Левит 17:10-14. Второзаконие 12:1-32
Левит 17: 10-14 «10 Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, 11 потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; 12 потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови. 13 Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, 14 ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится». Оставим в стороне, что здесь речь идет о крови животного, а не о крови человека. Важно другое. Первое, цитата из книги Второзаконие не дает основания для исследований и проверок вылитой крови, сказано однозначно «выливай», так же однозначно говорится и во всех других параллельных местах этому тексту в Библии. Второе, сами того не подозревая, безымянные авторы из ОСБ, цитируя данное место из книги Ливит, осудили сами себя. По этой цитате сделавший анализ лаборант, должен ассоциироваться с пришельцем, живущим среди сынов Израиля. Опять же, по этой цитате не важно кто грешит, сын Израилев или пришелец, все равно будет истреблен. Таким образом, добросовестно изучавший статью Свидетель Иеговы должен почувствовать угрызения совести за то, что возложил вину за неподобающее обращение со святыней на постороннего человека, который ради него пошел на это деяние.
На форуме д. Андрея Кураева[48] я получил следующее разъяснение на счет хранения крови, взятой на анализ: «… в любом случае факт хранения увязывается с фактом использования. Иначе просто никак. Хранение производится, в конце-то концов, с какой-либо целью. И если цель хранения - не последующее использование для пищи и/или переливания, то здесь для подавляющего большинства СИ противоречия не возникает». То есть, чтобы объяснить разрешение ОСБ сдавать кровь для анализа, мой собеседник в дальнейшей беседе вынужден был ввести термин «хранение крови с благочестивыми намерениями с последующим уничтожением в течение некоторого временного интервала». Необходимо отметить, что, пытаясь состыковать то, что ОСБ не состыковало в своих публикациях, мой собеседник честно признал, что факт хранения присутствует, и выдвинул свой термин для затыкания логической дыры в теории ОСБ. Надо признать, что это только личное объяснение моего собеседника, и не известно, что думает по этому поводу ОСБ. Обоснований из Библии для вновь введенного термина мой собеседник не представил. По поводу святости крови мой собеседник признал, что «… анализ крови в целом не противоречит заповеди о крови, хотя и не способствует отдаче ПОЛНОГО уважения к святости крови». Но тогда, если нет полного уважения к святому предмету, значит, нет и полного уважения Тому, Кто освятил этот предмет! Вернемся к вопросу о донорстве. «…он может обратиться к упомянутой для христиан заповеди 'воздерживаться от крови'. Ввиду этого, как бы он мог позволить собирать свою кровь в банк крови для последующего переливания ее в себя или другого человека? » [16] «… мы не выступаем в качестве доноров…» [6] В брошюре «Как кровь может спасти твою жизнь? » мы видим фразу: «Однако религиозное понимание Свидетелей не запрещает совсем использование таких компонентов, как альбумин, иммуноглобулины и препараты для больных гемофилией; каждый Свидетель должен решать лично - принимать их или нет».
Что же получается, если поставить эти два высказывания рядом? С одной стороны, донорство, то есть сдача крови, Свидетелями Иеговы однозначно понимается как «попрание закона Бога». С другой стороны, Свидетели Иеговы допускают прием компонентов крови, таких как альбумин, иммуноглобулины, факторы свертывания крови VIII и IX и еще некоторых других. Таким образом, возникает множество вопросов. Для того чтобы получить препараты, содержащие вышеперечисленные фракции крови, требуется донорская кровь, следовательно, кто-то должен ее сдать, то есть по вере Свидетелей Иеговы этот кто-то должен «попрать закон Бога», чтобы конкретный Свидетель Иеговы мог получить необходимую инъекцию[49]. Как совесть Свидетелей Иеговы позволяет соглашаться с таким положением вещей? Из этой ситуации мог бы быть выход, если бы Свидетели Иеговы, закрыв глаза на святость крови, сдавали бы кровь для дальнейшей переработки ее на соответствующие препараты. Это вполне реализуемо, врачи бы пошли на это, адресная сдача крови имеет достаточно широкую практику. Здесь для обоснования этого разрешения пригодился бы введенный моим собеседником на форуме термин «хранения крови с благочестивыми намерениями», поскольку приготовление препаратов, разрешенных к употреблению ОСБ, для своих соверующих является однозначно благочестивым намерением. Однако мне и моим друзьям не известны факты сдачи крови Свидетелями Иеговы с этой целью. Почему совесть Свидетелей Иеговы не позволяет сдавать кровь для производства препаратов крови? Этот вопрос на данный момент остается без ответа. [50] Надо сказать, что переработка крови для выделения альбумина, иммуноглобулинов, факторов свертывания крови и других требуют очень больших объемов донорской крови. Реймонд Френц [15] и создатели сайта AJWRB [18][51] приводят красноречивые расчеты. Один из разрешенных ОСБ препаратов – альбумин. Один из типичных примеров его применения - лечение ожогов третьей степени (30-50% поверхности тела). При лечении потребуется около 600 граммов альбумина. В некотором объеме крови содержится около 2. 2% альбумина, следовательно, для получения 600 граммов понадобится около 45 литров донорской крови.
