Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная экономическая политика




 

Выделяют различные направления внутренней политики государства: экономическое, промышленное, аграрное, социальное, военное, в области занятости, трудовых отношений, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т.д. Каждое из них в зависимости от стоящих перед обществом проблем, также дифференцируется. В каждой из них государство преследует цель достижения баланса интересов как субъектов экономической и социальной деятельности с помощью бюджетной, налоговой, региональной и иных форм политики.

Государство как суверен или носитель власти принимает законы и администра­тивные акты, которыми руководствуются другие экономические субъекты и из которых могут возникнуть гражданско-правовые от­ношения независимо от воли других хозяйствующих субъектов. Го­сударство пользуется иммунитетом и сохраняет властные функции даже тогда, когда вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения как обычный хозяйствующий субъект. Цель участия государства в гражданском обороте — эффек­тивное отправление публичной власти, т.е. выполнение определен­ных общественно значимых функций. Одной из разновидностей этих функций выступает государственная экономическая политика. Государственный сектор обычно дополняет частный сектор и про­изводит общественно значимые товары и услуги. Рыночная модель участия государства в гражданском обороте, как правило, исходит из концепции, согласно которой основным и главным участни­ком таких отношений становится казна (бюджет). Однажды зафиксированное равноправие бюджета в отношениях со всеми други­ми участниками гражданского оборота в дальнейшем не нуждается в пересмотре и создает равные условия игры другим экономичес­ким субъектам, находящимся в жестких отношениях с казной.

Особенности государства как собственника, выразителя коллек­тивной воли, участника сделок и субъекта ответственности характе­ризуют его как определенный тип капитала, способного формиро­вать собственные организационные формы. Их развитие, по мнению ряда исследователей [25], пред­ставляет собой процесс огосударствления, который влечет за собой ненадлежащее использование властных полномочий, мягкие отно­шения с бюджетом, развитие системы государственного посредни­чества в форме административного регулирования.

 

Административная предпринимательская монополия

 

Крайней формой процесса огосударствления выступает форми­рование административной предпринимательской монополии в странах социализма. Ее идеологическим прикрытием служила ложная посылка о том, что государственная собственность — это общенародная собственность. Государство, по определению Ф. Энгельса, является аппаратом на­силия (принуждения) одного класса над другим (или обществом) [129]. Следовательно, собственность аппарата принуждения по своей при­роде не является общенародной, а лишь выполняет общественные функции с той или иной степенью демократизма. Тотальное огосударствление превращает государственный капитал за счет бюджет­ных средств в гигантского по­средника, в той части воспроизводства, где государство не является потребителем произве­денного им товара. Частный потребитель бессилен противостоять госу­дарственной монополии, и его единственный выбор смена (трансформация) политической системы с последующим разгосу­дарствлением экономики.

Политическая задача переходного периода — привести в соот­ветствие соотношение собственности и власти, поскольку много­партийная система, основанная на демократических свободах, может базироваться только на рыночных отношениях при опреде­ляющей роли частной собственности. При этом создание рыночной экономики как базы многопартийной республики происходит почти исключительно админи­стративными средствами. Они используются для разрушения старой и становления новой политической системы, а также при формиро­вании нового экономического базиса. Применение административ­ных методов осуществляется в рамках нового правового поля, где приоритет должен быть передан гражданскому праву, а государство должно превращаться из монопольного предпринимателя, облечен­ного властью, в относительно равноправного экономического субъ­екта рынка.

 

Государственная программа

 

Государственный капитал, вступая в рыночный экономический оборот, принимает различные организационные формы. В них используются различные схемы управления и регу­лирования макроэкономикой. Государственная программа вы­ступает формой использования государственно-монополистических условий воспроизводства. Она представляет собой форму реализации какого-либо государственного приоритета в социальной, экономической, военной и иной областях за счет бюджетных средств и использования коммерчес­кой базы монополий как субподрядчиков. Возникающий на основе реализации программы государственный заказ создает устойчивые конкурентные позиции подрядчикам: гарантированная оплата, от­сутствие конкурентных аналогов, компенсации по НИОКР, льготы, налоговые освобождения и т.д. Работа на государственный заказ часто превращает компании в монополистов, что типично для ад­министративной экономики. Программа носит временный характер и при достижении соответствующего приоритета прекращается. На­пример, программа НАСА «Апполон» была прекращена после вы­садки астронавтов на Луну. Программа не создает устойчивой дол­говременной юридической и экономической связи государства и монополий. Присвоение доходов и выгод осуществляется раздельно государством и монополиями. Появление государственных про­грамм в их развитых формах относят к концу XIX — началу XX в.

 

15.2.2.3. Государственно-моно­полистический комплекс

 

Владение государственно-монополистическими условиями воспроизводства осуществляется государственно-моно­полистическим комплексом. Введение в экономический оборот данного термина как организационной формы государственно-монополистического капитала является заслугой профессоров СПбГУ А.А. Демина и Н.В. Раскова, согласно которым: «Государственно-моно-полистические комплексы представляют собой относительно обособленную группу монополий (структурообразующий элемент) и государственных органов и учреждений (институциональный элемент) в конкретной области народного хозяйства, к которой через сложную систему контрактов, субподрядов и т.д. притягивается ряд других корпораций различного уровня. Функциональная взаимоза­висимость, связи различных видов (доходящие порой до уровня до­статочно жестких взаимных обязательств, как в контрактных систе­мах) подчиняются в целом деятельности участников комплекса еди­ному ритму, заставляют действовать как единый организм; капита­листическая планомерность, существующая внутри отдельных мо­нополий, в рамках комплекса поднимается на более высокий, меж­отраслевой уровень» [25].Историческим периодом формирования государственно-монополистических комплексов были 1960-1980-е гг.

В отличие от программ комплексы представляют собой структу­ру, постоянно воспроизводящую программы. Формируются они в отраслях, где частотность воспроизведения программ наи­более высока. Например, военно-промышленный комплекс форми­руется на базе постоянного воспроизводства военных программ. Как структура, реализующая принципы владения, комплекс харак­теризуется наличием легальной лоббистской составляющей и кри­минальными коррупционными или мафиозными (организованная преступность) составляющими, являющимися самостоятельными субъектами присвоения доходов. Именно они обеспечивают ­воспроизводство программ и «необходимые» рыночные условия су­ществования капитала. Таким образом, на взгляд Л.В. Сморгунова, криминали­зация государственной экономики имеет не только объективные корни, но собственные организационные формы существования [108]. Этим же объясняется и относительная неэффективность борьбы с организованной преступностью.

 

15.2.2.4. Свободная эконо­мическая зона

 

Формой реализации распоряжения государственно-монополис­тическими условиями воспроизводства является свободная эконо­мическая зона. Она возникает на основе несовпадения государст­венной границы с таможенной, налоговой, инвестиционной и дру­гими границами страны. В ней формируются уникаль­ные условия для бизнеса, когда частный капитал самостоятель­но распоряжается государственными дохода­ми. Свободная экономическая зона превращается в своеобразную «черную дыру», где государство, как правило, на какой-то срок от­казывается в пользу частного капитала от своих суверенных прав на сбор налогов, таможенных пошлин и т.д. Результат подобной практики весьма значителен. Люксембург, став свободной эко­номической зоной в ЕС, за десять лет обогнал Швейцарию по абсо­лютным размерам притока иностранного капитала. В мире в насто­ящее время существует около пяти тысяч свободных экономических зон разного правового режима, являющихся главными точками эконо­мического роста и концентрации капитала. Данная организационная форма государственно-монополистического капитала становит­ся важнейшим фактором международной конкуренции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...