Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Правовое регулирование товарного рынка. Правовое обеспечение формирования конкурентной среды на товарном рынке (4 часа).




План:

 

  1. Раскройте экономическое определение рынка и правовые формы его проявления.
  2. