-арта поп-арт
I глава. Истоки возникновения оп-арта и поп-арта
Природа ХХ в. с ее промышленной технологией, рекламой, урбанизацией породило несколько новых направлений, которые опирались на рекламные афиши, образы кино, фотографии из иллюстрированных журналов, свет неоновых ламп, акриловые краски, все виды пластмасс. Новые виды искусств были призваны поломать, взбудоражить установившийся порядок и показать с другой стороны все, что становится привычным для современного человека. Технике, при помощи которой развивается промышленность, противопоставляется импровизированное оборудование. Возникновение этих направлений и попробуем рассмотреть в данной работе.
Возникновение оп-арта
Возникновением оп-арт обязан авангардизму, который к 50-60-м годам исчерпал себя и начал растворятся в обычном человеческом быте. Авангардизм внедряется в обычном человеческом быте. Авангардизм внедряется в физиологическое, развлекательное, обиходное течение. Он начинает создавать оптическую иллюзию, движение механизмов, предметов быта или природных тел. И предназначается для просмотра на выставках либо в музеях.
Во второй половине века образуется новое направление искусства. Возникает некое «параискусство» живущее «между искусством и неискусством». Появляется самостоятельная отрасль искусства, рассчитанное на иллюзорность, на восприятие человеческого зрения, строившееся на оптическом обмане. Оп-арт (оптическое искусство) возникает во Франции в 40-е годы, его представителем был В.Вазарели (см. приложение 1, 2, 3). А затем к 60-м годам получило широкое распространение в Европе, Америке, Азии (см. приложение с 1 по 24). Оп-арт представляет собой оптическую иллюзию, которая достигается при помощи цвета и линии на плоскости в пространственном восприятии. По сути это геометрические чертежи, которые написаны чистыми цветами, плавно перетекающие друг в друга, либо основанные на контрастах. Человеческий глаз воспринимает изображение объемного предмета, либо линии, выходящих из центра и растекающихся по краям. Этот эффект подчерпнули из физики и обуславливают физиологией зрительного восприятия. В эти же годы (60-е) появляется искусство «пространственных объектов». Эти объекты непосредственно связаны с абстракционизмом, но отличается от него, так как это объемные, физические тела, рассчитанные на материально-пространственное восприятие. Их можно сравнить либо с живописью и скульптурой, но не принадлежащий ни тем, ни другим. Авторы «пространственных объектов» создают свои произведения другими способами, они монтируют, лепят, клеят, режут, паяют, клепают, плавят, обтачивают и красят свои изделия, рассчитанные на осязательный фактурный эффект. Это искусство стремится существовать в предметно-пространственной среде. Здесь прослеживается стремление художников отыскать убедительность и целесообразность своего творчества, они как бы соревнуются с трудом практических ремесел, столяров, слесарей, токарей. Часть художников (В.Бертрони в Автрии, А.Виони в Италии (см. приложение 13), Р.Якобсен в Дании и др.) стараются работать как мастера логических изваяний. Что заставляет зрителей волноваться от собственных ассоциаций.
Другая часть художников (А.Габино в Испании, Г.Зонголопулос в Греции и др.) попадают под влияние техницизма, и ведут конкуренцию с индустриальным дизайном. Эти художники создавали псевдомеханизмы, мнимые приборы, оборудование, состоящее из проволочек, лампочек, кнопочек, но ни к чему не предназначенное. Были созданы произведения, занимавшие обширные залы, тяжеловесные трубы спаяные, склепаные, сваренные в нечто целое, создающие огромные композиции. Подобные изделия выполнены с огромным мастерством, но не способны найти применения индустриальной промышленности, т.к. они только имитация машин, оборудования и продукции индустрии. Все это привело к развитию дизайна интерьера, экстерьера и дизайна техники (разнообразие технического дизайна можно наблюдать везде в современном мире. Начиная различными формами утюга и заканчивая необычными формами зданий). В «пространственном искусстве» создаются произведения, которые предлагают зрителю проникнуть внутрь и испытать на себе всестороннее воздействие реального пространства, превращенного в нечто искусственное, нередко мистифицированное. Воздействие на зрителя усугубляются эффектами фактуры, цвета, света, отражение зеркал, движения тех или иных элементов, звука, видеосредств. Здесь применяют все, что может создать иллюзию движения, свечения, сказочности, необычности и т.п. «Пространственное искусство» является в основном временными сооружениями, не рассчитанные на долгое существование. Такое искусство действует, как аттракцион, рассчитанный на развлечение или на щекотание нервов. К этому жанру относятся такие произведения, как «Бегущий забор» (1976) Христо Явашева, «Спиральная дамба» сооруженная в 1970 г. в США у большого, соленого озера П.Смитсяном. Искусство пространственных объемов прижилось и в реальном мире, и проявилось как функционально-прикладное. Художники оформляют площади и улицы, фасады и интерьеры зданий, витрины и стенды. Благодаря творением «пространственного искусства» обогащается архитектурная среда, к примеру, суперграфика-раскраска крупномасштабными узорами здания и их комплексы, или созданные из неоновых трубок изобразительных композиций (1965-1966). Это искусство растворяется в массовой оформительской и рекламной стихии.
Оп-арт фактически замещает в 60-е годы абстракционизм и начинает свое существование, набирая с огромной силой обороты, развивается не только на благо искусства, но и широкой рекой вливается в повседневный мир. К мастерам оп-арта относятся В.Вазарени, Райли, А.Кольбер, Ж.Тингели и т.д.
