Образованию и развитию учащихся II класса
К концу второго года обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека; примеры произведений, написанных в жанрах симфонической сказки, сюиты, рондо, прелюдии, этюда. Желательно, чтобы учащиеся более самостоятельно делали разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности); определяли строение простых двух- и трехчастных произведений; рондо; узнавали по внешнему виду и звучанию новые для себя инструменты: виолончель, контрабас, трубу, валторну; знали названия женских и мужских певческих голосов, названия хоров и могли различать их по звучанию, а также привести соответствующие примеры; знали и понимали термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор. Важно, чтобы ребята могли использовать при пении усвоенные в I и II классах певческие умения и навыки; выразительно исполняли песни, исходя из их содержания и характера; исполняли песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы — до второй октавы. Что касается обучения нотной грамоте, то во II классе дети могут освоить на слух и в записи I, III, V, VI ступени; сольфеджировать в их пределах попевки и песни; определять на слух двухдольность и трехдольность; освоить длительности: четвертные, восьмые, половинные; паузы четвертные и восьмые; размер 2/4 ритмическое двух- и трехголосие; освоить понятие о такте и тактовой черте; определять на слух звучание мажора и минора; консонанса и диссонанса. III КЛАСС Тема года: «Музыкальные формы и жанры» ( Кроме новых, повторяются пройденные ранее жанры и формы ) В III классе обобщаются знания учащихся о строении музыкальных произведений, музыкальных формах и жанрах. Дети слушают произведения, написанные в жанрах песни, романса, баллады, этюда, прелюдии, каприса, сюиты, в формах двух- и трехчастной, рондо, вариаций.
Они слушают также симфоническую музыку; знакомятся с составом симфонического оркестра, с группами его инструментов; с жанрами оперы, балета. Знакомятся с содержанием некоторых опер, балетов, слушают музыкальные фрагменты из них. Учат новые песни разного эмоционального содержания и характера; поют их выразительно, с соблюдением певческих правил. В процессе всех видов музыкальной деятельности продолжают изучать музыкальную грамоту; учатся петь по но там. ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ Тема: «Малые формы инструментальной и вокальной музыки» СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Простая двухчастная форма (А—В) Матвеев М. Я разбила чашку. Трехчастная форма (А—В—А) Глинка М. Детская полька. Форма рондо (А—В—А—С—А) Кабалевский Д. Рондо-марш. Вариации (А—A1—А2—А3). Чайковский П. Камаринская. Песня. Романс. Баллада Песни. Куплетная форма. См. примеры из школьного репертуара (на выбор). Романсы Глинка М., сл. Н. Кукольника. Жаворонок. Римский-Корсаков Н., сл. А. К. Толстого. Звонче жаворонка пенье. Рахманинов С, сл. К. Бальмонта. Островок. Рахманинов С. Островок (перелож. для фортепиано). Баллада Шуберт Ф., сл. В. Гете, перев. В. Жуковского. Лесной царь. Шуберт Ф. — Лист Ф. Лесной царь (обраб. для фортепиано). Марши. Танцы Свиридов Г. Военный марш — из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». Глинка М. — Лист Ф. Марш Черномора (перелож. для фортепиано). Рахманинов С. Полька Ля-бемоль мажор. Хренников Т. Танец, соч. 26. Шопен Ф. Мазурки. Этюд. Прелюдия. Каприс Скрябин А. Этюд соль-диез минор, соч. 8, № 9. Шопен Ф. Прелюдии № 1, 4, 8, 15 (на выбор) — из «24 прелюдий». Паганини Н. Каприс № 11 или № 17 — из «24 каприсов».
Сюита Григ Э. В пещере горного короля. Утро. Смерть Осе. Песня Сольвейг — из сюиты «Пер Гюнт». ХОРОВОЕ ПЕНИЕ Красев М., сл. Н. Саконской. Летний вальс. Морозов И., сл. А. Коваленкова. Про сверчка. Старокадомский М., сл. А. Барто. Любитель-рыболов. Бойко Р., сл. В. Викторова. Речная прохлада. Бетховен Л., русский текст С. Спасского. Сурок. Кюи Ц., сл. А. Плещеева. Осень. Попатенко Т., сл. М. Ивенсен. Скворушка прощается. Матвеев М., сл. С. Михалкова. На прививку, третий класс! Чичков Ю., сл. В. Емельянова. Начинаем краковяк. ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ. ИГРЫ. ТАНЦЫ. УПРАЖНЕНИЯ Школьные переменки. Маршировка. Легкий бег Поскоки. Плавное покачивание корпуса. Игры «Дирижеры» (дирижирование на 2/4 в настроении произведения): польская нар. песня «Охотничья шуточная»; Иорданский М. Песенка про чибиса; Попатенко Т. Скворушка прощается; Шайнский В. Вместе весело шагать; Свиридов Г. Колдун; Дунаевский И. Полька из кинофильма «Кубанские казаки». «Композиторы» (импровизация мелодий разного настроения). «Угадай-ка!» (дети отвечают на вопросы: сколько разных по настроению частей в произведении (исполняется)? Как называется романс (исполняется), кто его написал? Кто написал балладу «Лесной царь»?). «Коллекция» (из произведений, знакомых с первой четверти). Игра-упражнение на освоение полифонического склада «Два друга»: Балтии А. Канон. Танцы (элементы танцевальных движений) Полька: Дунаевский И. Полька из кинофильма «Кубанские казаки»; Рахманинов С. Полька (фрагмент). Вальс: Шатров И. «На сопках Манчжурии» (танцевальная импровизация). Краковяк. Музыка М. Глинки. «Марш Черномора». Музыка М. Глинки (начало). «На прививку, третий класс!» Матвеев М., сл. С. Михалкова.. ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ Тема. «Симфоническая музыка. Симфонический оркестр, группы его инструментов» СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ Общее звучание оркестра Глинка М. Камаринская*. Римский-Корсаков Н. Сеча при Керженце — из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Моцарт В. Секстет деревенских музыкантов. Музыкальная шутка, вторая часть. Струнная группа Прокофьев С. Марш Пети — из симфонической сказки «Петя и Волк». Чайковский П. Анданте кантабиле — из струнного квартета, фрагмент.
Моцарт В. Маленькая ночная серенада, четвертая часть. Группа деревянных духовых инструментов Чайковский П. Танец маленьких лебедей — из балета «Лебединое озеро». Чайковский П. Танец пастушков — из балета «Щелкунчик». Группа медных духовых инструментов Свиридов Г. Марш из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель». Вагнер Р. Полет Валькирий — из оперы «Валькирия». Чайковский П. Четвертая симфония, скерцо (показ разных групп инструментов). Ударные инструменты Кажлаев М. Пьеса на одних барабанах. Арфа Дебюсси К. Лунный свет (перелож. для арфы). Капле А. Фантастическая сказка—для арфы и струнного квартета. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ Русская нар. песня «Здравствуй, гостья-зима!» (двухголосие). Бах И. С. Русский текст Д. Тонского. За рекою старый дом. Книппер М., сл. А. Коваленкова. Почему медведь зимой спит. Раухвергер М., сл. О. Высотской. Елка (варианты: песня, марш, вальс). Попатенко Т., сл. В. Викторова. Котенок и щенок. Спадавеккиа А., сл. Е. Шварца. Добрый жук. Шаинский В., сл. Н. Ламм. Пропала собака. Русские нар. песни «Вдоль по улице молодчик идет» (двухголосие); «Не летай, соловей» (двухголосие).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|