Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины




 

Процесс изучения дисциплины предполагает следующие виды занятий:

¾ лекционное занятие;

¾ семинарское занятие

¾ практическое занятие;

¾ самостоятельная работа.

Количество лекционных и практических занятий определяется тематическим планом дисциплины.

 

Методические указания по изучению теоретического материала дисциплины

 

Теоретический материал дисциплины излагается на лекциях и представлен системой знаний, углубление и практическое применение которых осуществляется на семинарских и практических занятиях.

При изучении дисциплины «Криминалистика» предполагается изучение 24 тем. Основные вопросы изучаемых тем, вызывающие как правило, наибольшие затруднения при самостоятельном изучении, разбираются на лекционных занятиях, более подробная и частная информация по каждой теме разбирается на практических занятиях. Лектор анализирует нормативные правовые акты, которые в современном государстве подвержены частому, а иногда и кардинальному изменению, что обусловливает быстрое «устаревание» учебного материала, изложенного в основной и дополнительной литературе. Лектор помогает обучающимся сориентироваться в действующем уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации и, соответственно, в учебном материале.

В ходе лекционного занятия обучаемые составляют конспект, обеспечивающий наличие опорного материала при подготовке к практическому занятию, промежуточной аттестации.

При конспектировании следует обязательно отражать тему и основные вопросы лекции, ссылки на нормативные правовые акты и иные источники. Особое внимание следует уделить отражению в конспекте основных понятий и определений, классификаций и наиболее сложных для самостоятельного изучения положений лекции.

В процессе конспектирования рекомендуется применять аббревиатуры или сокращения слов и терминов, выделение цветом отдельных узловых элементов конспекта.

Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т. п. или подчеркивать красной ручкой. Целесообразно разработать собственную символику, сокращения. Использовать схемы.

 

Методические рекомендации по теоретическим вопросам дисциплины по отдельным темам:

Тема 1. Предмет, система, задачи и методы криминалистики

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на закономерности объективной действительности, изучаемые криминалистикой: закономерности механизма преступления и способа совершения преступления; закономерности процесса возникновения информации о преступлении и лицах, его совершивших, их навыках, средствах и приемах действий; закономерности собирания, исследования, оценки и использования доказательств.

Тема 2. Теории криминалистической идентификации и диагностики

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на информационное отражение события преступления в виде материальных и нематериальных (идеальных) следов.

Отдельно следует проанализировать особенности задач криминалистической идентификации, а также субъекты и объекты криминалистической идентификации

Тема 3. Общие положения криминалистической техники

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие криминалистической техники как раздела науки криминалистики и комплекса материально-технических средств, используемых в расследовании и раскрытии преступлений.

Отдельно следует проанализировать особенности научно-технических достижений и практики борьбы с преступностью как источников развития криминалистической техники.

Тема 4. Криминалистическая фотография и видеозапись

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие и научные основы криминалистической фотографии, значение для раскрытия и расследования преступлений.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как средства, приемы и методы фотографии, применяемые в криминалистике. Формы применения фотографических средств и методов в деятельности правоохранительных органов (в оперативно-розыскной, судебно-следственной, экспертной практике).

Тема 5. Криминалистическое следоведение

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие, значение и классификацию следов преступления и закономерности механизма их образования.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как следы предметов, материалов и веществ, отобразившиеся на теле подозреваемого в совершении преступления, а также возможности криминалистической экспертизы материалов, веществ, изделий (КЭМВИ).

Тема 6. Криминалистическое оружиеведение

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на научно-практические основы и структуру криминалистического оружиеведения. Понятие оружия, его криминалистическая классификация.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как взрывчатые вещества и взрывные устройства, криминалистическая (судебная) баллистика, холодное оружие.  

Тема 7. Криминалистическое документоведение

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие и структуру криминалистического исследования документов, идентификационные и диагностические задачи криминалистического исследования документов.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как классификация документов, обязательные реквизиты документов строгого учета, правила обращения с документами, виды криминалистического исследования документов.

Тема 8. Криминалистическая габитоскопия

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие криминалистической габитологии и ее естественнонаучные основы.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как элементы и признаки внешнего облика человека, их классификация, свойства и идентификационное значение, правила описания анатомических и функциональных признаков внешности, особых примет, одежды и сопутствующих предметов.

