Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Радио- и телевизионные интервью




У некоторых людей необходимость дать радио- или телеинтервью может вызвать страх. Даже у кое-кого из очень опытных государст-

венных и общественных деятелей влажнеют ладони, учащается серд­цебиение и наблюдаются другие симптомы страха, как только они оказываются перед камерой или микрофоном.

Однако радио- и телеинтервью не должны быть причиной страха или волнения. Если следовать нескольким простым советам, радио- и телеинтервью можно будет давать легко и уверенно. В итоге удается использовать эти мощные средства коммуникации как составляющую развернутой программы связей с общественностью и средствами ин­формации.

И в случае, когда кандидат лично дает интервью, и в случае, когда кто-то сопровождает представителя организации, у которого будут брать интервью, ситуацию, вызывающую страх, можно превратить в эффективный метод коммуникации с общественностью и популяри­зации организации. Для этого необходимо:

1) Готовиться. Глубоко разобраться в проблеме, предусмотреть наиболее трудные вопросы и подготовить наилучшие ответы на них.

2) Определить позицию произносимого заявления. Сделать это нужно заранее. Позиция заявления должна концентрироваться на мысли, которую желательно донести до зрителей или слушателей с помощью интервью, и основательно опираться на факты для того, чтобы вызвать доверие. Если понадобиться, для ее подкрепления не­обходимо воспользоваться материалами из авторитетных источников. Следует показать связь между организацией, представителем которой является дающий интервью, и позицией его заявления. Собственно говоря, интервью — это бесплатная реклама. Нужно как можно пол­нее воспользоваться возможностью поговорить с людьми и расска­зать им об организации.

3) Быть естественным. Расслабиться. Разговаривать с интер­вьюером как с товарищем. Говорить просто, не сдерживать мимику и жесты. Избегать труднопроизносимых и длинных слов. Их могут не понять, а о дающем интервью сложится впечатление как о претенци­озном человеке.

4) Быть уверенным. Интервью берут потому, что некто осведом­лен по определенным вопросам. Поэтому не стоит бояться того, кто берет интервью. Дающий интервью знает больше, чем он. Нужно спокойно и уверенно отвечать на каждый вопрос, пользуясь утверди­тельной, искренней речью.

5) Отвечать кратко. Ответы всегда должны быть прямыми и по теме. Радио- и тележурналистам нужны краткие, четкие, логичные положения, которые произносятся не более 30 секунд, а то и меньше. Необходимо следовать основной мысли, продуманной заранее, избегая длинных заявлений, которые будут распылять сообщение, утомлять слушателей, отнимать у всех лишнее время и в итоге не попадут в эфир.

6) Сохранять доверие к себе. Быть искренним. Доверие к тому, кто дает интервью, зависит от него самого. Никогда не нужно скры­вать и искажать информацию, лгать интервьюеру. Журналист, обна­руживший, что его ввели в заблуждение, никогда больше не станет доверять тому, у кого он берет интервью, и его организации.

7) Соответственно одеться. Для телеинтервью одеваются при­влекательно. Избегают излишне ярких цветов, цветастых платьев, шляп и пр. Нужно, чтобы телезрители сосредоточились на том, о чем говорит выступающий, а не на том, во что он одет.

Интервью для печатных органов

Стиль поведения во время интервью печатным органам в общем тот же, что и в случае интервью для радио и телевидения. Поэтому в разговоре с репортером газеты, журнала или бюллетеня можно вос­пользоваться советами приведенными выше, когда речь шла об ин­тервью для радио и телевидения. Добавим лишь несколько советов, касающихся исключительно особенностей печатных средств массо­вой информации, которые помогут максимально использовать связи с общественностью на пользу организации:

1) Предложить дополнительную информацию. После того, как репортер получил краткие ответы на все поставленные вопросы, можно предложить ему дополнительную исходную информацию, ес­ли она есть под рукой. Это подкрепит ответы на вопросы.

Даже несмотря на то, что газеты имеют ограниченный объем, они, как правило, используют больше деталей на своих страницах по срав­нению с радио- и теленовостями. Поэтому имеет смысл воспользо­ваться возможностью передать авторитетную информацию, делаю­щую интервью более весомым.

