Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Паблик рилейшнз в повседневной жизни




Для удовлетворения своих потребностей индивиды и социальные группы устанавливают и постоянно поддерживают между собой раз­личные взаимосвязи. Это требует осознания степени взаимозависи­мости социальных субъектов, необходимости их взаимодействия, а отсюда — и различного уровня социальных, политических и эконо­мических компромиссов. Взаимосвязям и взаимодействию социаль­ных субъектов всегда латентно присуща определенная степень кон­фликтности интересов, которая постоянно возрастает и обостряется в современных условиях.

Когда говорят о процессах взаимоотношений между индивидами и конфликтности их интересов, все более-менее понятно: исследова­ниям этих процессов посвящены разделы социальной науки под на­званием «человеческое или межличностное общение (связи)». Если коснуться сферы взаимосвязей между народами и странами мира, противоречий и конфликтов, возникающих между ними, то и тут су­ществует определенная ясность: эти вопросы изучает наука, полу­чившая название «международные отношения (связи)». Если же речь идет об отношениях и взаимодействии между отдельными орга­низациями, между этими организациями и окружающими их груп­пами общественности, то этими вопросами занимается теория и практика связей с общественностью — «паблик рилейшнз».

Наука и искусство установления контактов и поддержания доб­рожелательных отношений с общественностью — паблик рилейшнз

- особенно необходимы в условиях демократизации общественной жизни, перехода к рыночной экономике и выхода независимых госу­дарств на международную арену.

Что же такое паблик рилейшнз на практике? Вопрос этот прост только на первый взгляд.

Попробуем привести несколько примеров. Возьмем первый, позаим­ствовав его из широкоизвестного американского учебника «Это ПР.».

...Сидя перед компьютером, женщина только что завершила раз­работку дизайна бюллетеня новостей для своего клиента. Пока этот бюллетень распечатывается на принтере, она решила еще раз про­смотреть заготовленную ранее рекламу для другого клиента, запла­нированную для печати в общеизвестном журнале. В этот момент за­головок данного рекламного листка напомнил ей, что она собиралась позвонить художнику-графику, который должен представить ей не­сколько вариантов художественного оформления логотипов для третьего клиента, поскольку его компания изменила название.

Именно из-за него ей придется пересмотреть расписание работы с фотомастером, ведь теперь нужно будет подготовить набор новых брошюр, папок для прессы и презентаций, визитки и фирменные бланки. Даже название компании на здании должно быть изменено. Словом, все материалы организации, начиная с истории корпорации и заканчивая проспектами выпускаемой продукции, придется пере­делывать. Это потребует огромного объема работы, поэтому она ре­шила привлечь к ее выполнению специалиста (публициста), с кото­рым время от времени сотрудничала, если требовалось несколько разгрузить своего основного работника

Для клиента, фирма которого находится в стадии реорганизации, она тоже согласилась выполнить определенную аналитическую ра­боту: изучить мнение служащих компании, клиентов и поставщиков, чтобы уточнить, какой имидж имеет его компания на этапе пере­стройки. Она разъяснила новому руководству, что слияние и пере­стройка приводят к размыванию имиджа организации. Хотя такое нежелательное состояние дел со временем можно будет преодолеть даже без специальных усилий, все же будет упущена хорошая воз­можность, если различные группы сотрудников самой организации активно не помогут общественности разобраться в сути происходя­щих изменений. Женщине еще предстоит выйти на социологическую службу, ранее помогавшую ей в проведении телефонного опроса общественного мнения. Эта фирма должна будет разработать анкету,

апробировать ее и обучить служащих компании пользоваться ею при проведении основного опроса

По завершении исследования ей придется подытожить результа­ты и предложить совету директоров компании свои рекомендации. Она сделала отметку о необходимости как можно скорее ввести но­вую программу в свой портативный компьютер, чтобы освоить ее до того, как потребуется воспользоваться ею для иллюстрации разрабо­танных рекомендаций на заседании совета

Работая над этим, женщина заметила, что факс в офисе начал принимать какое-то новое сообщение. Она взглянула на титульный лист и убедилась, что это факс из сингапурского агентства, с кото­рым ей часто приходится иметь дело. Клиент этого агентства собира­ется в командировку в Соединенные Штаты Америки и хочет, чтобы ему помогли по определенному кругу вопросов. В факсе сообщалось о времени, месте и характере ожидаемой от нее помощи. Факс закан­чивался просьбой сообщить о готовности к сотрудничеству с клиен­том. Женщине нравилось работать с сингапурской группой, посколь­ку та с энтузиазмом поддержала ее идеи и даже привлекла к разра­ботке общего плана работы. Она улыбнулась, вспомнив, как один из членов сингапурской группы прислал ей факс с сопроводительной запиской, содержавшей фразу: «...разрисуй это по-американски». Она в свою очередь тоже рассчитывала на их активную поддержку в де­ловых отношениях с тихоокеанскими партнерами.

