Инструкция. Обработка
Инструкция Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале. Обработка См. таблицу на с. 238. Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (возможно, и дробное). Интерпретация На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует отнести следующие два типа сочетаний: ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ. Между этими комплексами заключены промежуточные, с точки зрения их эффективности, иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности. Например, нельзя считать абсолютно одинаковыми два нижеприведенных мо-тивационных комплекса: ВМ ВПМ ВОМ 112 5 2 2 3 4 И первый и второй комплексы относятся к одному неоптимальному типу: ВОМ > ВПМ > ВМ. Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации. «Удовлетворенность избранной профессией» (методика А. А. Реана; модификация методик В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой) Методика позволяет определить удовлетворенность учителя избранной профессией на основе подсчета индекса удовлетворенности ИУ. Первичная обработка заключается в подсчете баллов, выбранных испытуемыми при ответе на следующие вопросы {каждая шкала имеет 5-балльную градуировку). Шкала А: Удовлетворены ли вы избранной профессией? Шкала В: Хотели бы вы, оставаясь специалистом в своей области (биологом, историком, физиком и т. д. ), работать не в школе? Шкала С: Если бы вам снова пришлось выбирать профессию, выбрали бы вы профессию учителя? Шкала А. 12 3 4 5 Шкала В. 12 3 4 5 Шкала С. 12 3 4 5 Значения ответов: 1 — нет; 2 — скорее нет, чем да; 3 — не знаю; 4 — скорее да, чем нет; 5 — да. Обработка 1. Первичные баллы по шкале В переводятся в обратные следующим образом: 1 балл соответствует 5 единицам, 2 балла — 4 единицам, 3 балла — 3 единицам, 4 балла — 2 единицам, 5 баллов соответствуют 1 единице.
2. Подсчитывается индекс удовлетворенности ИУ, как усредненная сумма баллов по всем трем шкалам: ИУ= (А+В+О/3. 3. Полученный результат сравнивается с нормативами: от 1 до 1, 5 балла — удовлетворенность очень низкая (неудовлетворенность), от 1, 6 до 2, 5 балла — удовлетворенность ниже среднего, от 2, 6 до 3, 5 балла — удовлетворенность средняя, от 3, 6 до 4, 5 балла — удовлетворенность выше среднего, от 4, 6 до 5 баллов — удовлетворенность высокая. i В самом общем виде напомним, что в психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной. Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная профессиональная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной профессиональной Я-концепцией может приводить к различным, как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличност-ных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Заметим, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда они ее, естественно, понижают). В целом понятие «Я-концепция» шире понятия «самооценка». Профессиональная самооценка может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГА Я-концепция и самооценка Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, если можно так выразиться, «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности и являясь регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что и само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки. Самооценка является понятием более частным в сравнении с понятием «самоотношение», которое описывает общую направленность и «знак» отношения человека к самому себе. Самооценка является конкретным выражением самоот-ношения, часто представляемым даже количественно. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в картине мира (Б. Ананьев, В. Мясищев, Б. Карвасарский). Однако, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место. В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять: а) операционально-деятельностный и б) личностный аспекты. Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профес-сионального». Самооценка по этим двум аспектам не обязательно конкордантна (согласованна). Дискордантность (рассогласование) самооценки по операцио-нально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие.
В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: а) самооценку результата и б) самооценку потенциала. Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития. Указанный самооценочный паттерн лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности. К настоящему моменту сделано уже достаточно эмпирических наблюдений (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), подкрепляющих сделанные нами обобщения. В теоретическом и прикладном плане важно изучать не просто недифференцированную самооценку, а конкретные ее составляющие и их соотношение. Именно с самооценочными паттернами, а не с упрощенной обобщенной самооценкой связаны объяснительные механизмы профессиональной успешности и динамичного профессионального развития личности. Квантификация межличностных отношений и Я-концепция Методика Теоретические и практические основы данной методики были разработаны американским психологом Т. Лири (Т. Leary). В создании теста участвовали также Г. Лефорж и Р. Сазек. Данная методика получила положительную оценку в отечественной литературе по психодиагностике (К. М. Гуревич и др. ), используется она и в социально-психологических исследованиях (А. В. Петровский, А. А. Реан и др. ), и в практике психологического консультирования, в том числе семейного. Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе, своем идеальном «Я» и своих взаимоотношений с ближайшим окружением. В связи с этим выделяются различные аспекты при заполнении опросника: самооценка, описание идеального «Я», оценка близких людей, оценка себя «глазами близких» (двойная рефлексия). Выбор этих аспектов достаточно произволен и определяется целями и задачами диагностики. Однако важно, что по всем избранным аспектам оценка производится с помощью одного и того же текста опросника. Всего этот опросник включает в себя 128 оценочных суждений, из которых испытуемый выбирает подходящие, отмечая их в опросном листе знаком «+». Таким образом, опросный лист в разных исследованиях может иметь различный вид — в зависимости от избранных аспектов оценки.