2) «Для печати», «не для печати», «на основании». Золотым правилом во время любого интервью остается правило «для печати». Это значит, что все, сказанное репортеру, может быть процитировано

или же перефразировано и связано в статье с именем того, кто дает интервью. Никогда не нужно разговаривать с репортером на каких-либо других основаниях или же следует делать это крайне редко, при чрезвычайных обстоятельствах. Если нежелательно, чтобы имя дав­шего интервью и информация от его организации попала на газетные полосы, лучше вообще не давать интервью.

Хорошо известно, что большинство репортеров берут интервью исключительно «для печати». Но все же существуют два других ве­роятных уровня диалога с репортерами.

«На основании» это значит, что заявления могут быть проци­тированы или перефразированы, однако имя их автора не будет упо­мянуто в качестве источника информации. Например, репортер мо­жет приписать цитату «ответственному работнику горсовета, попро­сившего не называть его имени».

«Не для печати» это значит, что заявление ни в коем случае не может быть использовано. Все, сказанное «не для печати», не может быть процитировано, перефразировано, а имя автора заявления не должно быть связано с этой информацией. Но репортер может ис­пользовать данную информацию в своей статье, если ему посчастли­вится получить ее из другого источника

Приведенные выше определения являются общепринятыми, од­нако значение понятий «на основании» и «не для печати» каждый ре­портер может понимать по-своему. Учитывая это, прежде чем давать интервью, необходимо договориться с репортером о способе исполь­зования произнесенных заявлений. Не стоит говорить репортеру уже после того, как он получил ответы на все вопросы, что изложенное «не для печати». Уже поздно, и репортер может это при желании на­прямую процитировать.

Ораторское искусство

Одной из важнейших составляющих коммуникации с обществен­ностью является устное слово, умение выступать перед аудиторией, общаться с массами. Вряд ли кто-то станет отрицать, что большая часть времени руководителя любой организации уходит на подготов­ку и произнесение различных докладов и речей. Разумеется, дело это непростое и чтобы сделать его эффективным, требуется большое мас-

терство. Томас Манн был абсолютно прав, утверждая, что «речь сама по себе уже является особой цивилизацией». Ею нужно уметь пользо­ваться, чтобы как можно лучше и доступнее донести до общественно­сти идеи и мнения организации, привлечь людей на свою сторону и заручиться их поддержкой.

Далее рассмотрим в деталях некоторые аспекты проблемы, как сделать публичное выступление максимально эффективным.

Предмет выступления

Известно выражение: «выступление, не затрагивающее какую-нибудь злободневную и интересную для всех тему все равно, что пу­тешествие, начатое без цели и места следования». Отсюда первый шаг в подготовке любого выступления заключается в том, чтобы опреде­лить его цель или конкретную тему. Какую задачу вы ставите перед собой, выступая с данной речью, чего хотите добиться?

И только после того, как этот вопрос выяснен, приступают к необ­ходимым действиям и шагам, обдумывают конкретный план их реа­лизации. Если выступление хорошо подготовлено и с самого начала логически выстроено, это придает речи большую силу, а в оратора вселяет уверенность в успехе.

Целью выступления может быть как распространение информа­ции, изложение соответствующих инструкций, так и реклама, «про­дажа» идей и планов; иногда это разноплановые комбинации всех пе­речисленных целей. Оратор может влиять на слушателей не только с помощью слова, но и своей манерой поведения, формой подачи сво­его доклада Если каждая фраза выступления хорошо продумана, то даже простое перечисление голых фактов, тенденций развития и даже статистических данных можно превратить в средство политического влияния и возбуждения действий, тем самым обратив публику в сво­их сторонников. Здесь можно согласиться с Киплингом, который го­ворил: «Слова являются самым сильным наркотиком, имеющимся в руках человечества».

Уточнив цели и задачи выступления, нужно хорошо поработать над тем, в какой форме его подать. Для достижения максимального результата и эффекта требуется разработать план подачи проблемы или идеи. Следует исходить из того, чтобы не быть многословным, не прибегать к чрезмерно большому потоку ненужных, не содержащих

информации слов, не держать публику в напряжении, выплескивая на нее слишком много внешних раздражителей. Краткая и сжатая, но убедительная десятиминутная речь даст куда больше шансов для дос­тижения поставленной цели. Кроме того она сэкономит временя и средства, требуемые нудным докладам, растянутым на целый час. Другими словами, эффективность выступления имеет прямую связь не с его продолжительностью, а с качеством содержания и смыслом того, о чем говорится, с тем, как удается донести мысль до слушате­лей, использовать качественные наглядные пособия и вспомогательные материалы. Еще раз подчеркнем, что слишком длинный доклад, неуме­ние правильно изложить цель своего выступления, плохо подготовлен­ные наглядные пособия и материалы могут привести к провалу и нега­тивному отношению к выступающему присутствующих в зале.

