Тема 4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели как хозяйствующие субъекты (4 часа).
План:
1. Каковы особенности правового статуса индивидуального предпринимателя? Кто может быть индивидуальным предпринимателем?
3. В чем заключается содержание конституционного права гражданина на занятие предпринимательской деятельностью?
1. Дайте определение понятия «юридическое лицо».
Подготовьте ответы на практические задания:
1. Письменно перечислите законы и иные нормативные акты, определяющие гражданско-правовой статус индивидуального предпринимателя. 2. Составьте заявление о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. 3. Письменно перечислите документы и действия, необходимые для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (с указанием нормативных актов регламентирующих процесс государственной регистрации. 4. Проанализировать 3-4 научные статьи за последние 1-2 года по теме и дать их краткий обзор, ответив на следующие вопросы: - Каковы критерии классификации и виды требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности. - Дайте общую характеристику требований, предъявляемых к началу предпринимательской деятельности. - Дайте общую характеристику требований, предъявляемых к процессу осуществления предпринимательской деятельности. 5. Заполните таблицу «Виды коммерческих юридических лиц»
6. Перечислите критерии признания банкротом для индивидуального предпринимателя и юридического лица (ответ оформите в таблице)
7. Заполнить таблицу «Банкротство юридических лиц»
а) совместные предприятия, б) малые предприятия?
- всех видов организаций независимо от форм собственности, - негосударственных организаций, - иностранных инвесторов?
- научные центры, - научные парки, наукограды, - инвестиционные фонды, - паевые инвестиционные фонды, - вертикальные интегрированные структуры, - академии наук, например: Российская академия наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, - иные академии, например, Петровская академия? 13. Чем отличаются товарищества от акционерных обществ? Как соотносятся между собой общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество? Чем различаются открытые и закрытые акционерные общества?
14. По каким причинам учредители вместо создания общества с ограниченной ответственностью могут предпочесть акционерное общество? 15. Вправе ли физическое лицо, являющееся одним из учредителей юридического лица, потребовать в случае банкротства предприятия возвращения своего имущества, внесенного в уставной капитал данного предприятия? 16. Вправе ли заниматься предпринимательской деятельностью: а) общественные организации, б) политические партии, в) госбюджетные учреждения, г) религиозные организации, д) объединения юридических лиц, е) иные виды некоммерческих организаций? Какие правовые последствия наступят, если, например, госбюджетное учреждение или иная некоммерческая организация начнет заниматься предпринимательской деятельностью? 17. Могут ли заниматься предпринимательской деятельностью образования, не являющиеся юридическими лицами, например, структурные подразделения юридических лиц, трудовые коллективы цехов или отделов, бригады строителей и ремонтников и т. д.? Как оценить деятельность некоторых государственных органов исполнительной власти, которые берут плату за оказание своих услуг, например, санитарно-эпидемиологическая станция, паспортно-визовая служба и т. д.? 18. Задание на обсуждение юридических терминов: - «несостоятельность (банкротство)», «денежное обязательство», «обязательные платежи»; - «должник», «руководитель должника», «представитель учредителей (участников) должника», «представитель работников должника», «представитель собственника имущества должника», «кредиторы», «конкурсные кредиторы», «представитель комитета кредиторов», «представитель собрания кредиторов», «уполномоченные органы»; - «досудебная санация», «наблюдение», «финансовое оздоровление», «внешнее управление», «конкурсное производство», «мировое соглашение», «арбитражный управляющий», «временный управляющий», «административный управляющий», «внешний управляющий», «конкурсный управляющий», «саморегулируемая организация арбитражных управляющих», «регулирующий орган».
Задача 1. Андрей Павлович, будучи филологом по образованию, выполнял за вознаграждение переводы для граждан и организаций, которые обращались к нему через знакомых. Размер вознаграждения определялся по согласованию. Все переводы Андрей Павлович делал дома. Однажды его посетили представители налоговых органов, которые потребовали, чтобы Андрей Павлович легализовался как индивидуальный предприниматель, уплатил налоги и штрафы за прошлое время и встал на учет в районной налоговой инспекции. Правомерны ли требования, предъявленные Андрею Павловичу? Имеет ли значение, что у Андрея Павловича было постоянное место работы, например, он являлся доцентом филологического факультета университета? Какие последствия могут наступить, если Андрей Павлович не выполнит предписания налоговых органов? Задача 2. Иннокентий А. получил от деда большое наследство, в том числе денежный вклад. На эти деньги Иннокентий купил свободно конвертируемую валюту и стал играть на валютной бирже. Через год капитал Иннокентия удвоился, тогда он начал сделки с недвижимостью, а также стал скупать и продавать акции и другие эмиссионные ценные бумаги. Налоговые органы потребовали, чтобы Иннокентий А. легализовался как индивидуальный предприниматель, уплатил налоги и штрафные санкции, а впредь сообщал о своих доходах и платил налоги в установленном порядке. Правомерны ли требования, предъявленные к Иннокентию А.? Имеет ли значение то обстоятельство, что Иннокентий А. являлся штатным работником какой-либо организации? В каком порядке могут быть реализованы требования налоговых органов, обращаемые в аналогичных случаях к гражданам?
Задача 3. Зарегистрировавшийся в качестве индивидуального предпринимателя Пупкин занимался реставрацией старых картин и икон. Одна из организаций-заказчиков не выплатила Пупкину вознаграждение. Пупкин обратился к организации с иском о взыскании долга. Рассматривавший дело суд отказал в удовлетворении иска на том основании, что Пупкин не имел соответствующей лицензии на занятие деятельностью по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и поэтому не вправе получать вознаграждение за эту деятельность. Правомерно ли решение суда? Какому суду подведомствен такой спор?