Так же как и заполнение, обработка опросника проводится отдельно по каждому из аспектов. Всего в опроснике имеется 8 субшкал (октантов). Первый октант (субшкала авторитарность): лидерство — властность — деспотичность. Второй октант (субшкала эгоистичность): уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность. Третий октант (субшкала агрессивность): требовательность — непримиримость — жестокость. Четвертый октант (субшкала подозрительность): скептицизм — упрямство — негативизм. Пятый октант (субшкала подчиненность): уступчивость — кротость — пассивная подчиненность. Шестой октант (субшкала зависимость): доверчивость — послушность — зависимость. Седьмой октант (субшкала дружелюбие): добросердечие — несамостоятельность — чрезмерный конформизм. Восьмой октант (субшкала альтруистичность): отзывчивость — бескорыстие — жертвенность. В зависимости от количества набранных баллов по каждому из октантов говорят о степени, выраженности качества. Первая степень качества в каждом октанте (лидерство, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, уступчи- вость и т. п. ) характеризует адаптивный вариант развития. Усугубление соответствующих тенденций и проявление третьей степени качества (деспотичность, самовлюбленность, жестокость, негативизм и т. д. ) свидетельствуют о дезадаптаци-онном варианте развития. Относительно количественных критериев оценки выраженности качества в литературе имеются незначительные расхождения. Так, о первой степени выраженности качества иногда говорят, если число набранных баллов колеблется в пределах 0—4. Другие авторы говорят о первой степени качества при 0—8 баллах, правда, разделяя все-таки два подуровня: 0— 4 балла — низкая выраженность, 5—8 баллов — умеренная выраженность. По нашему мнению, не будет ошибкой рассматривать показатели от 0 до 8 баллов как свидетельствующие об адаптивном варианте развития, учитывая при этом, что крайне правые значения (7—8 баллов) отражают определенную тенденцию к дезадаптивности и экстремальному поведению. Вторая степень качества (с учетом сказанного выше) связывается с показателями 9—12 баллов. Экстремально дезадаптивный вариант развития* связывается с показателями 13—16 баллов. В дополнение ко всему вышесказанному при подготовке психологических заключений могут оказаться полезными следующие описания по субшкалам. Первый октант (субшкала авторитарность). Высокие показатели соответствуют властной, деспотической личности. Лидирует в групповой деятельности. Во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Доминантный. Низкие показатели характерны для человека с хорошо выраженными лидерскими тенденциями, но без диктаторских проявлений. Второй октант (субшкала эгоистичность). Высокие показатели связаны с самовлюбленностью, независимостью, себялюбием. Такой человек самодоволен, часто хвастлив и заносчив. Эгоцентричен. Низкие показатели отражают тип уверенного в себе человека, со склонностью к соперничеству, но без признаков эгоцентризма. При переходных (крайне правых) значениях, возможно, самоуверен, но не самовлюблен. Третий октант (субшкала агрессивность). Высокие показатели — жесткий и враждебный по отношению к окружающим. Агрессивность может доходить до асоциального поведения. Низкая терпимость, резкость в оценках, раздражительность. Низкие показатели связаны с такими качествами, как требовательность, настойчивость, энергичность. Четвертый октант (субшкала подозрительность). Высокие оценки связаны с такими чертами, как подозрительность, негативизм, гипертрофированная склонность к сомнению во всем, злопамятность, скрытность, разочарованность. На этом фоне могут возникать существенные трудности во взаимоотношениях. Низ- * Некоторые авторы з связи с этим вариантом даже говорят о патологии. Однако такие оценки в плане данной методики представляются мало обоснованными. кие показатели отражают критичность как свойство личности и ума; критичен как к социальным явлениям, так и к окружающим людям. Пятый октант (субшкала подчиненность). Высокие показатели связаны с проявлением пассивной подчиненности, слабоволием, излишней уступчивостью, склонностью к самоуничижению, застенчивостью. Низкие показатели описываются типом уступчивости скромным, возможно робким. Выражена склонность послушно и честно выполнять свои обязанности. Шестой октант (субшкала зависимость). Высокие показатели отражают высокий уровень зависимости в личностных