Когда тема выступления точно определена, можно переходить к следующему этапу — планированию формы подачи и стратегии вы­ступления. В этом могут помочь ответы на несколько важных вопро­сов. В частности, выступающий должен спросить себя: Чего он хочет достичь, какую цель преследует, иначе говоря, что он «продает»? Ко­му он это «продает»? Против кого действует и за что борется? В какой аудитории, перед какой публикой собирается сделать доклад? Рас­смотрим эти вопросы несколько подробнее.

1) Что «продается»? Почему решено выступать с этим докла­дом? Важно суметь посмотреть на тему и основные идеи доклада гла­зами постороннего наблюдателя. Что же все-таки «продается»? План или идея, начинание или побуждение к действию, какой-то конкрет­ный товар, продукция или услуга? А может быть, это просто выступ­ление в защиту и поддержку чьей-то идеи? Нужно точно определить для себя цели и задачи и изложить их в нескольких словах.

2) Кому это «продается»? Если выступающему знакома слушательская аудитория, у него, вероятно, имеются предположения отно­сительно ее реакции на доклад. Выступление, потенциально способ­ное принести успех в одной аудитории, может закончиться полней­шим крахом в другой. Каждая стратегия выступления должна быть направлена на определенную аудиторию в отдельности. Ведь аудито­рия слушателей может состоять исключительно из «специалистов» или так называемых «дилетантов», либо объединять представителей обеих этих групп. Стоит подумать, возможно люди, собравшиеся в

зале, уже достаточно осведомлены по обсуждаемой теме? Какую ин­формацию они могли получить? Способны ли они принять оконча­тельное решение сразу же, полагаясь на свое мнение, или же им необ­ходимо доложить о рекомендациях и мыслях, которые они услышат, своему высшему руководству? Перед выступлением желательно как можно больше узнать о будущей аудитории: манере поведения и сти­ле работы, интересах, общественном положении и эмоциональном настрое слушателей. Отдают ли они предпочтение определенному типу наглядных пособий, нравится ли им, когда по ходу выступления делаются перерывы, не захотят ли они выпить кофе во время переры­ва? Не ограничены ли они во времени? Не следует забывать, что лю­ди в аудитории неодинаковы и все они имеют разные симпатии и ан­типатии.

3) Против чего есть намерение бороться? Когда хорошо изуче­ны эмоциональные и духовные потребности аудитории, можно по­влиять на отношение слушателей к выступлению и незаметно для них изменить их точку зрения. Речь может вызвать живой интерес у слу­шателей и легко превратить их в союзников выступающего, если точ­но знать их заботы и чаяния. Во время выступления с докладом наи­более часто возникающие препоны можно свести к следующему:

• Опасения со стороны слушателя, что предлагаемый ему план или идея повлияют на его престиж, авторитет в кол­лективе или перспективные планы на будущее.

• Нежелание слушателя воспринимать что-либо новое, по­скольку это может повлечь за собой организационные преобразования или причинить личные неудобства и лишние хлопоты.

• Нежелание слушателя сойти с «проторенной» дорожки, колебания и опасения навлечь на себя неприятности.

• Гордыня слушателя, его болезненное самолюбие.

4) В какой аудитории, перед какой публикой будет произно­ситься доклад?

Для того, чтобы знать, в каких условиях состоится заседание и ка­кая общая обстановка будет сопровождать выступление, выступаю­щий сначала должен попробовать ответить на следующие вопросы:

• Какой будет аудитория: дружественной или враждебной, симпатизирующей ему или проявляющей апатию?

• Будет публика в зале откровенной или же недоверчивой и молчаливой?

• Окажутся ли среди присутствующих в зале одни только его сторонники или же, вероятно, там будут присутство­вать и представители оппозиции?

• Если допускается присутствие в зале оппозиционных сил, придерживаются ли они общей позиции или же конфлик­туют между собой?

Есть и другие факторы, влияющие на благоприятный результат выступления, а именно:

• Когда и в какое время будет представлен доклад: утром, после обеда, в конце рабочего дня или же перед офици­альным ужином?