Иммуноглобулины в основном используются для прививок от различных тяжелых заболеваний. Для того чтобы получить необходимое для одной прививки количество гамма-глобулина необходимо около трех литров крови. Этот объем крови не трудно получить, если разделить количество гамма-глобулина в одной инъекции на его количество в одном литре крови. Одним из самых затратных по объему используемой донорской крови являются факторы свертывания крови, необходимые для людей, страдающих гемофилией. В [15] отмечается, что благодаря приготовленным из крови препаратам, люди, страдающие гемофилией, могут прожить жизнь нормальной продолжительности. Для этого потребуется такое количество препарата, для выработки которого будет необходимо около 100 000 литров донорской крови. Из [18] узнаем, что около 9000 килограммов донорской крови необходимо для того, чтобы получить 0. 1 граммовую дозу фактора VIII. Надо заметить, что ОСБ данный факт не отрицает: «… каждая доза Фактора VII готовится из плазмы, которую взяли от порядка 2500 доноров». [17] «Доктор Margaret Hilgartner из New York Hospital-Cornell Medical Center сказала: «Острой форме гемофилии подвержена кровь от 800000 до 1 миллиона различных людей ежегодно»». [19] Из [18] можем узнать, что более чем 250000 доз донорской крови требуется для того, чтобы произвести фактор VIII и фактор IX, чтобы Свидетели Иеговы могли их использовать. Итак, только этих фактов достаточно чтобы сказать, разрешение переливать эти «малые фракции» крови требует огромных количеств донорской крови. Для этого необходимо, чтобы кто-то (но не Свидетель Иеговы! – ему нельзя, ОСБ не велит! ) сдал кровь, донорская кровь должна некоторое время храниться и затем должна быть переработана. Заметим, что эти объемы крови гораздо более превышают тот объем, который необходим для простой гемотрансфузии, чтобы восстановить газотранспортную функцию крови.
*** Перейдем к обсуждению позиции ОСБ о фракциях крови.
ОСБ ввело в своих публикациях два термина «основные компоненты крови» и «малые фракции крови». По учению ОСБ: § основные компоненты – плазма, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты. § малые фракции крови – альбумин, иммуноглобулины, фактор VII и фактор IX, фибриноген и другие. Надо сказать, что самовольное введение ОСБ подобной классификации не выдерживает никакой критики, ни научной критики, ни критики здравого смысла. Вы видите рисунок из публикации ОСБ [20]. Здесь говорится, что на долю плазмы приходится около 55% от общего объема крови, эритроциты составляют около 45%, на долю лейкоцитов и тромбоцитов приходится соответственно 0. 1% и 0. 17%, сообщается так же, что плазма состоит на 92%, в оставшиеся 8% входят иммуноглобулины, альбумин и фибриноген. Эти цифры приблизительные. Они могут колебаться в некоторых пределах. Во всяком случае, из медицинской и научно-популярной литературы известно, что в состав плазмы крови входят вода (90–92%) и сухой остаток (8–10%). Сухой остаток состоит из органических и неорганических веществ. К органическим веществам плазмы крови относятся белки, которые составляют 7–8%. Белки представлены альбуминами (4, 5%), глобулинами (2–3, 5%) и фибриногеном (0, 2–0, 4%)[52] [25, 57]. Что бросается в глаза из этих цифр? То, что объявленные ОСБ «мелкие фракции» крови таковыми (в смысле объема) не являются. Количественный объем в крови и альбумина, и иммуноглобулинов, и фибриногенов превышает количественный объем лейкоцитов и тромбоцитов. Однако почему-то Свидетели Иеговы относят первые к «малым фракциям», а последние к «основным компонентам крови». Таким образом, классификация, которую ввело ОСБ, на «основные компоненты» и «малые фракции» не выдерживает критики. Чем Свидетели Иеговы оправдывают свое деление крови на «основные компоненты» и «мелкие фракции»? Почему первое переливать нельзя, а второе можно? Ответ находим в [4]: «Знаменательно, что кровяная система беременной женщины отделена от системы плода в ее матке; их группы крови часто различаются. Кровь матери не переходит в плод. Форменные элементы [53] (клетки) из крови матери не переходят через плацентарный барьер в кровь плода, и плазма сама по себе тоже не переходит. На самом деле, если при телесном повреждении кровь матери