Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические факторы надежности спортсмена




 

Под психической надежностью спортсмена понимается вероят­ность стабильного сохранения им высокого уровня эффективной пси­хической деятельности и положительного психического состояния в экстремальных ситуациях тренировки и соревнований в течение запланированного цикла подготовки.

«Устойчивая эффективность» психической деятельности и состояний, повышающая работоспо­собность и результативность двигательной деятельности спортсме­на, обеспечивается комплексом психических составляющих.

Среди них можно выделить, во-первых, такие качества, которые прежде всего определяют эффективность двигательной деятельно­сти (например, сенсомоторные и интеллектуальные качества); во-вторых, личностные свойства, способствующие эффективной поме­хоустойчивой деятельности в целом (мотивация достижений, уро­вень притязаний, стремление к доминированию, психическая вынос­ливость, эмоциональная устойчивость); в-третьих, умение регулировать психическое состояние в условиях воздействия стрессогенных факторов; в-четвертых, социально-психологические особенности межличностных связей, способствующие надежной деятельности коллектива и его членов (сплоченность, четкая групповая структура, психологическая совместимость, оптимальное лидерство и д.р.).

Для представителей различных видов спорта характерны опре­деленные сочетания этих качеств, играющие особенно большую, роль в обеспечении надежной деятельности спортсменов (например, в видах спорта циклического характера особое значение имеет высокий уровень мотивация достижений, психическая выносливость, в единоборствах — интеллектуальные качества, стремление к доми­нированию).

Рассмотрим отдельные компоненты психической надежности спортсмена.

1. Эффективность и устойчивость установочно-программирующей функции психики спортсменов является той «пусковой» систе­мой, благодаря которой реализуется дальнейшая деятельность спортсмена. Сущность этой функции была раскрыта в исследова­ниях Н.А.Бернштейна, Д.Н.Узнадзе, П.К.Анохина, И.С.Беритова.

Согласно Н.А.Бернштейну, в мозгу человека возникает закоди­рованная модель потребного будущего, которая отражает необхо­димый результат деятельности и выступает регулятором всех дей­ствий, направленных на достижение этого результата. Процесс до­стижения цели предполагает непрерывное и многоуровневое регу­лирование с помощью разного рода коррекций. По П.К.Анохину, деятельности системы предшествует афферентный синтез, «запус­кающийся» под влиянием исходной мотивации, памяти, обстановочной афферентации и условных раздражителей. В процесс дея­тельности включается механизм обратной связи, обеспечивающий коррекцию ошибок с помощью акцептора действия. Он пред­ставляет собой афферентный аппарат оценки возможных резуль­татов предстоящего действия, который создает эталон ожидаемого результата и сравнивает с ним информацию о действительном ре­зультате. В процессе этого сличения может осуществляться коррек­ция действий.

Существует много факторов, которые влияют на надежность информационно-управленческих процессов у спортсменов: особен­ности задания и двигательной установки, внешние и внутренние помехи, совершенство и особенности экстраполяции, совершенство функции сличения в системе обратной связи, смысловой кинемати­ческой и динамической программ.

2. Во многих видах спорта (спортивные игры, единоборства, тех­нически сложные виды) эффективность деятельности непосредст­венно зависит от уровня развития психомоторных качеств и сен­сорного самоконтроля, а ее устойчивость — от стабильности психомоторики, процессов самоконтроля, психической выносливости.

Важную роль в обеспечении психической надежности деятель­ности в ряде видов спорта играет перцептивная устойчивость, т. е. способность сохранять отчетливое восприятие различных компонен­тов движения при высоких нагрузках. К числу сенсомоторных фак­торов надежности спортсмена относится сенсорный самоконтроль. Эффективность его как компонента надежности деятельности зави­сит от уровня мотивации и психической напряженности, уровня тре­нированности, общего уровня спортивного мастерства, индивидуальных особенностей сенсомоторной сферы, степени утомления, внешних помех и других факторов, которые тренер должен учиты­вать.

3. Если установочно-программирующая функция, психомотор­ные качества, сенсомоторный самоконтроль оказывают на двига­тельную деятельность спортсмена непосредственное влияние, то его постоянные личностные свойства, умение управлять своим психиче­ским состоянием, социально-психологические особенности группы, в составе которой выполняются двигательные действия, влияют на надежность деятельности более опосредованно, оказывая воздей­ствие в, первую очередь на общие установки, эмоциональные про­цессы и состояния спортсмена. При этом мотивационная сфера, от­дельные личностные проявления воли (инициативность, решитель­ность, активность) стимулируют эффективность деятельности, а такие комплексные свойства личности, как психическая (эмоцио­нальная) устойчивость и психическая выносливость, сила и баланс нервных процессов, способствуют стабильности деятельности.

В обеспечении надежной деятельности спортсменов огромную роль играют особенности ее мотивационной направленности — ин­тенсивность и стабильность значимой для них мотивации, оптималь­ность уровня притязаний и адекватность его изменений по отноше­нию к успехам и неуспехам, фанатичное отношение к тренировке и повышению спортивного мастерства, высокий уровень коллектив­ной и личной ответственности спортсменов и др.

Важнейшим фактором психической надежности спортсмена вы­сокого класса является психическая (эмоциональная) устойчивость. Она в основном определяется силой нервной системы относительно возбуждения, степенью второсигнальных управляющих влияний на повышение возбудимости нервных структур, особенностями произ­вольной регуляции.

4. Надежность спортсмена в соревновании в значительной сте­пени определяется его способностью к саморегуляции на непроиз­вольном и произвольном уровнях непосредственно перед выступле­нием. Непроизвольная регуляция предстартового состояния осу­ществляется путем реализации определенных программ, автомати­зированных в процессе подготовки.