Она рассчитывает и на помощь в делах с европейскими партне­рами со стороны немки — подруги по комнате в студенческом го­родке университета США, где они когда-то вместе учились. Теперь ее подруга работает в Германии в большой компании, занимающей­ся связями с общественностью, надеясь в будущем создать там свою собственную фирму. Немецкая коллега имеет хорошие контакты в Мехико, налаженные во время работы международных конференций по паблик рилейшнз. К тому же у нее есть выход на новых коллег в Канаде.

Приходя по утрам в офис, женщина обнаруживает, что ночью факс напряженно работал, принимая информационные сообщения от профессиональных ассоциаций, разбросанных по всему миру...

Итак, женщина, о которой мы говорим, занимается паблик ри­лейшнз — специальностью, получившей в последние годы глобаль­ное распространение.

Из приведенного примера можно понять, что по своему содержа­нию паблик рилейшнз являются составной частью стратегии ме­неджмента и выполняют двойную функцию: с одной стороны, это реагирование на ожидания тех, чье поведение, суждения, точки зре­ния могут повлиять на функционирование и развитие организации, а с другой, — мотивация поведения этих людей.

Разработка стратегии паблик рилейшнз прежде всего подчинена достижению главной цели — гармонизации интересов организации с интересами тех, от кого зависит ее развитие. Но как этого добиться?

Необходим следующий шаг — претворение разработанной стра­тегии в жизнь, что предусматривает проведение политики коммуни­кации, обеспечивающей установление и поддержку отношений вза­имного доверия между организацией и многочисленными группами общественности.

Теперь рассмотрим другие ситуации.

Представьте, что вы бизнесмен, договорившийся о выгодном деле с серьезным партнером. Казалось бы, все было тщательно подготов­лено, состоялись переговоры, однако сразу после них как будто чер­ная кошка пробежала. Партнер внезапно охладел, а потом и вовсе вышел из игры. Соглашение не подписано, вы несете убытки. В чем дело? Партнер оказался капризным? У него более выгодное дело в другом месте? Вполне возможно, как, впрочем, и то, что причиной явились вы сами.

Еще одна ситуация. Вы уже не первый год занимаетесь полити­кой и теперь баллотируетесь в депутаты. Ваши соперники — пред­ставители малоизвестных политических партий, новички, уступаю­щие вам по всем статьям. Однако победил на выборах один из них Почему? Говорят, выборы — это лотерея. Но такое оправдание вряд ли вас утешит.

А вот пример из недавней истории Украины. Провозгласив в 1991 году независимость, Украина заявила о своем стремлении стать безъ­ядерным государством. Но вскоре, приняв во внимание ряд обстоя­тельств, связанных с национальной безопасностью и определенными соображениями стратегического характера, правительственные круги Украины под давлением международных событий и требований по­литических сил внутри страны засомневались в целесообразности та­кого заявления. Для сомнений действительно имелись серьезные ос­нования. Украина—государство с развитой ядерной технологией, на ее территории размещались многочисленные ядерные арсеналы, что

автоматически включало ее в число наиболее мощных ядерных стран мира, с которыми всегда считаются. Но такая точка зрения руково­дящих кругов страны немедленно вызвала отрицательную реакцию на Западе, и Украину стали считать непредсказуемым государством. Имидж только что родившейся независимой державы приобретал пренеприятнейший оттенок, что, разумеется, не было безразлично руководящим кругам.

Подобных примеров неудач, ошибок, а то и провалов, казалось бы, благих намерений в сферах политической, экономической и со­циальной жизни, свидетелями которых мы являемся, каждый из нас мог бы привести немало.

Причины, безусловно, могут быть самые разные, однако в приве­денных выше ситуациях присутствует нечто общее, объединяющее их. Это прежде всего слабые связи с общественностью, особенно с ключевыми в каждом отдельном случае группами, недостаточное внимание к реальным настроениям населения, неумение подготовить людей к желаемому восприятию управленческих действий, а то и к пониманию собственной пользы.

На самом деле, в процессе переговоров с воображаемым партне­ром в первой ситуации вы, вероятно, допустили грубую ошибку и больше говорили о своей, а не его выгоде. В любых деловых перего­ворах не следует выставлять себя и акцентировать внимание на соб­ственной выгоде; куда важнее показать, какую выгоду от контактов с вами будет иметь партнер. Практика доказывает: именно такой метод позволяет остаться в выигрыше опытному коммерсанту.

