Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Очно/заочная форма обучения




 

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. Час. В том числе, ак. Час. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. Работа
Лекции Семинары Практ. Зан. Малогруп. Зан. Инд. Зан.
1. Проблема инстинкта и научения               Опрос
2. Инстинктивное поведение               Опрос, участие в семинаре
3. Научение               Опрос
4. Проблема онтогенеза поведения               Опрос, участие в семинаре
5. Развитие психической деятельности в пренатальном периоде               Участие в семинаре
6. Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде               Участие в семинаре
7. Развитие психической деятельности в ювенильном периоде               Опрос
8. Элементарная сенсорная психика               Опрос, участие в семинаре
9. Перцептивная психика               Опрос
10. Эволюция психики и антропогенез               Опрос, участие в семинаре
  Итоговый контроль:               Экзамен
  Итого:                

Учебно-тематический план дисциплины

Заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час. В том числе, ак. час. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
1. Проблема инстинкта и научения               Тест
2. Инстинктивное поведение               Опрос
3. Научение               Тест
4. Проблема онтогенеза поведения               Опрос
5. Развитие психической деятельности в пренатальном периоде               Опрос
6. Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде               Участие в сеимнаре
7. Развитие психической деятельности в ювенильном периоде               Тест
8. Элементарная сенсорная психика               Участие в сеимнаре
9. Перцептивная психика               Тест
10. Эволюция психики и антропогенез               Участие в сеимнаре
  Итоговый контроль:               Экзамен
  Итого:                

Содержание учебной дисциплины

4.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы)
1. Проблема инстинкта и научения Ранние представления о психической деятельности животных. Представления о душе животных и человека. Взгляды Аристотеля, Хризиппа, Сенеки. Изучение поведения животных в 18-ом веке. Работы Ж.О. Ламеттри, Э.Б. Кондильяка, Ш.Ж. Леруа, Ж.Л.Л. Бюффона. Проблемы инстинкта и научения в свете эволюционного учения. Работы Ж.Б. Ламарка, К.Ф. Рулье, Ч. Дарвина. Современное понимание проблемы инстинкта и научения.
2. Инстинктивное поведение Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных. Внутренние факторы инстинктивного поведения. Схема саморегуляции функциональной системы по Анохину. Ритмические процессы ЦНС. Внешние факторы инстинктивного поведения. Ключевые раздражители. Закон суммации. Структура инстинктивного поведения. Поисковая и завершающая фазы поведенческого акта. Этапы поисковой фазы. Пластичность инстинктивного поведения. Инстинктивные движения и таксисы. Инстинктивное поведение и общение. Каналы передачи информации у животных. Демонстративное поведение. Ритуализованные движения. Групповое поведение. Психический компонент инстинктивного поведения. Психическое отражение при инстинктивных действиях.
3. Научение Общая характеристика процесса научения. Облигатное и факультативное научение. Диапазон научения. Навык. Дрессировка. Познавательные процессы при формировании навыков. Критерии навыка по Леонтьеву. Научение и общение. Подражание.
4. Проблема онтогенеза поведения Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения. «Унитарные реакции» по Л.В. Крушинскому. Биологическая обусловленность онтогенеза поведение животных. Морфофункциональные преобразования в онтогенезе. Периоды онтогенеза.
5. Развитие психической деятельности в пренатальном периоде Врожденное и приобретаемое в пренатальном периоде поведения. Морфофункциональные основы эмбриогенеза поведения. Эмбриональное научение и созревание. «Эмбриональный опыт», «эмбриональная тренировка». Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей: беспозвоночные, низшие позвоночные, птицы, млекопитающие. Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения. Влияние сенсорной стимуляции на двигательную активность эмбриона. Развитие зрения и слуха у эмбрионов птиц. Развитие акустического контакта между эмбрионами и родительскими особями у птиц. Эмбриогенез и развитие психического отражения.
6. Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде Особенности постнатального развития поведения животных. Пре- и постнатальное развитие психической деятельности. Разнообразие постэмбрионального развития поведения животных. Постэмбриональное развитие поведения у зрело- и незрелорождающихся позвоночных. Значение заботы о потомстве. Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде. Инстинктивные движения. Врожденное узнавание. Врожденное узнавание и ранний опыт. Облигатное научение. Запечатление. Реакция следования. Половое запечатление. Раннее факультативное научение. Раннее формирование общения: у низших позвоночных, птиц, млекопитающих. Познавательные аспекты раннего постнатального поведения. Исследовательское поведение. Облигатное научение и ориентация. Раннее факультативное научение и ориентация. Раннее манипулирование и его значение.
7. Развитие психической деятельности в ювенильном периоде Общая характеристика игры у животных. Значение игры в ювенильном периоде развития животных. Совершенствование двигательной активности в играх животных. Манипуляционные игры. Биологическая обусловленность манипуляционных игр. Ювенильное манипулирование и взрослое поведение. Формирование общения в играх животных. Совместные игры. Игровая сигнализация. Значение совместных игр для взрослого поведения. «Игровые группы». Познавательная функция игровой активности животных. Игра и исследовательское поведение. Инстинктивные основы игрового познания. Расширение функции в игровом познании. Высшие формы игровой исследовательской деятельности животных. Общая характеристика психики животных; врожденное и приобретенное в поведении животных; эволюция психики; развитие психики животных в онтогенезе; эволюция психики человека в филогенезе; этология как одно из направлений изучения психики животных.  
8. Элементарная сенсорная психика Низший уровень развития элементарной сенсорной психики. Движения простейших. Кинезы. Ориентация. Таксисы. Пластичность поведения простейших. Привыкание. Общая характеристика психической активности. Высший уровень развития элементарной сенсорной психики. Нервная система. Цефализация. Движения. Органы чувств и сенсорные способности. Таксисы. Зачатки высших форм поведения. Пластичность поведения. Общая характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики.
9. Перцептивная психика Низший уровень развития перцептивной психики. Движения. ЦНС. Сенсорные способности, таксисы. Предметное восприятие. Общение и групповое поведение. Территориальное поведение. Инстинкт и научение в поведении насекомых. Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики. Высший уровень развития перцептивной психики. Локомоция. Манипулирование. Комфортное поведение, сон и покой. Сенсорные способности. Зрительные обобщения и представления. Общение. Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных. Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных. Критерий интеллектуального поведения животных. Формы мышления. Биологическая ограниченность интеллекта животных.
10. Эволюция психики и антропогенез Проблема происхождения трудовой деятельности. Эволюция гаптических и сенсорных функций высших млекопитающих. Предметная деятельность обезьян. Орудия животных и орудия труда человека. Материальная культура и биологические закономерности. Проблема зарождения общественных отношений и членораздельной речи. Групповое поведение обезьян и зарождение общественных отношений. Демонстрационное моделирование. Язык животных и членораздельная речь. Формирование человеческого языка.