• Будут ли присутствующие в зале торопиться побывать где-то еще?

• Не угрожает ли выступающему «опасность» вследствие каких-либо причин?

• Существует ли при этом необходимость спасать чье-то «общественное лицо»?

Проведя окончательный анализ всей сложившейся ситуации и об­думывая, какую форму и стратегию выступления избрать, оратор должен исходить из его задачи и абсолютного понимания того, что он «продает», кому он это «продает», какие обстоятельства и препятст­вия могут возникнуть, в какой атмосфере и перед какой публикой он будет делать свой доклад.

Организация выступления

Успешное выступление содержит не только хорошо подобранный материал, но и, что более существенно, неопровержимые аргументы и доказательства. Такое выступление демонстрирует свободную ориен­тацию оратора и глубокое знание им дела. Но даже очень сильная и убедительная речь, имеющая план, содержащая основную идею, не­обходимую информацию, которой заинтересовалась публика, с лег-

костью терпит фиаско, если эти факты не будут должным образом упорядочены и расположены.

Прежде всего нельзя пренебрегать вступительной и заключительной частями выступления. С самого начала выступление должно вызывать интерес у слушателей, знакомить их с основным содержанием и идеей доклада В итоговой части опытный докладчик еще раз кратко повторит ключевые моменты и смысл всего выступления. Лишний раз остано­вимся на действиях, которые следует выполнить в этой связи.

Основная часть доклада, идущая сразу же после вступительной части и завершающаяся перед заключительной, содержит в себе глав­ную мысль и суть идеи. Они должны быть обдуманы докладчиком с полным знанием дела. Невозможно долгое время держать аудиторию в напряжении, раскрывая основное содержание своих планов, идей или просто «выплескивая» на нее непрерывный поток информации, не имея особого подхода, стремления «слиться» с аудиторией, сделать ее частью своего выступления.

Чтобы добиться ясности и уверенности, что идея выступления по­нята и принята присутствующими, необходимо излагать свои мысли точно, легко и просто, так, чтобы они дошли до всех слушателей.

Организация самого выступления предусматривает компоновку разрозненных частей единого монолитного доклада Метод, который для этого выбирают, зависит от темы выступления и стратегических намерений выступающего. Некоторые наиболее целесообразной и привычной формой выступления считают повременное или хроноло­гическое изложение материала Многие докладчики, особенно зако­нодатели в парламенте, излюбленной формой подачи своего доклада избирают логически построенный перечень проблем и путей их раз­решения. Когда возникает потребность сравнения альтернативных путей разрешения одной и той же проблемы, самым лучшим может оказаться контрастно-сравнительный подход. Техника «стимул—ре­акция» также может пригодиться, когда делается доклад информаци­онного характера Если же задача выступления — прояснить или до­казать значение тех или иных фактов, цель каких-либо действий, ис­пользуют технику «определения». Еще одна форма, к которой часто прибегают ораторы, заключается в обсуждении «деталей» основного целого, к которым могут относиться, например, различные подразде­ления в организации или разнообразные направления работы. Близко по содержанию к этой технике выступление, построенное вокруг ос-

новных систем, функциональных механизмов и технических характе­ристик обсуждаемого предмета, например, рассмотрение деятельно­сти различных подразделений и групп в рамках одной большой орга­низации либо проблем стандартов и качества производства с целью достижения уровня лучших мировых образцов. Если же для будущего доклада не годится ни одна из перечисленных методик и форм, обыч­но используемых ораторами, докладчику, вероятно, стоит поразмыс­лить над созданием специальной формы и техники подачи выступле­ния по собственному усмотрению.

Обычно, когда существуют достаточно весомые и актуальные ос­нования для выступления, их излагают сразу же, еще во вступитель­ной части доклада Ведь в этом случае у оратора есть сильные козыри, поскольку ему не нужно подводить публику к главной идее доклада Если же «продаются» план или идея, весь смысл организации высту­пления должен заключаться в этих двух аспектах, которые рассмат­ривают в различных ракурсах и с разных точек зрения, ни в коем слу­чае не забывая об их ведущей роли. Еще одним основанием дня вы­деления отдельного ключевого пункта или пунктов выступления и неоднократного повторения их в ходе доклада служит тот факт, что очень важные для выступающего слушатели, возможно, покинут зал или будут вызваны по неотложным делам еще до того, как доклад за­кончится. Если такое произойдет, докладчик хотя бы не будет укорять себя за то, что не все нужные ему слушатели услышали и поняли ос­новные идеи его выступления.

