Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Великой отечественной войны




Новые условия, трудности и задачи советских историков в обстановке войны. Утраты архивных документов в результате оккупации и военных действий. Мероприятия Советского правительства по сохранению научных кадров, исторических учреждений, документальной базы исторической науки, музеев. Эвакуация научно-исследовательских учреждений и вузов. Быт русского ученого во время войны. Формы участия советских историков в борьбе против фашистской Германии. Преобладание военно-патриотической тематики в исторических исследованиях. Агитационно-пропагандистская историческая литература о героическом прошлом России. Научные конференции и юбилейные издания. Труды о выдающихся русских полководцах прошлого. Исследования по истории внешней политики России.

Активизация разработки принципиальных проблем отечественной истории: образование государства у восточных славян, создание Русского государства в XV в., внутренняя и внешняя политика в XVI в., личность и деятельность Ивана IV, социально-экономическая история XVII в., деятельность Петра I, становление абсолютизма.

Создание историй союзных республик. «История Казахстана» и полемика вокруг ее концепции. Закрытое совещание историков при ЦК ВКП(б) в 1944 г. Начало изучение истории Великой Отечественной войны.

 

СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

 

Общественно-политические условия развития исторической науки во второй половине 1940-х - первой половина 1950-х гг. Дискуссии конца 1940 - начала 1950-х гг. по принципиальным проблемам отечественной истории. Обсуждение книги Н. Рубинштейна «Русская историография».

Усиление патриотической тенденции в идеологии и науке. Историческая наука как одни из участков» идеологического фронта». Постановления ЦК ВКП(б) по пропаганде о повышении эффективности идеологической работы, активизации борьбы за чистоту марксистско-ленинской идеологии и отстаивании принципов партийности в науке.

Подготовка молодых кадров историков для возмещения понесенных в ходе войны потерь среди научных работников и преподавателей исторических факультетов вузов.

Интерес к истории дипломатии и внешнеполитических отношений. Книга Бориса Романова «Люди и нравы Древней Руси». Научное наследие М.В. Нечкиной.

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В ПЕРИОД «ОТТЕПЕЛИ»

 

Влияние изменений ХХ съезда КПСС на изменение общественно-политической обстановки в стране. Публицистика в авангарде оздоровления общественного климата. «Вопросы истории» академика А.М. Панкратовой.

Попытка соединить научность и объективность исследования и принцип партийности в исторической науке, не выходя за рамки марксистской парадигмы. Критика сталинского догматизма в советской историографии.

Теория «двух вождей». Дискуссии историков о периодизации отечественной истории, складывании централизованного государства, формах феодальной собственности, формировании капиталистического уклада.

Удовлетворение источникового голода. Начавшийся процесс возвращения отечественной историографии в мировую историческую науку. Раздел «Историческая наука за рубежом» в журнале «Вопросы истории». Участие советских историков в международных симпозиумов.

Проблема общественного строя Киевской Руси в трудах К.В. Базилевича, Л.В. Черепнина, Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова. Попытка обновленного обращения к ленинскому наследию. «Новое направление».

Феномен «санкционированной свободы» как основной фактор, сдерживавший развитие советской исторической науки.

 

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В КОНЦЕ 1960-х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х гг.

 

Общественно-политические условия развития советской исторической науки. Усиление партийного вмешательства в деятельность научно-исторических учреждений с конца 60-х годов ХХ в. Попытки возрождения сталинизации советской исторической концепции и проявление признаков застоя советской исторической науки в 70-х - начале 80-х годов. Влияние юбилейных кампаний на публикацию источников и расширение проблематики научных исследований. Внешние связи советских историков, их участие в международных конгрессах и симпозиумах. Научное наследие И.Д. Ковальченко.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ

1980 – х – НАЧАЛЕ 1990 – х гг.

 

Влияние политики перестройки на состояние исторической науки. Теоретико-методологическое обновление советской исторической концепции. Расширение и углубление проблематики исследования. Заполнение белых пятен истории. Роль газет и журналов («Аргументы и факты», «Огонек», «Новый мир»). Празднование Тысячелетия принятия христианства на Руси и легализация изучения истории Русской Православной Церкви. Тематика «круглых столов». Первые попытки обогащения советской исторической концепции через восприятие достижений зарубежной историографии.

Гендерный подход. Историческая антропология. Военно-историческая антропология.

 

РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

В КОНЦЕ XX – ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI вв.

 

Общественно-политические условия развития отечественной исторической науки после распада СССР. Поиски новых теоретико-методологических основ изучения истории. Преодоление идейной самоизоляции отечественных историков от зарубежной историографии. Осмысление идеи альтернативности исторического развития в отечественной историографии в 1990-е гг. – начале XXI в. Отсутствие единого дискурса в теоретическом изучении альтернативности исторического развития. Подходы к проблеме альтернативности: культурологические (Ю. М. Лотман); историософские (М. С. Тартаковский, И. В. Бестужев-Лада, С. А. Экштут); социологические (А. В. Коротаев, А. С. Ахиезер и А. А. Родин); с инергетические. Концепция синергетики как научная парадигма постсоветского периода. Возможность ее применения в исторических исследованиях (Ю. М. Лотман, Я. Г. Шемякин, М. С. Каган, М. А. Чешков; математические (С. Ф. Гребениченко, Л. И. Бородкин).

Идея альтернативности исторического развития в контексте феномена «фольк-хистори». «Фольк- хистори» и реакция научного сообщества на труды ее авторов (Аджи Мурад, Носовский Г.В., Фоменко А.Т. и др.).

Работы по социальной истории России, истории повседневности. Международные проекты по публикации источников, созданию конкретно-исторических исследований. Перспективная программа научно-исследовательской работы «Возрождение России».

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Студентам предлагается общая тема контрольной работы – «Российская историческая наука в постсоветский период».

Во введении обосновать актуальность (научную значимость) темы, поставить цель и задачи контрольного исследования, обозначить, на основе каких источников и литературы написана работа.

В первой главе к/р студент должен представить общую характеристику состояния исторической науки в 1990-е – 2000-е годы: отношения власти и науки, методологические подходы, дискуссионные темы, направления исторической науки (историческая антропология, социальная история, история повседневности, исследование исторических альтернатив и т.д.), исследование «закрытых» ранее тем (например, история Церкви, монастырей, наследия эмигрантов и т.д.), введение в научный оборот новых источников. Эта глава может называться «Состояние исторической науки в постсоветский период. Общая характеристика».

Тему второй главы студент выбирает самостоятельно. Это может быть одно из направлений развития современной исторической науки. Например: история повседневности, социальная история, изучение истории Великой Отечественной войны в постсоветский период, исследование истории ГУЛАГа и т.д. Глава может называться: «Исследование евразийского наследия (истории Великой Отечественной войны, истории повседневности) в контексте развития современной исторической науки».

В заключении – общий вывод.

Учитывая тему контрольной работы, рекомендуется использовать материалы академических журналов («Отечественная история», «Вопросы истории») за соответствующий период, материалы сайта Российской Академии Наук.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:

СЕМИНАР 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...