Наименование тем
| Основное содержание
| Требования к формируемым компетенциям, знаниям и умениям студента
|
компетенции
| Студент должен знать
| Студент должен уметь
|
Тема 1.
Отечественная историческая наука и власть (1917-1930 - е)
| Влияние революции 1917 г. на историческую науку. Роль советских партийных органов в создании новых академических и ученых институтов. Формирование новой научной общественности. Изменение статуса истории в школах, университетах. Деятельность М.Н. Покровского по формированию нового облика советской исторической науки.
Политика власти по отношению к «старым» специалистам. «Академическое дело».
Особенности исторического творчества в новых условиях существования науки. Начало обособления от мирового историко-научного сообщества.
Становление тоталитарной системы 1930-х и вписывание в нее Академии Наук, академических институтов, историко-научного сообщества в целом. Смерть М.Н. Покровского и кризис его школы. Изменение идеологической направленности партийно-государственных органов. Новая ориентация на национальную историю как один из важнейших ее элементов.
“Краткий курс ВКП(б)” и его влияние на дальнейшие судьбы отечественной исторической науки.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Влияние революции 1917 г. на историческую науку. Роль советских партийных органов в создании новых академических и ученых институтов. Формирование новой научной общественности. Изменение статуса истории в школах, университетах. Деятельность М.Н. Покровского по формированию нового облика советской исторической науки.
Политика власти по отношению к «старым» специалистам. «Академическое дело».
Особенности исторического творчества в новых условиях существования науки.
Начало обособления от мирового историко-научного сообщества. Становление тоталитарной системы 1930-х и вписывание в нее Академии Наук, академических институтов, историко-научного сообщества в целом. Смерть М.Н. Покровского и кризис его школы. Изменение идеологической направленности партийно-государственных органов. Новая ориентация на национальную историю как один из важнейших ее элементов.
“Краткий курс ВКП(б)” и его влияние на дальнейшие судьбы отечественной исторической науки.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
|
Тема 2. Русская историческая мысль за рубежом (1920-е-1930-е гг.)
| Изгнание русских историков за границу на “философских пароходах” в 1922 г. Центры русской исторической науки за рубежом - Прага, Берлин, Париж, Харбин. “Русская акция” правительства Чехословакии, ее ход и основные итоги для русского историко-научного сообщества за рубежом. Особенности русского историописания за рубежом.
Евразийство как отражение идеологических и научных поисков эмиграции.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Изгнание русских историков за границу на “философских пароходах” в 1922 г. Центры русской исторической науки за рубежом - Прага, Берлин, Париж, Харбин. “Русская акция” правительства Чехословакии, ее ход и основные итоги для русского историко-научного сообщества за рубежом. Особенности русского историописания за рубежом.
Евразийство как отражение идеологических и научных поисков эмиграции.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
|
Тема 3. Советская историческая наука в годы Великой отечественной войны
| Потери историко-научного сообщества, преподавательского и студенческого корпуса в период войны. Переориентация в государственной идеологии, ее новые национально-патриотические тенденции и изменение в связи с этим научной проблематики и общей оценки исторического прошлого. Поиск героико-эпохальных личностей и событий в русской истории. Военно-патриотическая и общественная деятельность советских историков. Создание антифашистского комитета советских ученых, участие в нем историков. Влияние эвакуированных историков на становление исторической науки в союзных и автономных республиках СССР. Создание историй союзных республик. “История Казахстана” и полемика вокруг ее концепции. Начало изучения истории Великой Отечественной войны. Закрытое совещание историков при ЦК ВКП(б) в 1944 г.: причины созыва, итоги.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Потери историко-научного сообщества, преподавательского и студенческого корпуса в период войны. Переориентация в государственной идеологии, ее новые национально-патриотические тенденции и изменение в связи с этим научной проблематики и общей оценки исторического прошлого. Поиск героико-эпохальных личностей и событий в русской истории. Военно-патриотическая и общественная деятельность советских историков. Создание антифашистского комитета советских ученых, участие в нем историков. Влияние эвакуированных историков на становление исторической науки в союзных и автономных республиках СССР. Создание историй союзных республик. “История Казахстана” и полемика вокруг ее концепции. Начало изучения истории Великой Отечественной войны. Закрытое совещание историков при ЦК ВКП(б) в 1944 г.: причины созыва, итоги.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
|
Тема 4. Отечественная историческая наука в первое послевоенное десятилетие
| Усиление негативных тенденций в идеологии Советского государства и в политике по отношению к научному и культурному сообществу страны в первые послевоенные годы. Псевдодискуссии по вопросам философии, политической экономии, языкознания. Идеологические кампании конца 1940-начала 1950-х гг. А. Жданов и его роль в гонениях на науку и литературу.
