Словарь основных терминов.
Адаптация - (от лат. adapto - приспособляю), приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостаза. А. - одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие А., затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности А. к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида. Акустическая коммуникация - передача информации при помощи звуков. Антропоид - человекообразная обезьяна. Ассоциативное обучение - тип обучения, при котором в ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания Безусловный раздражитель - раздражитель, вызывающий у животного безусловно-рефлекторную реакцию, например, слюноотделение при виде пищи. Безусловный рефлекс - (от лат. reflexus - отражение), наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма (по И.П. Павлову). Брачный танец - комплекс ритуализированных действий, выполняемый по строго определенному шаблону, предшествующий спариванию Визуальная коммуникация - зрительная коммуникация.
Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. Рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения В. обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Врожденное узнавание - врожденная адекватная реакция детеныша на определенные биологически значимые объекты и явления окружающей среды. Выбор по образцу - метод изучения когнитивных способностей, основанный на выработке дифференцировочных условных рефлексов. Впервые предложен Н.Н. Ладыгиной-Котс. Выводковые птицы - птицы, птенцы которых вылупляются из яиц зрячими, способными к самостоятельному передвижению и питанию, например: куры, утки, гуси. Высшая нервная деятельность - деятельность высших отделов центральной нервной системы (коры больших полушарий и подкорковых центров), обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В основе высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы и сложные безусловные рефлексы (инстинкты, эмоции и др.). Для высшей нервной деятельности человека характерно наличие не только 1-й сигнальной системы, свойственной и животным, но и 2-й сигнальной системы, связанной с речью и свойственной только человеку. Учение о высшей нервной деятельности создано И. П. Павловым. Ганглий - 1) (от греч. ganglion - узел), (нервный узел) анатомически обособленное скопление нервных клеток (нейронов), волокон и сопровождающей их ткани. В ганглии перерабатываются и интегрируются нервные сигналы. Груминг - комфортное поведение млекопитающих и птиц, выражающееся в уходе за наружными покровами и адресованное другой особи. У многих видов груминг служит одним из механизмов поддержания иерархии.
Дистантные анализаторы - анализаторы, принимающие из внешней среды сигналы, источник которых находится на некотором расстоянии. К дистантным анализаторам относятся зрительный, слуховой и обонятельный. Зрелорожденные - детеныши, рожденные зрячими, способными к самостоятельному передвижению и питанию, например, копытные. Игровая деятельность - специфическое поведение, проявляющееся у большинства высокоорганизованных животных в период онтогенеза. Иерархия - система поведенческих связей между особями в группе, регулирующая их взаимоотношения. Имитация - (от лат. imitatio - подражание), подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведение. Импринтинг - (англ. imprinting - запечатление), в этологии - специфическая форма научения животных, фиксация в их памяти отличительных признаков объектов, некоторых врожденных поведенческих актов, осуществляемая в строго определенные периоды, онтогенеза. Инстинкт - (от лат. instinctus - побуждение), совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения. Инстинкты человека контролируются его сознанием. Интеллект - (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Термин "интеллект" используется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида, от ощущения и восприятия до мышления и воображения, в более узком смысле интеллект - это собственно мышление. В процессе познания человеком действительности психологи отмечают три основных функции интеллекта:
Интерорецепторы - рецепторы, воспринимающие раздражения, возникающие внутри организма. Интерорецепторы обнаружены во всех внутренних органах: сердце, желудке, кишечнике, селезенке, кровеносных сосудах, костях, мышцах и т.д. Они воспринимают раздражения, сигнализирующие о процессах, происходящих во внутренних органах. Кинез - элементарные движения простейших. Типичным примером кинеза является ортокинез - поступательное движение с переменной скоростью. Если, например, на определенном участке существует температурный градиент (перепад температур), то движения инфузории - туфельки будут тем более быстрыми, чем дальше животное будет находиться от места с оптимальной температурой. В отличие от ортокинеза при клинокинезе имеет место изменение направления передвижения. Это изменение не является целеустремленным, а носит характер проб и ошибок, в результате которых животное, в конце концов, попадает в зону с наиболее благоприятными параметрами раздражителей. Частота и интенсивность этих изменений зависят от интенсивности воздействующего на животное отрицательного раздражителя (или раздражителей). С ослаблением силы действия этого раздражителя уменьшается и интенсивность клинокинеза. В данном случае животное также реагирует на градиент раздражителя, но не увеличением или уменьшением скорости передвижения, как при ортокинезе, а поворотами оси тела, т.е. изменением вектора двигательной активности Когнитивный процесс - познавательный процесс - вид поведения животных и человека, в основе которого лежит не условнорефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, а формирование внутренних (мысленных) представлений о событиях и связях между ними. Коммуникация - передача информации животным, осуществляемая при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. К. может осуществляться как при непосредственном контакте между животными, так и с помощью различных меток, специально наносимых на различные предметы на местности. Выделяют следующие системы К. животных: тактильная, химическая, акустическая и оптическая.
