Категории неречевых средств коммуникации
Неречевые средства коммуникации можно разделить на четыре категории: • Физические. Это тип общения при помощи личностных характеристик индивида Они включают выражение лица, тональность и тембр голоса, прикосновения, запах, телодвижения и др. • Эстетические. Этот тип общения проявляется за счет выражения чувств во время игры на музыкальных инструментах, танцев, рисования и т.д. • Знаковые. Это тип механической передачи информации или проявления чувств, например, когда используются сигнальные флажки, 21-зарядный салют, звучат горны и сирены и пр. • Символические. Этот тип общения подразумевает влияние разного рода немеханических символов на религиозные, общественные и другие чувства личности, ее внутренние свойства и психическое состояние души. Добавим, что такое разделение в некоторой степени условно, поскольку те или иные неречевые средства коммуникации могут одновременно иметь все эти признаки. Знание и использование неречевых средств общения крайне необходимы руководителям, управленческому персоналу, лидерам организаций и тем, кто имеет «команду», по меньшей мере из двух соображений: 1. Для того, чтобы эффективно управлять своим коллективом, руководитель должен иметь хорошие отношения с его членами. Неречевые средства общения, используемые умело и уместно, способны помочь ему в этом деле и создать в коллективе дружескую атмосферу. 2. Члены коллектива чаще всего создают свое впечатление о руководителе на основании психологического влияния неречевого общения. Некоторые из них нуждаются в поддержке, похвале и признании, причем ненавязчивое, молчаливое одобрение и поощрение старательности создают в коллективе атмосферу творчества и привносят в него здоровый дух. Чтобы создать такую обстановку, от руководителя и членов коллектива требуется немалая кооперация и неречевое согласие и взаимопонимание в действиях.
Социальные психологи и социологи долгое время изучали особенности неречевого общения, которые помогли бы руководителям и лидерам разных рангов сообщать и передавать нужную им информацию своим подчиненным и добиваться желаемых результатов. Далее коротко изложим их выводы. Статические особенности и характеристики Пространственная ориентация. Люди могут располагаться одни по отношению к другим по-разному: с глазу на глаз, плечом к плечу и даже спина к спине. Например, сослуживцы и сторонники одного дела скорее всего в большой группе людей станут "плечом к плечу", тогда как конкуренты чаще всего хотят видеть лица друг друга Дистанция. Расстояние, на котором индивиды находятся между собой во время разговора, также можно отнести к средствам неречевого общения. У некоторых народностей дистанция свидетельствует о степени привлекательности партнера, у других — указывает на статус и иерархию присутствующих или на стремление обменяться информацией. Поза. Очевидно, что кто-то всегда отдает предпочтение определенной позе, скажем, желанию лежать, сидеть, стоять, опираться на что-нибудь. В самих элементах и разновидностях позы нет особых признаков информации. Но если присмотреться пристальнее, можно заметить, как человек ходит: ссутулившись или подтянуто? Когда он сидит, кладет ли ногу на ногу, скрещивает ли руки? Эти жесты указывают на степень формальности и официальности обстановки, непринужденности и свободы в общении. Физические контакты. Рукопожатия, прикосновения, объятия, похлопывания по плечу, подталкивания — все это своего рода средства общения. Они указывают на элементы интимности и привязанности, наличия (или отсутствия) чувства привлекательности и дружеского отношения к партнеру.
Динамические черты и особенности Выражение лицa. Улыбка, хмурый вид, поднятые брови, откровенное зевание — все эти проявления отношения содержат в себе определенную информацию. Во время беседы выражение лиц собеседников постоянно меняется и это опосредованно влияет на их взаимные отношения и настроение. Абсолютно очевидно, что существуют разнообразные типы выражения лица, имеющие одинаковое или подобное значение у всех народов мира Визуальный контакт. Наиболее значимой чертой социальной коммуникации является визуальный контакт. Он может раскрыть эмоциональное состояние человека, содержать в себе сигнал, когда начать разговор, а когда лучше помолчать. Иногда он даже выражает чувство антипатии. Насколько часто человек заглядывает в глаза собеседнику, свидетельствует и о том, заинтересован ли он им или же испытывает скуку. Жесты. Конечно же, информация не посылается с помощью каждого жеста или движения. Однако человек не может избежать наблюдения контактирующих с ним людей, обращающих внимание на нюан- сы в его поведении, и все это представляет собой поток информации. Жесты, которые наиболее часто повторяются, но менее всего понятны с точки зрения информационного содержания, — это движения рук. Большинство людей как-то по-своему пользуются руками, помогая себе во время разговора, хотя некоторые движения рук (например, сжатие руки в кулак) носят универсальное значение. Другие же, и их намного больше, часто имеют индивидуальное значение и свидетельствуют об особенностях характера Вышеизложенные мысли и рассуждения помогают понять, что описанные неречевые статические и динамические особенности, характеристики и черты содержат в себе огромное количество информации, которую один человек передает другому. Здесь уместно сделать один небольшой комментарий. Большинство неречевых средств межличностной коммуникации являются результатом подсознательного воздействия на индивидов. Поэтому, изучив все особенности этого воздействия, можно влиять на других людей, замечать, какое впечатление производят на них те или иные действия.