Продолжение патриотической линии партийно-государственной идеологии. 800-летие г. Москвы. Историческая оценка этого события в трудах деятелей науки. Актуализация интереса к истории внешнеполитических отношений. “История дипломатии”.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Усиление негативных тенденций в идеологии Советского государства и в политике по отношению к научному и культурному сообществу страны в первые послевоенные годы. Псевдодискуссии по вопросам философии, политической экономии, языкознания. Идеологические кампании конца 1940-начала 1950-х гг. А. Жданов и его роль в гонениях на науку и литературу.
Продолжение патриотической линии партийно-государственной идеологии. 800-летие г. Москвы. Историческая оценка этого события в трудах деятелей науки. Актуализация интереса к истории внешнеполитических отношений. “История дипломатии”.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
|
Тема 5.. Отечественная историческая наука в период «оттепели»
| ХХ съезд КПСС, его решения. Влияние на изменение общественно-политической обстановки в стране. Перемены в историко-научном сообществе: расширение сети научно-исторических учреждений и вузов, организация новых исторических журналов. Попытки десталинизации исторической науки и концепции “двух вождей”. Дискуссии историков о периодизации отечественной истории, складывании централизованного государства, формах феодальной собственности, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте и.др.
Проблема общественного строя Киевской Руси в трудах К.В. Базилевича, Л.В. Черепнина, Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова. Преодоление научной изоляции отечественного исторического сообщества. Участие советских историков в международных симпозиумах.
Изменение проблематики и методологические поиски отечественной исторической науки в период оттепели. Попытка обновленного обращения к ленинскому наследию. Складывание “нового направления” как итог методологических поисков исторической науки.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| ХХ съезд КПСС, его решения. Влияние на изменение общественно-политической обстановки в стране. Перемены в историко-научном сообществе: расширение сети научно-исторических учреждений и вузов, организация новых исторических журналов. Попытки десталинизации исторической науки и концепции “двух вождей”. Дискуссии историков о периодизации отечественной истории, складывании централизованного государства, формах феодальной собственности, формировании капиталистического уклада, промышленном перевороте и.др.
Проблема общественного строя Киевской Руси в трудах К.В. Базилевича, Л.В. Черепнина, Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова. Преодоление научной изоляции отечественного исторического сообщества. Участие советских историков в международных симпозиумах.
Изменение проблематики и методологические поиски отечественной исторической науки в период оттепели. Попытка обновленного обращения к ленинскому наследию. Складывание “нового направления” как итог методологических поисков исторической науки.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
|
Тема 6. Развитие советской историографии в 1960-е – 1980-е гг.
| Свертывание процессов обновления в конце 1960-х гг. Разгром “нового направления”. Сохранение старых методологических и концептуальных установок. Реконструкция основных схем “Краткого курса”. Школы Б.Д. Грекова, П.А. Зайончковского. Становление историографических школ в провинциальных ВУЗах, казанская и томская школы историографов. Дискуссии о генезисе феодализма, об абсолютизме (1968-71 гг). Кристализация основной проблематики исторических исследований. Концепция феодализма Л.В. Черепнина, проблема генезиса капитализма в трудах Н.М. Дружинина, В.К. Яцунского, Е.И. Индова. Изучение аграрного строя капиталистической России А.М. Анфимовым, С.М. Дубровским, И.Д. Ковальченко и др.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Свертывание процессов обновления в конце 1960-х гг. Разгром “нового направления”. Сохранение старых методологических и концептуальных установок. Реконструкция основных схем “Краткого курса”. Школы Б.Д. Грекова, П.А. Зайончковского. Становление историографических школ в провинциальных ВУЗах, казанская и томская школы историографов. Дискуссии о генезисе феодализма, об абсолютизме (1968-71 гг). Кристализация основной проблематики исторических исследований. Концепция феодализма Л.В. Черепнина, проблема генезиса капитализма в трудах Н.М. Дружинина, В.К. Яцунского, Е.И. Индова. Изучение аграрного строя капиталистической России А.М. Анфимовым, С.М. Дубровским, И.Д. Ковальченко и др.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
|
Тема 7. Российская историческая наука в 1980-е – 1990-е гг.
