Можно ли разобраться?
«И тут охватило меня великое изумление: сколь велика наглость невежественных людей, пытающихся прикрыть порок невежества бесстыдным притязанием на ученость. Не зная не только предмета, о котором идет речь, но не понимая даже того, что сами они говорят, выступая в подобных спорах, они как будто забывают, что невежество, если его скрывать, становится стократ позорнее» Боэций " Против Евтихия и Нестория" [43] Когда материал этого параграфа был уже почти готов, друзья прислали мне ссылку в Интернете на книгу Реймонд Френц «В поисках христианской свободы» [15], а затем и сам файл. Во время чтения данного материала, меня поразило обилие общих фактов, пересечений, ссылок на одни и те же статьи ОСБ, которые были в уже почти готовом параграфе и в книге Р. Френца. Считаю эти совпадения весьма симптоматичными и неслучайными. Прежде всего, давайте попытаемся ответить на простой вопрос, может ли человек, начавший изучать учение Свидетелей Иеговы о крови, понять, как он должен поступать, какое решение принять в конкретной ситуации? «Мы должны изучить не только то, во что лично мы верим, но и то, чему учит религиозная организация, в которой мы состоим. Гармонирует ли ее учение со Словом Бога или оно базируется на традициях человека? И если мы любим Истину, то нам нечего бояться такой проверки». [14] Ну что же, если «нечего бояться», то попытаемся осуществить такую проверку. О себе Свидетели Иеговы говорят следующее [1, 2]: «Они считают крайне важным, чтобы их вероучения основывались на Библии, а не просто на человеческих домыслах или религиозных убеждениях. Они одного мнения с апостолом Павлом, который был вдохновлен написать: «Бог верен, а всяк человек лжив» (Римлянам 3: 4). Когда дело касается учений, преподносимых как библейские истины, они поступают так же, как и верийцы, когда те слушали проповедь апостола Павла: «Они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17: 11). Свидетели Иеговы считают, что все религиозные учения, которых они придерживаются сами или которые защищает кто-либо другой, должны быть сверены с Писанием».
«Для Свидетелей Иеговы «Библия – единственный авторитет в вопросах вероучения и поведения». [13] «…они считают Библию эталоном для всех своих убеждений» [75] Прежде всего, необходимо заметить, что учения ОСБ опираются не на Библию, а на то понимание и толкование Библии, которое преподносят анонимные авторы журналов, брошюр и прочих публикаций ОСБ. То есть, Свидетелями Иеговы было сформировано и продолжает формироваться свое предание. Перейдем к учению о крови. В [2] принцип «воздерживайтесь от крови» Свидетелями Иеговы сформулирован в следующем виде: «Принимать в организм кровь через рот или вены означает попрание закона Бога» Из брошюры «Как кровь может спасти твою жизнь? » становится ясно, что это означает. Свидетели Иеговы «исключают переливание цельной крови, эритроцитной массы и плазмы, а также введение лейкоцитов и тромбоцитов... считают, что вышедшую из тела кровь нужно выливать, поэтому они отказываются от аутогемотрансфузии заготовленной крови. Они возражают против таких приемов, как интраоперационный сбор или гидремия, если они включают хранение крови. Однако многие Свидетели соглашаются на использование аппаратов искусственной почки и искусственного кровообращения (заполненных кровезаменителями), а также интраоперационное обратное переливание крови, при котором не прерывается экстракорпоральное кровообращение; с каждым больным врач должен обсудить, что позволяет совесть его пациенту».
