Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.




 

Индия – одна из самых загадочных и древнейших цивилизаций мира. Её истоки относятся еще к 3 тысячелетию до н.э. Именно тогда возникла так называемая индская культура.

Индийская философия – как и культура, - одна из самых древних в истории человечества. Это одно из наиболее глубоких и оригинальных явлений человеческой культуры. Философия оказала колоссальное воздействие на все духовное развитие страны, на общественных деятелей в самой Индии – Р.Тагора, М.Ганди, Дж.Неру и пр. Однако её роль и значение выходят далеко за пределы собственно индийского ареала. Её своеобразие, неповторимость оказали мощное воздействие на многих европейских мыслителей, таких как: Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Г.Гегель, А.Шопенгауер, Ф.Ницше, А.Эйнштейн, Л.Толстой, наконец – Е.Блаватская и др. Многие из этих идей проникли и в массовое сознание, и в вульгаризированном виде составляют часть современной массовой культуры. Кому не доводилось слышать о законах «кармы»? Это относится к такой идее как «сансара» или, как обычно её называют в европейской культурной традиции - реинкарнация. Вопрос о том, сколько жизней мы прожили, кем были в прошлом, породил множество произведений массовой культуры.

Обратите внимание:

Веды – древнейший памятник индийской культуры. Веды – это поэтические сборники гимнов, посвященные древнеиндийским богам. Язык священных текстов – санскрит – признавался единственным подлинно человеческим языком, на котором все вещи имеют правильное обозначение.

Веды считаются одной из древнейших книг на земле.. Самые ранние из них создавались за 1500 – 800 лет до нашей эры. Веды передавались устно, индийцы называли их «шрути» – что значит услышанное.

Самые ранние Упанишады были составлены в Северной Индии в VII или VIII веке до н. э. Буквально термин «Упанишады» означает «сидящий рядом», но он приобрел смысл эзотерического учения, поскольку эти тексты содержат тайные доктрины, которые лесные отшельники передавали своим близким ученикам. Упанишады относятся к числу величайших интеллектуальных достижений в истории человечества. Хотя Упанишады не излагают какую-то одну философскую систему, а скорее выражают интеллектуальные искания, часто противоречащие друг другу, их общей темой является онтологическое единство, вера в то, что всё радикальным образом связано между собой.

Индийский философ VIII в. н. э. Шанкара в своих комментариях к первой сутре «Веданта-сутр» говорит, что для изучения философии необходимо:

· знать о различии между вечным и преходящим;

· быть отрешенным от всех мелких желаний, личных мотивов и практических интересов;

· вести достойную человека нравственную и добродетельную жизнь;

· владеть техникой медитации.

 

ВЕДЫ

Самхиты (гимны) Основное содержание
Ригведа Веда гимнов. Собрание 1017 гимнов (самхит). Это обращения к ведическим богам и молитвы. Ригведа была обрядовым руководством для жреца, отвечавшего за исполнение гимнов во время жертвоприношений. В Ригведе уже присутствуют некоторые предфилософские понятия (философские идеи) – Пуруша, рита, сансара, карма,
Самаведа Веда песнопений. Описание правильного произнесения гимнов Ригведы во время жертвоприношения. Использовалась жрецом, отвечавшим за музыкальное сопровождение обряда.
Яджурведа Веда жертвоприношений. Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы. Руководство для жреца, отвечавшего за обеспечение обряда всем необходимым (например, дровами и «сомой»).
Атхарваведа Веда магических заговоров. Собрание заклинаний, обращенных к богам, демонам, духам. Находилась у брахмана, (главного жреца) или у царского жреца, которые осуществляли общее руководство обрядом.
Система священных текстов
Брахманы Поскольку главный жрец – брахман составлял комментарии к самхитам, то эти книги и получили название Брахманов.
Араньяки Некоторые жрецы уходили в лес и становились лесными отшельниками. В результате их комментариев к Самхитам и Брахманам, появились книги Араньяки (лесные).
Упанишады Когда к отшельникам стали приходить ученики, садились рядом с ними и учились мудрости, появились книги, написанные этими учениками (упанишада – означает сидеть возле, сидение у ног учителя). Именно Упанишады легли в основу классической древнеиндийской философии. В индийской традиции относят к ним 108 книг, создававшихся с VI в. до н.э. – по XVI в. н.э. Говоря о древнеиндийской философии имеют в виду, прежде всего Упанишады, созданные в I тыс. до н.э.
Существует три основных разногласия между ортодоксальными школами:
  1. Хотя все ортодоксальные школы признают авторитет Вед, но каждая из школ придает им свою степень значимости.
  2. Разные школы ищут просветления разными путями. Для одних лучший путь – это знания, для других благие деяния, для третьих – вера.
  3. Разные школы дают неодинаковые ответы на вопрос есть ли Бог. Хотя все ортодоксальные школы рассматривают метафизические вопросы, не все рассматривают Бога как ключевую фигуру в мироздании.

Заполните таблицу.

 

Особенности философии Древней Индии
Автохтонность  
   
   
   
   

Дополнительная литература.

1. Пименов В.А. Возвращение к дхарме. М., 1998.

2. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.

3. Брнгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

4. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М.,

Основные понятия: брахман, атман, майя, дхарма, сансара, мокша, ахимса, ортодоксальные и неортодоксальные школы, гедонизм, аскеза.

 

ТЕМА: ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. 1. Особенности китайской философии и основные категории. 2. Конфуцианство – этико-социальная философия. 3. Даосизм – основные идеи. 4. Легизм – школа законников.

Учебная литература

1. Алексеев П.В. История философии. М.: «Проспект», 2006.

2. Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61.

3. Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro

Дополнительная литература.

4. Абрамов В.А. История философии Китая. Чита, 1996.

5. Бабаев Г.А. История философии. Курс лекций.М.2006.

6. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989.

7. Мудрецы Китая. СПб., 1994

8. Стивенсон Джей. Восточная философия. М., 2005.

9. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1996.

10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., Высшая школа, 1991.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...