Тема 9. Криминалистическая одорология и фоноскопия

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие криминалистической одорологии и фоноскопии и их естественно-научные основы.

Отдельно следует проанализировать особенности основных категорий одорологии, а так же особенности применения биологического детектора и технических средств, в целях обнаружения, изъятия, использования следов запаха. Отдельно проанализировать особенности основных категорий фоноскопии, а так же ее особенностей для анализа и использования в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Тема 10. Криминалистическая регистрация.

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие, научные основы и назначение криминалистической регистрации, содержание криминалистической регистрации, систему криминалистической регистрации и ее правовые основы.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как источники формирования банка данных о преступлениях, способах и лицах, их совершивших, объекты, виды, формы и способы криминалистических учетов.

Тема 11. Общие положения криминалистической тактики.

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие и содержание криминалистической тактики, ее система, источники криминалистической тактики.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как способы преодоления противодействия расследованию преступлений со стороны лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, являющихся участниками уголовного процесса (подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие, гражданские истцы и ответчики, их представители), и лиц, вовлекаемых в процесс для содействия государственным органам в выполнении задач судопроизводства, и граждан в защите их прав (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, секретарь судебного заседания).

Тема 12. Тактика следственного осмотра и освидетельствования.

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие, содержание и цели следственного осмотра, методы, используемые при производстве следственного осмотра, принципы, лежащие в основе всех видов следственного осмотра.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как технико-криминалистические средства, применяемые при осмотре места происшествия и предварительном исследовании материальных следов преступления, обнаруженных в ходе следственного осмотра.

Тема 13. Тактика обыска и выемки.

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на сущность, задачи обыска и выемки, значение этих следственных действий в раскрытии и расследовании преступлений, обеспечение прав и свобод граждан, содержащихся в местах лишения свободы.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как фиксация хода и результатов обыска и выемки, оценка и использование полученных в ходе этих следственных действий результатов в процессе раскрытия и расследования преступления.

Тема 14. Тактика допроса и очной ставки.

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие, задачи, виды допроса, законность и нравственные аспекты допроса.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как тактические приемы допроса подозреваемых и обвиняемых в конфликтной и бесконфликтной ситуации.

Тема 15. Тактика проверки показаний на месте

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие, сущность и цели следственного эксперимента, правовые основы проверки и уточнения показаний на месте.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как тактические приемы проверки и уточнения показаний на месте, а также фиксация хода и результатов данного следственного действия.

Тема 16. Тактика следственного эксперимента

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие, сущность и цели следственного эксперимента, правовые основы проверки и уточнения показаний на месте.

Тема 17. Тактика предъявления для опознания.

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на содержание и цель предъявления для опознания, виды предъявления для опознания, основные правила проведения данного следственного действия.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как этапы предъявления для опознания, подбор объектов, предъявляемых для опознания.

Тема 18. Тактика назначения и проведения судебной экспертизы 

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие специальных знаний применительно к судопроизводству, формы применения специальных знаний на стадии предварительного расследования.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как судебная экспертиза, виды судебных экспертиз, виды криминалистических экспертиз.

Тема 19. Общие положения криминалистической методики.

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на понятие и предмет криминалистической методики расследования преступлений, ее задачи и структуру.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как научные основы методики расследования отдельных видов преступлений, место криминалистической методики в науке криминалистике, взаимосвязь с другими элементами курса.

Тема 20. Расследование преступлений против личности

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на криминалистическую характеристику убийств и умышленного причинения вреда здоровью различной тяжести, . возбуждение уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению по делам данной категории.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как причины и условия, способствовавшие совершению данной категории преступлений в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, принятие мер к их устранению.

Тема 21. Расследование преступлений против собственности

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на типичные следственные ситуации, складывающиеся по различным этапам предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным по факту краж, грабежей, разбоев, вымогательств.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как порядок действий следователя в зависимости от следственной ситуации на первоначальном и последующем этапах расследования.

Тема 22. Расследование взяточничества и иных видов коррупции

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на криминалистическую характеристику взяточничества, основания для возбуждения, обстоятельства, подлежащие установлению.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как особенности расследования взяточничества.