 

Планы семинарских занятий

Семинар 1. « Проблема инстинкта и научения »

Тема: Дискуссия «Представления о душе животных и человека»

Основная литература:

  • Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» / К. Э. Фабри. - М.: Учеб.-метод. коллектор "Психология", 2001. – 462 с. (Ч.1, Гл.1)
  • Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология / Г. Г. Филиппова / Г.Г. Филиппова – М.: Академия, 2007. – 544с. (Введение)

Дополнительная литература:

  • Северцов А.Н. Эволюция и психика. (Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии. Ред.-сост. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005. – 376 с. (стр.18-31)
  • Хейс Н. Принципы сравнительной психологии. Ники Хейс. пер. с англ. В.В. Гаврилов, Е.А. Кузина. – М.: Когито-Центр, 2006. -304 с. (Гл.2)

 

Семинар 2,3. « Инстинктивное поведение »

Тема: Способы коммуникации животных и изучение поведения животных в популяциях

Основные вопросы: Инстинктивное поведение и общение. Контактирование и общение в сфере размножения. Сигнальная деятельность животных. Зоосемантика. Зоопрагматика. Каналы передачи информации. Ритуализация. Групповое поведение. Сообщества животных и система иерархии в сообществах. Роль агрессии в поддержании структуры сообщества. Основные тенденции в эволюции агрессивного поведения.

Основная литература:

  • Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» / К. Э. Фабри. – М.: Учеб.-метод. коллектор "Психология", 2001. – 462 с. (Ч.1, Гл.2)
  • Ступина С.Б.. Зоопсихология: конспект лекций / С. В. Ступина, А. О. Филипьечев.- М.: Высшее образование, 2008. – 176 с. (Гл.2)

Дополнительная литература:

  • Вагнер В.А. От рефлексов до инстиктов. (Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии. Ред.-сост. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005. – 376 с. (стр.174-189)
  • Хейс Н. Принципы сравнительной психологии. Ники Хейс. пер. с англ. В.В. Гаврилов, Е.А. Кузина. – М.: Когито-Центр, 2006. -304 с. (Гл.4, Гл.5)

 

Семинар 4. « Научение »

Тема: Дискуссия «Научение и общение»

Основная литература:

  • Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». / К. Э. Фабри. – М.: Учеб.-метод. коллектор "Психология", 2001. – 462 с. (Ч.1, Гл.3)
  • Ступина С.Б.. Зоопсихология: конспект лекций / С. В. Ступина, А. О. Филипьечев.- М.: Высшее образование, 2008. – 176 с. (Гл.4)