смешивается с кровью плода, могут появиться проблемы со здоровьем (резус – несовместимость или групповая несовместимость крови). Но некоторые вещества из плазмы переходят в кровообращение плода. Переходят ли плазменные белки, как, например, иммуноглобулин или альбумин? Некоторые переходят. Беременная женщина имеет активный механизм, при помощи которого немного иммуноглобулина продвигается из крови матери в кровь плода. Дети рождаются с некоторой мерой наследственного, защитного иммунитета против определенных инфекций, потому что это естественное передвижение антител в плод происходит в течение каждой беременности. Подобно обстоит дело с альбумином, который врачи, может быть, прописывают для лечения шока или определенных других состояний. Исследователи доказали, что альбумин из плазмы тоже транспортируется через плаценту от матери в ее плод, хотя и менее эффективно. Когда христианин решает, принять или не принять иммуноглобулин, альбумин или подобные инъекционные растворы фракций плазмы, еще одним соображением может быть, что некоторые фракции белков из плазмы действительно переходят в кровяную систему другого человека (в плод) естественным образом. Один, может быть, подумает, что он с чистой совестью может согласиться с этим; другой, возможно, приходит к заключению, что не может. Каждому надо лично решать это дело перед Богом».
Итак, этот отрывок из публикации разъясняет, почему ОСБ приняло свою классификацию. Первое, форменные элементы, плазма и кровь не проходят от матери к плоду через плаценту, поэтому необходимо отказываться от их переливания. Второе, иммуноглобулины, альбумин и еще некоторые вещества могут проходить через плацентарный барьер, поэтому совесть некоторых Свидетелей Иеговы соглашается на их принятие. Что же можно всему этому возразить? Во-первых, приведенный аргумент ОСБ является аргументом не из Библии, а Свидетели Иеговы любят часто повторять, что все свои решения они принимают, основываясь на ней и ни на чем более, то есть «учения человеков», «предания старцев», «мудрость житейская» ими в расчет не принимается. Во-вторых, на самом деле форменные элементы крови могут попадать как от матери к плоду, так и наоборот, на сайте [18] приведен список научных статей[54], подтверждающий этот факт, от себя добавим к этому списку сообщения [22, 23, 43-45]. В-третьих, каждый элемент крови выполняет свою функцию, следовательно, в этом смысле он является основным, и совершенно неважно какой его объем находится в крови. И последнее, ОСБ никак не разъяснило, почему можно закрыть глаза на ранее провозглашенные принципы: для того чтобы использовать разрешенные к употреблению вещества, их надо выделить, то есть произвести некоторые манипуляции со священным для каждого Свидетеля Иеговы предметом - кровью, которая предварительно была собрана и хранилась. Специалисты-медики не делят кровь на «основные» и «малые» фракции. Разделение крови происходит, прежде всего, на форменные элементы (клетки – эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) и плазму, то есть, ту ее часть, которая является просто раствором белков и не содержит никаких клеток. Компонентами крови называют эритроцитную, лейкоцитную и тромбоцитную массы, плазму. Препараты крови – это корректоры системы гемостаза, корректоры иммунной системы и препараты комплексного действия, получаемые из компонентов крови [21]. Читая публикацию [4], не перестаешь удивляться хитро вывернутой логике писавшего, вот два абзаца, идущего один за другим: В библейские времена люди еще не изобрели такие технические методы для употребления этих компонентов. Бог просто приказал: «Воздерживайтесь от крови» (Деяния 15: 28, 29). Но почему кому-либо считать, что совсем другое дело, цельная ли кровь или разделенная на эти компоненты? Несмотря на то, что некоторые люди пили кровь, христиане отказывались от этого, даже если это означало смерть. Думаешь ли ты, что они реагировали бы иначе, если бы кто-нибудь собрал кровь, разделил ее и тогда предложил бы им только плазму или только свернувшуюся часть, может быть, в кровяной колбасе? Определенно нет! Поэтому Свидетели Иеговы не принимают переливание цельной крови или ее основных компонентов (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов или плазмы), применяемых для достижения подобной цели. Вопрос же намекает на тот факт, что ученые изучили определенные фракции крови и научились использовать их. Общеизвестный спорный вопрос включает в себя плазменные белки – глобулины, альбумин и фибриноген. Вероятно, самым распространенным потреблением для терапевтических целей является инъекция иммуноглобулина. Для чего он применяется? » В первом абзаце все выглядит вполне логично – ставится вполне законный вопрос и дается вполне логичный ответ, если воздерживались от целого, значит надо воздерживаться и от разделенного на части. Во втором абзаце говорится, что «основную» часть (плазму) можно разделить еще. Далее по изложению [4] оказывается, что если принять во внимание «учение человеческое» о беременной женщине, то эти «малюсенькие» части принять можно. Ну и есть здесь логика? Материал в [5], посвящен тому же самому вопросу – фракции крови. В этой работе уже нет логического хода «целое и части». Обоснованием отказа от переливаний компонентов крови служит фраза: «…время шло, и медицина развивалась. Сегодня чаще всего делается переливание не цельной крови, а какого-нибудь из ее основных компонентов: 1) эритроцитов; 2) лейкоцитов; 3) тромбоцитов; 4) плазмы (сыворотки) крови, то есть ее жидкой части. В зависимости от состояния больного, ему могут назначить переливание эритроцитной, лейкоцитной, тромбоцитной массы или плазмы. Переливание лишь одного из основных компонентов позволяет использовать одну единицу крови для переливаний нескольким больным. Свидетели Иеговы считают, что переливание как цельной крови, так и любого из четырех ее основных компонентов противоречит закону Бога». То есть, ОСБ как бы говорит: «Переливание крови мы отвергаем, поскольку теперь в основном переливают компоненты (то есть части! ) крови, мы отвергаем и это». Вроде бы тут логично, но опять хитро вывернутая логика дает себя знать буквально в следующем же абзаце: «… поскольку из крови могут выделять не только основные, но и более мелкие ее компоненты, или фракции, встают следующие вопросы: как используются такие фракции крови и чем должен руководствоваться христианин, когда решает, приемлемо ли для него такое лечение? » Абсолютно непонятно, почему «встают следующие вопросы», поскольку кровь для Свидетеля Иеговы нельзя сдавать как донору, нельзя хранить, и она свята. Если это все греховные деяния, скажите на милость, какое дело Свидетелям Иеговы до развития медицины в этом вопросе?! Свидетели Иеговы с отвращением читают в статьях ОСБ о том, как в Древнем Риме язычники пили кровь. Однако «логические ходы», которые были продемонстрированы выше, позволяют предположить, что если бы какой-нибудь язычник стал бы раскладывать процесс пития крови на некоторые дискретные части, сначала на основные, а затем на более мелкие, то Свидетели Иеговы с интересом бы это воспринимали и думали, а как бы и им какой-нибудь мелкой частью этого процесса воспользоваться. Напрашивается только один ответ - ОСБ очень хотело разрешить употребление препаратов крови. Аргументу «целое и части» из [4] противоречит фраза из [5]: «Соглашаться ли христианам на использование этих фракций в своем лечении? На этот вопрос мы ответить не можем. Библия не содержит никаких конкретных указаний на этот счет, и поэтому христианину самому нужно принимать обдуманное решение перед Богом». Поскольку ОСБ позволяет переливать все вещества, входящие в состав плазмы, то можно сформулировать практический совет для практикующих врачей: «Если вам потребуется перелить плазму пациенту Свидетелю Иеговы, то никогда не говорите ему, что собираетесь перелить именно плазму. Наоборот, скажите, что вливаете ему воду для восполнения объема циркулирующей крови и профилактики обезвоживания, вводите ему альбумин, иммуноглобулины и фибриноген для того, чтобы каждый выполнил свою функцию, и некоторые органические и неорганические вещества для улучшения состава крови. И все! Совесть Свидетеля Иеговы будет чиста, он даст согласие на эту процедуру. А вы будете освобождены от ненужных и продолжительных разбирательств и скандалов с данным Свидетелем Иеговы, его представителями, старейшиной собрания, которое посещает этот Свидетель Иеговы, и