Комфортное поведение - биологическая форма поведения направленная на удовлетворение гигиенических или комфортных потребностей животного. Латентное обучение - по определению У. Торпа, "...образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями в отсутствие явного подкрепления". Линейная иерархия - иерархия, при которой особь А доминирует над особью Б, особь Б доминирует над особью В и т.д. Каждая особь в популяции имеет свой ранг. Локомоторные игры - игры животных, проявляющиеся в виде активных движений. Локомоция - (от лат. locus - место и motio - движение), движение животных и человека, обеспечивающее активное перемещение в пространстве; важнейшее приспособление к обитанию в разнообразных условиях среды (плавание, летание, ходьба). Манипуляционные игры - игры, при которых животные активно манипулируют и играют с разнообразными предметами. Моторное развитие - процесс формирования произвольных движений животного и человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон. Проявляется в динамике усложнения двигательных действий, развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков. Моторное развитие зависит от наследственности, социально-бытовых условий, организации физического воспитания, двигательного опыта, состояния здоровья, типологических особенностей. Научение - изменения (краткосрочные или долговременные) в поведении, обусловленные индивидуальным опытом. Незрелорожденные - детеныши, рождающиеся неспособными к самостоятельному существованию и нуждающиеся в длительной опеке со стороны матери. Облигатное обучение - комплекс специфических навыков, необходимых представителю каждого вида, определяющих типичное для данного вида поведение. Онтогенез - (от греч. on, ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение), индивидуальное развитие организма - совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866); процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства Оперантное обусловливание (обучение) - форма научения, характеризующаяся тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. Термин введен американским психологом Б.Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей (см. Условный рефлекс). В отличие от классического (павловского) пути, названного Скиннером респондентным, при О. о. животное сначала производит какое-нибудь движение (спонтанное или инициированное экспериментатором), а затем получает подкрепление. Это различение Скиннер проводит безотносительно к биологическому смыслу условных рефлексов. При этом упускается из виду важнейшая роль активной ориентировочной деятельности животного, с помощью которой оно выделяет существенные характеристики ситуации и устанавливает значимые отношения между элементами внешней среды и собственными движениями, что во многом предопределяет ход и динамику образования условных рефлексов, как оперантных, так и респондентных.
Перцептивная психика - по А.Н. Леонтьеву, психика, которая характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде. Перцепция. Перцептивный механизм - (от лат. perceptio - представление, восприятие), 1) сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире; 2) психическое восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств; 3) процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т.п. Постнатальный период - развитие животного после рождения. Постнатальный период включает в себя такие периоды как: неонатальный, социализации, ювенильный, полового созревания, морфологической зрелости и старость. Пренатальный период - то же, что эмбриональный период. См. Эмбриональный (пренатальный) период. Привыкание - относительно устойчивое ослабление реакции вследствие многократного предъявления раздражителя, без какого бы ни было подкрепления. Наиболее простой вид обучения. В противоположность обычному обучению, которое состоит в появлении новых реакций и включении их в поведение, привыкание избавляет животное от необходимости реагировать на раздражители, не имеющие для него никакого значения. Проблемный ящик Торндайка - экспериментальные устройства различной степени сложности, в которое помещаются подопытные, животные с целью изучения характерна из двигательных реакций, направленных на то, чтобы выйти из ящика и получить подкрепление рефлекса. Автор - американский психолог и педагог - Торндайк Эдуард Ли (1874-1949). Ход опытов и его результаты изображались графически в виде кривых, на которых отмечались повторные пробы и затраченное время. Характер кривой (названной им "кривой научения") дал Торндайку основание утверждать, что животное действует методом "проб, ошибок и случайного успеха". Весь процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Птенцовые