Дополнительная литература:

  • Гудолл Дж. Манипулирование предметами (Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии. Ред.-сост. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005. – 376 с. (стр.130-148)
  • Хейс Н. Принципы сравнительной психологии./ Н. Хейс. пер. с англ. В.В. Гаврилов, Е.А. Кузина. – М.: Когито-Центр, 2006. - 304 с. (Гл.2, Гл.6)

Семинар 5,6,7. « Проблема онтогенеза поведения »

Тема: Вклад Л.В. Крушинского в изучение психики животных

Основные вопросы: Л.В. Крушинский о путях эволюции элементарной рассудочной деятельности животных. Исследования зачатков мышления у животных-неприматов. Тесты на экстраполяцию и оперирование эмпирической размерностью фигур. Концепция Л.В. Крушинского о физиолого-генетических механизмах элементарной рассудочной деятельности животных. Морфофизиологические основы рассудочной деятельности животных. Наследственное «фиксирование» индивидуально приобретенного поведения животных и происхождение инстинктов. Генетика и феногенетика поведения животных. Наследование пассивно-оборонительного поведения (трусости) в связи с типами нервной системы у собак.

Основная литература:

  • Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». / К. Э. Фабри. – М.: Учеб.-метод. коллектор "Психология", 2001. – 462 с. (Ч.2 гл.1)
  • Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Академия, 2007. – 544с. (Ч.1 гл3. стр.:51-255)

Дополнительная литература:

  • Хейс Н. Принципы сравнительной психологии. Ники Хейс. пер. с англ. В.В. Гаврилов, Е.А. Кузина. – М.: Когито-Центр, 2006. -304 с. (Гл.3)
  • Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. Роберт А. Хайнд. М.: Мир, 1975. (Гл.22)

Семинар 8,9,10. « Развитие психической деятельности в пренатальном периоде »

Тема: Различия и особенности пренатального развития у разных видов животных

Основные вопросы: Морфофункциональные основы эмбриогенеза поведения. Типы онтогенетических корреляций И.И. Шмальгаузена. Концепция системогенеза П.К. Анохина. Исследования А.Д. Слонима о влиянии внутриутробных движений на формирование поведения новорожденного. Развитие двигательной активности зародышей у беспозвоночных. Исследования М. Беррилла. Развитие двигательной активности зародышей низших позвоночных. Развитие эмбрионального поведения у птиц. Видовые различия. Исследования Д.Н. Гофмана. Пренатальное развитие поведения у млекопитающих. Влияние внешней среды на эмбриональное развитие поведения у разных видов животных.

Основная литература:

  • Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» / К. Э. Фабри. - М.: Учеб.-метод. коллектор "Психология", 2001. – 462 с. (Ч.2, Гл.2)
  • Ступина С.Б.. Зоопсихология: конспект лекций / С. В. Ступина, А. О. Филипьечев.- М.: Высшее образование, 2008. – 176 с. (Гл.5.1)

Дополнительная литература:

  • Хайнд Р. Поведение животных. Синтез этологии и сравнительной психологии. Роберт А. Хайнд. М.: Мир, 1975. (Гл.19)

Семинар 11,12,13. « Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде »

Тема: Концепция Лоренса. Способы заботы о потомстве у разных животных

Основные вопросы: Основные положения концепции К. Лоренса. Импринтинг и его роль в формировании разных форм поведения. Развитие концепции Лоренса в работах Н. Тинберга. Способы заботы о потомстве у беспозвоночных. Способы заботы о потомстве у общественных насекомых. Способы заботы о потомстве у рыб и амфибий. Родительское поведение птиц. Забота о потомстве у незрелорождающихся и зрелорождающихся млекопитающих. Теория В.А. Вагнера. Сходство в развитии незрелорождающихся млекопитающих и птенцовых птиц. Сходство в развитии зрелорождающихся млекопитающих и выводковых птиц. Роль самцов в выращивании потомства.

Основная литература:

  • Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» / К. Э. Фабри. - М.: Учеб.-метод. коллектор "Психология", 2001. – 462 с. (Ч.2, Гл.3)
  • Ступина С.Б.. Зоопсихология: конспект лекций / С. В. Ступина, А. О. Филипьечев.- М.: Высшее образование, 2008. – 176 с. (Гл.5.2)

Дополнительная литература:

  • Хейс Н. Принципы сравнительной психологии. Ники Хейс. пер. с англ. В.В. Гаврилов, Е.А. Кузина. – М.: Когито-Центр, 2006. -304 с. (Гл.2, Гл.6)
  • Тинберген Н. Изучая мир птенца. (Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии. Ред.-сост. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005. – 376 с. (стр.190-207)

Семинар 14,15. « Развитие психической деятельности в ювенильном периоде »

Тема: Презентация творческой работы на выбранную тему.

