Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психогигиеническое значение психологического климата в коллективе




 

Спортивный коллектив — это всегда совокупность людей, главной чертой характера которых является стремление побеждать, быть первым, обладающих высоким уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха, часто и вне спорта.

Спортсмен, особенно добившийся больших успехов, нередко имеет сложный характер. Во многом это объясняется необходимостью уметь входить в особое психическое состояние, в котором он наиболее полно реализуют свои физические и технические возможности, частой чрезмерной нагрузкой на эмоционально-чувстную сферу, неопределенностью достижения намеченного результата, что всегда вызывает отрицательные эмоции (П.В.Симонов). Нельзя сбрасывать со счета и атмосферу острого спортивного соперничества, которое обязательно присутствует в коллективе. По данным Ю.Я. Рыжонкина (1976) чаще всего негативно переживают эту ситуацию игроки маргинального статуса, не входящие в основной состав, но постоянно готовящиеся к участию в игре. Это заставляет очень внимательно относиться к вопросам внутригрупповых отношений.

Самую главную группу составляет пара тренер — спортсмен. От тренера требуется проявление особого такта во взаимоотношениях со спортсменом, умение найти те мотивационные струны характере спортсмена, которые бы позволили наиболее рационально управлять им. Тренер, врач команды, психолог и другие специалисты, работащие со спортсменами, должны внимательно следить за внутригрупповыми взаимоотношениями, вовремя устраняя конфликты[20].

Ровные отношения спортсменов в коллективе, исключают формирование мелких групп, объединенных нередко и мелкими| интересами,— важный фактор, оздоравливающий психологический климат. Не акцентирование спортивных заслуг, а поощрение спортсмена как личности — характерная черта здорового коллектива.

Психологический климат в спортивном коллектив - явление сложное и относится к так называемым социально-психологическим компонентам надежности деятельности спортивной команды. Однако именно социальный стресс (негативный психологический климат) является наиболее патогенным источником возникновения психосоматических расстройств и заболеваний у спортсменов. Для эффективного управления психологическим климатом нужен тренерский опыт, педагогическая подготовка, искусство наставника, воспитателя, психолога.

 

Контрольные вопросы и задания:

 

1.Что является главной задачей психогигиены?

2.Назовите основные причины психической дезадаптации в спорте.

3. Перечислите основные методы восстановления психической работоспособности.

4. Перечислите основные методы психопрофилактики неблагоприятных психических состояний.

5. Назовите основные факторы, влияющие на поддержание хорошего настроения.

6. Назовите основные группы психофармакологических препаратов в спорте и принципы их применения.

7. Какова психогигиеническая роль психологического климата в спортивном коллективе?

8. Какую роль играет психогигиена в работе тренера?

 

Рекомендуемая литература

 

6. Алексеев А.В. Система АГИМ. М. 1995

7. Алексеев А.В. Преодолеть себя. М.,2003.

8. Гиссен Л.Д. Время стрессов. М.: Физкультура и спорт, 1990.

9. Некрасов В.П., Худадов Н.А. и др. Психическая регуляция в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1985.

10. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. М: Изд-во ДАР, 1995.

11. Сопов В.Ф. Эмоциональная саморегуляция: теоретические и прикладные аспекты. Самара. 2002.

12. Сопов в.ф. Психическая регуляция и биоритмы в спорте высших достижений // Журнал Спортивный психолог. Спец. выпуск. М., РГУФК, 2003.

13. Сопов В.Ф Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности.-М.: Академический проект.2005.


ГЛАВА 25.

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТСМЕНА В СИТУАЦИЯХ СОРЕВНОВАНИЯ

 

Предпосылки применения управляющих воздействий

 

 

В ситуациях соревнований задача тренера — не только помочь спортсмену в поддержании необходимого настроя на эффективные действия, но и самому быть готовым использовать различные способы срочной регуляции неблагоприятных психических состояний спортсмена, которые могут возникнуть в экстремальных условиях.

Психологические приемы управления поведением и деятельностью спортсмена в процессе соревнований связаны с решением следующих проблем:

• ориентация на те социальные ценности, которые являются ведущими для конкретного спортсмена на данном этапе спортивной карьеры;

• формирование психических «внутренних опор»;

• преодоление психических барьеров, различных фобий, особенно тех, которые возникают в борьбе с конкретным соперником;

• создание собственного образа;

• создание образа соперника;

• психологическое моделирование условий предстоящей борьбы;

• создание психологической программы действий непосредственно перед началом соревнований.

При выборе управленческих мер тренер исходит из того, что важными факто­рами, определяющими психическую готовность, являются величина потребности в достижении запланированного соревновательного результата и оценка спортсменом вероятности достижения этого результата. Поэтому, регулируя величину потребности и оценку вероятности успеха, тренер может оптимизировать психическое сос­тояние спортсмена в ходе соревнований.

 

Психология секундирования

 

Особое значение для управления соревновательной деятельностью спортсмена имеет словесное воздействие тренера непосредственно на соревновании — секундирование.