Во втором случае вы как политик и ваша команда скорее всего плохо организовали и провели предвыборную кампанию. Вы, навер­ное, были чересчур самоуверенны, понадеявшись на свои старые за­слуги, не обратив внимания на изменившиеся настроения людей, не уловив критического отношения многочисленных групп населения к старым порядкам. Темы и тезисы вашей предвыборной платформы, обращения к избирателям были, вероятно, малопривлекательными, далекими от их ожиданий, особенно на последнем этапе избиратель­ной кампании. Соперники оказались изобретательнее вас: затушевав слабые стороны своих кандидатов, отвлекли внимание от низкого уровня их профессионализма и политического опыта, зато возносили ДО небес преимущества, наобещав избирателям золотые горы. На­верное, не обошлось и без попыток дискредитировать ваше прошлое. Кроме того, соперники в своей кампании воспользовались тактикой

«от двери до двери», больше работали в гуще населения, особенно не надеясь на средства массовой информации.

Что касается ядерного оружия на территории Украины и «не­предсказуемости» действий молодого независимого государства, то тут сказалась наша неопытность в осуществлении международной политики по писаным и неписаным «правилам игры» в ядерную эпо­ху. К тому же непрофессионально проводилась разъяснительная ра­бота на международном уровне, особенно в политических кругах ве­дущих стран мира. Нам не удалось до конца понять, что увеличение количества «пальцев» на ядерных кнопках, расползание ядерных вооружений — это вопросы, определяющие будущее человечества. Поэтому стремление многих стран претендовать на членство в «ядерном клубе» всегда вызывает отрицательную реакцию, особенно если учесть, что сюда относятся страны, признанные международной общественностью «террористическими». Оказаться с ними «в одной компании» не стоит тактических преимуществ, на которые рассчи­тывали определенные политические круги Украины, настаивая на сохранении ядерных вооружений. В своих заявлениях они просто не учитывали того, что непоследовательность в вопросах вывоза ядер­ных вооружений с территории Украины на Западе неизбежно будет расценена как вызов мировой общественности.

Поэтому Украина на какое-то время оказалась в политической и экономической изоляции, а ее извечное стремление к независимости теряло сочувствие со стороны ведущих стран мира, в том числе и со стороны США.

В то же время непоследовательность Украины относительно ядерных вооружений на своей территории практически не имела ма­териальной основы. Поддержание боевой готовности ракетно-ядерных арсеналов, периодическая модернизация, обновление от­дельных комплектующих и многое другое, связанное с содержанием сложной и опасной техники, требовали огромных материальных за­трат, идти на которые Украина была не в состоянии.

Необходимо было искать компромиссное решение. И оно было найдено, но не путем требования уступок со стороны одних за счет других, а благодаря тому, что предпочли разум и здравый смысл. Трехсторонняя договоренность между Украиной, Россией и Соеди­ненными Штатами Америки о вывозе ядерных боеголовок с терри­тории Украины, уничтожении пусковых установок межконтинен­тальных ракет и гарантиях безопасности Украины, компенсации

стоимости вооружений и т.д. вывели Украину из политического ту­пика, радикально изменив имидж молодого независимого государст­ва К тому же Украина довольно удачно воспользовалась односто­ронним ядерным разоружением, проведя разъяснительные акции, ко­торые доказывали и доказывают широкой мировой общественности миролюбивый характер независимой Украины и предсказуемость ее внешней политики.

Со временем это позволило Украине стать членом Совета Европы и ОБСЕ, укрепить свои позиции в таких влиятельных международ­ных организациях, как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Наша страна присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», выведя от­ношения с НАТО на уровень углубленного и расширенного сотруд­ничества. Новым плодотворным содержанием наполнилось сотруд­ничество с Европейским Союзом.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что во всех описанных ситуациях успех или неудача зависели по сути дела от такого важного элемента политического и экономического управле­ния, как необходимость налаживания благоприятных отношений с партнерами (будь это отдельно взятый предприниматель, избиратели или мировая общественность), или, как давно уже принято говорить на Западе, - от выполнения требований системы паблик рилейшнз.

Откровенно говоря, мы знаем об этой системе очень мало. На За­паде паблик рилейшнз — это и развитая научно-прикладная дисцип­лина, и повседневная практическая деятельность как важнейшая со­ставная часть любой системы управления, связанной с общественно­стью, с людьми. Объяснить это не трудно. Ведь наука и искусство паблик рилейшнз имеют смысл лишь в условиях демократического общества. Тоталитарная же система, лицемерно выступая от имени народа, фактически игнорировала его. Реальные потребности, мысли и настроения отдельных людей и слоев населения, несмотря на по­стоянные идеологические заклинания, в действительности считались делом второстепенным. Главными средствами управления во всех сферах общественной деятельности были приказания и наказания. Уделом населения являлось беспрекословное подчинение «мудрым указаниям» сверху. Каждый, кто пытался этому противостоять, не­медленно наказывался, причем очень сурово, чтобы другим было не­повадно. И, разумеется, если социологические опросы совсем еще недавно выявляли неблагоприятное для руководства общественное

мнение, то тем хуже было для этого мнения, - его всячески игнориро­вали и замалчивали. Не сладко было и социологам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...