Тема 23. Расследование преступлений, совершаемых в УИС

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на криминалистическую характеристику побегов из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, способы совершения побегов.

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как взаимосвязь следователя, дознавателя с оперативными сотрудниками исправительного учреждения и территориальных органов внутренних дел на начальном этапе расследования побегов

Тема 24. Расследование отдельных категорий преступлений

При изучении данной темы обучаемые должны обратить особое внимание на криминалистическую характеристику отдельных категорий преступлений (расследование преступлений совершаемых несовершеннолетними, преступными группами, и т. д. ).

Отдельно следует проанализировать особенности таких категорий как установление причин и условий, способствовавших совершению данной категории преступлений, принятие мер к их устранению.

 

Методические указания по выполнению различных форм самостоятельной работы:

 

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, и предполагает самостоятельное изучение и систематизацию официальных государственных документов с использованием информационно-поисковой системы «Консультант-плюс», глобальной сети «Интернет»; а также самостоятельный поиск и изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации.

 

Методические указания по выполнению различных видов самостоятельной работы

 

В рамках самостоятельной работы обучающимся предлагаются такие формы работы как: 1) работа с библиотечными каталогами, учебной, научной литературой и нормативными правовыми актами; 2) подготовка к практическим занятиям; 3) решение практических ситуаций; 4) составление кратких сообщений, презентаций; 5) написание курсовой(контрольной) работы; 6) подготовка к экзаменам.

В числе общих методических рекомендаций следует указать:

– начинать необходимо с повторения пройденного материала, восполнения конспекта лекции;

– обязательно изучить нормативные правовые акты, регламентирующие соответствующие вопросы, разъяснения и обобщения высших судебных инстанций;

– по вопросам, требующим обсуждения, рекомендуется обращаться не только к учебной, но и к научной литературе; наиболее целесообразно в этом отношении обращаться к периодическим изданиям, обязательно называть источник информации, выразить свои личные суждения по проблемным вопросам;

– практические ситуации следует решать в рабочей тетради, оставляя место для пометок (правильного ответа), которые можно вносить после обсуждения решения на аудиторном занятии;

– презентации могут представлять собой либо законченный текстовый и видеоряд по теме выступления (проекта), либо представлять собой подборку иллюстраций и (или) видеороликов для визуализации материалов устного выступления;

– при написании курсовой (контрольной) работы необходимо основываться на положениях действующих нормативных правовых актов, последних научных работах, посвященных теме исследования, анализе материалов юридической практики и руководствоваться действующим Положением о подготовке и защите курсовой работы при ее оформлении;

– готовясь к экзамену необходимо выявить наиболее трудные и менее усвоенные разделы; важно помнить, что конспекты лекций обычно составляются достаточно кратко, поэтому рекомендуется обращаться к учебным пособиям и нормативным правовым актам в их последних редакциях;

– обязательно посещать групповые и индивидуальные консультации по вопросам, вызывающим затруднение.

 

Методические указания по подготовке к лекции

 

Теоретический материал дисциплины излагается на лекциях и представлен системой знаний, углубление и практическое применение которых осуществляется на семинарских и практических занятиях.

Основные вопросы изучаемых тем разбираются на лекционных занятиях, более подробная и частная информация по каждой теме разбирается на семинарских и практических занятиях. В ходе лекционного занятия обучаемые составляют конспект, обеспечивающий наличие опорного материала при подготовке к практическому занятию, промежуточной аттестации.

Краткие записи лекций (конспектирование) помогает усвоить материал. Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Принципиальные места, определения, следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т. п. Целесообразно разработать собственную символику, сокращения.

Методические указания по подготовке к практическим занятиям

 

При подготовке к практическим занятиям предлагается самостоятельно выполнить различные типы заданий. При подготовке выступлений рекомендуется соблюдать следующий алгоритм действий: внимательно ознакомиться с содержанием вопроса, при этом найти и сформулировать существенные условия решения научно-практической задачи; определить теоретические источники и нормативные правовые акты, которые регулируют указанные в задаче общественные отношения; найти и проанализировать правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, применительно к конкретной ситуации; сформулировать решение задачи в соответствии с поставленными вопросами, делая ссылки на статьи нормативных правовых актов.