Особую роль секундирование играет в единоборствах (кстати, впервые оно появилось в дуэльном фехтовании), где оно выражается в следующих воздействиях:

• информация о сопернике (если это давно знакомый соперник – о его сегодняшнем состоянии),

• анализ опыта удачной и, в меньшей степени, неудачной борьбы с данным соперником в сравнении с сегодняшним состоянием самого спортсмена и соперника,

• анализ физического и психического состояния спортсмена с выделением всех нюансов состояния в предстоящем поединке,

• рекомендации по наиболее подходящим средствам противодействия данному сопернику,

• обсуждение наиболее вероятного течения поединка и тактики поведения при тех или иных вероятных его изменениях,

• формирование эмоционального окрашенного отношения к сопернику и к предстоящему поединку,

• внушение отношения к предстоящему поединку как таковому, который должен безусловно завершиться успешно,

• формирование состояния психической готовности к поединку.

Секундирование обычно прово­дится в двух формах: советов-наставлений, даваемых спортсмену перед началом соревнования, и советов-подсказок, даваемых в ходе соревнования, во время активных действий спортсмена.

С о в е т ы - н а с т а в л е н и я чаще всего имеют цель сформиро­вать у спортсмена положительное отношение к предстоящему со­ревнованию, вызвать желание участвовать в нем, укрепить уверен­ность в своих силах, мобилизовать к активным действиям. Тренеру следует иметь в виду, что его слово может иметь огромное влияние на соревновательное психическое состояние спортсмена и что поль­зоваться им, поэтому надо очень продуманно. В противном случае наставления, «накладываясь» на предстартовое состояние, могут вызвать возбуждение, уровень которого превысит оптимальный наоборот, торможение как реакцию на чересчур сильный раздражитель, т. е. могут стать причиной либо стартовой лихорадки, стартовой апатии.

Советы тренера, призывающие спортсмена к осторожности («Внимательнее!», «Смотри, не попадись», «Не торопись.» и т. п.), могут, с одной стороны, способствовать более продума­нному, сдержанному ведению соревновательной борьбы, а с другой — стать причиной чувства сомнения, снизить субъективную оценку вероятности достижения успеха, вызвать замену соревновательной установки «одержать победу» установкой «не проиграть». Ряд тренеров, желая «мобилизовать» спортсмена, повысить его внимательность и бдительность, подчеркивают силу противника, дают советы типа: «Следи — он очень хитрый», «С ним надо особенно внимательно», «Он очень техничный» и т. п. Так советы не всегда способствуют успеху спортсмена. Тренер, говоря -так неконкретно о силе соперника, лишь ставит перед спортсменом новую задачу — разобраться, чем именно силен противник, почему во встрече с ним надо быть особенно осторожным. Непосредственно перед стартом спортсмен может не располагать информацией, позволяющей ему ответить на эти вопросы. Следовательно, возникает дефицит информации, который влечет за собой появление астенических эмоций и опять-таки снижение оценки вероятности достижения победы.

Реально помочь спортсмену могут лишь конкретные указания об известных ему наиболее опасных особенностях соперника.

Тренер должен, во-первых, быть абсолютно уверен в точности сведений, которые он непосредственно перед стартом сообщает своему подопечному; во-вторых, кратко информировать спортсмена о самом главном, основном. Лучшие тренеры говорят: «В ближнем бою бьет справа по туловищу» (боксеру); "Проходит к ноге". или «Накатывает влево» (борцу); «Сильно финиширует» (бегуну) и такие сведения надо сообщать осторожно, учитывая индивидуальные особенности и опыт спортсмена.

Может случиться, что информация о коронных приемах соперника заставит спортсмена только на них сосредоточить внимание и ожидать все время только действия, о которых ему сказал тренер. Это нередко приводит проигрышу в случае применения соперником другого приема, который в этих условиях становится более неожиданным, в силу спортсмен реагирует на него не только не адекватно, но и медленнее, чем на другие, ожидаемые, приемы.

Еще с большей осторожностью тренер должен пользоваться советами - подсказками в ходе соревновательной борьбы, Отрицательный эффект их связан чаще всего с тем, что они не дают спортсмену сосредоточиться, отвлекают от анализа меняющейся соревновательной ситуации, мешают самостоятельно решать сорев­новательные задачи.

Систематическое применение подсказок при­тупляет личную инициативу спортсмена, он становится беспомощ­ным, когда приходится выступать в соревновании без тренера или когда условия проведения соревнований не позволяют тренеру «суфлировать». У спортсменов, которые привыкли самостоятельно, решать возникающие в ходе соревнования задачи, совет-подсказка может вступить в противоречие с собственными замыслами. Такое противоречие становится причиной сложных конфликтных ситуаций, решение которых в микроинтервалы времени является весьма трудным и требует дополнительных усилии.

Применяя подсказку, тренер должен быть уверен, что она не вступит в противоречие с тем решением, к которому спортсмен пришел самостоятельно.