отношениях, неуверенность в себе, наличие навязчивых страхов, опасений, боязливости и послушания. Низкие значения связаны с доверчивостью, вежливостью, мягкостью, склонностью к конформности. Седьмой октант (субшкала дружелюбие). Высокие показатели отражают ориентацию на принятие и социальное одобрение, стремление «быть хорошим» для всех без учета ситуации, чрезмерный конформизм. Низкие показатели связаны со склонностью к сотрудничеству и кооперации. Проявляет дружелюбие и эмпатию, стремится быть в согласии с мнением окружающих, способен к компромиссу. Восьмой октант (субшкала альтруистичность). Высокие показатели отражают тип, который в целом может быть определен понятием «жертвенность». Стремится помочь и сострадать всем, всегдатотов принести в жертву свои интересы, гиперответственный, навязчивый в своей помощи. Низкие показатели связаны с такими качествами, как отзывчивость, деликатность, мягкость, бескорыстие. Выражены способность и стремление к проявлению сострадания, заботы и в целом доброго отношения к другим. Текст опросника 1. Другие думают о нем благосклонно. 2. Производит хорошее впечатление на окружающих. 3. Умеет распоряжаться, приказывать. 4. Умеет настоять на своем. 5. Обладает чувством собственного достоинства. 6. Независимый. 7. Способен сам позаботиться о себе. 8. Может проявить безразличие. 9. Способен быть суровым. 10. Строгий, но справедливый. 11. Может быть искренним. 12. Критичен к другим. 13. Любит поплакаться. 14. Часто опечален. 15. Способен проявлять недоверие. 16. Часто разочарован. 17. Способен быть критичным к себе. 18. Способен признать свою неправоту. 19. Охотно подчиняется. 20. Уступчивый. 21. Благодарный. 22. Восхищающийся, склонный к подражанию. 23. Уважительный. 24. Ищущий одобрения. 25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи. 26. Стремится ужиться с другими. 27. Дружелюбный, доброжелательный. 28. Внимательный, ласковый. 29. Деликатный. 30. Ободряющий. 31. Отзывчивый к призывам о помощи. 32. Бескорыстный. 33. Способный вызывать восхищение. 34. Пользуется у других уважением. 35. Обладает талантом руководителя. 36. Любит ответственность. 37. Уверен в себе. 38. Самоуверенный, напористый. 39. Деловитый, практичный. 40. Любит соревноваться. 41. Стойкий и непреклонный, где это необходимо. 42. Неумолимый, но беспристрастный. 43. Раздражительный. 44. Открытый, прямолинейный. 45. Не терпит, чтобы им командовали. 46. Скептичен. 47. На него трудно произвести впечатление. 48. Обидчивый и щепетильный. 49. Легко смущается. 50. Неуверенный в себе. 51. Уступчивый. 52. Скромный. 53. Часто прибегает к помощи других. 54. Глубоко почитает авторитеты. 55. Охотно принимает советы. 56. Доверчив и стремится радовать других. 57. Всегда любезен в обхождении. 58. Дорожит мнением окружающих. 59. Общительный, учтивый. 60. Добросердечный. 61. Добрый, вселяющий уверенность. 62. Нежный, мягкосердечный. 63. Любит заботиться о других. 64. Бескорыстный, щедрый. 65. Любит давать советы. 66. Производит впечатление значительности. 67. Начальственно-повелительный. 68. Властный. 69. Хвастливый. 70. Надменный, самодовольный. 71. Думает только о себе. 72. Хитрый, расчетливый. 73. Нетерпим к ошибкам других. 74. Своекорыстен. 75. Откровенный. 76. Часто недружелюбен. 77. Озлобленный. 78. Жалобщик. 79. Ревнивый. 80. Долго помнит обиды. 81. Самобичующий. 82. Застенчивый. 83. Безынициативный. 84. Кроткий. 85. Зависимый, несамостоятельный. 86. Любит подчиняться. 87. Предоставляет другим принимать решение. 88. Легко попадает впросак. 89. Легко поддается влиянию друзей. 90. Готов довериться любому. 91. Благорасположен ко всем без разбора. 92. Всем симпатизирует. 93. Прощает все. 94. Переполнен чрезмерным сочувствием. 95. Великодушен, терпим к недостаткам. 96. Стремится покровительствовать. 97. Стремящийся к успеху. 98. Ожидает восхищения от каждого. 99. Распоряжается другими. 100. Деспотичный. 101. Сноб, судит о людях по рангу и положению, а не по личным качествам. 102. Тщеславный. 103. Эгоистичный. 104. Холодный, черствый. 105. Язвительный, насмешливый. 106. Злой, жестокий. 107. Часто гневлив. 108. Бесчувственный, равнодушный. 109. Злопамятный. 110. Проникнут духом противоречия. 111. Упрямый. 112. Недоверчивый, подозрительный. 113. Робкий. 114. Стыдливый. 115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться. 116. Мягкотелый.. 117. Почти никогда никому не возражает. 118. Навязчивый. 119. Любит, " чтобы его опекали. 