птицы - птицы, птенцы которых вылупляются из яиц беспомощными и не способными к самостоятельному существованию. Раздражитель - любой материальный агент, внешний или внутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма. Понятие "Раздражитель" является родовым по отношению к понятиям "стимул" и "сигнал". При наличии фиксированной причинно-следственной связи между данным событием и последующими изменениями в состоянии организма Р. выступает как стимул, а соответствующее изменение - как реакция. По интенсивности Р. меняются от минимальных (достаточных для возникновения ощущения) до максимальных (при которых еще сохраняется ощущение данного качества), выступая как пороговые: нижний и верхний абсолютные пороги. Р. могут выступать как адекватные (генетически соотнесенные с соответствующими анализаторами) и неадекватные (не соотнесенные, но вызывающие специфические для данного анализатора ощущения). Так, сетчатка обусловливает возникновение зрительных ощущений как при воздействии светом, так и при механических и электрических воздействиях на глаз. Ранний постнатальный период - период новорожденности; у зрелорожденных детенышей фактически отсутствует. То же, что неонатальный период Рассудочная деятельность - совершение животным адаптивного поведенческого акта в экстренно сложившейся ситуации (по Л.В. Крушинскому). Реакция скучивания - стремление новорожденных детенышей в отсутствие матери сползаться в плотную кучку с целью сохранения тепла. Реакция следования - стремление детеныша зрелорождающихся видов следовать за объектом, запечатленным в качестве "матери". Особенно выражена у стадных животных, способствует сохранению целостности стада. Рефлекс - (от лат. reflexus - обращенный, отраженный), реакция на возбуждение рецепторов, опосредованная нервной системой; ответная реакция живого организма, обусловленная воздействием какого-либо определенного фактора внешней или внутренней среды на анализатор, проявляющаяся в сокращении мышц, выделении секреции. Обычно выделяются условные и безусловные рефлексы. Например, коленный рефлекс (knee jerk) заключается в осуществлении резкого "подбрасывающего" движения ногой, возникающего в результате сокращения четырехглавой мышцы бедра в ответ на растяжение при постукивании по ее сухожилию. Определение этого, а также некоторых других рефлексов, таких как ахиллов и разгибательный локтевой рефлекс, позволяет контролировать состояние спинномозговых нервов, которые участвуют в осуществлении этих рефлексов. Ритуализация поведения - эволюционный процесс, в результате которого какая-либо форма поведения изменяется таким образом, что либо становится сигналом, используемым для общения, либо усиливает свою эффективность в качестве такового сигнала. В период перехода от первоначальной функции данной формы поведения к его новой сигнальной функции происходят количественные микроэволюционные изменения, Сигнальная преемственность - обучение молодых животных их родителями - наиболее сильно развито у птиц и млекопитающих. Скиннеровская камера - оригинальная экспериментальная методика, которую разработал американский психолог, создатель концепции "оперантного бихевиоризма" Б.Ф. Скиннер. Скопление - анонимные сообщества животных, образовавшиеся стихийно, в силу сложившихся обстоятельств, например: скопление у водоемов в засушливый период. Сознание - 1) одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной; в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно - исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира; 2) восприятие и понимание окружающего, свойственные человеку; ум, разум. Способность осмысленно воспринимать окружающее (противоп.: беспамятство); 3) ясное понимание чего-либо; 4) мысль о чем-л., чувство, ощущение чего-либо. Социальное поведение - поведение животных в сообществах. Сравнительная психология - отрасль психологии, изучающая биопсихологические предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Изучение этих проблем осуществляется путём сопоставления данных психологии человека и зоопсихологии (науки о психике животных). При этом выявляются как гомологичные (истинно тождественные), так и аналогичные (лишь внешне сходные) компоненты и детерминанты психической деятельности животных и человека, свидетельствующие об общности их происхождения и унаследованные человеком от животных предков, равно как и о коренных качественных отличиях поведения и психики человека, возникших и развившихся в результате действия социально-исторических факторов. Вопрос о соотношениях между психикой человека и животных, их психических функциях и особенностях интенсивно изучался ещё античными мыслителями и всегда был объектом борьбы мировоззрений. Научное изучение этой проблемы в конце XVIII - начале XIX вв. связано, прежде всего, с именами Ж.