Информель-арт ( informel art )
Это течение возникло от слияния двух видов искусств: кубизма и экспрессионизма. Французское слово informel обозначает бесформенный, а не «неформальный» как это принято считать. В 1950-е годы художники начали искать новые пути создания образов, не прибегая к формам искусства, которые использовались их предшественниками. Благодаря чему появляется информель арт. Целью художников было создание нового художественного языка, путем отказа от геометрических фигуративных форм. Формы и методы возникли в процессе импровизации. Творчество представителей арт информаль очень разнообразно, их объединяют свободный живописный мазок и густое наложение краски. Полхожий на абстрактный экспрессионизм, но существующий параллельно арт информаль является очень широким движением и включает в себя живописцев как фигуративной, так и абстрактной ориентации. Хотя центром этого направления был Париж, но оно получило распространение и в других странах Европы, особенно в Испании, Италии и Германии. В этом направлении работал Тапиес (см. приложение 37), ритмы его построения полностью захвачены настоящим. Это неподвижное, застылое настоящее воплощается в жизнь по средствам упорного перехода в материальность. Девиз Тапиеса - «Здесь и сейчас», является показанием реальной боли, отражает особенности политического положения в Испании, но само понимание является лишь частичным случаем всеобщей отчужденности. Тапиес избегал символики; символика, по его мнению, это преодоление материи, освобождение от настоящего. Творчество художника развивается в русле семантики, тревожных ощущений. Знак не потусторонен к материи, а оставляет в ней неизгладимый след, пригвождая ее к ее собственной сущности. Стены, решетки, замки, кресты, отпечатки рук и ног на песке, в грязи, на цементе и асфальте лишают материю какой-либо протяженности в пространстве и всякой способности реагировать на свет. Материя дается как знак безразличия, а невозможность изображения понимается как конец картины. От картины прямой путь к антикартине, к картине наоборот, от которой остается один подрамник. Один шаг, и от антикартины дело дойдет до отрицания всякой картины, до открытого признания гибели живописи (см. приложения). В этом направлении кроме Тапиеса работали Бурри (см. приложения 36, 40, 41), Дюбуффе, Риопель, Де Сталь, Сулаж, Фотрис, Хортунг.
Повера арт (Art Povera)
Повера арт - переводится как концептуальное искусство. Основная задача концептуального искусства заключается в том, чтобы точно определить понятия пространства и визуального поля, сделав из картины в ее физическом понятии - полотна, натянутого на подрамник, единую форму, в которой осуществляются эти понятия. Основополагающаяся концепция сводится к тому, что натянутое на подрамник полотно с его белой поверхностью и жесткими краями является экраном, на который проецируется, становясь видимым, какой-нибудь факт, постигнутый умом художника и перенесенный на пространство полотна. Натянутое на подрамник полотно, остающееся в значительной мере открытым, представляет собой поле, в котором действуют живительные силы красок, между опорной поверхностью и изображением устанавливается абсолютное взаимодействие. Ведь для того, чтобы обеспечить полное соответствие между опорной поверхностью и изображением, может потребоваться изменить «нормальную» форму полотна путем придания ему определенных особенностей (углубления, выпуклости и т.п.) соответствующих несущей способности красок. Развитие оптико-пространственных исканий в пластическом направлении приводит к сведению многоразмерных окрашенных конструкций.