представителями из ближайшего Комитета по связям с больницами, которых обязан в трудную минуту пригласить старейшина и пациент». Из последних «просветлений» у анонимных авторов публикаций ОСБ стало известно [5], что Свидетелям Иеговы можно соглашаться на употребление препаратов, приготовленных с использованием компонентов крови и из форменных элементов, чего ранее не дозволялось: «Различные фракции крови – более мелкие ее компоненты – получают не только из плазмы, но и из других основных компонентов крови (эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов). Так, из лейкоцитов получают интерфероны и интерлейкины, используемые для лечения некоторых вирусных инфекций и злокачественных заболеваний. Из тромбоцитов получают факторы, способствующие заживление ран. Появляются и другие медицинские препараты, в состав которых (по крайней мере пока) входят более мелкие компоненты крови. Лечение этими препараты предполагает переливание не основных компонентов крови, а их частиц, или фракций. Соглашаться ли христианам на использование этих фракций в своем лечении? На этот вопрос мы ответить не можем. Библия не содержит никаких конкретных указаний на этот счет, и поэтому христианину самому нужно принимать обдуманное решение перед Богом». Последних два предложения цитаты как раз и указывает читающему эти строки Свидетелю Иеговы, что если он согласиться на применение данных препаратов, то ОСБ не будет обвинять его в нарушении «закона» Бога о воздержании от крови. Таким образом, аналогично вышеприведенному совету, практикующий врач, столкнувшийся в своей работе со Свидетелем Иеговы, который твердит, что он должен воздержаться от крови, может составить подобный текст, если надо перелить пациенту эритроциты, тромбоциты или лейкоциты. Интересно отметить, что пример с беременной женщиной не согласуется с четвертым принципом ОСБ о непрерывности. Система «мать-плод» действительно является непрерывной, взаимодействие матери с плодом происходит постоянно, не прерывается, нет необходимости считать какие-нибудь искусственные трубки «частью своего организма» – их попросту нет, нет необходимости считать все то, что мать отдает плоду «все еще своим» – оно и так свое. Таким образом, иммуноглобулины и другие вещества поступают в организм плода непрерывно. Напротив, для того чтобы Свидетелю Иеговы сделать инъекцию иммуноглобулина, надо кровь собрать, хранить ее, переработать, хранить препарат – сплошь дискретные действия, которые даже с большой натяжкой нельзя назвать непрерывными или с небольшими задержками. Мы уже видели, как ОСБ привлекает в качестве аргументов данные науки (пример с беременной женщиной), когда оснований из Библии найти не удается, а что-то разрешить очень хочется. Возмем маленький пример: «Как показали исследования, кровь, взятая из полости организма, сохраняет стерильность в течение 6 часов» [67]. Почему бы данный научный факт Свидетелям Иеговы не привлечь для разрешения недлительного хранения собственной крови? Тогда бы многие вопросы применимости кровосберегающих процедут снялись бы. Вообще-то логические хитросплетения анонимных авторов ОСБ просматривается. Цель рассуждения с беременной женщиной в том, чтобы показать следующую цепочку рассуждений. Бог, создав мать и плод таким образом, что некоторые компоненты их крови могут обмениваться, не мог нарушить Свой запрет на использование крови. Если при беременности происходит обмен элементами крови матери и ребенка (а именно Бог так устроил чрево матери и процесс внутриутробного развития), значит, делают вывод Свидетели Иеговы, Бог не возражает против использования этих компонентов. Что же можно ответить на эту хитроумную логику? Ответ достаточно простой и лежит на поверхности. Если Свидетели Иеговы хотят использовать компоненты крови, а донорство отвергают, отвергают хранение крови, заботятся о благоговейном отношении к святому предмету – крови, но разрешают донорство органов[55], то пусть используют этот донорский материал для получения этих компонентов. Где они обосновали на Библии в своих публикациях, в которых разрешили использовать «мелкие фракции крови», разрешение употреблять в качесве сырья для получения компонентов крови донорскую кровь, которую по их представлениям