120. Чрезмерно доверчив. 121. Стремится снискать расположение каждого. 122. Со всеми соглашается. 123. Всегда дружелюбен. 124. Всех любит. 125. Слишком снисходителен к окружающим. 126. Старается утешить каждого. 127. Заботится о других в ущерб себе. 128. Портит людей чрезмерной добротой. Ключ к опроснику Первый октант: 1-4, 33-36, 65-68, 97-100. Второй октант: 5-8, 37-40, 69-72, 101-104. Третий октант: 9-12, 41-44, 73-76, 105-108. В современной школе уже не редкостью являются и уроки психологии для самых маленьких. Четвертый октант: 13-16, 45-48, 77-80, 109-112. Пятый октант: 17-20, 49-52, 81 -84, 113-116. Шестой октант: 21-24, 53-56, 85-88, 117-120. Седьмой октант: 25-28, 57-60, 89-92, 121-124. Восьмой октант: 29-32, 61-64, 93-96, 125-128. В соответствии с ключом подсчитывается количество плюсов в каждом из восьми октантов по каждому из аспектов в отдельности (например — Я, идеал Я, мой руководитель, Я в его представлении). Результаты по каждому испытуемому заносятся в таблицу (табл. 28) или представляются в виде специальной диаграммы. Таблица 28. Форма фиксации данных
Примечание. Названия аспектов приведены в качестве примера. Названия октантов — в тексте. Я-концепция и тенденции профессионально-личностного развития педагога Рассмотренная методика может применяться не только для диагностики взаимоотношений между личностью и ближайшим окружением. Внесение определенных модификаций (А. А. Реан), в основном касающихся процедур обработки, анализа и интерпретации данных, приводит к новому варианту этой методики, который с успехом может быть использован для изучения Я-образа и тенденций личностного развития. Новый вариант методики в нашей модификации в настоящее время нашел применение уже не только в социальной педагогической психо- логии, но и в других областях социальной психологии личности, например в сфере изучения эффективности воздействия рекламных обращений на личность (М. Г. Ионин, 1996). В рассматриваемом контексте методика может быть применена для диагностики тенденций обобщенно-личностного и профессионального развития личности. Последнее действительно обоснованно, хотя по содержанию оценочных суждений данная методика, несомненно, личностная. В структуре субъекта деятельности не все сводится к одним лишь профессиональным знаниям, компетентности, навыкам и умениям. Существенное место принадлежит и личностному компоненту, который иногда забывается, иногда вытесняется, а иногда прямо отвергается в силу прямолинейного истолкования представлений Б. Г. Ананьева о четырех ипостасях человека: индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Однако здесь как нигде уместно будет вспомнить и другую мысль Б. Г. Ананьева о том, что личность всегда есть субъект, а субъект — всегда личность. В модифицированном варианте методики используются два аспекта: «Я» и «Каким Я хотел бы быть». Для диагностики тенденций личностного* развития необходимо произвести оценку отклонения Я-образа от идеала по всем восьми октантам. Мы предлагаем производить эту оценку в двух вариантах — по модулю где — величина отклонения Я-образа от образа идеала по конкретному октанту; х. — набранные баллы по первому аспекту (Я-образ) в конкретном i-ы октанте; у — набранные баллы по второму аспекту (Я -идеальное) в конкретном i-м октанте. Введение обоих типов оценок целесообразно потому, что оценка по модулю (формула 1) позволяет говорить о приближенности или отдаленности Я-образа от Я идеального, а оценка с учетом знака (формула 2) позволяет, кроме того, говорить и о тенденциях личностного развития (стремление к повышению или понижению уровня развития у себя тех или иных конкретных качеств либо их комплекса). В принципе, для индивидуальной диагностики достаточно пользоваться лишь одной оценкой по формуле 2. Однако в выборочных исследованиях, при которых применяются статистические показатели (например, средние арифметические), уже необходимо использование обеих оценок. В этом случае средневыборочное отклонение Я-образа от идеала позволяет оценить лишь тобд, - (формула 1), а расчеты по формуле 2 этой возможности не предоставляют. Зато они с успехом могут использоваться, например, при проведении корреляционного анализа данных по выборке. * Здесь и далее мы будем в основном использовать это понятие, имея в виду при этом и диагностику тенденций развития Человека как субъекта профессиональной деятельности (личностный