Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Рефлексия. Литература. Тренинговое занятие «Приемы саморегуляции психоэмоционального состояния». 2.  Упражнение «Эксперимент»




3. Рефлексия

Мы с вами попробовали на себе некоторые способы снятия тревоги и стресса. Скажите, какой способ вам понравился больше, и какой подходит именно вам?

Я благодарю вас за участие и желаю оставаться спокойными и уверенными в себе, в любой ситуации. Удачи!

Литература

1. Гришанова О. С., Павлова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности. – Волгоград: Учитель, 2012.

2. Кадашникова Н. Ю., Илларионова Т. Ф. Как подготовить ребёнка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2010.

3. Королева Н., Стебенева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену «Путь к успеху» // Школьный психолог. – 2003. - № 29.

4. Павлова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ. – Волгоград, 2012.          

5. Чибисова М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М., 2009.


Тренинговое занятие «Приемы саморегуляции психоэмоционального состояния»

Составитель - Скопинова В. В., педагог-психолог, МАОУ СОШ № 10, г. Кандалакша

Цель: способствовать формированию уверенной в себе личности, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и своё поведение, осознающей свою ответственность.

Задачи:

1. Информирование о процедуре ГИА.

2. Формирование представлений о конструктивных способах решения проблем, методах саморегуляции.

3. Формирование и отработка поведенческих навыков ответственного отношения к своему решению.

Целевая группа: учащиеся 9, 11 классов.

Ход занятия

1. Разминка " Домино". Психологический настрой на занятие.

Цель: разогреть участников и обеспечить " введение в тему"; создать в группе атмосферу открытости; позволить участникам откровенно говорить о себе; показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и сходства.

Правила :

Первый участник игры (желательно ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики: «С одной стороны, я имею сестру, с другой - люблю конфеты». Участник, который тоже имеет сестру или любит конфеты, подходит к 1-му участнику и берет его за руку, говоря, например: «С одной стороны, я люблю конфеты, с другой стороны, у меня есть кот». Или «С одной стороны, я готовлюсь к ЕГЭ, с другой стороны, у меня есть некоторые переживания по этому поводу».
Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино.

Вопросы для обсуждения:

Что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»? Старались ли они назвать самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться? Что нового они узнали друг о друге? Что они чувствовали, когда узнали, что кто-то в группе похож на них? Что они чувствовали, когда узнали, что кто-то на них не похож? Хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей? Почему? Если в домино обсуждалась тема занятия, сразу можно выявит схожие переживания и проблемы и далее точечно их проработать.

2.  Упражнение «Эксперимент»

Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.

Время: 10 минут

Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.

Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО;

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

Вопросы для обсуждения:

Сразу ли вы справились с заданием? Что понадобилось вам для его быстрого выполнения? В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
Как развить самообладание?

 3. Мини-лекция. Причины возникновения тревожного состояния во время подготовки к ЕГЭ.

Восточная притча. Как-то ученики спросили Учителя следующую ситуацию – он находится на краю обрыва, а внизу за спиной – пропасть, справа – разъярённый тигр, слева – кобра, впереди – отвесная скала…

Что он будет делать в этом случае? Ответ мудрого учителя был неожиданным, но резонным: А зачем я там окажусь?

А ведь действительно человек делая что-то или не делая, предвидит - к чему это может привести. Многие неприятности могли бы с нами не случиться, будь мы немного внимательнее к полученной информации и ответственней за принятое решение. Незнакомое всегда тревожит и страшит. Но стоит пошагово ознакомиться с предстоящим испытанием, и появляется уверенность в преодолении. Вам уже сегодня хорошо известна сама процедура тестирования. Все условия проведения надо принять как приемлемые. Нет смысла тратить время на ухищрения и обман, вряд ли вам повезет воспользоваться шпаргалкой или сотовым телефоном, а вот неприятностей вам точно при этом не избежать. Кроме этого, вспомните, когда вам не на кого надеяться, вдруг откуда-то берутся силы и из памяти подтягиваются самые неожиданные знания и факты. В ответственные моменты мы все воспринимаем острее, и все наше биологическое существо мобилизуется - обостряется слух, зрение, сознание. Давайте рассмотрим, на что следует направить ваши усилия в ближайшее время, а что не стоит наших переживаний.