нужно «выливать на землю как воду»? На мой взгляд, рассуждения Свидетелей Иеговы полностью теряют всякий смысл, когда становятся известными нижеприведенные факты. Хорошо известно, что у человека достаточно вероятно рождение двойни[56]. Хотя ученые и не могут ответить с полной уверенностью, в чем заключается причина рождения двойняшек, но вряд ли событие рождения двойни можно отнести к неестественным или несвойственным человеку. Общеизвестно, что близнецы бывают двух типов. Дизиготные (двуяйцовые, неидентичные) близнецы развиваются из двух одновременно оплодотворенных яиц. Монозиготные (однояйцовые, идентичные) близнецы возникают при разделении одной зиготы на ранней стадии развития. Возможны следующие схемы плодных оболочек у близнецов: 1. монозиготные или дизиготные близнецы с раздельными амнионами[57], хорионами[58] и плацентами; 2. монозиготные или дизиготные близнецы с раздельными амнионами и хорионами, но с общей плацентой; 3. монозиготные близнецы с раздельными амнионами, но с общим хорионом и общей плацентой; 4. монозиготные близнецы с общими амнионом, хорионом и плацентой.
На рисунке: 1 - каждый плод имеет свой собственный плодный пузырь и свою собственную плаценту; 2 - оба малыша делят между собой плаценту, но у каждого свой плодный пузырь; 3 - у обоих один общий плодный пузырь, но они разделены плодными оболочками, обе плаценты срослись; 4 - у обоих плодов один общий плодный пузырь и одна общая плацента.
В [68] сообщается, что «существование общих «придатков» плода, в частности общей плаценты, может привести к связи 2-х плацентарных кровообращений». В [69] читаем: «при монохориальной беременности всегда существует циркуляция крови между плодами, но все анастомозы функционируют в двух направлениях и сосудистая сеть сбалансирована». На сайте «Наука и техника»[59] содержится статья [71]. В ней идет речь о нобелевском лауряте Питере Брайне Медаваре. В частности находим следующие строки «Медавар и Бёрнет были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине 1960 г. «за открытие приобретенной иммунологической толерантности»». То есть, начиная с 1947 года, продолжались научные исследования, которые к 1954 году завершились научным открытием, отмеченное в 1960 году научным миром присуждением Нобелевской премией в области физиологии и медицины. В чем суть открытия? Суть в том, что в крови человека или животного могут присутствовать так называемый химеризм по группам крови, то есть «… при рождении в течение всей жизни у человека находятся эритроциты, реагирующие как с сывороткой анти- А, так и с анти-О. Это явление объясняется тем, что у близнецов с развитыми сосудистыми связями во время внутриутробной жизни эритроциты группы А поступают в организм к близнецу с группой О, “приживаются” там и воспроизводятся в течение всей жизни» [72]. В [73] находим еще больше интересной информации: «Однако перекрестное кровообращение между дизиготными близнецами встречается, так как обнаружен химеризм по группам крови. Описано несколько случаев наличия у дизиготного близнеца небольшой популяции эритроцитов, отличающихся по групповой принадлежности от остальных его эритроцитов. Примордиальные кроветворные клетки второго близнеца " поселились" в организме близнеца-химеры в период внутриутробного развития. Во всех таких случаях у близнеца-химеры наблюдается иммунологическая толерантность - приживление кожного трансплантата от другого близнеца. Иногда химерами оказываются оба близнеца, а иногда только один из них. У дизиготных близнецов возможен такой же перекрестный обмен предшественниками лейкоцитов. У мальчиков, происходящих из дизиготной пары разнополых близнецов, были обнаружены характерные полиморфноядерные лейкоциты с " барабанными палочками", типичными для женских лейкоцитов (см. стр. 28). В нескольких случаях при изучении хромосомного набора лейкоцитов был обнаружен кариотип, характерный для другого пола, т. е. у близнецов женского пола некоторые клетки относятся к типу XY». Таким образом, о возможности обмена кровью у близнецов было известно практически в одно и тоже время, когда Свидетели Иеговы в середине 40-х годов провозгласили свой закон о «воздержании от крови», приписав его авторство Иегове[60]. Более того, сиамские