Глава IX. Паблик рилейшнз в кризисных ситуациях
Типология кризисов...............................................................................320 Управление проблемами с целью предотвращения кризисных ситуаций....323 Информирование о риске................................................................ 326 Управление в условиях кризиса........................................................... 328 Коммуникация в кризисных ситуациях.............................................333 Факторы успеха................................................................................336 Борьба со слухами............................................................................. 342 Часть II. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В ДЕЙСТВИИ............................347 Глава X. ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ЛОББИРОВАНИЕ..........................349 Лоббизм: суть, легитимность, практика............................................. 351 Суть лоббизма................................................................................... 351 Правовые основы..............................................................................352 Содержание работы лоббистов.................................................. 355 Подготовка к лоббированию..........................................................359 Непосредственное лоббирование..................................................360 Опосредованное лоббирование....................................................... 363 Существуют ли возможности лоббировать Верховную Раду Украины?... 365 Какие же это возможности?....................................................... 366 Методы лоббирования...........................................................................371 Глубокое знание обсуждаемых вопросов....................................372 Личное знакомство с депутатами............................................... 374 Общение с депутатами.................................................................. 375 Общие сведения о Верховной Раде Украины................................... 378 Состав и заседания..........................................................................378 Органы Верховной Рады Украины................................................379 Постоянные комитеты Верховной Рады Украины................. 380 Фракции и группы в Верховной Раде Украины..........................381
Распорядок работы.........................................................................382 Законодательный процесс..................................................................... 383 Законодательная инициатива....................................................... 383 Этапы создания закона...................................................................383 Лоббирование законодательного процесса.......................................386 Действия при подаче законопроекта...........................................386 Усилия на этапе предварительного рассмотрения законопроектов постоянными комитетами....... 388 Действия на этапе обоснования законопроекта...................... 389 Лоббирование после предварительного рассмотрения законопроекта в постоянном комитете......393 Дальнейшие шаги.............................................................................. 394 Глава XI. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ Типы массовых кампаний, их принципы и элементы....................395 Особенности избирательной кампании.............................................. 399 Общие принципы организации избирательной кампании.............400 Кандидат................................................................................................. „401 Подготовка кандидата............................................................................407 Штатный персонал избирательной кампании..................................413 Организационные схемы избирательной кампании........................427 Добровольцы............................................................................................432 Специальные программы в ходе избирательной кампании..........437 Кампания «от двери до двери".......................................................... 437 Активизация явки избирателей на выборы.................................... 447 Глава ХII. МАСТЕРСТВО КОММУНИКАЦИИ Связи со средствами массовой коммуникации (методика использования в избирательной кампании).....453 Работа со средствами информации............................................454 Связи с работниками средств информации...............................459 Подход к работникам средств информации............................ 463 Как обращаться с информацией.................................................. 465 Радио- и телевизионные интервью..............................................476
Интервью для печатных органов................................................. 478 Ораторское искусство...........................................................................479 Предмет выступления.................................................................... 480 Организация выступления..............................................................483 Язык выступления............................................................................487 Представление доклада..................................................................489 Наглядные пособия...........................................................................490 Несколько мыслей в завершение.................................................... 492 Неречевые навыки коммуникации......................................................493 Категории неречевых средств коммуникации.......................... 494 Статические особенности и характеристики......................... 495 Динамические черты и особенности...........................................496 Кинезис................................................................................................497 Выражение лица...............................................................................499 Визуальный контакт....................................................................... 500 Прикосновение как средство общения......................................... 500 Личное пространство..................................................................... 501 Окружающая обстановка..............................................................502 Голос и его качественные характеристики............................... 502 Использование тишины и времени............................................... 503 Передача сообщения при помощи имиджа................................ 503 Некоторые итоговые рассуждения........................................... 505 ЛИТЕРАТУРА................................................................................. 506 ПРИЛОЖЕНИЕ Кодекс профессионального поведения и этики (ИПРА)......................511 Афинский кодекс.............................................................................. 512 Кодекс профессионального поведения Института ПР (Англия)........ 514 Европейский кодекс профессионального поведения в области ПР (Лиссабонский кодекс).................................................517 Кодекс профессиональной этики российского журналиста................521 Кодекс профессиональной этики Союза профессиональных журналистов (США)..524 ПРЕДИСЛОВИЕ Понятие паблик рилейшнз, еще недавно малоизвестное и непривычное для бывшей советской политической культуры и ментальности, в последние годы буквально ворвалось в нашу жизнь. Написаны уже десятки книг на эту тему, публикуются статьи и материалы на страницах журналов и газет, создаются курсы, проводятся отдельные семинары и конференции, устраиваются шумные презентации. В Украине, России, других странах СНГ основаны национальные ассоциации паблик рилейшнз. Словом, данное понятие вошло в моду, стало настоящей визитной карточкой новых времен. И в этом нет ничего удивительного. Весь цивилизованный мир уже не просто привык к нему, но и превратил паблик рилейшнз в эффективно работающие науку и искусство достижения взаимопонимания и согласия между разнообразными субъектами жизни гражданского общества.