Следующий шаг состоял в переходе от концепции «форму определяет среда» к крупным акциям, направленным на переделку пейзажа, словно он не имел самостоятельного значения без знака, приданного ему художником, знака, отличающегося в форму, созданную с помощью промышленных материалов, которые используются людьми для «изготовления» среды при застройке территорий. Смысл данного искусства заключается в слиянии всех видов искусств, и всех разновидностей опыта, живописи, скульптуры, архитектуры подчиненных единому идейному плану. В концептуальном искусстве стала идея технического совершенства исполнения. Концептуализм стал ведущим направлением в международном искусстве 1960-х годов и проявляется во множестве способов, при помощи текстов, карт, видеофильмов, фотографий и перфононсов, а произведение может демонстрироваться в галерее или быть специально созданными для определенной местности. В некоторых случаях сам концептуализм заимствует свои идеи из философии, ферменизма, психоанализа, кино и политики. В этом стиле работали многие художники, такие как Фонтане (см. приложение 38-39), Боис, Бюрен, Виола, Кристо, Лонг, Мерц, Наумон и др. Боди-арт
Боди-арт означает не что иное, как искусство «украшать тело». Многие обыватели склонны считать это изыском извращенной молодежи. Но по мнению психологов, «украшательство» тела имеет глубокий психический смысл. Они считают, 1) что это очередная попытка самоутвердиться, причем одна из самых мирных; 2) возможность раскрепоститься; 3) тело, это единственное, чем безраздельно владеет человек. Часто под боди-артом понимают исключительно искусство рисования по телу. Это не совсем правильно. Понятие боди-арта гораздо шире, это целое искусство: бодипейнтинг, пирсинг, татуаж, шрамирование (скарификация) - все это виды боди-арта. Многие считают, что боди-арт искусством как таковым не является, но те не мене,, оно появилось давно, и существует по сегодняшний день в современном мире. Начнем рассматривать боди-арт с татуажа, с одной из самых распространенных отраслей искусств на теле. Татуировка - это рисунок на коже, получаемый при внесении красящего вещества в кожу.
История возникновения слова «тату» уже утрачено. По одной версии - это полинезийское «тату», что значит «рисовать», по другой - таитянское «та» - картинка, «ату» - дух. Культура «разрисовки» собственного тела имеет глубокие корни. Археологи утверждают, что рисунки на кожу умели наносить древние египтяне, во времена между 2500 и 2600 г. до н.э. на коже мумий, найденных в знаменитых пирамидах в Гизе, различимы узоры. Древние Египтяне почитали искусство татуажа и, благодаря торговым связям, разрисовывать собственные тела научили жителей Персии, Греции и Крита. Обычай татуирования существовал у многих народов, во все времена. Многие рисунки, популярные у наших предков, и по сей день дают пищу для фантазии современным мастерам татуажа. Самым популярным стилем, доставшимся от древних народов, остается кельтский орнамент. Он не имеет половых разграничений и наносится как мужчинам, так и женщинам. Кельтский стиль в разное время подвергался большому влиянию различных культур видоизменялся. Проследив историческое развитие узора, можно предположить, что изначально он состоял только из растительных мотивов - хитросплетенных веточек, листиков и цветов. Позже в него были включены животные, причем, настолько гармонично, что стали неотъемлемой его частью. Во все времена люди, наносящие рисунки на тело, вкладывали в это различный смысл - отпугнуть злые силы, привлечь удачу, придать уверенность себе, выделиться среди окружающих или, наоборот, указать на принадлежность к какой-либо группе или сообщество. Но всегда процесс нанесения рисунка сопровождался определенным ритуалом - от магических заклинаний колдунов, до процесса стерилизации современного инструмента. Современное искусство татуажа давно потеряло первоначальный смысл. Если ранние его делали, чтобы уберечься от злых сил, или привлечь удачу на охоте, доверяя свое тело только шаману, колдуну, или человеку, общавшегося с потусторонним миром, и внося в узор тайный смысл, то теперь художественное тату можно сделать в любом татуажном салоне. Причем выбор предлагаемых рисунков очень велик. От простого черного, до сложнейшего цветного.