Возникновение поп-арта
Огромное внимание стоит уделить возникновению в 1956 году нового движения поп-арта (народное популярное искусство возникшего с оп-артом почти в одно время и частично связан с ним). Поп-арт родился в Америке, как реакция на беспредметное искусство и представляет собой коллажи, комбинации из бытовых вещей на холсте. Корнями поп-арт упирается в экспрессионизм 20-х годов, в сюрреализм, который отстаивал свое существование в годы абстракционизма. Но все же поп-арт возник неожиданно, завоевав выставки своими «необычными экспонатами». На выставках стали появляться предметы быта, например: лопаты, кучи мусора, оттиски тела натурщиков, измазанных в краске. Поп-арт отвергает искусство красоты и эстетизма. В произведениях утрачиваются осмысленность, а преобладанием становится обыденно-банальная предметная стихия. К поп-арту становится близок боди-арт. На выставках появляются и людские фигуры, вымазанные краской и изображающие какой-либо сюжет. Своими целями поп-арт провозгласил «возврат к реальности и раскрытие эстетической ценности». Это искусство призвано давать жизнь и творческий смысл совершенно обыденному материалу, вещей домашнего обихода, упаковок товаров, деталей машин. Широко используются средства информации (штампованные приемы рекламы, прессы, телевидения, кино, документальной фотографии, комиксы и т.п.). Однако, несмотря на зрительские ассоциации, многообразие образов, поп-арт отражает злободневность. Яркие зрительные эффекты достигаются с помощью новейших искусственных материалов и сложных технических приемов. В картинках поп-арта используются фрагменты фото, вырезов из журналов, становясь излюбленным приемом для создания произведений. Главное место отводилось тому, что раньше считали недостойным интереса художника, реклама, иллюстрации газет, мебель, пища, одежда, разнообразные изделия из пластмассы, дерева, металла оказались в центре внимания поп-арта. Художники поп-арта нередко утверждали, что жизнеспособность их творчества связаны с решительным поворотом к реальной жизни, к тому, чем живет простой человек. Хотя в основном такие произведения содержат в себе иронический смысл или откровенно сатирический подтекст.
Поп-арт делится на три фазы: фаза поп-арта в Англии, охватывающая период с 1953 по 1957 г., была связана с разработкой тем, связанных с техникой. фаза (1958-1961 г.) характеризуется переходом от фигуративных изображений к абстрактным, что произошло под влиянием современной абстрактной живописи. Главным художником этого периода считается Р.Смит. фаза поп-арта начала складываться в начале 60-х годов ХХ в. и представлена деятельностью группы художников из королевского колледжа искусств (Англия). Они связывали свое творчество с городом и черпали сюжеты в городской среде. Но при этом ими использовались элементы средств массовой коммуникации: газет, журналов, афиш и рекламных плакатов. В поп-арте виделась возможность прямого контакта со зрителями, а также новые источники выразительности, заложенные в обыденных предметах. К тому времени возникают вопросы, теряют ли свое первоначальное значение бытовые вещи, взятые в необычных комбинациях и сочетаниях? Обретают ли они новые художественные свойства? В начале 60-х г. поп-арт распространился по всему США. Мастера этого направления стремились выразить американский дух и образ жизни временной Америки. Поп-арт вопреки желаниям его авторов был сходен с абстракционизмом. Типичной техникой того времени было сочетание живописного полотна, фотографии и реального предмета. Поп-арт ярко проявлял свои таланты в области скульптуры. Многие из произведений того времени могут восприниматься как реклама, например, произведение К.Ольденбурга «Гигантские синие брюки» или знаменитая композиция под названием «Гигантский гамбургер» (см. приложение 28). Этот популярный продукт превращается в своеобразный символ Америки. Творчество мастеров поп-арта 70-х годов ХХ в. утратило самостоятельность. Его представители либо взаимодействуют в своем творчестве с другими течениями (авангардизмом) либо работают в областях, близких по стилю с поп-артом, рекламе, дизайне. Таким образом, рассмотрев оп-арт и поп-арт, мы можем наблюдать возникновение совершенно новый, непохожий на предшествующий опыт создания произведений. Эти два вида искусства разделены на разные отрасли, но непосредственно связаны между собой. Их взаимодействие происходит на всем пути развития и в момент расцвета. Многие критики говорили о бесполезности их в реальном мире, но ничего не появляется из неоткуда и не уходит вникуда. Таким образом, можно провести аналогию и выяснить, что эти виды искусств тесно вжились в рекламу, дизайн, оформление интерьеров и экстерьеров, и тесно влились в быт людей. Оп-арт дал продолжение, которое образовало лазерное искусство, оно развивается в настоящее время в Японии и других технически развитых странах мира. Поп-арт дал толчок в развитии рекламы, антирекламы и дизайна сочетание материалов и предметов используются в создании интерьеров (девизом которых в последнее время стал: красота, практичность, удобство). Также поп-арт находит применение в оформлении книг и журналов для широкой массы населения. К мастерам поп-арта относятся Таушенберг (см. приложение 25, 26, 27, 29), Ольденбург (см. приложения 28, 30), Лихтенстайн (см. приложения с 32 по 33), Яннис Коупеллис (см. приложение 34), Джаспер Джонс (см. приложение 35).
глава. Виды массовой культуры
Помимо оп-арта и поп-арта в начале ХХ-ых веков развиваются и изучению виды искусств ХХ в., причем некоторые из них, в буквальном смысле, переродились из древности и стали «звучать» в современном обществе по-новому. В этой главе мы можем наблюдать современные течения, и концептуальное искусство, которое также внесло в ХХ век свои новшества и стало существовать и развиваться в ногу с современным миром.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|