Данные цитаты взяты приложения 1. Приложение 1 - это статья из медицинского журнала, однако поскольку безымянные авторы расположили ее в своей брошюре без каких-либо комментариев, то это значит, что они полностью согласны со всем, что там опубликовано, тем более что автор или авторы (их почему-то забыли упомянуть) медицинской статьи дали ссылку на журнал, послуживший источником данных утверждений, - это «The Watchtower», 1978; 99 (June 15): 2931. Важно отметить еще следующий факт. Брошюра «Как кровь может спасти твою жизнь? » преподносится Свидетелями Иеговы как основное пособие в случае решения вопросов, связанных с переливанием крови. Однако у авторов брошюры почему-то не нашлось в ней места для того, чтобы рассмотреть основные вопросы, возникающие на практике, дать некоторые их стандартные решения. В брошюре и журнале приводится лишь некоторый перечень кровосберегающих методов, на применение которых может согласиться последователь ОСБ. Но как поступить, если у пациента диагноз, который не позволяет применить ни один из методов, предлагаемых в изданиях Свидетелей Иеговы? Ответ ясен. Если ты - Свидетель Иеговы, то должен руководствоваться некоторыми принципами, которые позволят тебе либо согласиться, либо не согласиться на определенную процедуру, то есть ты должен вникнуть (если есть время) в технологию каждого предлагаемого тебе врачами медицинского метода. Поскольку безымянные авторы посчитали вопросы, связанные с описанием критериев, на которых должно основываться решение пациента отказываться или соглашаться на какую-либо медицинскую процедуру, несущественными, поскольку безымянные авторы не удосужились посвятить этому серьезному вопросу отдельного параграфа во всем изложении брошюры, то мы вынуждены черпать подобную информацию из приложений в этой брошюре, в которых приведены статьи из медицинских журналов, которые в свою очередь ссылаются на статьи в журналах ОСБ. Итак, вроде бы читателю, изучающему вопрос употребления крови, даны однозначные критерии как подходить к решению вопроса в каждой конкретной ситуации. Свидетелям Иеговы запрещено 1) употреблять кровь в пищу; 2) соглашаться на переливание донорской крови, компонентов крови: плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов;
3) хранить и использовать вышедшую (излившуюся) из организма кровь; 4) применять медицинскую аппаратуру кровосбережения, при использовании которой нарушается экстракорпоральное кровообращение. К этим принципам необходимо добавить, что для любого Свидетеля Иеговы кровь священна. «…кровь символизирует жизнь и является поэтому священной» [3] «Кровь тоже священна в глазах Бога. Бог говорит, что в крови душа, то есть жизнь» [12]. Пресс-секретарь хабаровских Свидетелей Иеговы Анатолий Овчарук заявил публично [10]: «Кровь священна, и любые манипуляции с ней преступны! » «… Бог … считает кровь священной» [6] «Священное Писание показывает, что Бог называет кровь священной, и его служители должны обращаться с этим соответственно» [16]. Итак, перейдем к анализу этих положений и решению, на что можно с точки зрения Свидетелей Иеговы согласиться, а на что нельзя. *** Используя третий критерий, можно сказать, что метод кровосбережения - аутогемотрансфузия[44] запрещен для применения при лечении Свидетелей Иеговы. Также запрещено донорство – сдача крови для последующего медицинского ее использования. В публикациях ОСБ находим подтверждение нашим выводам: «Свидетели Иеговы ОТКЛОНЯЮТ этот метод. Они уже давно правильно поняли, что такая кровь определенно не является больше частью данного лица. Она была полностью отделена от него и поэтому должна быть устранена…» [3] «Когда в ХХ веке донорство и переливание крови вошло в повседневную практику, Свидетели Иеговы поняли, что это противоречит Божьему Слову. … Но сбор, хранение и переливание крови однозначно противоречат тому, что сказано в книгах Левит и Второзаконие. Кровь нельзя хранить, ее нужно выливать, или, образно говоря, возвращать Богу. Конечно, Моисеев закон сегодня не действителен. Тем не менее, Свидетели Иеговы уважают заложенные в нем принципы и решительно настроены «воздерживаться от крови». Поэтому мы не выступаем в качестве доноров и не заготавливаем собственную кровь, которую положено выливать. Такая система сбора и переливания крови противоречит закону Бога». [6]
