Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Справедливость. Милосердие. Любовь. Верность. Тема 7. Приобщение младших школьников к нравственным ценностям на уроках светской этики




Справедливость

Справедливость – это правильное и честное отношение (действие, решение). Справедливый человек умеет поступать в согласии с истиной и правдой даже тогда, когда это ему невыгодно и не в его интересах. Справедливый человек, принимает справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Справедливый человек поступает по совести. Справедливость – это не какое-то отдельное хорошее качество человека, это сумма всех хороших качеств человека, которые помогают ему принять правильное решение и сделать правильное действие

Милосердие

Милосердие это неразделимое слияние чувства и поступка. Быть милосердным это значит делать людям добро, разделять с ними радость и беду, любить и уважать друг друга, быть готовым прийти на помощь в любую минуту, уметь прощать из сострадания, человеколюбия.

Любовь

Любовь – это забота. Постоянная поддержка своих родных, защита от разных недугов и проблем. Когда любишь, все это делаешь неосознанно, интуитивно, это как инстинкт охранять самое драгоценное от невзгод. Любовь — одно из самых сильных человеческих чувств, привязанность к другому человеку, желание жить для него и делать ему добро. Любовью создана вся жизнь.

Верность

Верность — это преданность кому-либо или чему-либо, неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Труд

Труд – работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет.

Задание 2. Сравните понятия:

Этика– это касающийся нравственности, нравственные убеждения. Наука, объектом изучения которой является Мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека Этикет –это свод норм и правил, установленный порядок поведения где-либо, формы обхождения в каком-либо обществе.

Вывод:

Этика – это учение, объектами которого являются мораль и нравственность. Этические нормы регулируют поведение человека в быту и труде. Ими люди руководствуются в своих семейных, коллективных, международных отношениях. Этикет – свод правил, которые принято соблюдать в различных ситуациях общения с окружающими.

Мораль – это совокупность духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, к окружающей среде. Нравственность– это качество человека, которым руководствуется человек в своём выборе

Вывод:

Нравственность – это внутреннее состояние, которому человек просто не в силах изменить, а вот мораль – это желание или предрасположенность человека постоянно соответствовать какому-то образцу.

Задание 3. Опишите человека, который обладает негативными качествами.

Злой человек это тот, кто не находит общения с другими людьми, всех ненавидит, ни с кем не хочет общаться, желает всем зла.

Жадный человек это тот, кто стремиться получить побольше, ненасытный в желании приобретать и обогащаться не желающий безвозмездно делиться тем, что имеет; скупой, корыстолюбивый полный напряженного интереса.

Равнодушный человек - это человек, не проявляющий эмоций к ситуациям. Это может проявляться, как и в нежелании играть, общаться, взаимодействовать, так и в более глобальных действиях.

Жестокий человек -это когда человек получает наслаждение от боли и страданий других, получает удовольствие от насилия и осознает что делает что-то плохое.

Жестокий человек - это человек, который имеет вот такую вот зависимость и все осознает, осознанно издевается над другими.

Задание 4. Какие традиции и светские праздники, которые отмечают в России, Вам известны?

День Победы, Международный женский день, 23 февраля, Масленица, Пасха и т. д.

ТЕМА 7. ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ НА УРОКАХ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Задание 1. Как Вы понимаете понятие «приобщение»?

Прийти к общению

Задание 2. Найдите в словарях, энциклопедиях и в других литературных источниках определение понятию «приобщение». Зафиксируйте.

· ПРИОБЩЕ́ НИЕ, -я, ср. Действие по глаг. приобщить—приобщать (в 1 знач. ) и приобщиться—приобщаться (в 1 знач. ). Приобщение рабочих к участию в управлении производством. Особенно значительный путь пройден в развитии искусства и в приобщении народа к искусству в национальных республиках. М. Калинин, Сила народная. Разглядывать рисунки Дега — это одно из величайших наслаждений, это одно из самых чудесных приобщений к красоте. А. Бенуа, Эдгар Дега.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

· ПРИОБЩЕ'НИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн. ). Действие по глаг. приобщить в 1 знач. — приобщать и приобщиться в 1 знач. — приобщаться. Радость приобщения отверженных к великой семье трудящихся всего мира светила всюду на улицах города. М. Горький.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

· Приобщение:

1. Процесс действия по знач. глаг.: приобщать (2), приобщить.

2. Состояние по знач. глаг.: приобщаться (1, 2), приобщиться.

3. То же, что: причащение.

Словарь Ефремовой

 

· Приобщение - это общение человека через мир материальный с миром духовным, цель приобщения - развитие человека в его духовной сущности, его духовное изменение.

С. Л. Братченко

Задание 4. Рассмотрите механизм приобщения младших школьников к базовым национальным ценностям. Опишите действия учителя в ходе приобщения младших школьников к ценностям.

Эффективными в данном случае могут быть следующие направления воспитательной деятельности по формированию базовых национальных ценностей у младших школьников: - специальные проекты и программы, ориентированные на увеличение объема учебной информации культуре и по истории русского народа и народов России (например, в контексте функционирования национальных культурных центров – башкирской, татарской и русской, детских и молодёжных общественных объединений, краеведческих клубов, организаций историко-культурной, философской и этнографической направленности по созданию поликультурной образовательной среды; - специальные проекты и программы, ориентированные на повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательных учреждений (например, проведение уроков нравственности, «дней открытого сердца», тематических встреч в классах и среди параллелей с приглашением известных и успешных науки (например, социологов, психологов, педагогов, этнографов, философов и др. ), культуры (например, художников (известных в Уфе или в городах Республики), актеров, писателей (в Уфе очень интенсивно развивается современная проза, творят множество поэтов и драматургов), музыкантов, журналистов и др. ), общественных и религиозных деятелей, сотрудников органов здравоохранения (врачи поликлиник, психологи) и правопорядка (участковые, представители детской комнаты полиции); - специализированные проекты и программы, ориентированные на исследование традиционной культуры русского народа и черт национального характера (особенный потенциал в этой ситуации представляют праздники – Масленица, Рождество и др. ); - интересные проекты, ориентированные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе нравственного и духовного формирования личности (в стране (можно предложить детям искать друзей по переписке, Интернету), в мире, в республике). Также для формирования базовых национальных ценностей у младших школьников эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности, во время которой могут проводиться специальные занятия по рисованию, лепке, аппликации, музыке и т. д. Также неотъемлемой частью формирования базовых национальных ценностей у младших школьников должны стать регулярными такие мероприятия, как: посещение театральных постановок (балет, спектакль), цирковых представлений, просмотры кинофильмов, посещение музеев, выставок и т. д. Ключевое значение творческой деятельности в данном случае заключается в том, чтобы она выступала средством формирования базовых национальных ценностей у младших школьников.

Таким образом, на сегодняшний день ситуация такова: отчетливо проявляется потребность в новой системе базовых ценностей, так как прежняя система ценностных ориентаций детей не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями детей, последние в моральном выборе все реже апеллируют к ним, то есть происходит отчуждение индивидов от этих моральных ценностей, возникает ситуация ценностного вакуума, порождающая духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание и интеграцию людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...