Государственная экономическая политика
Выделяют различные направления внутренней политики государства: экономическое, промышленное, аграрное, социальное, военное, в области занятости, трудовых отношений, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т.д. Каждое из них в зависимости от стоящих перед обществом проблем, также дифференцируется. В каждой из них государство преследует цель достижения баланса интересов как субъектов экономической и социальной деятельности с помощью бюджетной, налоговой, региональной и иных форм политики. Государство как суверен или носитель власти принимает законы и административные акты, которыми руководствуются другие экономические субъекты и из которых могут возникнуть гражданско-правовые отношения независимо от воли других хозяйствующих субъектов. Государство пользуется иммунитетом и сохраняет властные функции даже тогда, когда вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения как обычный хозяйствующий субъект. Цель участия государства в гражданском обороте — эффективное отправление публичной власти, т.е. выполнение определенных общественно значимых функций. Одной из разновидностей этих функций выступает государственная экономическая политика. Государственный сектор обычно дополняет частный сектор и производит общественно значимые товары и услуги. Рыночная модель участия государства в гражданском обороте, как правило, исходит из концепции, согласно которой основным и главным участником таких отношений становится казна (бюджет). Однажды зафиксированное равноправие бюджета в отношениях со всеми другими участниками гражданского оборота в дальнейшем не нуждается в пересмотре и создает равные условия игры другим экономическим субъектам, находящимся в жестких отношениях с казной.
Особенности государства как собственника, выразителя коллективной воли, участника сделок и субъекта ответственности характеризуют его как определенный тип капитала, способного формировать собственные организационные формы. Их развитие, по мнению ряда исследователей [25], представляет собой процесс огосударствления, который влечет за собой ненадлежащее использование властных полномочий, мягкие отношения с бюджетом, развитие системы государственного посредничества в форме административного регулирования.
Административная предпринимательская монополия
Крайней формой процесса огосударствления выступает формирование административной предпринимательской монополии в странах социализма. Ее идеологическим прикрытием служила ложная посылка о том, что государственная собственность — это общенародная собственность. Государство, по определению Ф. Энгельса, является аппаратом насилия (принуждения) одного класса над другим (или обществом) [129]. Следовательно, собственность аппарата принуждения по своей природе не является общенародной, а лишь выполняет общественные функции с той или иной степенью демократизма. Тотальное огосударствление превращает государственный капитал за счет бюджетных средств в гигантского посредника, в той части воспроизводства, где государство не является потребителем произведенного им товара. Частный потребитель бессилен противостоять государственной монополии, и его единственный выбор смена (трансформация) политической системы с последующим разгосударствлением экономики. Политическая задача переходного периода — привести в соответствие соотношение собственности и власти, поскольку многопартийная система, основанная на демократических свободах, может базироваться только на рыночных отношениях при определяющей роли частной собственности. При этом создание рыночной экономики как базы многопартийной республики происходит почти исключительно административными средствами. Они используются для разрушения старой и становления новой политической системы, а также при формировании нового экономического базиса. Применение административных методов осуществляется в рамках нового правового поля, где приоритет должен быть передан гражданскому праву, а государство должно превращаться из монопольного предпринимателя, облеченного властью, в относительно равноправного экономического субъекта рынка.
Государственная программа
Государственный капитал, вступая в рыночный экономический оборот, принимает различные организационные формы. В них используются различные схемы управления и регулирования макроэкономикой. Государственная программа выступает формой использования государственно-монополистических условий воспроизводства. Она представляет собой форму реализации какого-либо государственного приоритета в социальной, экономической, военной и иной областях за счет бюджетных средств и использования коммерческой базы монополий как субподрядчиков. Возникающий на основе реализации программы государственный заказ создает устойчивые конкурентные позиции подрядчикам: гарантированная оплата, отсутствие конкурентных аналогов, компенсации по НИОКР, льготы, налоговые освобождения и т.д. Работа на государственный заказ часто превращает компании в монополистов, что типично для административной экономики. Программа носит временный характер и при достижении соответствующего приоритета прекращается. Например, программа НАСА «Апполон» была прекращена после высадки астронавтов на Луну. Программа не создает устойчивой долговременной юридической и экономической связи государства и монополий. Присвоение доходов и выгод осуществляется раздельно государством и монополиями. Появление государственных программ в их развитых формах относят к концу XIX — началу XX в.
15.2.2.3. Государственно-монополистический комплекс
Владение государственно-монополистическими условиями воспроизводства осуществляется государственно-монополистическим комплексом. Введение в экономический оборот данного термина как организационной формы государственно-монополистического капитала является заслугой профессоров СПбГУ А.А. Демина и Н.В. Раскова, согласно которым: «Государственно-моно-полистические комплексы представляют собой относительно обособленную группу монополий (структурообразующий элемент) и государственных органов и учреждений (институциональный элемент) в конкретной области народного хозяйства, к которой через сложную систему контрактов, субподрядов и т.д. притягивается ряд других корпораций различного уровня. Функциональная взаимозависимость, связи различных видов (доходящие порой до уровня достаточно жестких взаимных обязательств, как в контрактных системах) подчиняются в целом деятельности участников комплекса единому ритму, заставляют действовать как единый организм; капиталистическая планомерность, существующая внутри отдельных монополий, в рамках комплекса поднимается на более высокий, межотраслевой уровень» [25].Историческим периодом формирования государственно-монополистических комплексов были 1960-1980-е гг. В отличие от программ комплексы представляют собой структуру, постоянно воспроизводящую программы. Формируются они в отраслях, где частотность воспроизведения программ наиболее высока. Например, военно-промышленный комплекс формируется на базе постоянного воспроизводства военных программ. Как структура, реализующая принципы владения, комплекс характеризуется наличием легальной лоббистской составляющей и криминальными коррупционными или мафиозными (организованная преступность) составляющими, являющимися самостоятельными субъектами присвоения доходов. Именно они обеспечивают воспроизводство программ и «необходимые» рыночные условия существования капитала. Таким образом, на взгляд Л.В. Сморгунова, криминализация государственной экономики имеет не только объективные корни, но собственные организационные формы существования [108]. Этим же объясняется и относительная неэффективность борьбы с организованной преступностью.
15.2.2.4. Свободная экономическая зона
Формой реализации распоряжения государственно-монополистическими условиями воспроизводства является свободная экономическая зона. Она возникает на основе несовпадения государственной границы с таможенной, налоговой, инвестиционной и другими границами страны. В ней формируются уникальные условия для бизнеса, когда частный капитал самостоятельно распоряжается государственными доходами. Свободная экономическая зона превращается в своеобразную «черную дыру», где государство, как правило, на какой-то срок отказывается в пользу частного капитала от своих суверенных прав на сбор налогов, таможенных пошлин и т.д. Результат подобной практики весьма значителен. Люксембург, став свободной экономической зоной в ЕС, за десять лет обогнал Швейцарию по абсолютным размерам притока иностранного капитала. В мире в настоящее время существует около пяти тысяч свободных экономических зон разного правового режима, являющихся главными точками экономического роста и концентрации капитала. Данная организационная форма государственно-монополистического капитала становится важнейшим фактором международной конкуренции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|