Задания на обобщение теоретического материала включают в себя задания на установление соответствия; задания, предполагающие иллюстрацию примерами теоретических положений; задания, предполагающие проведение сравнительного анализа, выявления общих черт или особенностей определенных явлений; задания на систематизацию материала путем заполнения таблиц, составления схем и т. п.; задания, предполагающие формулировкуна основе приобретенных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам криминалистики; задания, предполагающие подготовку доклада, презентации. Выполнение заданий данного вида необходимо начинать с изучения или повторения теоретических положений соответствующей темы. Следует внимательно ознакомиться с предлагаемым заданием и уяснить поставленные в нем вопросы, правильно определить форму ответа.

При выполнении задания на систематизацию материала путем заполнения таблиц, составления схем и т. п., следует помнить, что таблица – это способ структурирования данных. Поэтому при заполнении таблицы не допускается прямое цитирование текста, записи должны быть краткими, но в тоже время должны содержать основные сведения о рассматриваемых явлениях. Схема – это изложение, изображение, чего-либо в общих чертах, на которых в виде условных обозначений показаны составные части некоторой системы и связи между ними. Исходя из этого, выполняя задание на составление определенной схемы, следует продумать ее четкое графическое выражение, отражающее необходимые связи и взаимозависимость между элементами. Схема не должна быть перегружена текстом.

При выполнении заданий, предполагающих формулировкуна основе приобретенных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам, следует обратить внимание на следующие моменты: суждение – это мнение, заключение, выражающее отношение говорящего к содержанию теоретического положения и связанное с убеждением или сомнением в его истинности или ложности; аргумент – это логический довод, служащий основанием доказательства определенного положения, суждения. Если задание требует и формулировку суждения, и приведение аргументации, то суждение должно стоять на первом месте, так как аргументы, как правило, приводятся в качестве доказательств, опровергающих или подтверждающих суждение. В ответе недопустима подмена суждений и аргументации объемными теоретическими положениями.

Тест это система стандартизированных вопросов (заданий) позволяющих автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающихся. Тесты могут быть аудиторными и внеаудиторными. О проведении теста, его формы, а также раздел (темы) дисциплины, выносимые на тестирование, доводит до сведения обучающихся преподаватель, ведущий практические занятия.

 

Методические указания по выполнению курсовой (контрольной) работы

 

Курсовая (контрольная) работа предназначена для углубления знаний обучающихся по дисциплине, развития навыков исследовательской деятельности. Она является неотъемлемой частью образовательного процесса. При написании курсовой(контрольной) работы обучаемый должен продемонстрировать определенные знания и навыки в выбранной предметной области, умение применять их на требуемом уровне, самостоятельность подхода к раскрытию темы. Структура курсовой(контрольной) работы должна включать: титульный лист; оглавление; введение; основную часть; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости). Во введении раскрывается актуальность темы с обоснованием теоретической и практической важности выбранной для исследования проблемы. Формулируются объект, предмет, цель, задачи и структура работы. Основная часть курсовой(контрольной) работы должна содержать главы (2-3 главы), поделенные на параграфы. Названия глав не должны повторять название работы. Названия параграфов не должны повторять названия глав и название курсовой работы. Все элементы курсовой работы должны быть взаимосвязаны. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент курсовой работы. Каждая глава должна заканчиваться выводами, позволяющими логически перейти к изложению последующего материала. В основной части курсовой работы описывается сущность предмета исследования, его современное состояние и тенденции развития. Содержание основной части должно показать степень ознакомления обучающегося с поставленной проблемой и современным научно-теоретическим уровнем исследований в данной области, а также умение работать с фактическим материалом, сжато и аргументировано формулировать задачи и результаты исследований и давать обоснованные рекомендации по решению выявленных проблем. Заключение – краткое изложение основных, наиболее существенных результатов проведенного исследования, сформулированных в виде выводов, соответствующих цели и поставленным во введении задачам исследования. Библиографический список должен быть представлен основными источниками по теме: нормативными правовыми актами; научными, учебными и справочными изданиями; материалами периодической печати; материалами юридической практики и электронными ресурсами. Общий объем курсовой работы без приложений должен составлять 20-25 страниц машинописного текста. Объем введения, объем заключения составляют не менее 2 страниц. Работы сдаются в сброшюрованном виде. Тексты курсовых(контрольных) работ проверяются на объем заимствования в программе «Антиплагиат». Оригинальность авторского текста должна составлять не менее 40 %. В библиографическом списке должны быть указаны только те материалы, на которые имеется ссылка (сноска) в работе.