| Попытки партийно-государственного обновления и их влияние на историческую науку. Публицистика в авангарде открытия “белых пятен”. Общественный интерес к сталинскому времени, постепенное расширение ретроспективного горизонта и освещение тем, связанных с первыми годами советской власти, революции и дальнейшее стремительное движение вплоть к истокам существования российского государства. Начало методологического кризиса. Критика марксизма. Расширение исследовательской проблематики и первые “круглые столы историков”. Празднование 1000-летия крещения Руси в общегосударственном масштабе. Актуализация проблематики связанной с историей РПЦ.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Попытки партийно-государственного обновления и их влияние на историческую науку. Публицистика в авангарде открытия “белых пятен”. Общественный интерес к сталинскому времени, постепенное расширение ретроспективного горизонта и освещение тем, связанных с первыми годами советской власти, революции и дальнейшее стремительное движение вплоть к истокам существования российского государства. Начало методологического кризиса. Критика марксизма. Расширение исследовательской проблематики и первые “круглые столы историков”. Празднование 1000-летия крещения Руси в общегосударственном масштабе. Актуализация проблематики связанной с историей РПЦ.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
|
Тема 8. Историческая наука в России в конце ХХ – начале XXI в.
| Распад советско-государственной системы и его влияние на историко-научную ситуацию. Методологический, проблемный, историософский плюрализм как следствие либерализации и лишения исторической науки идеологической функции. Дезинтеграция единого историко-научного пространства. Национализм в бывших союзных республиках и его влияние на становление новых исторических концепций независимых государств. Массовые стереотипы и предрассудки в национальных историях и представлениях о прошлом. Обострение интереса к локальной истории и краеведению. “Интервенция” дилетантов в историческую науку. Концепция А.Т. Фоменко и новая интерпретация им всемирной истории. Феномен Э. Радзинского. Обозначение нигилистического подхода к истории Великой Отечественной войны. Дискуссии по поводу книг В.Суворова.
Социальная история, история повседневности, историческая антропология.
Переход исторического научного сообщества от государственного финансирования к альтернативным системам поддержки жизнедеятельности. Становление системы грантовой поддержки исторических исследований.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ОК-8
ОК-11
| Распад советско-государственной системы и его влияние на историко-научную ситуацию. Методологический, проблемный, историософский плюрализм как следствие либерализации и лишения исторической науки идеологической функции. Дезинтеграция единого историко-научного пространства. Национализм в бывших союзных республиках и его влияние на становление новых исторических концепций независимых государств. Массовые стереотипы и предрассудки в национальных историях и представлениях о прошлом. Обострение интереса к локальной истории и краеведению. “Интервенция” дилетантов в историческую науку. Концепция А.Т. Фоменко и новая интерпретация им всемирной истории. Феномен Э. Радзинского. Обозначение нигилистического подхода к истории Великой Отечественной войны. Дискуссии по поводу книг В.Суворова.
Социальная история, история повседневности, историческая антропология.
Переход исторического научного сообщества от государственного финансирования к альтернативным системам поддержки жизнедеятельности. Становление системы грантовой поддержки исторических исследований.
| Использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования, теории и методологии исторической науки;
критически воспринимать концепции различных историографических школ.
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия;
|
Контрольная работа «Российская историческая наука в постсоветский период».
| Общая характеристика состояния исторической науки в 1990-е – 2000-е годы: отношения власти и науки, методологические подходы, дискуссионные темы, направления исторической науки.
Анализ одного из направлений развития современной исторической науки. Например: история повседневности, социальная история, изучение истории Великой Отечественной войны в постсоветский период, исследование истории ГУЛАГа и т.д.
| ПК-1
ПК-3
ПК-4
ПК-7
ПК10
ОК-1
ОК-2
| Общая характеристика состояния исторической науки в 1990-е – 2000-е годы: отношения власти и науки, методологические подходы, дискуссионные темы, направления исторической науки.
Анализ одного из направлений развития современной исторической науки. Например: история повседневности, социальная история, изучение истории Великой Отечественной войны в постсоветский период, исследование истории ГУЛАГа и т.д
| Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области отечественной истории.,
источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования,
теории и методологии исторической науки;
способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ;
способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
способностью логически верно, аргументировано строить устную и письменную речь;
|