Все согласуется с приведенными выше принципами. При разборе некоторых других медицинских процедур может вступить в силу четвертый принцип. По этому поводу возникает масса вопросов. Что считать нарушением экстракорпорального кровообращения? Какой продолжительности может быть задержка? Как определить момент, когда кровообращение непрерывно, а когда нет? Если с кровью проделываются некоторые действия, считать их задержками или это еще непрерывное кровообращение? Таким образом, если ставится вопрос в зависимость от понятия «непрерывность», то, очевидно, должно быть определено, что под ним понимается. Данное определение поможет разобраться и с выше поставленными вопросами. В [3] говорится, что некоторые Свидетели Иеговы соглашаются на применении при лечении гемодиализного аппарата и аппарата «сердце-легкие»: «Некоторые христиане соглашались с таким методом, если аппарат не был заранее снабжен хранившейся кровью[45]. Они считали наружные трубки продолжением их кровеносной системы, по которым кровь могла проходить через искусственный орган. Они считали, что кровь в этом замкнутом цикле все еще являлась частью их, и не было необходимости «выливать» ее». Оказывается все просто, найдено решение проблемы. Надо считать наружные трубки продолжением органов своего организма, а кровь, в них циркулирующую, своей. Всего-то! А где же так горячо любимые Свидетелями Иеговы основания из Библии для такого решения? ОСБ не хочет особо копаться в мелочах, противоречат ли ее советы и решения ранее провозглашенным принципам, есть ли основания в Библии для ее решений, если хочется разрешить ту или иную процедуру. Заметим, что Общество особенно подчеркивает, что стремится строить свою жизнь, все вопросы решать, согласуя только с Библией, а не с «мудростью житейскою». Вот как обходится в [3] вопрос непрерывности экстракорпорального кровообращения: «На самом деле Библия не придает значения вопросу о беспрерывной циркуляции крови. Даже и без операции сердце человека может коротко остановиться и затем продолжать работать [Сноска: Это может случиться вследствие сердечного припадка, удара электрическим током или крайней гипотермии, как, например, от погружения в ледяную воду]. Кровеносная система данного человека не должна освобождаться от крови и кровь не должна быть устранена только потому, что была прервана ее циркуляция во время остановки работы сердца. Итак, если христианину надо решить, может ли он позволить, чтобы его кровь проходила через аппарат вне его тела, ему не следует в первую очередь спрашивать, не может ли случиться короткий перерыв циркуляции крови, но рассматривает ли он отведенную кровь по своей совести все еще как часть своей кровеносной системы (Галатам 6: 5)»
Интересно получается. С одной стороны важно непрерывное кровообращение, с другой – не важно, то есть, не важны короткие остановки. Сразу возникает вопрос, какие остановки считать короткими, а какие – нет? Как я понимаю, ответа у ОСБ нет. Из приведенного отрывка журнальной статьи создается впечатление, что Свидетели Иеговы нашли обоснование своему совету в Библии, в частности в Послании Галатам 6: 5. Однако оказывается, что это просто вырванная из предложения его часть: 4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, 5 ибо каждый понесет свое бремя. Этой цитатой ОСБ просто сваливает ответственность решения этого конкретного вопроса на совесть своих последователей. В [16] находим рассуждения подобные вышеприведенным: «Как следует относиться к применению устройств типа искусственного сердца или аппарата " искусственная почка"? Может ли христианин использовать их? Христианские Свидетели Иеговы, имеющие добрую совесть, разрешают использование этих устройств, при условии, что механизмы будут использовать не содержащую крови жидкость, типа раствора лактозы, Рингера. Когда этот вид устройства работает, потоки крови пациента от кровеносного сосуда проходят через трубку в механизм (в котором кровь обогащается кислородом и/или фильтруется) и затем течет назад в его циркулирующую систему. Механизм временно исполняет некоторые из функций, обычно выполняемых собственными органами пациента. Некоторые христиане добросовестно рассудили, что кровь течет непрерывно, и что внешний кругооборот мог бы рассматриваться как расширение циркулирующей системы. Они рассмотрели это как аналогию трубки, которая могла бы быть внедрена в тело, чтобы шунтировать кровь в обход тромба в сосуде. Конечно, каждый христианин должен взвесить все стороны использования подобных устройств. Он мог подумать, рассматривает ли он проходящую через аппарат кровь как явно оставившую его тело, или как являющуюся все еще частью его кровеносной системы (Второзаконие 12: 16). Тогда он может принять решение, которое оставит его с чистой совестью перед Богом (1 Петра 3: 16)». Что можно отметить? Как не было оснований из Библии для решения ОСБ считать внешние трубки продолжением своего организма в работе [16], вышедшей 1978 году, так эти основания не появились и в работе [3], вышедшей в 1989 году. Опять для увеличения авторитета своих измышлений привлечены цитаты из Библии. Каждый может самостоятельно судить о степени соответствия этих цитат контексту приведенных рассуждений. Вот эти цитаты из Библии: Второзаконие 12: 15, 16 15 Впрочем, когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя; 16 только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|