Но одно обстоятельство не может не тревожить. Из-за своей «модности» понятие «паблик рилейшнз» часто употребляют к месту и не к месту, вкладывая в него зачастую извращенный смысл. Отсекается глубинная социально-конструктивная сущность философии института паблик рилейшнз. Внимание концентрируется преимущественно на поверхностных элементах, надводной части этого громадного айсберга науки и искусства налаживания и поддержания взаимовыгодных отношений между организациями и общественностью, когда и организация, и «ее» общественность выступают равноправными, равнозависимыми партнерами. Свидетельством этой поверхностности стало распространенное стремление использовать паблик рилейшнз исключительно как имиджмейкерство, которого мы вдоволь насмотрелись в последнее время на выборах как в Украине, так и России. Подобный подход противоречит принципам социальной ответственности институтов гражданского общества, фактически подталкивая к тому, чтобы относиться к общественности как к объекту обмана, манипулирования исключительно в эгоистических интересах субъектов, благоприятный имидж которых создается любой ценой. Однако общественность можно одурачивать лишь некоторое время. Долго можно обманывать только определенную ее часть. Обманывать же всю общественность, причем постоянно, не удавалось еще никому. На том стоят честные, социально ответственные представители современного института паблик рилейшнз. Конечно, в истории паблик рилейшнз не раз бывали случаи имиджмейкерства, когда попирались нормы морали и этики. Однако рано или поздно это неизбежно заканчивалось плохо. Обращаться к подобной практике как к образцу — непростительная ошибка, свидетельство непонимания истинного призвания системы паблик рилейшнз в ее современном цивилизованном толковании.
Неотъемлемой чертой гражданского общества, к которому стремятся постсоветские государства, в том числе суверенная и независимая, Украина, является развитие, наряду с государственными структурами, массовых движений, партий, групп по убеждениям и другим особым интересам. Такое общество тяготеет к децентрализации чрезмерной власти государства, передавая часть своих полномочий органам самоуправления, к налаживанию взаимодействия институтов и организаций с общественностью на основе согласования их позиций, взаимного сотрудничества и пользы. Наилучшим инструментом достижения такого взаимопонимания в обществе как раз и становятся паблик рилейшнз. Естественно, связи с общественностью как социальный и профессиональный институт нельзя считать панацеей от всех бед нашего кризисного общества. Например, причины неудовлетворительного состояния экономики, науки и культуры независимой Украины, построения ее государственности настолько глубоки, что одними лишь методами паблик рилейшнз накопившиеся проблемы не разрешить. Вопрос заключается в ином: можно ли смягчить отрицательное отношение, сложившееся у определенных групп общественности к руководящим государственным и другим новым структурам общества, к политическим институтам, широко развернувшим свою деятельность? Мировой опыт функционирования системы паблик рилейшнз бесспорно доказывает, что этого можно достичь. Овладение наукой и искусством связей с общественностью, освоение этой специальности приобретают для нас особое значение. К сожалению, мы еще не совсем готовы к решению такой задачи. Определенный круг людей, в различной степени интересующихся и занимающихся вопросами паблик рилейшнз, остается малочисленным и, главное, недостаточно квалифицированным. В Украине, например, несмотря на отдельные попытки, практически отсутствует проду- манная и обеспеченная квалифицированными специалистами система фундаментальной подготовки кадров на уровне высшей школы по данной специальности. Недостаточно внимания уделяется преподаванию этой дисциплины и в тех высших учебных заведениях, где готовятся кадры для нужд рыночной экономики. Теория и методология паблик рилейшнз не включены в число обязательных общеобразовательных дисциплин при подготовке специалистов гуманитарного профиля.
Крайне необходимым оказалось освоение основ паблик рилейшнз в последипломном образовании, на курсах переподготовки и повышения квалификации работников сферы управления, органов самоуправления, народного хозяйства и предпринимательских структур. Наукой и искусством паблик рилейшнз должны всесторонне овладеть лидеры и активисты молодых политических партий и многочисленных общественных объединений. Вероятно, есть основания для следующего обобщения: чтобы соответствовать уровню стандартов современной демократии, требованиям цивилизованных рыночных отношений, условиям вхождения в семью развитых стран мира, люди, учившиеся в советские времена, должны восполнить пробелы в своих знаниях, вызванные отсутствием систематизированного представления о теории, методологии и методике паблик рилейшнз. Институциализация цивилизованной профессиональной системы паблик рилейшнз на постсоветском пространстве пробивает себе дорогу через множество объективных и субъективных препятствий. Естественно, содержание препятствующих факторов объективного и субъективного характера, удельный вес первых и вторых в их общей сумме всегда конкретно историчны. По всей видимости, сегодня особенно серьезных объективных преград для развития системы паблик рилейшнз в странах СНГ, в том числе и в Украине, гораздо меньше, чем субъективных. Если говорить о позитивных объективных условиях, во-первых, принципиальным можно считать, что наличие прорыночной атмосферы в постсоветских странах, при всех существующих здесь сложностях, создает более благоприятную объективную почву для развития паблик рилейшнз, по сравнению с теми условиями, которые существовали во времена командной системы. (Для этого достаточно вспомнить