Как правило, активнодействующему спортсмену подсказки могут быть полезны лишь в определенных критических ситуациях соревнования. Опытные тренеры в таких случаях дают команды с целью мгновенно исправить какую-нибудь ошибку или экстренно мобилизовать силы спортсмена: уставшему бегуну — «Терпи!» или «Руками!» (т. е. энергичней работай руками); сделавшему соскок и пошатнувшемуся гимнасту — «Стоять!»; начавшему бросок и преодолевающему сопротивление соперника борцу — «Пойдет!». Но и такие подсказки можно применять лишь при условии тонкого, понимания соревновательной ситуации, отличного знания состоя­ния и возможностей спортсмена при абсолютной уверенности в том, что в данном случае управление извне не вступит в конфликт с са­морегуляцией.

Следовательно, тренеру надо стремиться к тому, чтобы его речевые воздействия помогали спортсмену получить необходимую, достаточную для принятия решения информацию и при этом знать, что величина и содержание ее определяются не только объективными условиями соревнования, но и субъективной потребностью в ней спортсмена, его индивидуальными возможностями восприятия и переработки информации, психическим состоянием.

Наверное, нигде не играет такой роли принцип индивидуального подхода, как при секундировании. Любой тренер знает, что на одного спортсмена надо воздействовать спокойными, убеждающими словами, а на другого – жесткими и категоричными. В первом случае это, как правило, спортсмен с недостаточно выносливой нервной системой, а во втором – типичный представитель так называемого «сильного» типа нервной системы, как называл его И.П.Павлов. Мнительному, тревожному спортсмену в момент секундирования лучше подчеркивать его «сильные стороны», а не тревожному, из тех, кого в обиходе называют «толстокожими», - «сильные стороны» его соперника. Хотя в реальной жизни так не бывает, и, подчеркивая, например, «сильные стороны» спортсмена, тренер обязательно упомянет и о возможностях соперника.

Многое зависит от того, считает ли спортсмен своего соперника «удобным» или «неудобным» для него. Именно в этой ситуации убедить спортсмена, что сейчас есть объективные возможности преодолеть «неудобство» соперника – важнейшая задача секундирования. А также предостеречь о сегодняшней опасности «удобного» соперника. Во всех этих случаях тренер должен использовать возможности «психологических внутренних опор» своего спортсмена.

Секундирование обычно начинается за 30 – 40 минут до начала боя в боксе, за 15 – 20 минут до начала схватки в борьбе, за 5 – 10 минут до начала боя в фехтовании. В фехтовании это обычно относится к первому бою предварительной ступени соревнований, каждому бою тура прямого выбывания и особенно – ко всем финальным боям. Естественно, есть своя специфика секундирования в командных соревнованиях по фехтованию.

Секундирование перед поединком и в перерывах между раундами различаются весьма существенно. Ведь при секундировании во время перерыва важными становятся задачи изменить психическое состояние спортсмена, а если оно отвечает поставленным задачам, надо создать условия, чтобы оно не ухудшилось в последующем. Важно подсказать спортсмену, какие тактические задачи он решал успешно, а какие требуют коррекции, какие замыслы соперника пока распознать не удалось. Необходим хладнокровный анализ допущенных ошибок с указанием реальных путей исправления ситуации.

Знаменитый советский тренер по фехтованию Иван Ильич Манаенко нередко говорил с искренним сожалением своему ученику, проигравшему бой в предварительной ступени соревнований: «Да! Пора тебе заканчивать с фехтованием. Я же вижу – силы уже не те, соперник просто издевался над тобой!» Надо прямо сказать: нередко это действовало просто угнетающе на его учеников. Зато сдержанная похвала после двух-трех успешных последующих боев буквально окрыляла учеников. Это мог себе позволить Манаенко…

Основной мотив беседы после соревнований (это уже не секундирование в прямом смысле этого слова), естественно, определяется их результатом. Главный мотив таких бесед при успехе: «Не так уж блестяще ты победил. И твои главные победы впереди».

При неудаче мотив может быть таким: «Сопернику во многом повезло. Твоя неудача имеет такие конкретные причины… Но жизнь на этом турнире не заканчивается – все впереди!»

И еще один фактор – психическое состояние самого тренера. Перевозбужденный тренер, с трясущимися руками и охрипшим голосом – не лучший секундант. Не зря в боксе некоторые чрезмерно возбудимые тренеры избегают секундировать своим ученикам и просят помочь в этом своих коллег. Но здесь все же лучше самому овладеть приемами психической саморегуляции, потому что никто не заменит «родного» тренера. По содержанию основных средств психической регуляции подготовка тренера и спортсмена во многом совпадают, поэтому тренер может сам настраиваться практически так же, как и спортсмен. Что касается его воздействий на спортсмена, т.е. приемов гетерорегуляции, то они в единоборствах, особенно при работе с юношами, они дают особый эффект, тогда как в большинстве других видов спорта более важны приемы ауторегуляции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...