Задания на тренировку оптимального планирования времени
Задания на тренировку оптимального планирования времени Упражнение «Слоновая техника» Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т. п. представляются в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т. е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом. Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами: -относитесь спокойно к большим «слонам»; -воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности; -в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки; -сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день; -позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого. Упражнение «Вопросы к себе» Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки. Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы: - Какова моя цель на этом этапе? - Сколько времени в моем распоряжении? - Как лучше использовать это время?
- Какие задачи нужно решить в первую очередь? - В какой последовательности должны решиться эти задачи? - Что нужно подготовить для решения каждой задачи?
Задания на тренировку внимания Упражнение «Прогулка» Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти. Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская. При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города. Упражнение «Спички» Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти. Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой. Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь? Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком). Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова. Упражнение «Юлий Цезарь» Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий. Инструкция: Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение. Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24. Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления. Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме.
Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора. Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги. Задания на тренировку памяти Упражнение «Утро» Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств. Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы: - Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать? - Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации? - Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня? - Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания, комплименты в свой адрес и т. п. Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности». Упражнение «Вечерний взгляд назад» Упражнение направлено на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия. Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т. п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку. Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника событий. Упражнение «Экспресс-сочинение» Упражнение направлено на тренировку образной памяти. Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные.
Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб. Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и что необходим жгут для оказания помощи». Постепенно задание усложняется. Пример усложненного задания – написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «п». Упражнение " Снежный ком" Вариант 1. Упражнение направлено на знакомство учащихся, обсуждение правил группы, тренировка памяти. Инструкция: один ведущий, сидя в кругу, читает инструкцию, другой записывает правила на листе ватмана. Ватман висит на доске. Инструкция для учащихся: учащийся называет свое имя и говорит о том, чего, по его мнению, не должно происходить в группе. Сидящий справа от него участник повторяет сказанное и добавляет свое имя и пожелание. Например: " Меня зовут Антон, и я не хочу, чтобы меня перебивали". Второй вариант (для группы более 10 чел. ): учащиеся получают листы бумаги, дается инструкция: " Напишите, какие правила вы хотели бы принять для нашей группы". Затем учащимся предлагается пройти по классу, посмотреть, какие у кого записаны правила, объединиться в группы с теми, у кого записаны похожие. Далее в каждой мини-группе необходимо сформулировать обобщающее правило. При обсуждении учащиеся отвечают на вопросы: " Все ли согласны с правилами? Какие правила мы принимаем, а какие нет? Почему? " Все правила обсуждаются группой и вывешиваются на стенде в классе на каждом тренинге. Упражнение " Снежный ком" Вариант 2. Упражнение направлено на знакомство учащихся, тренировку памяти. Инструкция: ведущий представляется по имени и говорит какую-нибудь фразу (связанную с экзаменом), например, «ГИА – это легко». Следующий участник (по кругу) повторяет имя ведущего и ту фразу, которую он сказал, затем представляется сам и говорит свою фразу. Игра продолжается до тех пор, пока участники не начнут очень часто ошибаться или пока ведущий не прекратит упражнение. Упражнение " Тренировка памяти" Ход упражнения: зачитываются слова. Испытуемые должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а испытуемые записывают второе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|