близнецы, у которых часть кровеносной системы общая, рождались и до умозаключений Свидетелей Иеговы, и об их существовании безымянные авторы публикаций ОСБ были наверняка осведомлены. Своими умозаключениями Свидетели Иеговы поставили близнецов «вне закона», якобы данного Богом. Получается следующее: с одной стороны - «закон» Свидетелей Иеговы, с другой стороны – обмен кровью у близнецов. Заметим, что обмен кровью происходит вне зависимости от желания или нежелания конкретных людей. Из этого может быть два следствия: 1) либо близнецы от рождения грешны, поскольку нарушили закон, по обычаям Свидетелей Иеговы они вне общения, 2) либо никакого закона нет. Принять первое сродни обвинениям слепого от рождения в том, что он слеп. Второе гораздо более вероятно. *** Невежество ОСБ в медицинских вопросах, в частности в вопросах относящихся к крови, к ее функциям в организме человека, ее свойствам и прочее, простирается до того, что они сравнивают переливание крови с ее поеданием, даже более того, отождествляют. «Иегова Бог сказал нашему общему предку, Ною, что с кровью нужно обращаться особым образом (Бытие 9: 3, 4). Позже закон Бога, данный Израилю, подчеркивал святость крови: «Если кто из дома Израилева и из пришельцев… будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лицо Мое на душу того, кто будет есть кровь». Израильтянин, нарушающий закон Бога, мог быть дурным примером для других, поэтому Бог продолжает: «Истреблю ее [душу] из народа ее» (Левит 17: 10). Позднее апостолы и старшие мужчины, собравшиеся в Иерусалиме, постановили, что мы должны «воздерживаться… от крови». Это было так же важно, как воздерживаться от идолопоклонства и сексуальной безнравственности (Деяния 15: 28, 29). Как понимали слово «воздерживаться» христиане, жившие в те времена? Они не употребляли в пищу никакую кровь: ни свежую, ни свернувшуюся; не ели они и мяса животного, из тела которого не была спущена кровь. Они также не ели пищу, в состав которой входила кровь, например кровяную колбасу. Употребление крови каким-нибудь из этих способов считалось нарушением закона Бога (1 Царств 14: 32, 33). … Сегодня мало кто подумает, что чья-либо верность Всевышнему Богу подвергается испытанию в случае, когда ему назначают переливание крови. Безусловно, Свидетели Иеговы хотят жить, но в то же время они стремятся исполнять закон Бога о крови». [5] «Принимая решение, христианин не должен основываться исключительно на личном предпочтении или рекомендациях врачей, ему необходимо серьезно рассмотреть, что по этому поводу говорится в Библии. Этот вопрос затрагивает его взаимоотношения с Иеговой. Иегова, кому мы обязаны жизнью, повелел людям не принимать в организм кровь (Бытие 9: 3, 4). Закон Бога, данный древнему Израилю, ограничивал использование крови, поскольку она представляет жизнь. Бог объявил: «Душа [или жизнь] тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши». А что если человек убивал животное ради пропитания? Бог сказал, что в таком случае человек «должен дать вытечь крови … и покрыть ее землею» (Левит 17: 11, 13). Иегова повторял эту заповедь всё снова и снова (Второзаконие 12: 16, 24; 15, 23). …Со смертью Мессии отпала необходимость соблюдать Моисеев закон. Однако Бог все так же считает кровь священной. Побужденные Святым духом, апостолы дали указание христианам «воздерживаться от крови». И к этому указанию нельзя относится легкомысленно. Воздерживаться от крови также важно с нравственной точки зрения, как воздерживаться от половой распущенности и идолопоклонства (Деяния 15, 28, 29; 21: 25)». [6] «Многие утверждают, что переливание – не употребление крови в пищу. Так ли это? Пациент в больнице может питаться через рот, через нос, или через вены. Когда растворы сахара (глюкозы) вводятся внутривенно, это называется внутривенным питанием. Так что собственная терминология больницы признает как питание процесс помещения питательных веществ в организм через вены. Следовательно, врач, управляющий переливанием крови, осуществляет питание пациента кровью через вены, и пациент, получающий ее, ест через свои вены. В конце концов, ловкие изобретательные рассуждения и двусмысленности заканчиваются, и остается голый факт того, что конкретное