компонент). Приведем здесь некоторые результаты исследований в этой области. Мы изучали тенденции личностного развития субъектов профессиональной деятельности (педагогов). Профессия педагога относится к широкому классу профессий социономического типа, то есть принадлежит к типу «человек—человек». Это первое, что привлекает в такой выборке. Кроме того, это одна из наиболее массовых профессий в обществе, что также повышает значимость выбора объекта. В соответствии с вышеописанной процедурой диагностики испытуемые заполняли опросник по двум аспектам: образ Я и образ Я-идеального (профессионального). Средние значения отклонения Я-образа от идеала приведены в табл. 29. Таблица 29
Примечание. Названия октантов (субшкал) приведены выше в тексте. Как видим, образ «Я» у педагогов наиболее отдален от идеала по таким качествам, как «уступчивость», «лидерство» и «доверчивость» (октанты 1, 5, 6). Причем по «лидерству» отклонение отрицательное, а по двум другим качествам — положительное. Это означает, что «лидерство», по самооценке педагогов, выражено у них недостаточно; имеется желание развивать в себе это качество, приближаясь к «идеальному» образу педагога-профессионала. В принципе, такая тенденция представляется нам более негативной, чем позитивной. Действительно, исследование сформированное™ «лидерства» у педагогов нашей выборки показало, что оно у них достаточно выражено и соответствует адаптивному уровню развития. Дальнейшее усиление этой тенденции свидетельствует о формировании дезадаптивного варианта развития по первому октанту (субшкала авторитарность) и связано с такими качествами личности, как властность и деспотичность. Таким образом, данное стремление приблизиться к «идеалу» скорее уводит от действительно продуктивных моделей педагогического общения. Думается, что в этом искаженном представлении об идеале педагога как властной, доминантной личности отразились укорененные в сознании идеи авторитарной педагогики. По существу подтверждают эту ситуацию и данные о положительном отклонении образа «Я» от идеала по двум другим отмеченным нами выше качествам: пятый октант (субшкала подчиняемость) и шестой октант (субшкала зависимость). Действительно, положительное отклонение означает, что такие качества, как «уступчивость» и «доверчивость», по самооценке педагогов, выражены у них слишком сильно. И, следовательно, считают они, для приближения к профессиональному идеалу «Я» необходимо стать менее уступчивым и менее доверчивым. Предваряя описание нижеследующих данных (полученных в результате корреляционного анализа), необходимо сделать следующие пояснения. Большой интерес представляет изучение отклонения Я-образа от идеала для выявления тенденций личностного развития в связи с особенностями мотивации личности и особенностями общения. Так как методики диагностики мотивации, использованные в этом исследовании, уже рассматривались в предыдущих разделах, здесь мы их только упомянем. Профессиональная мотивация изучалась по методике X. Замфир (внутренняя и внешняя мотивация). Одновременно изучение мотивации протекало с помощью проективного теста Хекхаузена (мотивация достижения — надежды на успех или избегания — боязни неудачи). Что касается оценки коммуникативной активности личности, то в данном случае мы использовали методику измерения коммуникативной дистанции. Данная методика (А. И. Андреев, М. О. Мдивани, Ю. А. Рыжонкин) позволяет оценить на персональном уровне (групповой нас не интересовал) два параметра: субъективная коммуникативная зона (СКЗ) и сдвиг субъективной коммуникативной зоны (ССКЗ). Причем если СКЗ > 0, то субъект коммуникативно активен, а если СКЗ < 0 — коммуникативно пассивен. . . СКЗ характеризует интенсивность информационной активности испытуемого безотносительно к тому, какую роль он выполняет в процессе общения. В свою очередь, ССКЗ указывает на соотношение процессов приема и передачи информации в информационном воздействии. В том случае, если ССКЗ > 0, можно говорить о преобладании процессов передачи информации, а если ССКЗ < 0, — о преобладании процессов приема информации. Для выяснения структуры связей самооценки педагога со всеми вышеуказанными параметрами, характеризующими его личность, была применена процедура рангового корреляционного анализа. Что же было получено в результате исследования? Как оказалось, абсолютное (по модулю) отклонение Я-образа от идеала по первому октанту (субшкала