Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи учебной дисциплины




Культуры и искусств»

Факультет культуры семьи и детства

Кафедра психологии семьи и детства

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Зоопсихология и сравнительная психология

 

Специальность 030301 Психология

 

 

Квалификация выпускника психолог, преподаватель психологии

 

Санкт-Петербург

 


 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_»__________201_г.,

протокол №_.

 

Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «___»_______201_г.,протокол № __.

 

Учебно-методический комплекс подготовила преподаватель Форвазова Ирина Каримовна.

 

Рецензент: старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Жаркова Людмила Григорьевна.

 

Рабочая программа дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, список рекомендуемой литературы, и др.) составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по общеобразовательному циклу (ОПД.Ф.06) государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология».

Аннотация содержания дисциплины:

Дисциплина « Зоопсихология и сравнительная психология » предназначена для изучения и сравнительного анализа психической деятельности животных как основы зарождения и развития человеческой психики.

Зоопсихология - отрасль психологии, наука о психике животных, о закономерностях психического отражения на этом уровне.

Предмет зоопсихологии - формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания.

Основные понятия зоопсихологии: психика и поведение. Психика - форма отражения, позволяющая организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение - один из важнейших способов активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды, обеспечивающий выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом.

Объектом зоопсихологии как науки является психическая деятельность животных, т.е. весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животных. Особое значение имеет изучение сложных форм поведения и элементарного мышления животных.

Сравнительная психология. На разных этапах развития этой отрасли психологии перед ней ставились различные задачи. В связи с этим авторы несколько по-разному определяют круг проблем, очерчиваемых этой наукой.

В нашем курсе сравнительная психология трактуется как сравнительное изучение психических процессов у животных разных таксономических групп. В настоящий момент сравнительная психология, являющаяся составной частью учебного курса "Зоопсихология и сравнительная психология", обычно рассматривается в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева об эволюции психики, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека.

В настоящее время сравнительные исследования психики и поведения животных и человека превратились в междисциплинарную научную область (наряду с психологией - этология, социобиология, антропология).

Основной целью освоения дисциплины является овладение знаниями в области проблем становления и развития современной зоопсихологии в процессе взаимодействия с гуманитарными и естественнонаучными знаниями.

Курс рассчитан на 144 академических часа, формами текущего контроля являются: опрос, дискуссия, участие в семинаре, творческая работа (в виде доклада, презентации), формами итогового контроля являются экзамен и реферат.

Основные разделы дисциплины: «Проблема инстинкта и научения», «Инстинктивное поведение», «Научение», «Проблема онтогенеза поведения», «Развитие психической деятельности в пренатальном периоде», «Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде», «Развитие психической деятельности в ювенильном периоде», «Элементарная сенсорная психика», «Перцептивная психика», «Эволюция психики и антропогенез».

Основными педагогическими методиками являются лекционные, семинарские занятия, дискуссии, презентации, творческая работа.

 


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

 

 

Факультет культуры семьи и детства

Кафедра психологии семьи и детства

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Зоопсихология и сравнительная психология

 

Специальность 030301 Психология

 

 

Квалификация выпускника психолог, преподаватель психологии

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.


Выписка из ГОС ВПО

ОПД.Ф.06 Зоопсихология и сравнительная психология  
  Общая характеристика психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; эволюция психики; развитие психики животных в онтогенезе; эволюция психики человека в филогенезе; этология как одно из направлений изучения психики животных.  

Виды занятий и методы обучения.

В процессе преподавания данной учебной дисциплины в различных сочетаниях применяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный. В результате изучения данной учебной дисциплины студенты приобретают знания и умения, овладевают навыками, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем теоретических занятий составляет 26 академических часов на очной форме обучения; 18 академических часов на очно/заочной форме обучения; 6 академических часов на заочной форме обучения.

Семинарские занятия организуются по группам. Общий объем семинарских занятий составляет 46 академических часов на очной форме обучения; 18 академических часов на очно/заочной форме обучения; 6 академических часа на заочной форме обучения.

Объем самостоятельной работы студентов по дисциплине, предусмотренный учебным планом СПбГУКИ по специальности, составляет 18 академических часов на очной форме обучения; 27 академических часов на очно/заочной форме обучения; 132 академических часов на заочной форме обучения.

Цели и задачи учебной дисциплины

Цель курса: развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к анализу эволюционных корней психических процессов у человека, воспитание представлений о плодотворности критических оценок явлений, проверяемых грамотно построенными экспериментами.

Курс представляет введение в основные разделы современной зоопсихологии, дает представление об эволюционных истоках психической деятельности человека и о роли сравнительного анализа и экспериментального подхода в верификации знаний о возможностях психического развития животных.

Место курса в системе социогуманитарного образования: курс дает основы понимания эволюционных основ человеческой психики, естественнонаучной культуры, понимание мировоззренческих проблем, навыки категориального мышления, и является базисным для выработки целостного мировоззрения.

Задачами изучения данной учебной дисциплины являются:

— Выделение предмета зоопсихологии как науки о проявлении, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках в предыстории человеческого сознания.

— Выделение основных исторических этапов развития зоопсихологии и формирование ее современного облика как науки, объединяющей идеи и методы когнитивной этологии и экспериментальной сравнительной психологии.

— Выделение актуальных проблем и “горячих” точек современной зоопсихологии и анализ прикладных вопросов, от взаимодействия людей с животными в современной культуре до истоков и причин пограничных состояний человеческой психики.

 

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

Знать:

- историю становления и развития зоопсихологии и сравнительной психологии;

- о современном состоянии зоопсихологии и сравнительной психологии;

- теоретическое и прикладное значение зоопсихологии в свете современного процесса взаимопроникновения гуманитарных и естественнонаучных знаний;

- функции зоопсихологии и сравнительной психологии в современной культуре;

- возможное практическое применение зоопсихологии сегодня.

 

Уметь:

- применять естественнонаучный подход, основанный на сравнительном анализе явлений и на разработке экспериментальных схем, для рассмотрения проблем и возможного поиска нестандартных решений в своей специальности.

 

Владеть:

- практическими методами зоопсихологии и сравнительной психологии, обладать навыками их практического применения в условиях эксперимента.

 

Формы контроля.

Формами оперативного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются:опрос.

Формами рубежного контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются: участие в дискуссии, участие в семинаре, подготовка творческой работы.

Формами итогового контроля результатов освоения студентом учебной дисциплины являются: реферат, экзамен.

Учебно-тематический план дисциплины

Очная форма обучения

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час. В том числе, ак. час. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
1. Проблема инстинкта и научения               Опрос, участие в дискуссии
2. Инстинктивное поведение               Опрос, участие в семинаре
3. Научение               Опрос, участие в дискуссии
4. Проблема онтогенеза поведения               Опрос, участие в семинаре
5. Развитие психической деятельности в пренатальном периоде               Опрос, участие в семинаре
6. Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде               Опрос, участие в семинаре
7. Развитие психической деятельности в ювенильном периоде               Опрос, презентация творческой работы
8. Элементарная сенсорная психика               Опрос, участие в семинаре
9. Перцептивная психика               Опрос, презентация творческой работы
10. Эволюция психики и антропогенез               Опрос, участие в семинаре
  Итоговый контроль:               Реферат Зачет
  Итого:                

 

Учебно-тематический план дисциплины

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...