Далее подробно остановимся на некоторых уже упоминавшихся и других неречевых (нелингвистических) способах обмена информацией и сообщениями. Кинезис Понятие «кинезис» пришло к нам из Греции и в переводе с греческого означает «движение». Соответственно в рассматриваемом нами аспекте кинезис — это учение о средствах общения при помощи движений тела Знание особенностей использования кинезиса может помочь руководителям и политическим лидерам, кандидатам, вступившим в предвыборную борьбу, применять довольно мощную и действенную технику влияния на подчиненных, избирателей и т.д. Во многих случаях умелое применение кинезиса предоставляет им огромные преимущества в стратегии и тактике достижения поставленных целей. Специалисты утверждают, что те или иные движения тела и позы имеют неодинаковое значение для различных людей в разное время. Поэтому вместо того, чтобы пытаться отнести поведение человека к какому-либо общему типу (скажем, авторитарному, демократическому и пр.), можно попробовать создать систему оценок и разнообразных ха- рактеристик модели его кинезиса Например, проследить, использует ли этот человек (руководитель, лидер, сотрудник и т.д.) какие-то особенные комбинации движений и жестов, выражений лица и поз всякий раз, когда оказывается в аналогичных ситуациях. Если это так, следует проанализировать их возможные значения и особенности характера данного человека, что поможет «просчитать» и предугадать его поведение при подобных обстоятельствах. Важно научиться замечать и собственные манеру поведения и движения тела, попытаться установить, правильно ли их «читают» другие члены коллектива, то есть именно так, как этого хотелось бы. К примеру, посылаются ли окружающим точные сигналы и импульсы или, наоборот, движения тела, замечаемые ими, сбивают их с толку, поскольку они получают искаженные сигналы и даже враждебные импульсы. Если есть убеждение, что движения тела приводят не к желаемым, а к противоположным результатам, тогда это как раз тот момент, когда необходимо немедленно приступить к корректировке и исправлению ошибочных действий.
Основные движения и жесты человека, по мнению специалистов, можно сгруппировать в следующие категории: • Движения вперед и назад. Если человек протягивает вперед руку во время интервью или имеет привычку наклоняться вперед, его можно отнести к группе так называемых «операторов», то есть он подойдет для организации, требующей пополнения энергичными и деловыми кадрами, или для такой, где нужны коренные изменения во внутренней работе. • Вертикальные движения. Если человек подтягивается и выпрямляется перед более высоким по росту человеком в момент рукопожатия, его можно отнести к группе так называемых «представителей», то есть он является мастером рекламировать себя и организацию, в которой работает. • Движения из стороны в сторону. Если во время разговора человек использует большое пространство, размахивает руками и переступает с ноги на ногу, он, вероятно, хороший информатор и слушатель и наилучшим образом подходит для организации, которой необходимо осмыслить направления деятельности и перспективы на будущее. Психологи убеждены, что существует взаимосвязь между положениями тела, движениями конечностей и выражением лица Они обнаружили своеобразную гармонию между этими физиологическими особенностями. С другой стороны, если человек прибегает к определенным движениям, чтобы, к примеру, привлечь внимание другого человека или произвести на него впечатление, возникает тенденция к разрушению согласованности этих факторов и гармония движений исчезает. Исследования также показали, что уровень эмоциональности общения зависит и от непринужденности движений. Если человек начинает двигаться с излишней энергичностью и нервозностью, а потом внезапно замедляет свои движения, он относится к «легкоранимым», мягким по характеру людям. И наоборот, если человек одинаково ведет себя на протяжении всего разговора, тверд и настойчив от начала и до конца, он обладает характером, оказывающим давление и влияние на окружающих. Точность и правильность таких выводов еще требует всесторонней проверки. Однако уже сейчас многие ведущие руководители организаций осознали важность и необходимость изучения и использования методов и средств неречевого общения. Они все чаще приглашают специалистов-консультантов для всестороннего анализа неречевых средств воздействия и методов общения в своих организациях. Выражение лица Выражение лица содержит информацию об эмоциональном состоянии человека, оно отражает его отношение к происходящему. Исследователи уже давно открыли тот факт, что различные выражения лица свидетельствуют о разном душевном состоянии и настроении человека Например, глаза, как правило, выражают счастье или печаль, а иногда и удивление. Улыбка — признак хорошего настроения. Лицо собеседника может выражать как дружеское отношение и готовность сотрудничать, так и, напротив, антипатию. Хмурый взгляд и сжатые челюсти отражают недовольство или неодобрение.
Некоторые специалисты доказывают, что словесная информация составляет незначительную часть общего эффекта сказанного, значительно большую — особенности речи, а преобладает выражение лица Это значит, что человек, которому адресована информация, для выяснения реального состояния дел может смело полагаться на выражение лица собеседника, поскольку его эмоциональный настрой и характеристика поведения скажут намного больше, чем его слова. Визуальный контакт Визуальный контакт — это прямое, особенно убедительное свидетельство неречевого способа общения. Высшее руководство организации или просто вышестоящее по должности лицо, как правило, дольше выдерживают визуальный контакт, чем их подчиненные. Прямой взгляд говорит об искренности и откровенности собеседника. Он выражает чувство доверия и дружеского расположения. Опущенные вниз глаза чаще всего ассоциируются со скромностью и сдержанностью. Глаза, возведенные вверх, говорят об усталости или равнодушии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|