По итогам изучения дисциплины студент должен обладать
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ (XX- первое десятилетие XXI вв.)
Цель курса - характеристика особенностей истории отечественной исторической науки в ХХ - первом десятилетии XXI вв. Задачи курса: · осветить основные проблемы отечественной исторической науки в этот период; · охарактеризовать основные черты, присущие историко-научным сообществам страны и Зарубежья; · сформировать представление о процессах, происходивших в исторической науке России, определить основные линии взаимосвязи внешних и внутренних факторов развития науки; · дать понятие об основных представителях отечественной исторической науки, этапах их жизненного пути, исторических воззрениях и концепциях; познакомить с многообразием методологических доктрин и концепций, получивших развитие в отечественной историографии ХХ - первом десятилетии XXI вв. · обратить внимание на формы трансляции и популяризации исторического знания.
Программа курса выстроена соответственно периодизации, данной учеными в постсоветский период (А.С. Ахиезер, В.П. Корзун) [*]: · 1917 – конец 1920-х гг. сосуществование старой и новой исторической науки. Внутри этого периода выделяют этап существования науки в годы революции и гражданской войны (экстремальные условия): потери в составе профессорско-преподавательского корпуса, утраты и повреждения книжного, архивного и музейного фондов страны. После 1922 г. – оформление политики в отношении к науке. Высылка («философский пароход») и отстранение представителей старой школы. Становление системы контроля власти за деятелями исторической науки. В целом период характеризуется постепенным усложнением взаимоотношений власти со «старой школой»; трансформацией Академии наук к потребностям коммунистического строительства; постепенным внедрением марксистской методологии, оформлением марксистских научных заведений (Комакадемия, Институт Красной профессуры); появлением господствующей группы историков во главе с М.Н. Покровским. После революции наблюдалось падение статуса истории; ликвидация исторических факультетов и замена их ФОНами. Так был дан импульс смычке обществоведения с историей и контролю обществоведческих моделей общественного развития над конкретно-историческим материалом.
· С начала 1930-х до начала 1940-х гг. – полное подчинение науки требованиям партийно-идеологической системы, ликвидация научной альтернативности марксизму. К этому периоду относится и разгром школы М.Н. Покровского. Происходит административное пресечение научных поисков в самом марксизме. При этом произошло и положительное преодоление засилья социологических схем над конкретно-историческим материалом, закладываемого школой М.Н. Покровского. В середине 1930-х восстановлено преподавание истории в вузах и школах, открылись истфаки в университетах. Изменилась и идеологическая установка – от интернационализма к национальной истории. · 1941-1945 гг. -потери в составе научных кадров. Эвакуация и реорганизация учреждений и институтов. Утрата части источников в результате бомбежек и эвакуации. Но перераспределение историко-научных кадров по стране дало толчок к становлению новых научных центров на периферии страны. Взлет национального самосознания. Востребованность национальной истории с культом военачальников прошлого и настоящего. · 1945-1956 гг. – возвращение историков к мирному труду, восстановление архивного и музейного фондов. Неблагоприятный идеологический фон: национальные мотивы трансформируются в шовинистические формы. Борьба с космополитизмом, кибернетикой, генетикой.
· Середина 1950-х – середина 1960-х гг. -период оттепели, оздоровление общественной обстановки. Переосмысление истории революционного движения; отказ от теории «двух вождей» в революции; ослабление идеологического контроля за наукой, методологические поиски («новое направление»). Выход историков на международную арену, участие в конференциях. · Середина 1960-х – середина 1980-х – новое усиление партийно-государственного контроля. Ликвидация «нового направления», приостановка марксистских методологических поисков. · Середина 1980-х – начало 1990-х гг. – ослабление и исчезновение партийно-государственного контроля за наукой. Появление альтернативных ретроспективных и западных постмодернистских теорий. Популярность исторической публицистики. Публикация источников. Новая проблематика. · Постсоветский период. Распад советско-государственной системы и влияние его на историко-научное сообщество. Методологический, проблемный, историософский плюрализм. Дезинтеграция единого историко-научного пространства. Обострение интереса к локальной истории, краеведению. Введение новых источников в научный оборот. Репринтные издания. Со второй половины 1990-х – размежевание исторической науки и публицистики. Внедрение в общественное сознание псевдонаучных построений, «дилетантских» схем А.Т. Фоменко, концепции В. Суворова. Среди новых направлений науки – микроистория, история повседневности, гендерный подход. Появляется система грантовой поддержки государственных фондов и зарубежных.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ»
По итогам изучения дисциплины студент должен обладать · Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории (ПК-1), · источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), · теории и методологии исторической науки (ПК-4); · способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); · способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);
· владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); · способностью логически верно, аргументировано строить устную и письменную речь (ОК-2); · осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); · готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Самостоятельная работа по темам предполагает работу с конспектами лекции, знакомство с историографическими источниками и литературой (чтение, конспектирование для пополнения лекционных записей) при подготовке к написанию контрольной работы и сдаче экзамена. Приветствуется желание студента провести семинар самостоятельно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|