Задача 4. Служащий одной из организации Хабаровского краевого архива В.Д. Попов по просьбе знакомого И.Л. Тарасенко, являющегося директором коммерческой организации «Диал Электроникс», нашел покупателя для продажи партии стиральных машин. После реализации товара организация «Диал Электроникс» выплатила В.Д. Попову вознаграждение в размере 1,5 % от суммы сделки и предложила ему продолжить сотрудничество по сбыту товаров.
Можно ли считать В.Д. Попова предпринимателем? Являются ли действия В.Д. Попова и коммерческой организации «Диал Электроникс» правомерными? Как регламентируется действующим законодательством деятельность индивидуальных предпринимателей?
Задача 5. Учредитель организации вышла замуж, взяла фамилию супруга и получила новый паспорт. Нужно ли вносить изменения в учредительные документы? Если да, то как?
Задача 6. Какими нормативными актами установлены требования к печати и штампу общества, и какие реквизиты они должны содержать? Чем печать отличается от штампа? Может ли общество иметь несколько печатей?
Задача 7. Учредитель внес в уставный капитал ООО право пользования имуществом, собственником которого он является. Затем он заключил с ООО договор аренды этого же имущества, в котором общество выступает арендатором. Правомерны ли его действия?
Задача 8. Может ли регистрирующий орган отказать заявителю в регистрации нового юридического лица на том основании, что его учредитель имеет задолженность в бюджеты различных уровней?
Задача 9. Насколько правомерна выдача регистрирующим органом свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без указания видов деятельности?
Задача 10. Заведующая детским садом обратилась к юристам-родителям, чьи дети посещали детский сад, с просьбой дать ей рекомендации, вправе ли детский сад осуществлять какую-либо деятельность на возмездных началах, например, вести платные занятия по английскому языку или платные экскурсии по городу, либо, например, проводить лотереи на поделки, выполненные детьми в детском саду, и т. д. с тем, чтобы вырученные средства шли на приобретение необходимого для детского сада оборудования или увеличение заработной платы персоналу детского сада. Как бы Вы ответили заведующей детским садом? Изменится ли Ваш ответ, если речь будет идти о: а) школе, б) колледже, в) высшем учебном заведении? Задача 11. Юридическая фирма «Юстис», учрежденная в форме общества с ограниченной ответственностью, приняла участие в коммерческой операции и получила 100 тыс. руб. за маркетинговые услуги. Налоговая инспекция предъявила иск о признании сделки недействительной как незаконной и о взыскании всей полученной по сделке суммы в доход государственного бюджета. Подлежит ли иск налоговой инспекции удовлетворению? На каком правовом основании? Изменится ли решение вопроса, если бы участником аналогичной сделки была организация иного профиля: промышленная, строительная, транспортная и т.д. Задача 12. Николай Р. и Петр С. решили заняться предпринимательством – создать свое охранное агентство. Молодые люди заключили Учредительный договор между гражданами Николаем Р. и Петром С. о создании товарищества на вере, в регистрации которого им было отказано. Чего не учли будущие предприниматели? Задача 13. Федеральное казенное предприятие стало низко рентабельным. Трудовой коллектив, считая, что в этом повинна дирекция, постановил сменить руководство. В какой мере обосновано такое требование? Кому принадлежит право избирать (назначать) нового руководителя?
Задача 14. Исходя из заключенных на год договоров, муниципальное предприятие составило свой план, предусмотрев в нем выпуск продукции с улучшенными потребительскими свойствами, а также закупку сырья за границей. Один из цехов муниципального предприятия переводился на трехсменную работу. Предполагался также ряд мер поощрения работников муниципального предприятия. Для отделки изделий были заключены договоры с кооперативами города. Что из перечисленной деятельности относится к руководству, а что к непосредственному ее осуществлению? Кто из действующих организаций и лиц относится к числу субъектов хозяйственного права?
Задача 15. Группа граждан решила создать коммерческую организацию в форме полного товарищества и поручить ведение дел товарищества управляющему. Возможно ли такое решение? Если возможно, то в какую форму должны быть облечены названные отношения? В какой форме можно установить, что прибыль товарищества распределяется исключительно по решению товарищей? Можно ли установить, что отчуждение имущества на сумму 10 тыс. р. составляет компетенцию товарищей? Вопросы для самоконтроля 1. В чем различия между производственными и потребительскими кооперативами? 2. В чем различия между унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, и унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления? 3. В каких случаях организация может быть ограничена в правах? 4. Имеются ли у организации, ограниченной в правах, способы защиты своих прав? 5. Как соотносятся между собой понятия организации и предприятия? Может ли термин «предприятие» употребляться для обозначения субъектов предпринимательской деятельности? 6. Чем такое акционерное общество отличается от государственного унитарного предприятия? В чем различия между дочерними и зависимыми обществами? Несет ли дочернее общество ответственность по обязательствам основного общества? Зависимое общество? Несет ли основное общество ответственность по обязательствам дочернего или зависимого общества?
Задание для самостоятельной работы 1. Подготовить глоссарий по теме занятия (не менее 5 терминов). 2. Подготовить доклад по одному из вопросов, предложенных ниже. 1. Классификация юридических лиц. 2. Наименование и местонахождение юридического лица. 3. Коммерческие юридические лица: нормативно-правовая основа. 4. Некоммерческие юридические лица: нормативно-правовая основа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|