На сегодняшний момент прогресс достиг того уровня, который позволяет делать временные тату, так называемые темпту. Они наносятся в эпителий красками, имеющих нестабильный состав, т.е. со временем распадающиеся. Такие татуировки держатся несколько лет, постепенно выцветая и теряя контуры. Существуют также и смываемые тату. Красители, использующиеся в них, проникают только в верхние слои эпителия, и исчезают эти тату вместе с отшелушиванием. Такие тату держатся 2-3 дня, после чего теряют контуры и исчезают. По сути, последний вид татуажа, можно отнести также и к боди-арту, росписи по телу. Произведения создаются на теле модели виниловыми красками, и несут в себе идейный замысел художника - что отличает его от татуажа, где человек сам выбирает себе изображение. Хотя в последнее время роспись по телу стала доступна широкой массе при помощи трафаретов и наклеек. Для искусства по телу предлагается широкий выбор красок и материалов, помогающих дополнить и завершить рисунки. К ним относятся блестки, стразы, блестящая пудра и бинди (готовые изделия из страз, на жесткой основе, клеящиеся к телу). Существуют также ультрафиолетовые краски, которые светятся в ультрафиолетовом свете и дают художнику по телу большую альтернативу. В последнее время стали часто проводиться конкурсы и выставки по боди-арту (росписи по телу). Не прошло мимо это направление и наш городок. В 1998т году это странное искусство, уходящее своими корнями в глубину веков, к ритуалам древних индийских племен, как-то незаметно прокралось и в наш город с «дикого» запада. Тогда, впервые (в 1998 г.) на сцене драм.театра за прозрачной занавеской расположились полуобнаженные женщины и представили свои тела для художественной росписи. Это было своего рода вызовом, в первую очередь нашему менталитету. Читинские женщины сбросили с себя оковы народных представлений о женской репутации и выставили себя во всей красе, не комплексуя по поводу особенностей своего телосложения. Это не выглядело ни пошло, ни унизительно, в первую очередь благодаря художественному вкусу тех, кто их украшал. Сама организация шоу в тот предоставляла слишком мало времени для того, чтобы на самом деле превратить тело в произведения искусства. На роспись было отведено час с небольшим, но за это короткое время художниками были созданы заранее продуманные образы, и эти образы были не лишены поэзии и своеобразного шарма. Организаторами этого праздника было обещано делать такое шоу ежегодным, но оно повторилось только в декабре 2001 года. Проходило оно на сцене кинотеатра «Родина». Представлено было 8 моделей, которых «расписывали» в течение шести часов. Все это время проводилась развлекательная программа, а в конце нее были выставлены на суд зрителей своеобразные шедевры, которые выходили под определенную музыку с движениями, дополняющими их образ. Организаторами шоу являлись учебно-эстетический центр «Клеопатра», центр творческого развития «Новое поколение» под руководством братьев Юрмановых.
Одна из последних выставок по боди-арту прошла в Горном Алтае, на турбазе «Царская охота» с 21 по 25 сентября 2004 г. На ней соревновались в умении расписывать тело представители из Новосибирска, Барнаула, Норильска, Улан-Удэ и других городов России. Рассмотрим и другое направление по боди-арту, им является пирсинг. Из всех направлений боди-арта, пирсинг - это искусство, которое в прямом смысле «вторгается» в тело. Его принято считать современным, но его корни уходят в Древний Египет. Жены фараонов, чтоб показать свою принадлежность к высшему сословию, прокалывали себе пупок, и вставляли золотые украшения - амулеты, чтоб оградить себя от злых сил. Также пирсинг, до сих пор живет в культурах некоторых африканских и южноамериканских народностей. Каждое племя вкладывает в эту традицию глубокий религиозный смысл. Кроме того, практика пирсинга связана с такими областями первобытной культуры, как племенная этика и философия. Однако, современная молодежь воспринимает пирсинг, как яркое выявление моды. Если для некоторых данная практика иногда приобретает сакральный оттенок, то для большинства молодых людей - это способность носить ювелирные изделия и новая форма в искусстве украшения тела. Это течение боди-арта сильно повлияло на изменение эстетических канонов на западе. В последние годы сложно предсказать до какого возраста милая девушка с большим кольцом, продетым сквозь перепонку носа, будет считаться красивой. На сегодняшний момент в нашей стране тоже появилась тенденция к прокалыванию различных частей тела. «Проколанных» молодых людей можно встретить везде. На сегодняшний момент открыто масса салонов, где можно за определенную сумму стать обладателем отверстия в различных частях тела. Для современных любителей пирсинга, сейчас существуют множество украшений, начиная от незамысловатых колечек, до булавок и брошей различных расцветок и цен. Для любителей проколов это перерастает в особое удовольствие, похвастаться новым украшением в пупке или в носу хочется любой обладательнице боди-арта, но нельзя забывать об осторожности! Прежде чем решиться на этот шаг, нужно не один раз понимать, нужно ли это человеку. Ведь «проколы» не всегда бывают полезны для здоровья, и могут повлечь за собой серьезные последствия. Нельзя такое серьезное дело доверять людям, не имеющим специальной подготовки. И к этому нужно отнестись серьезней всего. Но тем не менее, нельзя отрицать тот факт, что пирсинг не является искусством. Он непосредственно с ним связан. Даже те же самые украшения являются особой художественной ценностью, а на теле эта ценность и превращается в искусство. По мнению автора, обладатели пирсинга являются носителями искусства, ведь не каждый человек может решиться, чтоб проколоть свое тело, да и украшение нужно уметь «носить красиво», со вкусом и в меру, а не уподобляться «новогодней елке», обвешанной различными украшениями. Хотя это лишь субъективное мнение автора, а оно у каждого свое.