авторитарность) отрицательно коррелирует с профессиональной мотивацией (г = 0, 587, а = 0, 01). Это означает, что чем более оптимальна структура мотивации профессиональной деятельности педагога, тем меньше отклоняется его самооценка по параметру «лидерство» от образа «идеала» педагога-профессионала (то есть самооценка высокая, приближена к идеалу)-И наоборот, для педагогов с неоптимальной структурой профессиональной мотивации характерна отдаленность самооценки от идеала. Впрочем, из этих данных не ясно, какого рода эта «отдаленность*: стимулирует ли педагога его самооценка на развитие в себе лидерских тенденций или, напротив, он стремится стать менее властным, чтобы приблизиться к образу «идеала». Ответ на этот вопрос вытекает из корреляционных связей параметров мотивации с отклонением Я-образа от идеала по тому же первому октанту, но рассмотренным уже с учетом знака (то есть по формуле 2). Оказывается, чем оптимальнее мотивация профессиональной деятельности педагога, чем больше выражены у него внутренние и внешние положительные мотивы, тем активнее он стремится ограничить свою властность. Именно для данной категории работников* характерно представление о слишком высоком развитии в собственной личности авторитарных тенденций; о том, что работа над собой, приближение к идеалу педагога-профессионала должны идти по пути ограничения властных, жестких, авторитарных начал. И наоборот, чем менее оптимален мотивационный комплекс педагога, чем менее значимы для него собственно внутренние мотивы профессиональной деятельности, тем более связывает педагог свое профессиональное совершенствование с развитием в себе таких качеств, как властность и авторитарность. Именно этих качеств, в его представлении, ему не хватает для приближения к Я-образу профессионального идеала. Таким образом, к самосовершенствованию стремятся как педагоги, имеющие внутреннюю, продуктивную, мотивацию, так и педагоги с неоптимальной профессиональной мотивацией. Но пути для этого выбираются разные: одни стремятся стать менее, другие — более авторитарными. Противоположными оказываются их представления о направлениях саморазвития, самокоррекции и способах приближения к профессиональному идеалу. Представляется вполне объяснимой корреляционная зависимость между «лидерством» (с тенденцией к властности) как качеством личности педагога и проявлением в его поведении «уступчивости». Больший интерес вызывает то, что чем дальше отстоит самооценка педагога от образа «идеала» по параметру «лидерство», тем более она отдалена от идеала и по параметру «уступчивость». И наоборот, чем ближе к идеалу самооценка педагога по одному параметру, тем ближе она и по другому. В связи с этим особое значение приобретает вопрос о знаке отклонения (отклонение влево — желание развивать качество, «поднимаясь к идеалу»; отклонение вправо — восприятие качества как гипертрофированного, желание ограничить его проявления) и взаимных корреляциях с учетом этого знака. Учет знака отклонения показал, что между отклонениями самооценки педагога от образа «идеала» по параметрам «лидерство» и «уступчивость» существует не прямая, а обратная, отрицательная зависимость. Иначе говоря, чем больше у педагога выражено стремление развивать в себе лидерские качества, тем больше у него выражена тенденция избавляться в процессе самосовершенствования от «излишней» мягкости, уступчивости. По мнению педагога, от идеала его отдаляет не только слабое выражение лидерского начала, но и слишком высокая уступчивость в общении. И наоборот, тот, кто полагает, что его гипертрофированное «лидерство» нуждается в ограничении, связывает приближение своего профессионального идеала с дальнейшим развитием в себе такого качества, как «уступчивость». * Напомним одну из особенностей таких педагогов: сама по себе педагогическая деятельность для них является самостоятельной ценностью. Другая система корреляционных зависимостей связана с отклонением Я-обра-за от идеала по четвертому октанту (субшкала подозрительность). Как оказалось, чем выше эмоциональная нестабильность, тем выше и отклонение самооценки от идеала. Причем речь идет о таком отклонении ( > 0, формула 2), которое свидетельствует о стремлении педагога к ограничению -«негативистских» проявлений в поведении. И чем выше эмоциональная нестабильность, тем, как правило, это стремление более выражено. Отвлекаясь от ана
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|