Основные направления экологической политики
Сохранение природы и улучшение качества окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности большинства современных государств. Основными направлениями российской экологической политики являются: · регулирование природопользования; · снижение загрязнения окружающей природной среды; · обеспечение экологической безопасности; · сохранение и восстановление природной среды. Достичь устойчивого природопользованиявозможно лишь при «неистощимом» использовании возобновляемых и рациональном использовании невозобновляемых природных ресурсов. Природные ресурсы России (земельные, водные, минеральные, лесные, биологические, а также рекреационные и климатические) вносят существенный вклад в сохранение стратегической безопасности страны. Они позволяют обеспечить потребности экономики, в т.ч. поддерживать высокий уровень экспорта сырьевой продукции. Состояние природно-ресурсного потенциала страны, охрана и восстановление его сегодня в России определяет темпы экономического поста и благосостояние граждан. Природно-ресурсный потенциал нашей страны превышает потенциал США в 2-2,5 раза, Германии – в 6, Японии — в 18-20. Однако использование природных ресурсов в нашей стране из-за отсутствия долгосрочной продуманной концепции и должного контроля со стороны государства характеризуется слабой эффективностью. Оно, ввиду сырьевой ориентации экономики, ведет к негативным экологическим последствиям: · истощению невозобновимых природных ресурсов; · нарушению водного баланса; · деградации почв; · сокращению биологического разнообразия; · исчезновению лесов. Уменьшение загрязнения окружающей средывыбросами, сбросами и отходами, а также снижение энергоемкости и материалоемкости продукции и услуг невозможно без стимулирования и внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий в промышленности, использования вторичных ресурсов, в т.ч. переработки накопившихся отходов.
Оценки, полученные в результате исследований, проведенных Массачусетским технологическим институтом, по словам его президента П. Грея, доказывают, что с помощью внедрения современных технологий эффективность использования природных ресурсов повышается в 4 раза. Можно жить в два раза лучше, потребляя в два раза меньший объем природных ресурсов. Это направление является сегодня приоритетным в экологической политике США [25]. Политическое руководство России в основу своей государственной стратегии положило принцип «сначала стабилизация, потом экологизация». Государство стремится стабилизировать экологическую ситуацию, т.е. сохранить ресурсоемкую и экологически опасную организацию хозяйства за счет усиления эксплуатации невозобновимых ресурсов. В России на каждый рубль ВВП приходится примерно в пятьраз больше выбросов окислов серы и в три раза — окислов азота и углерода, чем в ФРГ [97, с.14]. Реализация этой стратегии выражается в усилении ресурсоэксплуатирующей функции над природоохранной. Новым направлением современной российской экологической политики, как и в большинстве индустриально развитых стран, стало определение обеспечения экологической безопасности в качестве компоненты национальной безопасности страны (Концепция национальной безопасности). В Федеральном законе «Об охране окружающей среды», вступившем в действие в 2002 г. экологическая безопасность рассматривается как состояние «защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [114, с.7].
В современном индустриальном обществе идет производство, накопление и распространение рисков как реальных и потенциальных опасностей для нормального существования человека и природы. У. Бек, исследующий влияние рисков на жизнь общества, считает, что «риски являются сопутствующим продуктом модернизации и производятся в таком изобилии, что их желательно предотвратить» [8, с.30]. Экологические проблемы это не проблемы природной среды, а проблемы общественной среды: и по своему генезису, и по своим последствиям. Общество породило риски, оно и должно придумать, как ими управлять. Главным условием обеспечения экологически безопасного развития является признание приоритетности интересов охраны окружающей среды при осуществлении экономической модернизации. Политика государства по сохранению и восстановлению природной средынацелена в первую очередь на сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности. Однако она не является для государства приоритетным направлением на сегодняшний день [25]. В результате непродуманной политики произошло, например, разрушение заповедной системы России, одной из лучших систем охраняемых территорий в мире. Она до недавнего времени была не только государственной структурой с федеральным центром и почти 140 отделениями в регионах (заповедниками, национальными парками, федеральными заказниками и памятниками природы); но и основой общественного союза, объединяющего региональные центры общественных природоохранных движений, центры экологического образования и воспитания, издающего свои газеты и бюллетени. Управление особо охраняемых природных территорий и объектов в статусе структурного подразделения сквозного действия центрального аппарата Министерства природных ресурсов численностью 10-15 человек заменило собой Управление, имевшее восемь тысяч сотрудников федеральных охраняемых территорий и 500 ученых, занимавшихся организацией научных исследований по отечественным и зарубежным грантам и программам, разработкой и реализацией федеральных целевых программ «заповедной отрасли».
Эти и многие другие решения правительства, принятые, на первый взгляд, вопреки интересам граждан, имеющих по Конституции право на благоприятную окружающую природную среду, при более глубоком рассмотрении мотивации правительственного решения отражают интересы большей части населения страны. К сожалению, понижение ранга экологических ценностей в России и изменение приоритетов в программах российских партий, движений и наиболее известных политиков оправдано объективной необходимостью. 75% россиян не довольны состоянием окружающей среды в стране, но при этом 40% против 32% считают, что обеспечение экономического роста важнее защиты окружающей среды [88, с.11]. Правительство последовательно реализует свою концепцию государственной политики, провозгласившую приоритетным на ближайшие годы принцип выживания и стабилизации за счет эксплуатации сырьевых ресурсов, поскольку именно они — «основное богатство России», а «наш стратегический приоритет» — это «рациональное, справедливое» их налогообложение, которое должно обеспечить поступление в государственную казну средств [96].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|