Вслед за «продажей» плана или идеи, когда оратор убедил присут­ствующих в оригинальности и самобытности сказанного, показал все преимущества предлагаемого проекта, главный акцент выступления должен быть перенесен на укрепление провозглашаемых позиций. При этом доказательства в пользу идеи должны быть построены по нисходящей. Необходимо помнить, что если даже самые содержа­тельные и наиболее убедительные аргументы и факты не смогли повли­ять на реакцию и отношение публики к идее, то о незначительных и ма­лоинтересных даже нечего и говорить — они никогда не принесут ус­пеха Что касается убедительности доказательств, то их стараются вы­сказывать максимально четко, ясно и кратко. В качестве примера такого высказывания можно привести слова десятилетнего ребенка, который пересказал своей младшей сестре содержание пьесы «Пигмалион» так: «Это о грязной девочке, которую обучали чистому языку».

Выступление должно быть достаточно продолжительным, чтобы охватить все намеченные докладчиком вопросы. В целом продолжи­тельность самых лучших выступлений — до одного часа. Большинст­во присутствующих просто не в состоянии воспринять насыщенный поток информации, обрушивающейся на них сплошной лавиной, как водопад. Но содержание выступления, состоящего из трех или в крайнем случае четырех основных аспектов, почти всегда дойдет до сознания слушателей и закрепится у них в мозгу. В некоторых случа­ях даже шесть пунктов выступления, если они близки по смыслу и содержанию, будут восприняты. Вся несущественная информация, повторяющая одна другую или слишком углубляющаяся в детали, по возможности должна быть изъята из текста выступления еще до его начала Такие материалы, если существует абсолютная уверенность, что они довольно важные и послужат на пользу общей идее, могут быть розданы присутствующим перед началом выступления либо об­суждены в оперативном порядке.

По завершении выступления у слушателей должно сложиться и укрепиться впечатление об ораторе и его личности. Для этому ему следует в заключение еще раз вернуться к основной идее своего док­лада. Если выступающий ожидает каких-либо действий и реакции на выступление, то еще до окончания доклада он должен предупредить об этом присутствующих в зале, иногда открыто спросив их мнение и предложив высказаться по определенному вопросу.

Тот, кто хочет стать хорошим оратором, всегда должен репетиро­вать свое выступление, практиковаться, по несколько раз повторять мысли, которые он проповедует. Как только материал собран и рас­пределен по пунктам для выступления, следует приступать к оценке его содержания. В это понятие входят анализ фактического материа­ла, проработка форм и способов его подачи и уточнение личного от­ношения к нему самого выступающего. Безусловно, в каждой аудито­рии найдется человек, у которого не возникнет никакого интереса к происходящему либо будет преобладать отношение по типу «ну и что из того?». В связи с этим можно посоветовать выбрать какого-нибудь рецензента, профессионального эксперта или помощника, знающего свое дело, чтобы они определили, что в выступлении ясно и пройдет на «ура», что сработает эффективно, а какую часть выступления сле­дует переделать или вообще сократить.

Отсутствие достаточной подготовки и знания дела, точной задачи, уверенности в том, что выступающий хочет высказать в своей речи, присуще почти всем скучным и затянувшимся выступлениям. И на­оборот, краткие, лаконичные выступления, как правило, свидетельст­вуют о более высоком профессиональном уровне подготовки. Даже если эта речь не блестяща, она хороша уже потому, что коротка и не отнимает у слушателей много времени и энергии. Иногда приходится слышать такое мнение: «Если оратору в течение 30 минут не удастся разжечь огонь интереса, он должен прекратить тратить время и спич­ки». Один из ораторов сказал как-то: «Извините, мое выступление не­сколько затянулось, я забыл свои часы и нигде не вижу настенных...». В ответ из последних рядов прокричали: «Зато справа от вас настен­ный календарь».

