Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации студентам




Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» включает в себя следующие образовательные технологии:

  1. Лекционные занятия
  2. Семинары
  3. Дискуссии
  4. Демонстрация презентаций

 

Лекционные занятия

Лекция – от латинского «lection» - чтение. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия. Лекции – особый вид коллективных занятий, на которых преподаватель устно сообщает студентам важнейший программный материал, определяющий основу подготовки бакалавров. Лекционная информация в определенной научной и логической последовательности охватывает основные принципы, главные вопросы данного курса, не загромождая его излишними деталями. Доскональные подробности же опускаются, и их изучение относится на семинарские или практические занятия, а также на самостоятельную работу студентов.

Лекции соотносятся с семинарскими занятиями, темы которых включают вопросы для обсуждения и непосредственные практические задания, позволяющие продемонстрировать освоенный материал и проявить себя творчески в рамках самостоятельной работы. Теоретическая подготовка к таким занятиям должна вестись на основе лекционных материалов и текстов, представленных в данном комплексе.

В ходе лекционных занятий студенты должны вести конспектирование учебного материала. При конспектирования на лекциях:

· не следует пытаться записывать подряд все то, о чем говорит преподаватель;

· желательно оставлять на страницах поля для своих заметок (и делать эти заметки либо во время самой лекции, либо при подготовке к семинарам и экзаменам);

· желательно использовать при конспектировании сокращения, которые каждый может «разработать» для себя самостоятельно;

· обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;

· задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

 

Семинар

Семинар – это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику. Она возникла в древнегреческих и римских школах, когда сообщения учащихся сочетались с комментариями и заключениями преподавателей.

 

Семинар – слово латинского происхождения, в переводе означающее «теплица» или «рассадник», потому что преподаватель как бы «сеет» знания в сознание студентов. После чего студенты способны к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. В российских университетах учебные занятия в форме семинаров начали проводить в XIXвеке.

Тема семинара определяется преподавателем заранее и повторяет тему ранее проведенной лекции. На таких занятиях студенты выступают перед своими однокурсниками с сообщениями, докладами и рефератами, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему или преподавателю, делиться своим мнением или, по возможности, применить услышанное на практике. Подготовка к семинару является обязательной.

Целями семинара могут быть:

· Развитие мышления и логики изложения своих мыслей.

· Развитие навыков поисковой научно – исследовательской работы.

· Воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи при подготовке к семинару, части предварительного исследования.

· Научение навыкам ведения дискуссии, умению обоснованно, научно аргументированно, корректно отстаивать свою точку зрения.

· Получение конкретных интеллектуальных наработок, результатов, рекомендаций и т. д. по обсуждаемой теме.

Задачи семинара:

· Расширение и углубление полученных знаний по изучаемой теме.

· Научение навыкам научно – исследовательской работы, освоение её этапов.

· Формирование умений и навыков работы с дополнительной литературой, самостоятельной добычи знаний.

· Оценка преподавателем уровня осознанного понимания студентами программного материала, умения применить свои знания на практике, проявленного творчества, склонности к научно – поисковой работе каждого студента.

· Развитие умения студентов работать в группе, воспитание ответственности за результат индивидуального и коллективного труда.

Подготовка студентов к семинарским занятиям должна начинаться уже в ходе прослушивания и констатирования лекций, темы которых выносятся для обсуждения на семинарах. Прослушанные и законспектированные студентами лекции в часы самостоятельной подготовки дорабатываются. Параметры, по которым оценивается выступление с докладом на семинарском занятии:

· полнота и правильность раскрытия проблемы;

· умение в логической последовательности и аргументировано обосновать и доказать те позиции, которые предложены для обсуждения;

· умение делать обобщающие выводы в конце своего выступления;

· умение отвечать на дополнительные, уточняющие и заведомо провокационные вопросы, задаваемые как руководителем семинара, так и слушателями учебной группы;

· умение вести дискуссию по проблематике семинарского занятия и собственного выступления.