Основная литература:

  • Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» / К. Э. Фабри. - М.: Учеб.-метод. коллектор "Психология", 2001. – 462 с. (Ч.2, Гл.4)
  • Ступина С.Б.. Зоопсихология: конспект лекций / С. В. Ступина, А. О. Филипьечев.- М.: Высшее образование, 2008. – 176 с. (Гл.5.3)

Дополнительная литература:

  • Эльконин Д.Б. Теория игры. (Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии. Ред.-сост. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005. – 376 с. (стр.352-368)

Семинар 16,17,18. « Элементарная сенсорная психика »

Тема: Концепция Леонтьева - Фабри

Основные вопросы: Концепция А.Н. Леонтьева об эволюции психики. Стадии и уровни эволюции психики по Леонтьеву и Фабри. «Родословное дерево» психического развития животных по Фабри. Различия психологической и зоологической классификаций. Низший уровень элементарной сенсорной психики: движения, ориентации, пластичность поведения. Высший уровень элементарной сенсорной психики: нервная система, движения, органы чувств, сенсорные способности, зачатки брачного поведения, агрессивности и общения, пластичность. Опыты В.А. Вагнера, Л.Г. Воронина, Н.А. Тушмалова.

Основная литература:

  • Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» / К. Э. Фабри. - М.: Учеб.-метод. коллектор "Психология", 2001. – 462 с. (Ч.3, Гл.1)
  • Ступина С.Б.. Зоопсихология: конспект лекций / С. В. Ступина, А. О. Филипьечев.- М.: Высшее образование, 2008. – 176 с. (Гл.6.2)
  • Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Академия, 2007. – 544с. (Ч.1 гл.3. стр.:261-284)

Дополнительная литература:

  • Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Постановка А.Н. Леонтьевыч проблемы филогенеза образа мира и современные исследования в зоопсихологии. (Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии. Ред.-сост. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005. – 376 с. (стр.32-35)
  • Тушмалова Н.А. Основные закономерности эволюции поведения беспозвоночных. (Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии. Ред.-сост. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005. – 376 с. (стр.36-52)

Семинар 19,20. « Перцептивная психика »

Тема: Презентация творческой работы на выбранную тему.

Основная литература:

  • Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» / К. Э. Фабри. - М.: Учеб.-метод. коллектор "Психология", 2001. – 462 с. (Ч.3, Гл.2)
  • Ступина С.Б.. Зоопсихология: конспект лекций / С. В. Ступина, А. О. Филипьечев.- М.: Высшее образование, 2008. – 176 с.. (Гл.6.3)
  • Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Академия, 2007. – 544с. (Ч.1 гл.3. стр.:285-334)

Дополнительная литература:

  • Резникова Ж.И. Поведение муравьев на кормовом участке. (Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии. Ред.-сост. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005. – 376 с. (стр.62-85))
  • Зорина З.А. Элементарное мышление птиц и млекопитающих: экспериментальный подход. (Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии. Ред.-сост. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005. – 376 с. (стр.90-100))
  • Тих Н.А. Формы сотрудничества и взаимопомощи в стаде обезьян. (Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии. Ред.-сост. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005. – 376 с. (стр.288-312))

Семинар 21,22,23. « Эволюция психики и антропогенез »

Тема: Мышление человека и рассудочная деятельность животных

Основные вопросы: Сравнительно-психологическое исследование раннего онтогенеза поведения приматов. Хватательная функция руки приматов и факторы ее развития. Сложные формы поведения антропоидов. Память у антропоидов. Поведение антропоидов в природных условиях. Приматология и антропогенез. Язык животных и членораздельная речь. Проблема зарождения общественных отношений. Проблема происхождения трудовой деятельности. Методики Л.В. Крушинского для изучения рассудочной деятельности.

Основная литература:

  • Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» / К. Э. Фабри. - М.: Учеб.-метод. коллектор "Психология", 2001. – 462 с.. (Ч.3, Гл.3)
  • Ступина С.Б.. Зоопсихология: конспект лекций / С. В. Ступина, А. О. Филипьечев.- М.: Высшее образование, 2008. – 176 с. (Гл.7)
  • Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. – М.: Академия, 2007. – 544с. (Ч.2 гл.: 4, 5, 6)

Дополнительная литература:

  • Хейс Н. Принципы сравнительной психологии / Н. Хейс. пер. с англ. В.В. Гаврилов, Е.А. Кузина. – М.: Когито-Центр, 2006. -304 с. (Гл.6 стр.: 271-280)

 

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...