- Прежде чем падать духом, надо реально оценить свои возможности. «Нуль», с которого вынуждены начинать некоторые люди, часто является мнимым. Ведь слово «пустыня» не означает «место, в котором нет ничего, кроме пустоты». В пустыне есть верблюды, саксаул, ящерицы и, наконец, в пустыне много песка… Вы 9 или 11 лет учились в школе, не просто посещали, а именно учились, ваши знания оценивались и часто на достаточном или хорошем уровне. Прирост ваших знаний ежегодно осуществлялся, а перевод из класса в следующий – этому доказательство. В вашем портфолио отражены ваши личные победы, в том числе и учебные (участие в предметных олимпиадах и пр. успехи). Значит, не начинать вам надо, а продолжать начатое – уже легче!

- Время от времени стоит пересматривать, корректировать, создавать новые ценности, часто требуется сложить вместе имеющиеся в наличии необходимые условия. Любое дело, большое или малое, дело всей жизни или сравнительно небольшое занятие, связано с выполнением многих действий, которые, словно кирпичики, складываются в целое. Используй накопленный опыт, ведь он у тебя есть!

- Утомление усиливается из-за того, что на первых порах любого дела человек выполняет самую неблагоприятную часть работы так называемый «нулевой цикл». Психологически легче достигать долгосрочных целей через постановку промежуточных задач. Помните, что путь к победе может быть не быстрым и прямым, а медленным и зигзагообразным! Иногда может казаться, что забыл даже то, что хорошо знал, и нет проку от ученья. Поверь, твой мозг в нужный момент тебе поможет, если найдет нужную информацию в своей памяти! Торопись «загрузить» её по максимуму!

- Регистрация проделанной работы, сравнение сделанного с запланированным, оценка перспектив завершения работы и другие способы учета это не формальность, это нужно для того, чтобы не загубить собственный труд понапрасну. Для преодоления иллюзорных представлений вам потребуются бесстрастные «зеркала», отражающие ваши успехи и неудачи. Отмечай пройденные темы, составь план подготовки и держись в его рамках, а если сможешь – опережай, тогда у тебя останется время на что-то важное для тебя!

- В некоторых случаях следует смириться с мелкими проблемами, даже раздражающими, если попытки их устранить отвлекают от решения главных задач. Не распыляйся, у тебя сейчас есть главные задачи – их и решай!

- Остановиться во время наступления, значит обречь себя на поражение, Вы можете надолго «залечь», и вас никто и ничто не поднимет. «Временный перерыв» становится постоянным и ставит точку там, где должно было быть продолжение. «Последний штурм, он трудный самый», необходимо заранее собирать силы для подготовки завершающего цикла. Каждый день по плану, и скоро вы втянитесь, и будете получать удовольствие от выполненной работы, появятся желаемые результаты. Главной наградой может стать повышение самооценки и победа над собственной ленью!

- Успешно завершенное дело само по себе является лучшей наградой для человека, вселяет веру в собственные силы и вдохновляет на новые победы!

- Помните: какими бы благоприятными или неудачными ни были окружающие условия, удовлетворение потребностей человека в наибольшей степени зависит от собственных усилий.

- Используйте простые заповеди психогигиены, которые помогут снять нервное напряжение, не прибегая к лекарствам.

Первое. Научитесь сбрасывать напряжение – мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга, дыхательной гимнастикой.

Второе. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). Попробуйте вместо традиционной чашки кофе практиковать полудрему, легкий сон. Эффект поразит вас. В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2–5 минут.

Третье. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Тонкий психолог К. С. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Техника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции. Таковы основные заповеди психогигиены. Осознать их – значит, сделать первый шаг на пути управления своей нервной системой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...