Язык выступления

Для того, чтобы вызвать интерес у аудитории и удержать внима­ние присутствующих до конца выступления, нужно как следует усво­ить все функции языка и научиться быть внимательным к качеству и силе используемых слов. А для этого каждому выступающему нужно научиться определять цели и результаты, которых он желает добиться своей речью, предусматривать, хотя бы до определенной степени, ее последствия. Известно, что слова могут влиять на людей непредска­зуемо. И от того, какое впечатление они произведут и как надолго ос­танутся в их памяти, в конце концов зависят и авторитет, и общест­венное положение, и даже будущее многих общественных деятелей и профессионалов.

Оратор должен следить за качеством своей речи. Большинство людей фиксируют факт, что язык выступающего был крайне интере­сен и профессионален, и помнят данный факт, однако никто не в со­стоянии точно определить, в чем же конкретно заключался этот про­фессионализм. Качество и мастерство речи, безусловно, отнюдь не означают, что она должна быть чересчур изысканной и вычурной. За­явление, сделанное когда-то Джозефом, вождем одного из племен американских индейцев, является классическим примером качествен­ного использования языка и выражения смысла: «Я больше не буду воевать, никогда!». Это гениальный образец точной передачи мысли

— тут все понимают цель и смысл высказанного и прощают непра­вильность грамматической конструкции выражения.

Существует 10 основных заповедей, которые должен знать каж­дый оратор. Разумеется, приведенный ниже их перечень не является незыблемым и неизменным, а служит лишь поводом для размышле­ний. Итак, оратор должен:

Быть простым в общении. Изучать характеристики и законы ясного и простого, понятного всем языка

Быть открытым и четким в выражении своей мысли. Часто две трети содержания доклада должны служить поддержке и разъяснению основной темы. Нужно пытаться раскрыть ее различные аспекты и под разным углом зрения, но не «напи­ханным» выступление разрозненными темами и не допол­няющими одна другую.

Быть конкретным. Специальные термины и узкопрофессио­нальные выражения уменьшают количество потенциальных сторонников оратора, а иногда просто приводят к общему не­пониманию.

Быть понятным при изложении содержания темы. Ссы­латься на факты и апеллировать к здравому смыслу.

Быть личностью. Не бояться употреблять индивидуальные, присущие только собственной речи слова и выражения.

Быть уравновешенным. Использовать плавный ритм речи. Избегать предложений и тем, отвлекающих от раскрытия ос­новной идеи выступления.

Быть энергичным. Не употреблять большого количества вступительных слов, слишком громких и идиоматических вы­ражений либо употреблять их в соединении с общепринятыми и понятными всем выражениями.

Быть целенаправленным. Аудитория придает значение лишь тому, что она слышит, и намерения докладчика, если они не подкреплены весомыми словами, не вызовут у слушателей особого восприятия.

Быть красноречивый. Время от времени употреблять ритори­ческие фразы и выражения, что усилит эффект выступления. Иногда даже легкая аллитерация может произвести необхо­димое впечатление.

Адаптироваться к ситуации. Изучать слушательскую ауди­торию. Попытаться приспособить доклад к ее потребностям и надеждам.

Прежде всего оратор должен развивать способность быстрого восприятия и умение оценить качество и профессиональность своего языка, а затем постараться применить приведенные правила в процес­се подготовки своего доклада

Представление доклада

Кто-то из великих заметил однажды: «Не так важно, что вы сказа­ли, сколько важно, как вы это сделали». К этому хотелось бы доба­вить еще одну мысль: «...И когда вы это сказали, что вы при этом де­лали?» В данных словах афористично заключены основные элементы искусства представления доклада

Уже с самого начала выступления докладчик должен установить контакт с аудиторией. Чтобы его речь стала свидетельством взаимо­понимания и поддержки, ему прежде всего нужно завоевать настоя­щее чувство доверия и уважения публики, которое затем должно под­держиваться в течение всего выступления. Как он двигается, в какой позе стоит, зрительный контакт, выражение его лица, движения рук и, наконец, одежда, — все это мгновенно оценивается аудиторией. Зна­чение имеют также и внутренние импульсы оратора, его психологи­ческое воздействие на публику. Если он произносит 125—145 слов в минуту, он сможет продержать слушателей в напряжении в течение всего выступления, особенно если при этом он использует разнооб­разные интонации и модуляции голоса что придает его словам допол­нительный смысл и силу. Тембр и модуляция голоса зачастую свиде­тельствуют о том, верит ли он в то, о чем говорит, или нет. Это тоже прибавляет ему «кредит» доверия или же, наоборот, ослабляет его по­зиции, что влияет на результат выступления. Можно напомнить один случай. Во время избирательной кампании один из претендентов по­сле своего длинного и скучного выступления, которое он, однако, считал довольно удачным, обратился к аудитории с предложением задавать вопросы. Из зала прозвучал только один вопрос: «Скажите, кто еще баллотируется на выборах?».