Л. Бюффона и Ж.Б. Ламарка, позже Ч. Дарвина, а в России - К.Ф. Рулье, а затем В.А. Вагнера. Данные С.п. имеют существенное значение для решения проблем психологии, философии, антропологии и других наук. Для детской психологии и дошкольной педагогики важно сравнительно-онтогенетическое изучение поведения детей и детёнышей высших млекопитающих, анализ основ и факторов психического развития ребёнка и т.д. Другой аспект таких сравнительных исследований - познание закономерностей и взаимоотношений и взаимопонимания между детьми и животными и их использование в целях умственного, природоохранительного и нравственного воспитания. Практическое применение данные С.п. находят также в нейропсихологии и медицине. Строительная деятельность - строительство животными разнообразных сооружений в качестве убежищ, для ловли добычи, привлечения особей противоположного пола и т.д. Структура поведенческого акта - цепь поведенческих действий животного. При изучении формирования поведения этологи опираются на представление о С. п. а., предложенное еще в начале 20-х гг. американским исследователем Уоллесом Крэгом. У животного в определенный период развивается состояние той или иной специфической мотивации (пищевой, половой и др.). Под ее влиянием формируется так называемое "поисковое поведение", в результате которого животное отыскивает "ключевой раздражитель", реакция на который в виде "завершающего акта" заканчивает данный этап цепи поведенческих действий. Таксис - (от греч. taxis - строй, порядок, расположение по порядку), двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам. Источниками раздражения могут быть свет, температура, влага, химические вещества и др. Тактильная афферентация - (тактильная чувствительность) ощущение, возникающее при действии на кожную поверхность различных механических раздражителей; разновидность осязания. Тактильная коммуникация - передача информации при помощи осязания. Территориальность - стратегия поведения животных, обитающих на определенной территории. Т-образный лабиринт - простейший лабиринт, используемый для обучения примитивных животных. Трофейные игры - игры животных, при которых одно из них захватывает какой-либо предмет и предлагает другому животному его отобрать. Условный рефлекс - (временная связь) рефлекс, вырабатываемый при определенных условиях в течение жизни животного или человека; понятие, введенное И.П. Павловым - для обозначения динамической связи между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально основанной на безусловном раздражителе. В ходе экспериментальных исследований были определены правила выработки условных рефлексов: совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго; при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным временная связь постепенно затормаживается; 3) приобретенный рефлекс, при котором функциональные связи между возбуждением рецепторов и характерным ответом эффекторных органов устанавливается в процессе обучения. В классических опытах Павлова собак обучали ассоциировать звук колокольчика со временем кормления, так что в ответ на звон колокольчика у них начинала вырабатываться слюна вне зависимости от того, давалась им пища или нет. Различают два вида У. р.: классические, получаемые по указанной методике, и инструментальные (оперантные) У. Р., при выработке которых безусловное подкрепление дается только после возникновения определенной двигательной реакции животного (см. Оперантное обусловливание). Механизм формирования Условного рефлекса первоначально понимался как проторение пути между двумя центрами - условного и безусловного рефлекса. В настоящее время принято представление о механизме Условного рефлекса как сложной функциональной системе с обратной связью, т.е. организованной по принципу кольца, а не дуги. Условный рефлекс животных образуют сигнальную систему, в которой сигнальными раздражителями являются агенты их среды обитания. У человека наряду с первой сигнальной системой, порождаемой воздействиями среды, существует вторая сигнальная система, где в качестве условных раздражителей выступает слово ("сигнал сигналов", по И.