5. В тех видах спорта, где эффективность деятельности определяется взаимодействием партнеров (например, в спортивных играх), компонентом надежности являются социально-психологичес­кие факторы:

а) особенности функциональной и эмоциональной структур группы и их взаимосвязь. Чем более четко дифференцированы роли я деловые обязанности спортсменов в тренировке и соревнованиях, тем больше интеллектуальная согласованность и эмоциональная сплоченность в спортивном коллективе, тем более надежен он; б) уровень социальной мотивации спортсменов (стремление к при­знанию группой, к удовлетворению традиций коллектива, к поддер­жанию престижа команды; в) социально-психологический климат команды.

К числу факторов и условий, воздействующих на психо­логический климат команды, относятся: уровень сплоченности и психологической совместимости членов команды, система.принятых норм и взаимооценок поведения ее членов, система их ценностных ориентации, степень психической готовности, возможная конфликт­ность; г) адекватное распознавание возможностей соперников и их действий, успешность разных видов общения партнеров, их способ­ность к взаимопониманию, слаженность группового взаимодействия.

Таким образом, оптимальное сочетание всех психологических компонентов надежности спортсмена обеспечивает эффективное и устойчивое выполнение спортивной деятельности.

Повышение уровня надежности спортсмена осуществляется в процессе его психологической подготовки и предусматривает сле­дующие направления взаимосвязанных систематических психолого-педагогических воздействий: 1) формирование мотивационной сферы спортсмена и связанной с ней волевой сферы; 2) обучение приемам саморегуляции; 3) оп­тимизация психологического климата и системы межличностных отношений в командах; 4) совершенствование системы двигатель­ных установок и психомоторики спортсмена.

 

Контрольные вопросы и задания:

1.Назовите основные виды психологической подготовки в спорте.

2.Что входит в систему общей психологической подготовки спортсмена?

3.Какие основные техники применяются в процессе специальной психологической подготовки спортсмена?

4.Дайте краткую характеристику мобилизующих, корригирующих и релаксирующих упражнений в системе психологической подготовки.

5.Приведите примеры вербальных воздействий, которые применяют тренеры в вашем виде спорта.

6.Какие факторы необходимо учитывать в процессе индивидуализации психологической подготовки спортсмена?

7.Какими психологическими механизмами определяется надежность спортсмена?

 

Рекомендуемая литература

 

1. Алексеев А.В. Ключи к резервам психики: Кубанский практикум по психагогике.- Краснодар, 1995.

2. Гиссен Л.Д. Время стрессов. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

3. Горская Г.Б. Основы индивидуализации психологической подготовки спортсменов. - Краснодар, 1983.

4. Ермолаева М.В., Стрижак А.П., Тер-Ованесян И.А. Психологическая подготовка легкоатлетов: Практические рекомендации. – М.: Советский спорт, 1992.

5. Киселев Ю.Я. Победи! Размышления и советы психолога спорта. – М.: СпортАкадемПресс, 2002.

7. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. – Екатерингбург: Изд-во Уральского университета, 2001.

8. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. М: Изд-во ДАР, 1995.

9. Родионов А.В., Практическая психология физической культуры и спорта. - Махачкала: Изд. Юпитер. 2002.

10.Сопов В.Ф. Психологическая подготовка к максимальному спортив-

ному результату. – Самара, СГПУ, 1999.

11.Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М.:

Физкультура и спорт, 1988.


ГЛАВА 24.

ПСИХОГИГИЕНА В СПОРТЕ

Под психогигиеной подразумевается область гигиены и медицинской психологии, изучающая, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Отчетливо выражены связи психогигиены спорта с социальной психологией спорта, психологией личности, психотерапией, психофармакологией, психопрофилактикой.

В психогигиене выделяются следующие разделы: возрастная психогигиена, психогигиена семьи, психогигиена труда, психогигиена спорта и ряд других.

Главной задачей психогигиены спорта является обеспечение психического здоровья спортсмена [17]. При этом, естественно она тесно связана с психологией личности, психологией коллектива, психорегуляцией, психопрофилактикой, а в отдельных случаях - с психотерапией.

В современном спорте нагрузка на психическую сферу спортсменов очень высока. Соревнуясь в ряде случаев на пределе человеческих возможностей, в спорте равных побеждают те, у кого крепче нервы, лучше эмоционально-волевая подготовка, кто способен более качественно восстанавливать свою психическую работоспособность, устранять избыточное нервное напряжение. Необходимость постоянно преодолевать большие не только физические, но и психические нагрузки приводит к повышенной нервно-психической активности, а затем к эмоциональному стрессу (В.П. Некрасов,1987).

Однако нагрузка (особенно в профессиональном спорте) так велика, что возникновение психосоматических нарушений становится обычным делом (гипертония, тахикардия, мигрени, гастриты, нейродермиты и т.д).

Возникающая внутренняя «картина болезни» формирует патологические реакции личности на нарушение здоровья, психическую дезадаптацию и среди них одна из самых неадекватных – раздражение и отторжение любых попыток психолога вступить в лечебный контакт. Стройная система саморегуляции нарушается и, в условиях дефицита времени при подготовке к соревнованиям, традиционная тактики психотерапии не работает.

Часто спортсмены сознательно скрывают внешние проявления психической дезадаптации. Это связано с нежеланием показать свою слабость, боязнью не попасть в команду, не поехать на ответственные соревнования и т. п. Поэтому одной из задач психогигиены является четкий объективный контроль состояния спортсмена с обязательным критическим осмыслением полученных данных.

Практика показала, что психическая дезадаптация связана снижением уровня работоспособности. Поэтому систематическая диагностика психических состояний имеет очень большое значение. С этой целью могут применяться различные методы, описанные в главе 11.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...