Чтобы успешно подать свое выступление, — предположим при этом, что содержание доклада само по себе довольно хорошее, — нужно произнести его вдохновенно, донести до сознания слушателей, сделать живым и энергичным и постараться избавиться от нервозно­сти. Простой, не слишком напористый, привычный и свободный стиль речи скорее привлечет внимание и интерес слушателей, а изме­нения тембра голоса и манеры подачи материала еще больше усилят симпатии публики и заставят ее слушать с повышенным вниманием и отдачей. Для того, чтобы использовать технику ораторского искусст­ва, нужно изучить основы владения голосовыми возможностями, спо­собы, последовательность и наиболее благоприятное время для при­менения различных голосовых характеристик. Нужно привыкнуть к мысли, что каждое выступление должно быть тщательно подготовле­но и отрепетировано. Если выступающий стремится выглядеть есте­ственно, ему даже следует выучить основное содержание своего вы­ступления наизусть, верить в то, что он говорит, быть уверенным в своих способностях и умении взаимодействовать с конкретной пуб­ликой в конкретных обстоятельствах, обладать хорошей дикцией и страстным желанием повести за собой людей.

Относительно аплодисментов уместно вспомнить слова Бишора Фултона Дж.Шина, сказавшего так:

«Аплодисменты перед началом выступления оратора озна­чают выражение доверия.

Аплодисменты во время произнесения речи свидетельствуют о том, что слушатели еще надеются, что дальше выступление станет лучше.

Аплодисменты в конце выступления — это выражение все­общего облегчения, что оно наконец-то закончилось».

Наглядные пособия

Как ясно из изложенного, одни только слова не в состоянии сде­лать выступление полноценным и донести до слушателей весь смысл идеи. Дополнительные средства и наглядные пособия помогут в этом и станут важной частью выступления. Такие средства позволяют вы­делить или подчеркнуть важнейшие идеи, уточнить содержание про­блем и качество взаимоотношений. Они также могут оказаться очень полезными, когда выступающий конструирует выводы на основе

многочисленных фактов, приводит цифры, статистические материалы и аргументы в подтверждение своих идей, анализа тенденций и на­правлений развития.

В зависимости от материальных и финансовых возможностей своей организации, а также времени, имеющегося на подготовку, можно внести в свое выступление какие-либо новые штрихи и сделать его более образ­ным и интересным, если подготовить дополнительные наглядные посо­бия, например, схемы и рисунки, таблицы, статистические материалы, иметь заранее напечатанный текст выступления для вручения присутст­вующим. Желательно, чтобы в зале имелась школьная доска.

Однако, понимая положительную роль и полезность дополни­тельных средств при подаче доклада, выступающий обязан просле­дить, чтобы его хорошо подготовленная речь доклад не затерялся в бесконечных цифровых данных и чертежах. Дополнительные средст­ва и наглядные пособия никогда не смогут полностью заменить жи­вое красноречивое выступление. Более того, полезно запомнить, что иногда существует потенциальная опасность провала выступления и появления побочных отрицательных эффектов при условии непра­вильного и неумелого использования дополнительных средств. Но если что-нибудь из подготовленных наглядных пособий не произво­дит на слушателей нужного впечатления, не стоит падать духом, по­казывать свое разочарование, теряя при этом доверие публики. Преж­де чем сделать выбор, включать ли в свое выступление дополнитель­ные наглядные пособия или нет, необходимо внимательно изучить их потенциальные возможности и отрицательные последствия, которые они могут вызвать. В большинстве случаев публика воспримет и поймет план или идею быстро и правильно, если выступление по­строено по всем правилам ораторского искусства и если речь будет понятной и точной, даже без дополнительных средств. Таким обра­зом, когда достает слов и выступающий считает, что они звучат убе­дительно, дополнительные средств не нужны. И все-таки тщательно спланированный и хорошо продуманный подбор дополнительных средств зачастую очень полезен и эффективен для усиления убеди­тельности выступления и помогает донести содержание выступления до неодинаковых по характеру и уровню подготовки слушателей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...