Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категории неречевых средств коммуникации




Неречевые средства коммуникации можно разделить на четыре ка­тегории:

Физические. Это тип общения при помощи личностных харак­теристик индивида Они включают выражение лица, тональ­ность и тембр голоса, прикосновения, запах, телодвижения и др.

Эстетические. Этот тип общения проявляется за счет выраже­ния чувств во время игры на музыкальных инструментах, тан­цев, рисования и т.д.

Знаковые. Это тип механической передачи информации или проявления чувств, например, когда используются сигнальные флажки, 21-зарядный салют, звучат горны и сирены и пр.

Символические. Этот тип общения подразумевает влияние раз­ного рода немеханических символов на религиозные, общест­венные и другие чувства личности, ее внутренние свойства и психическое состояние души.

Добавим, что такое разделение в некоторой степени условно, по­скольку те или иные неречевые средства коммуникации могут одно­временно иметь все эти признаки.

Знание и использование неречевых средств общения крайне необхо­димы руководителям, управленческому персоналу, лидерам организаций и тем, кто имеет «команду», по меньшей мере из двух соображений:

1. Для того, чтобы эффективно управлять своим коллективом, руко­водитель должен иметь хорошие отношения с его членами. Неречевые средства общения, используемые умело и уместно, способны помочь ему в этом деле и создать в коллективе дружескую атмосферу.

2. Члены коллектива чаще всего создают свое впечатление о руко­водителе на основании психологического влияния неречевого общения. Некоторые из них нуждаются в поддержке, похвале и признании, при­чем ненавязчивое, молчаливое одобрение и поощрение старательности создают в коллективе атмосферу творчества и привносят в него здоро­вый дух. Чтобы создать такую обстановку, от руководителя и членов коллектива требуется немалая кооперация и неречевое согласие и взаи­мопонимание в действиях.

Социальные психологи и социологи долгое время изучали особен­ности неречевого общения, которые помогли бы руководителям и ли­дерам разных рангов сообщать и передавать нужную им информацию своим подчиненным и добиваться желаемых результатов. Далее корот­ко изложим их выводы.

Статические особенности и характеристики

Пространственная ориентация. Люди могут располагаться одни по отношению к другим по-разному: с глазу на глаз, плечом к плечу и даже спина к спине. Например, сослуживцы и сторонники одного дела ско­рее всего в большой группе людей станут "плечом к плечу", тогда как конкуренты чаще всего хотят видеть лица друг друга

Дистанция. Расстояние, на котором индивиды находятся между со­бой во время разговора, также можно отнести к средствам неречевого общения. У некоторых народностей дистанция свидетельствует о степени привлекательности партнера, у других — указывает на статус и иерархию присутствующих или на стремление обменяться информацией.

Поза. Очевидно, что кто-то всегда отдает предпочтение определен­ной позе, скажем, желанию лежать, сидеть, стоять, опираться на что-нибудь. В самих элементах и разновидностях позы нет особых призна­ков информации. Но если присмотреться пристальнее, можно заметить, как человек ходит: ссутулившись или подтянуто? Когда он сидит, кла­дет ли ногу на ногу, скрещивает ли руки? Эти жесты указывают на сте­пень формальности и официальности обстановки, непринужденности и свободы в общении.

Физические контакты. Рукопожатия, прикосновения, объятия, по­хлопывания по плечу, подталкивания — все это своего рода средства общения. Они указывают на элементы интимности и привязанности, наличия (или отсутствия) чувства привлекательности и дружеского от­ношения к партнеру.

Динамические черты и особенности

Выражение лицa. Улыбка, хмурый вид, поднятые брови, откровен­ное зевание — все эти проявления отношения содержат в себе опреде­ленную информацию. Во время беседы выражение лиц собеседников постоянно меняется и это опосредованно влияет на их взаимные отно­шения и настроение. Абсолютно очевидно, что существуют разнооб­разные типы выражения лица, имеющие одинаковое или подобное зна­чение у всех народов мира

Визуальный контакт. Наиболее значимой чертой социальной ком­муникации является визуальный контакт. Он может раскрыть эмоцио­нальное состояние человека, содержать в себе сигнал, когда начать разговор, а когда лучше помолчать. Иногда он даже выражает чувство антипатии. На­сколько часто человек заглядывает в глаза собеседнику, свидетельствует и о том, заинтересован ли он им или же испытывает скуку.

Жесты. Конечно же, информация не посылается с помощью каж­дого жеста или движения. Однако человек не может избежать наблю­дения контактирующих с ним людей, обращающих внимание на нюан-

сы в его поведении, и все это представляет собой поток информации. Жесты, которые наиболее часто повторяются, но менее всего понятны с точки зрения информационного содержания, — это движения рук. Большинство людей как-то по-своему пользуются руками, помогая себе во время разговора, хотя некоторые движения рук (например, сжатие руки в кулак) носят универсальное значение. Другие же, и их намного больше, часто имеют индивидуальное значение и свидетельствуют об особенностях характера

Вышеизложенные мысли и рассуждения помогают понять, что опи­санные неречевые статические и динамические особенности, характе­ристики и черты содержат в себе огромное количество информации, которую один человек передает другому.

Здесь уместно сделать один небольшой комментарий. Большинство неречевых средств межличностной коммуникации являются результа­том подсознательного воздействия на индивидов. Поэтому, изучив все особенности этого воздействия, можно влиять на других людей, заме­чать, какое впечатление производят на них те или иные действия.

Далее подробно остановимся на некоторых уже упоминавшихся и других неречевых (нелингвистических) способах обмена информацией и сообщениями.