Методические указания по подготовке к промежуточной аттестации (зачету, экзамену)

 

В основу подготовки к зачету (экзамену) положена программа дисциплины «Криминалистика». Работая с программой по дисциплине, целесообразно выявить наиболее трудные и менее усвоенные темы. Готовясь к зачету (экзамену), необходимо просмотреть записи своих лекций, материалы подготовки к практическим занятиям. Перечень вопросов для подготовки дается обучающимся заранее. Зачет (экзамен) включает ответы на теоретические вопросы билета, и (или) решение тестовых заданий и выполнение практического задания.

На зачете (экзамене) обучающиеся должны продемонстрировать указанные в рабочей программе знания, умения и владения, составляющие содержание формируемых профессиональных компетенций в результате освоения дисциплины

Зачет, экзамен проводится в два этапа: в форме тестирования, и(или) ответа на теоретические вопросы и решения практических, ситуационных задач. Первый этап предполагает решение обучаемыми тестовых задания закрытого типа с одним или несколькими правильными ответами, и(или) освещение материала теоретического характера. Второй этап предполагает выполнение практического задания, которое проводится на основе анализа соответствующих норм уголовно-процессуального законодательства. Практическое задание позволяет выявить у студентов навыки применения технико-криминалистических средств при производстве следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, анализа правовых явлений, умение отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации. Каждый этап оценивается отдельно, затем выставляется итоговая оценка. При самостоятельной подготовке к зачету (экзамену) следует обращать внимание на теоретические положения, рассматриваемые на лекционных занятиях по соответствующим темам, а также на содержание материалов, подготовленных обучающимися к занятиям.

 

Методические рекомендации для решения примерных практических заданий

 

Практическая ситуация ‒ это проблемное задание, в котором обучающимся предлагается осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения определенной проблемы. Практическая ситуация или задача решается исключительно на основе норм действующего конституционного законодательства.

Наиболее правильным способом решения практических задач будет обращение обучающихся к нормативно-правовой базе. Таким образом, обучающийся может найти нужное решение, закрепленное в нормативном акте, который может быть и не указан в учебной и иной литературе в связи с изменяющимся законодательством. Однако одних этих источников может быть недостаточно, в этой связи необходимо обращаться к специальной учебной и научной литературе, которая содержится в методических рекомендациях. Алгоритм решения задачи может быть сведен к следующим последовательно выполняемым действиям.

1. Прочтение и уяснение условий задачи, то есть тех фактических обстоятельств, которые имели место.

2. Определение вида правоотношения или правоотношений, описываемых в задаче.

3. Выявление нормативно-правого акта, подлежащего применению.

4. Составление аргументированного решения. Как правило, третий и четвертый этапы вызывает затруднения у обучающихся, в связи с чем рекомендуется на начальных этапах обучения строить таблицу, где в одном столбце вписывать условия задачи, а в другом – возможные нормы, подлежащие применению. Когда работа над таблицей будет закончена, у обучающегося имеется наглядная возможность выбрать из всех представленных вариантов в случае коллизии ту норму, которая подлежит применению. Такой подход позволит обучающемуся юридически грамотно и логично обосновать решение задачи.

 

Алгоритм решения примерных практических заданий

Задание

1. Покажите следы на пуле или на схеме пули.

Решение задачи

Б – Первичный, А – Вторичный, В – от казенной части ствола

 

 

 Методические рекомендации по решению примерных тестовых заданий

 

Тест ‒ это система стандартизированных вопросов (заданий), позволяющих автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающихся. Тесты могут быть аудиторными и внеаудиторными. О проведении теста, его формы, а также раздел (темы) дисциплины, выносимых на тестирование, доводит до сведения обучающихся преподаватель, который ведет занятия семинарского типа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...