Цели и задачи учебной дисциплины
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Культуры и искусств» Факультет культуры семьи и детства Кафедра психологии семьи и детства
Учебно-методический комплекс по дисциплине Зоопсихология и сравнительная психология
Специальность 030301 Психология
Квалификация выпускника психолог, преподаватель психологии
Санкт-Петербург
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_»__________201_г., протокол №_.
Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «___»_______201_г.,протокол № __.
Учебно-методический комплекс подготовила преподаватель Форвазова Ирина Каримовна.
Рецензент: старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Жаркова Людмила Григорьевна.
Рабочая программа дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы, и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по общеобразовательному циклу (ОПД.Ф.06) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология». Аннотация содержания дисциплины: Дисциплина « Зоопсихология и сравнительная психология » предназначена для изучения и сравнительного анализа психической деятельности животных как основы зарождения и развития человеческой психики. Зоопсихология - отрасль психологии, наука о психике животных, о закономерностях психического отражения на этом уровне. Предмет зоопсихологии - формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания.
Основные понятия зоопсихологии: психика и поведение. Психика - форма отражения, позволяющая организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение - один из важнейших способов активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды, обеспечивающий выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом. Объектом зоопсихологии как науки является психическая деятельность животных, т.е. весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животных. Особое значение имеет изучение сложных форм поведения и элементарного мышления животных. Сравнительная психология. На разных этапах развития этой отрасли психологии перед ней ставились различные задачи. В связи с этим авторы несколько по-разному определяют круг проблем, очерчиваемых этой наукой. В нашем курсе сравнительная психология трактуется как сравнительное изучение психических процессов у животных разных таксономических групп. В настоящий момент сравнительная психология, являющаяся составной частью учебного курса "Зоопсихология и сравнительная психология", обычно рассматривается в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева об эволюции психики, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека. В настоящее время сравнительные исследования психики и поведения животных и человека превратились в междисциплинарную научную область (наряду с психологией - этология, социобиология, антропология). Основной целью освоения дисциплины является овладение знаниями в области проблем становления и развития современной зоопсихологии в процессе взаимодействия с гуманитарными и естественнонаучными знаниями.
Курс рассчитан на 144 академических часа, формами текущего контроля являются: опрос, дискуссия, участие в семинаре, творческая работа (в виде доклада, презентации), формами итогового контроля являются экзамен и реферат. Основные разделы дисциплины: «Проблема инстинкта и научения», «Инстинктивное поведение», «Научение», «Проблема онтогенеза поведения», «Развитие психической деятельности в пренатальном периоде», «Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде», «Развитие психической деятельности в ювенильном периоде», «Элементарная сенсорная психика», «Перцептивная психика», «Эволюция психики и антропогенез». Основными педагогическими методиками являются лекционные, семинарские занятия, дискуссии, презентации, творческая работа.
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Государственный университет Культуры и искусств» УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе ___________________________ «____»_______________201__год
Факультет культуры семьи и детства Кафедра психологии семьи и детства
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Зоопсихология и сравнительная психология
Специальность 030301 Психология
Квалификация выпускника психолог, преподаватель психологии
Санкт-Петербург 2011 г. Выписка из ГОС ВПО
Виды занятий и методы обучения. В процессе преподавания данной учебной дисциплины в различных сочетаниях применяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный. В результате изучения данной учебной дисциплины студенты приобретают знания и умения, овладевают навыками, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности.
Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем теоретических занятий составляет 26 академических часов на очной форме обучения; 18 академических часов на очно/заочной форме обучения; 6 академических часов на заочной форме обучения. Семинарские занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий составляет 46 академических часов на очной форме обучения; 18 академических часов на очно/заочной форме обучения; 6 академических часа на заочной форме обучения. Объем самостоятельной работы студентов по дисциплине, предусмотренный учебным планом СПбГУКИ по специальности, составляет 18 академических часов на очной форме обучения; 27 академических часов на очно/заочной форме обучения; 132 академических часов на заочной форме обучения. Цели и задачи учебной дисциплины Цель курса: развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к анализу эволюционных корней психических процессов у человека, воспитание представлений о плодотворности критических оценок явлений, проверяемых грамотно построенными экспериментами. Курс представляет введение в основные разделы современной зоопсихологии, дает представление об эволюционных истоках психической деятельности человека и о роли сравнительного анализа и экспериментального подхода в верификации знаний о возможностях психического развития животных. Место курса в системе социогуманитарного образования: курс дает основы понимания эволюционных основ человеческой психики, естественнонаучной культуры, понимание мировоззренческих проблем, навыки категориального мышления, и является базисным для выработки целостного мировоззрения. Задачами изучения данной учебной дисциплины являются: — Выделение предмета зоопсихологии как науки о проявлении, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках в предыстории человеческого сознания.
— Выделение основных исторических этапов развития зоопсихологии и формирование ее современного облика как науки, объединяющей идеи и методы когнитивной этологии и экспериментальной сравнительной психологии. — Выделение актуальных проблем и “горячих” точек современной зоопсихологии и анализ прикладных вопросов, от взаимодействия людей с животными в современной культуре до истоков и причин пограничных состояний человеческой психики.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен: Знать: - историю становления и развития зоопсихологии и сравнительной психологии; - о современном состоянии зоопсихологии и сравнительной психологии; - теоретическое и прикладное значение зоопсихологии в свете современного процесса взаимопроникновения гуманитарных и естественнонаучных знаний; - функции зоопсихологии и сравнительной психологии в современной культуре; - возможное практическое применение зоопсихологии сегодня.
Уметь: - применять естественнонаучный подход, основанный на сравнительном анализе явлений и на разработке экспериментальных схем, для рассмотрения проблем и возможного поиска нестандартных решений в своей специальности.
Владеть: - практическими методами зоопсихологии и сравнительной психологии, обладать навыками их практического применения в условиях эксперимента.
Формы контроля. Формами оперативного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются:опрос. Формами рубежного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются: участие в дискуссии, участие в семинаре, подготовка творческой работы. Формами итогового контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются: реферат, экзамен. Учебно-тематический план дисциплины Очная форма обучения
Учебно-тематический план дисциплины
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|