 

Дискуссия

Дискуссия - метод обучения, направленный на развитие критического мышления и коммуникативных способностей; предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения. Процесс организации дискуссии включает несколько последовательно разворачиваемых этапов:

1 – явное полагание тезиса и антитезиса (как результат критики в сложной коммуникации)

2 – предъявление каждой стороной аргументов, подтверждающих и усиливающих точку зрения

3 – предъявление каждой стороной оснований

4 – фиксация затруднения и постановка проблемы

5 – поиск новых оснований, способов решения, взглядов на предмет

6 – синтез.

Способ проведения дискуссии и применяемые средства должны признаваться всеми её участниками (последовательное полагание тезисов, аргументов и оснований, недопустимость подмены первичного тезиса и оснований и пр.). Дискуссия на семинарском занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки студентов. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления студентов по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Для успешного ведения дискуссии студентам рекомендуется:

· изучить предмет дискуссии;

· не бояться высказывать свою точку зрения; стараться аргументировано и доказательно представлять и отстаивать свою позицию в рассматриваемом вопросе;

· внимательно и уважительно выслушивать точку зрения оппонента;

· при возникновении сложностей тренировать навыки ведения дискуссии дома, с преподавателями и т.д.

Творческая работа в виде презентации

Творческая работа подготавливается студентами самостоятельно. При написании работы предполагается не столько изложение усвоенного материала, сколько обоснование собственной позиции студента.

Презентация представляет собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

Презентация опирается на вербальное (словесное), аудиальное и визуальное обеспечение и сопровождение и должна отвечать сценарию. Перед его написанием необходимо тщательно проанализировать аудиторию, ожидаемую на презентации. Очень важно начать с определения приоритетов и точно сформулировать цель презентации. Цели презентации – это то, что предполагается объяснить, предложить или продемонстрировать на презентации.

Основные правила оформления наглядных материалов для презентаций: располагать не более одной темы на одной единице наглядного продукта (пленке, схеме, и т.п.); применять тезисы; согласовать формы и цвета; распределить информацию по нескольким наглядным средствам; использовать большие надлежащие шрифты; не употреблять сложные формы; соблюдать код цветов; рационально использовать изображение; не делать контуры слишком интенсивными; оставлять не менее 30% плоскости свободными.

Окончание презентации так же важно, как и ее открытие. В процессе работы над завершением презентации необходимо возвратиться к первичному предложению. Цель презентации обязательно диктует ее окончание, которое включает в себя следующие моменты: короткое резюме важнейших фактов и аргументов и повтор ключевых видеофактов; рекомендации из стратегии поведения участников презентации; предложения относительно ближайших шагов, если рекомендации принятые, с ближайшими сроками; описание вспомогательной литературы, если такая есть, вывод списка литературы на экран; признательность за внимание; предложение задавать вопрос.

Рекомендуются следующие шаги по подготовке презентации:

1) анализ цели презентации, характера и состояния аудитории;

2) планирование и развитие вступления, основной части и заключения для длинной презентации;

3) выбор, разработка вариантов использования демонстрационно-наглядных материалов (теоретическое изучение; формирование практических умений; контроль знаний, умений);

4) непосредственная подготовка к занятию: написание текста, плана, подготовка наглядных материалов;

5) подготовка к ответам на вопросы из аудитории.

 

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа – один из основных видов учебной работы студентов. Целью самостоятельной работы является систематизация и расширение полученных в рамках курса теоретических знаний, формирование умений самостоятельно мыслить, развивать творческую инициативу и исследовательские умения. Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется в рамках разработки учебных планов, рабочей программы и календарно-тематического плана учебного курса. Планирование самостоятельной внеаудиторной работы студентов по учебному курсу осуществляется студентом совместно с преподавателем курса и заключается в определении содержания и объема учебной информации и практических заданий по всем темам, которые выносятся на самостоятельную внеаудиторную работу, а также в установлении форм и методов контроля результатов.

 

Критерии оценки итогового зачета:

· уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

· уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;

· уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи социально-психологического характера;

· обоснованность, четкость, полнота изложения ответов.


Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский Государственный университет

Культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

 

Факультет культуры семьи и детства

Кафедра психологии семьи и детства

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...