Легс арт (Legs art)
Легс арт - это направление в искусстве, непосредственно связанное с боди-артом (росписью по телу). Но тем не менее выделенная в отдельную отрасль. Означает она «искусство украшения ножек» полотном служат ноги, а картинами, создаваемые на них рисунки. Но ногах часто используются приемы зима-лето, весна-осень, день-ночь и другие сюжеты, так как ноги - это парная часть тела, то одну ногу делают осенним деревом, а другую весенним, расцветающим. Помимо этих мотивов популярностью пользуются и другие, на усмотрение авторов. Впрочем, иногда легс арт сливается воедино с росписью всего тела, поэтому говорить, что оно самостоятельно, можно не всегда.
Нойл арт (noil art)
Это искусство украшения ногтей, творческое течение боди-арта, используемое в наше время очень часто. Многие даже не знают, что роспись на ногтях напрямую связана с боди-артом. Начиная с 30-х годов женщинам был предоставлен красный лак для ногтей, который являлся единственным цветом, вплоть до 60-х годов. В 60-е годы к незаменимому красному добавился шокирующий розовый цвет, в 70-е стали популярны оранжевые цвета, в 80-е - нежные, с молочным оттенком, переходящие постепенно к более широкому ассортименту цветов. Сегодня ногти - это объект для настоящего творчества с огромным выбором цветовой гаммы. Рисунки на ногтях делаются в любом маникюрном салоне, а в последнее время, изучив технику рисования на ногтях, экспериментировать в рисунках стали самостоятельно многие дамы. Сейчас для ногтей продаются множество переводок, наклеек и рисунков, но наиболее ценным остается выполнение рисунков вручную, т.к. даже самый опытный мастер не сможет идентично повторить узор, созданный на предыдущем ногте. Рассмотрим два стиля этого искусства. Стиль «бейби» (baby). Данное направление в моде у подростков, для оформления используются пастельные цвета, такие как матово-голубой, нежно-розовый и т.п., создаваемые рисунки просты и незамысловаты. Стиль «дарк» (dark). Эффект заключается в чередовании темного (черного_ и светлого (белого) лака. После высыхания поверх наносят прозрачный лак с блестками, для придания мерцающего эффекта. Разновидностей стилей очень много, и в выборе оттенков нет никаких ограничений. В сфере причесок тоже есть непосредственное влияние боди-арта. Современные открытия в области химии помогают для создания самых невероятных шедевров. Палитра цветов и оттенков позволяют стереть барьеры в оформлении волос. Молодежное течение экспериментируют в сфере причесок и оттенков, позволяя развиваться искусству боди-арт в самых немыслимых сферах. Таким образом, проанализировав массовое искусство, как информель арт, повера арт, легс арт, найл арт и широкую отрасль боди-арта мы можем с уверенностью сказать, что они актуальны и на сегодняшний день. Эти искусства представляют собой широкое «поле» для изучения. Проблемы массового искусства отражаются в современной среде и звучат повсеместно. Где бы мы ни были, мы всегда можем наблюдать за развитием каждого из видов искусств. Ни одно из них не утратило своей актуальности и более того, оставаясь актуальными, продолжают развиваться, находя все новые возможности для выражения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|