Кинезис

Понятие «кинезис» пришло к нам из Греции и в переводе с грече­ского означает «движение». Соответственно в рассматриваемом нами аспекте кинезис — это учение о средствах общения при помощи дви­жений тела Знание особенностей использования кинезиса может по­мочь руководителям и политическим лидерам, кандидатам, вступив­шим в предвыборную борьбу, применять довольно мощную и дейст­венную технику влияния на подчиненных, избирателей и т.д. Во многих случаях умелое применение кинезиса предоставляет им огромные пре­имущества в стратегии и тактике достижения поставленных целей.

Специалисты утверждают, что те или иные движения тела и позы имеют неодинаковое значение для различных людей в разное время. Поэтому вместо того, чтобы пытаться отнести поведение человека к ка­кому-либо общему типу (скажем, авторитарному, демократическому и пр.), можно попробовать создать систему оценок и разнообразных ха-

рактеристик модели его кинезиса Например, проследить, использует ли этот человек (руководитель, лидер, сотрудник и т.д.) какие-то особен­ные комбинации движений и жестов, выражений лица и поз всякий раз, когда оказывается в аналогичных ситуациях. Если это так, следует про­анализировать их возможные значения и особенности характера данно­го человека, что поможет «просчитать» и предугадать его поведение при подобных обстоятельствах. Важно научиться замечать и собствен­ные манеру поведения и движения тела, попытаться установить, пра­вильно ли их «читают» другие члены коллектива, то есть именно так, как этого хотелось бы. К примеру, посылаются ли окружающим точ­ные сигналы и импульсы или, наоборот, движения тела, замечаемые ими, сбивают их с толку, поскольку они получают искаженные сигналы и даже враждебные импульсы. Если есть убеждение, что движения тела приводят не к желаемым, а к противоположным результатам, тогда это как раз тот момент, когда необходимо немедленно приступить к кор­ректировке и исправлению ошибочных действий.

Основные движения и жесты человека, по мнению специалистов, можно сгруппировать в следующие категории:

Движения вперед и назад. Если человек протягивает вперед ру­ку во время интервью или имеет привычку наклоняться вперед, его можно отнести к группе так называемых «операторов», то есть он подойдет для организации, требующей пополнения энергичными и деловыми кадрами, или для такой, где нужны коренные изменения во внутренней работе.

Вертикальные движения. Если человек подтягивается и вы­прямляется перед более высоким по росту человеком в момент рукопожатия, его можно отнести к группе так называемых «представителей», то есть он является мастером рекламировать себя и организацию, в которой работает.

Движения из стороны в сторону. Если во время разговора че­ловек использует большое пространство, размахивает руками и переступает с ноги на ногу, он, вероятно, хороший информатор и слушатель и наилучшим образом подходит для организации, которой необходимо осмыслить направления деятельности и перспективы на будущее.

Психологи убеждены, что существует взаимосвязь между положе­ниями тела, движениями конечностей и выражением лица Они обна­ружили своеобразную гармонию между этими физиологическими осо­бенностями. С другой стороны, если человек прибегает к определенным движениям, чтобы, к примеру, привлечь внимание другого человека или произвести на него впечатление, возникает тенденция к разруше­нию согласованности этих факторов и гармония движений исчезает.

Исследования также показали, что уровень эмоциональности обще­ния зависит и от непринужденности движений. Если человек начинает двигаться с излишней энергичностью и нервозностью, а потом внезап­но замедляет свои движения, он относится к «легкоранимым», мягким по характеру людям. И наоборот, если человек одинаково ведет себя на протяжении всего разговора, тверд и настойчив от начала и до конца, он обладает характером, оказывающим давление и влияние на окружающих.

Точность и правильность таких выводов еще требует всесторонней проверки. Однако уже сейчас многие ведущие руководители организа­ций осознали важность и необходимость изучения и использования ме­тодов и средств неречевого общения. Они все чаще приглашают спе­циалистов-консультантов для всестороннего анализа неречевых средств воздействия и методов общения в своих организациях.

Выражение лица

Выражение лица содержит информацию об эмоциональном состоя­нии человека, оно отражает его отношение к происходящему. Исследо­ватели уже давно открыли тот факт, что различные выражения лица свидетельствуют о разном душевном состоянии и настроении человека Например, глаза, как правило, выражают счастье или печаль, а иногда и удивление. Улыбка — признак хорошего настроения. Лицо собеседни­ка может выражать как дружеское отношение и готовность сотрудни­чать, так и, напротив, антипатию. Хмурый взгляд и сжатые челюсти от­ражают недовольство или неодобрение.

Некоторые специалисты доказывают, что словесная информация составляет незначительную часть общего эффекта сказанного, значи­тельно большую — особенности речи, а преобладает выражение лица Это значит, что человек, которому адресована информация, для выяс­нения реального состояния дел может смело полагаться на выражение

лица собеседника, поскольку его эмоциональный настрой и характери­стика поведения скажут намного больше, чем его слова.

Визуальный контакт

Визуальный контакт — это прямое, особенно убедительное свиде­тельство неречевого способа общения. Высшее руководство организа­ции или просто вышестоящее по должности лицо, как правило, дольше выдерживают визуальный контакт, чем их подчиненные. Прямой взгляд говорит об искренности и откровенности собеседника. Он выра­жает чувство доверия и дружеского расположения. Опущенные вниз глаза чаще всего ассоциируются со скромностью и сдержанностью. Глаза, возведенные вверх, говорят об усталости или равнодушии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...