судьбы социологии в СССР). Во-вторых, в процессе становления цивилизованной отечественной системы паблик рилейшнз мы имеем возможность воспользоваться опытом стран развитой демократии, где институт ПР достиг высокого уровня совершенства и, главное, осознания своей высокой общественной миссии в условиях гражданского общества. В-третьих, в развитых странах мира уже сложилась десятилетиями отработанная система базового образования в области ПР, особенно в США, Великобритании, других странах Западной Европы. Здесь испытан и рекомендован корпус знаний и навыков, необходимых для подготовки ПР-специалиста (Золотой доклад IPRA - «Рекомендации и стандарты образования в области PR», «Колесо PR-образования», документы Комиссии по вопросам PR-образования PRSA и др.). В-четвертых, сегодня уже сформулированы основные квалификационные требования к дипломированному ПР-специалисту, которые он должен уметь выполнять в области планирования, управления, аналитической работы, рекламы, экономических, производственных и социальных отношений, в сфере политики и коммуникации, а также образовательной деятельности. Наконец, в мировой практике уже сложилось устойчивое представление о месте ПР-подразделения в функциональной структуре организаций различного размера, содержании и объеме функций его персонала Все это в совокупности дает нам ориентиры для базовой теоретической, научно-методологической и методической подготовки кадров. Безусловно, перечень общих положительных объективных предпосылок становления системы образования в области паблик рилейшнз в постсоветских государствах можно продолжить. Главное -суметь ими воспользоваться. Именно в этом задача пионеров ПР, первого поколения отечественных специалистов в данной области. Однако здесь существует ряд серьезных препятствий объективного и, особенно субъективного характера, часто тормозящих, а то и дискредитирующих как содержание подготовки и повышения квалификации практикующего в области паблик рилейшнз персонала, так и нарождающийся институт отечественных ПР. Прежде всего, повсеместно наблюдается искажение (часто неумышленное) сущности и содержания образования в области ПР. Главная причина - отсутствие квалифицированных преподавателей и современного понимания предмета паблик рилейшнз как учебной дисциплины. К сожалению, Министерство образования Украины здесь занимает пассивную позицию, часто отдавая подготовку и повышение квалификации кадров в этой области на откуп либо различным неспециализированным учебным заведениям, либо коммерче- ским образовательным центрам, курсам, которые в последнее время стали все чаще появляться. Мы являемся свидетелями искаженного понимания (возможно по причине их незнания) особенностей современной «философии» и социальной миссии института ПР, концентрации внимания в учебном процессе на поверхностной части айсберга науки и искусства паблик рилейшнз (редукция ПР к ремеслу имиджмейкерства, коммерческой рекламы, маркетинга и т.д.). Особую тревогу вызывает колонизация рынка паблик рилейшнз «черными ПР» (по примеру наводнения видео рынка наихудшими образцами «массовой культуры»), рассчитанных на целенаправленное манипулирование сознанием общественности. В ряду исторических моделей ПР: «дури публику», «информируй публику», «сотрудничай с публикой» мы наблюдаем акцентирование внимания как в коммерческой и политической практике, так и в учебном процессе на первой, примитивной, противоречащей нормам морали, но довольно «эффективно работающей», модели. Пагубным может оказаться наводнение сферы ПР-образования и повышения квалификации ремесленниками отдельных коммуникационных, психологических технологий, так называемыми «техниками PR», и практическое отсутствие изучения научных основ связей с общественностью, выработки навыков аналитической работы в этой сфере. Желающим стать специалистами в области ПР часто предлагаются экстравагантные курсы по проведению различных психологических операций, вызывающих известный интерес, но которые далеки от того, что составляет истинное содержание социально ответственных ПР. Все это вместе может вызвать негативное отношение к паблик рилейшнз как к институту гуманизации бизнеса и общества Уже сегодня в странах СНГ нередки случаи, когда понятие «Public Relations» становится нарицательным. Не допустить такого поворота событий - задача пионеров ПР на постсоветском пространстве. Во многом руководствуясь именно такими соображениями, автором предпринята попытка подготовить учебник, новое дополненное пособие «Основ паблик рилейшнз», первое издание которого в 1997 году вызвало интерес у специалистов и прошло свою успешную апробацию в высших учебных заведениях Украины. При обобщении мирового опыта в данном учебнике особое внимание обращено на богатейшую американскую сокровищницу достижений в сфере теории и практики паблик рилейшнз. Однако это вовсе не означает, что нужно слепо подражать опыту американцев. Акцент в основном делается на том, что имеет общенаучное и общее прикладное значение (зачем же вновь изобретать велосипед?), и на этой базе автор пытается обосновать пути развития нашей собственной практики связей с общественностью. При написании учебника автор использовал малоизвестные широкому кругу читателей зарубежные публикации по проблемам паблик рилейшнз, а также исследования в области социологии, социальной психологии, политологии и других наук. Кроме того, длительное сотрудничество с Международным республиканским институтом (США), общение с разного уровня государственными и политическими деятелями этой страны, учеными и исследователями, руководителями и специалистами избирательных кампаний позволили ознакомиться с современными достижениями науки и искусства паблик рилейшнз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|