П. Павлову). Ухаживание - обязательный компонент поведения, связанного с размножением. Носит ритуализированный характер. Факультативное обучение - комплекс навыков, возникающий у животного в процессе накопления индивидуального жизненного опыта. Фенотип - (от греч. phаino - обнаруживаю, являю и typos - отпечаток, форма, образец), 1) совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе индивидуального развития; 2) любой поддающийся наблюдению признак организма - морфологический, физический, поведенческий. Термин предложен в 1909 г. датским биологом В. Иогансеном. Фенотип является продуктом взаимодействия генотипа и среды, однако на разных уровнях организации (клеточном, органном, организменном) соотношение Ф. и генотипа различно. Совокупность социальных характеристик человека обозначать термином Ф. не принято Фиксированные комплексы действий (ФКД) - видоспецифические (одинаковые у всех особей данного вида), врожденные (т.е. проявляющиеся в "готовом виде", без предварительной тренировки), шаблонные (т.е. стереотипные по порядку и форме исполнения) двигательные акты. К. Лоренц называл их "наследственными координациями" или "эндогенными движениями". Филогенез - (phylon - род, племя), процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп - видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств. Ф. изучается в единстве взаимообусловленности с индивидуальным развитием организмов - онтогенезом. Формула "стимул-реакция" - формула, выражающая связь между стимулами и возникающими на их основе реакциями. С точки зрения бихевиористов все поведение можно объяснить при помощи анализа этих связей (принцип "смежности" (contiguity) стимула и реакции). На долгие десятилетия формула "стимул-реакция" (S-R) стала рассматриваться как универсальная основа для интерпретации поведения. Функциональная система - понятие, разработанное П.К. Анохиным - и выступающее в его теории построения движения в качестве единицы динамической морфофизиологической организации, функционирование которой направлено на приспособление организма. Это достигается за счет таких механизмов, как: 1) афферентный синтез - поступающей информации; 2) принятие решения - с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата - акцептора результатов действия; 3) реальное осуществление решения в действии; 4) организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов действия. Центральная нервная система - основная часть нервной системы животных и человека, состоящая из нервных клеток (нейронов) и их отростков. Представлена у беспозвоночных животных системой связанных друг с другом нервных узлов (ганглиев), у позвоночных животных и человека - головным и спинным мозгом. В функциональном отношении периферическая и центральная нервная система представляют единое целое. Наиболее сложная и специализированная часть центральной нервной системы - большие полушария головного мозга. Цефализация - (от греч. kephale - голова), процесс обособления головы и включения одного или более туловищных сегментов в головной отдел у животных в процессе их исторического развития. Экстерорецепторы - рецепторы, воспринимающие раздражения из внешней среды. К числу их относятся кожные рецепторы, органы вкуса, обоняния, зрения и слуха. Экстраполяция направления движения - способность по начальному направлению движения раздражителя и его скорости предвидеть дальнейшую траекторию движения. (С т.з. математики под экстраполяцией понимают способность выносить функцию, известную на отрезе, за ее пределы.) Элементарная сенсорная психика - по определению А.Н. Леонтьева - стадия развития психики, на которой деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения. Эмбриональное научение - обучение в период эмбрионального развития. Эмбриональный (пренатальный) период - развитие плода до рождения. Эмпирические законы - как указывал Л.В. Крушинский, для решения элементарных логических задач животным необходимо владение некоторыми эмпирическими законами: Эндогенные движения - видоспецифические (одинаковые у всех особей данного вида), врожденные (т.е. проявляющиеся в "готовом виде", без предварительной тренировки), шаблонные (т.е. стереотипные по порядку и форме исполнения) двигательные акты. К. Лоренц называл их "наследственными координациями" или "эндогенными движениями". Этология - (от греч. ethos - привычка, характер, нрав, манера вести себя и logos - учение), научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта: 1) механизмы; 2) биологические функции; 3) онтогенез и 4) эволюцию. В центре внимания Э. видоспецифичное (характерное для данного вида животного) поведение в естественных условиях обитания. Основателями этологии являются зоологи К. Лоренц и Н. Тинберген. Ювенильный период - период онтогенеза предшествующий моменту покидания детенышами логова. Характеризуется выраженной ориентировочной реакцией и интенсивной игровой деятельностью, вследствие этого его часто называют игровым. В этот же период онтогенеза происходит формирование оборонительных реакций. Список рекомендуемой литературы.
