Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование экономики




 

Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения за­конодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обостря­лись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе свободной конкуренции. Воз­никла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необхо­димых для продолжения воспроизводства в национальных масшта­бах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безрабо­тица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкурен­ция на мировых рынках требовали активного участия государства в экономической жизни.

Государственное экономическое регулирование решает различ­ные задачи, выступающие на передний план в тот или иной период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирова­ние занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического рав­новесия путем активизации или сдерживания экспорта, либо им­порта разных товаров или капитала.

Государство регулирует экономику во всех национальных моде­лях общественно-экономических систем. Естественно, регулиро­вание в современной рыночной экономике осуществляется в на­много меньших масштабах, чем в централизованно планируемой системе. Однако экономическая роль государства и здесь несопо­ставимо выше, чем на ранней стадии капитализма. Колоссальных масштабов достигло межгосударственное регули­рование мировой экономики, осуществляемое международными организациями, особенно Международным валютным фондом, Все­мирным банком, Большой восьмеркой, Парижским и Лондонским клубами и др.

Представление о масштабах государственного регулирования дает доля ВВП, перераспределяемая через совокупный бюджет во внебюджетные фонды. Эта доля в середине 1990-х гг. в Японии и США составляла от 35 до 40%, в Германии, Франции, Италии и Канаде — свыше 50%, а в Швеции — более 60%. Несмотря на за­метные различия в доле перераспределяемого государством внут­реннего продукта рынок в каждой из этих стран играет первосте­пенную роль, а государство лишь дополняет рыночное регули­рование.

Регулирование экономики направлено одновременно на дости­жение всех целей общественного развития в экономической проек­ции. В разные периоды и тем более в разных странах структура пер­воочередных целей может быть различна. Идеальная модель эконо­мического устройства общества предполагает использование меха­низма государственного регулирования для решения различных проблем. В частности:

Правовое обеспечение функционирования рыночного механиз­ма. На государство возлагается серьезная задача - защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. К. Поппер отмечает: «...промышленное общество, основанное на рыночных от­ношениях и предлагающее значительную свободу выбора, немысли­мо без правовой системы, без власти закона» [95, с.8]. Для нормального осуществления экономической деятельности субъекты должны быть защищены законодательно.

Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, неуверенный в неприкосновенности своей собствен­ности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать в полную силу творческий и мате­риальный потенциал. В целях государственного противодействия неограниченной власти монополий в экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент не­здорового и недобросовестного соперничества. В рамках законода­тельства о защите прав потребителей принимаются серьезные сан­кции против продажи некачественных товаров, ложной информа­ции о деятельности фирм и т.п. Разработаны законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики. Наконец, уголовное законодательство, направленное про­тив краж, насилий, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и, таким образом, также улучшает функционирование рынка.

Производство общественных товаров. Подобных товаров и услуг, относимых к категории общественных, достаточно много. К ним относятся товары оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, дороги, дорожная размет­ка, дорожные знаки и целый ряд аналогичных товаров. Все эти блага служат интересам общества в целом. Предельные издержки на производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании.

Государство финансирует подобные сферы из бюджетных средств. Расходы на оборону являются значительной статьей расходной части бюджета. Другую большую статью составляют средства, выделяемые на социальные нужды и на содержание государственного аппарата. Ис­точник финансирования — налоги. Причем в данном случае отсут­ствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого на­лога и реальным участием в процессе потребления данного общест­венного товара. Из-за незначительного размера или вообще отсутст­вия предельных издержек, которые вызывает каждый дополнитель­ный потребитель, не имеет смысла строить сложную систему опла­ты общественных благ, поэтому они и финансируются из государст­венного бюджета.

Минимизация трансакционнных издержек (экстерналий). Прини­мая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек: весьма сложно было бы, например, заключать сделку с каждым участником движе­ния по шоссейным дорогам, заставляя каждого, кто пользуется ус­лугами скоростной трассы, платить определенную сумму при въезде или выезде. Ясно, что такая система создавала бы «пробки» на до­рогах, затрудняла бы проезд и в конечном счете уничтожила бы все те плюсы, ради которых такая скоростная трасса была создана.

Есть товары, которые по определению не относятся к общест­венным, но из-за высоких трансакци­онных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример — неко­торые виды страхования, связанные в основном с производствен­ной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старос­ти. Частные страховые компании нуждаются в дорогостоящей рек­ламе, содержании административного аппарата и страховых аген­тов, что не нужно государству. Поэтому затраты государства в дан­ной области значительно ниже, и подобные товары, как и общест­венные товары, целесообразнее производить государству.

Компенсация внешних издержек. Существуют два основных способа минимизации отрицательных издержек госу­дарством. Первый способ - принятие административных мер по отношению к тем, кто вызывает отрицательные экстерналии. На­пример, в США виновникам ухудшения или загрязнения окружаю­щей среды предъявляются обвинения на основании Закона о граж­данских правонарушениях, Закона о нарушении прав собственнос­ти, а также принятых в 1970-е гг. Закона о чистом воздухе, Закона о чистой воде, Закона об ограничении шума, Закона о национальной экологической политике. На государство возлагается осуществление контроля за отрицательными внешними эффектами с применением административно-командных мер, гражданского кодекса, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного Уровня загрязнения окружающей среды.

Помимо установления норм и применения запретов, т.е. поми­мо прямого административного вмешательства с целью минимиза­ции отрицательных экстерналий, государство использует и косвен­ный метод борьбы с отрицательными издержками через налого­вую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являю­щиеся основными виновниками возникновения отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в опре­деленном смысле менять свое поведение.

Кроме отрицательных экстерналий существуют и положитель­ные экстерналии, когда выгоду получает не только непосредствен­ный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом. Государство поощряет и субсидирует возникновение положительных экстерна­лий. Предоставляется субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластич­ность спроса по доходам, степень реакции после субсидии на по­требление блага будет выше. Государство субсидирует здравоохране­ние, образование, различные благотворительные программы, по­скольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем больше предпосылок имеет такое общество.

Стабилизация макроэкономических колебаний. Госу­дарству также принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономичес­ких колебаний, которым подвержена экономика.

Таким образом, государственное регулирование необходимо осу­ществлять в определенных пределах. Эти пределы установлены масштабами «фиаско» рынка в целом и конкретной экономической си­туацией. Умелое государственное регулирование позволяет ликвидиро­вать те «провалы», которые невозможно восполнить, используя ис­ключительно рыночный механизм. Здесь уместна сентенция Авраама Линкольна: «Разумная цель государства состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но, что они сами своими силами делать не могут вообще или не могут делать должным образом» [39, с.73].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...