количество крови одного существа было преднамеренно принято в организм другого. Именно это запрещается Богом, независимо от способа принятия». [24] «Разумеется, что когда писалась Библия, не было известно ни о переливании крови, ни о каком-либо другом медицинском методе ее применения. Однако Бог позаботился об указаниях, дающих Его служителям возможность установить, вызывают ли, может быть, Его неудовольствие какие-нибудь медицинские методы, включающие применение крови. Согласно твердому определению Бога, кровь символизирует жизнь и является поэтому священной. Он повелел, чтобы ни один человек не принимал в себя кровь для продления своей жизни. Он постановил, например: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу… Только плоти с душою ее, с кровию ее, не ешьте» (Бытие 9: 3, 4; Левит 7: 26, 27). Жизнедатель разрешил употреблять кровь исключительно для жертвоприношений: «Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает. Потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови» (Левит 17: 11, 12)». [3] В книге «Ты можешь жить вечно в раю на земле», изданной ОСБ, читаем: «Другой распространенной привычкой в разных частях мира является употребление в пищу крови. Люди едят мясо животных, кровь которых не спускалась должным образом, а кровь, которая выпускается, используется в пищу. Но Слово Бога запрещает есть кровь (Бытие 9: 3, 4; Левит 17: 10). Как же обстоит тогда дело с переливанием крови? Некоторые люди, может быть, аргументируют, что переливание крови в действительности не является «едой». Но не так ли, что пациента, который не в состоянии принимать пищу через рот, врач советует кормить тем же способом, каким делается переливание крови? Библия велит нам «воздерживаться от … крови» (Деяния 15: 20, 29). Что это значит? Предположим, что врач рекомендовал бы тебе воздерживаться от алкоголя, то значило ли бы это, что ты не должен лишь принимать его через рот, но что ты мог бы вливать его в вену? Конечно, нет. Следовательно «воздержание от крови» означает вообще не принимать ее в свое тело». [62] В брошюре «Как кровь может спасти твою жизнь? » целый пункт «А кровь как лекарство? » посвящен тому, чтобы обосновать мысль, что поедание крови и переливание – это одно и тоже. В частности там говорится: «Томас Бартолин (1616-1680) возражал: «Те, кто пытается ввести в употребление человеческую кровь как внутреннее средство от болезней, на самом деле злоупотребляют ею и тяжело грешат. Мы осуждаем каннибалов. Почему же мы не питаем отвращения к тем, кто пачкает свой пищевод человеческой кровью? То же самое относится к принятию чужой крови из разрезанной вены, будь то через рот или через устройства для переливания. Изобретателям этой операции следует страшиться Божьего закона, который запрещает есть кровь». … Таким образом, в прошлые столетия думающие люди осознавали, что библейский закон касается принятия крови как через рот, так и через вены. В заключение Бартолин сказал: «Каждый из этих способов употребления [крови] служит одной и той же цели - чтобы с помощью крови больной организм питался и восстанавливался»». [61] Что же происходит в цитируемых нами отрывках из публикаций ОСБ? Анонимные авторы всячески пытаются § отождествить понятия «еда с кровью», «питание кровью» и «переливание крови», § подменить в сознании читателя эти понятия более общими, такими как «поддержание жизни кровью», «употребление крови», «принятие крови внутрь организма» и так далее, § показать, что понятие «воздержание от крови» относится к понятиям «поддержание жизни кровью», «употребление крови», «принятие крови внутрь организма» И отождествление, и подмена делается с далеко идущим умыслом. Например, отождествление понятий дает возможность ОСБ в обоснование запрета гемотрансфузий приводить цитаты из Ветхого Завета о еде с кровью. Подмена понятий используется для стыковки цитат из Ветхого и Нового Заветов и обоснования учения ОСБ, выдаваемого им за «закон Бога». Ну и, очевидно, что, если удается обосновать мысль типа «воздерживаться от употребления крови», то само собой назревает решение отказаться от переливания крови. Если разобрать, что такое функции крови[62], процесс пищеварен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|