Основная литература: Учебники и учебные пособия: 1. Ступина С. Б. Зоопсихология: конспект лекций / С. Б. Ступина, А. О. Филипьечев.- М.: Высшее образование, 2008. – 176 с. 2. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» / К. Э. Фабри. – 3-е изд. – М.: Учеб.-метод. коллектор "Психология", 2001. – 462 с. 3. Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова. – М.: Академия, 2007. – 544с. Дополнительная литература: Учебники и учебные пособия: 1. Вагнер В. А. Избранные труды по зоопсихологии / В. А. Вагнер. - М.: Наука, 2002. – 284 с. 2. Вагнер В. А. Сравнительная психология. Избр. психол. тр. / В. А. Вагнер. - М. Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003 – 207 с. 3. Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З. А. Зорина, И. И. Полетаева. - М.: Аспект Пресс, 2010. – 319 с. 4. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности: эволюционные и физиологогент. аспекты поведения / Л. В. Крушинский. - М.: URSS, ЛИБРОКОМ, 2009. – 270 с. 5. Крушинский Л. В. Проблемы поведения животных: Избран, труды / Л. В. Крушинский. - М.: Наука, 1993. – 318 с. 6. Леонтьев А. Н. Эволюция психики. Избран, психол. труды / А. Н. Леонтьев. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 411 с. 7. Лопатина Н. Г. Сигнальная деятельность в семье медоносной пчелы / Н. Г. Лопатина. - Л.: Наука, 1971. – 155 с. 8. Мантейфель Б. П. Экологические и эволюционные аспекты поведения животных / Б. П. Мантейфель. - М.: Наука, 1987. – 270 с. 9. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция / Дэвид Мак-Фарленд // Пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко и др. - М.: Мир, 1988. – 518 с. 10. Меннинг О. Поведение животных / Обрей А. Меннинг // Пер. с англ. З.А. Зориной, И.И. Полетаевой. - М.: Мир, 1982. – 360 с. 11. Мешкова Н. Н. Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде / Н. Н. Мешкова, Е. Ю. Федорович. - М.: Аргус, 1996. – 224 с. 12. Савельев С. А. Введение в зоопсихологию С. А. Савельев. - М.: Ареа 17, 1998. – 292 с. 13. Топчий М. В. Зоопсихология и сравнительная психология. Учебное пособие / М. В. Топчий. - Ставрополь: СКСИ, 2005. – 271 с. 14. Хейс Н. Принципы сравнительной психологии / Ники Хейс // пер. с англ. В.В. Гаврилов, Е.А. Кузина. – М.: Когито-Центр, 2006. -304 с. 15. Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии / Ред.-сост. Н.Н. Мешкова, Е.Ю. Федорович. - М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005. – 376 с.
Отдельные издания: 1. Баскин Л. М. Поведение копытных животных / Л. М. Баскин. - М.: Наука, 1976. – 295 с. 2. Баскин Л. М. Этология стадных животных Л. М. Баскин. - М.: Знание, 1986. – 188 с. 3. Бергман Е. Поведение собак / Еран Бергман // Пер. с фин. Ю.К. Каявы - М.: Цитадель, 1996. – 189 с. 4. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Р. Дарвин. - СПб. Питер; 2001. – 365 с. 5. Дерягина М. А. Манипуляционная активность приматов. Этол. анализ в связи с пробл. Антропогенеза / М. А. Дерягина. - M.: Наука, 1986. – 109 с. 6. Дьюсбери Д. А. Поведение животных. Сравнительные аспекты / Дональд А. Дьюсбери // Пер. с англ. И.И. Полетаевой. - М.: Мир, 1981. – 479 с. 7. Захаров А. А. Организация сообществ у муравьев / А. А. Захаров. - М.: Наука, 1991. – 276 с. 8. Зорина З. А. О чем рассказали говорящие обезьяны: способны ли высшие животные оперировать символами? / З. А. Зорина, А. А. Смирнова. - М.: Языки слявянских культур, 2006. – 423 с. 9. Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях / Н. Н. Ладыгина-Котс. - в 2т. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: НПО "МОДЭК", 2011. 10. Лоренц К. Агрессия (Так называемое "зло") / Конрад З. Лоренц // Пер. с нем. Г.Ф. Швейника. - М.: Прогресс. Изд. фирма "Универс", 1994. – 269 с. 11. Лоренц К. Кольцо царя Соломона / Конрад З. Лоренц. - М.: РИМИС, 2011. – 237 с. 12. Лоренц К. Человек находит друга / К. Лоренц. - М.: АРМАДА, 1995. – 393 с. 13. Никольский А. А. Звуковые сигналы млекопитающих в эволюционном процессе / А. А. Никольский. - М.: Наука, 1984. – 199 с. 14. Новоселова С. Л. Развитие и интеллектуальные основы деятельности приматов / С. Л. Новоселов. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 288 с. 15. Панов Е. Н. Знаки, символы, языки: коммуникация в царстве животных и в м
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|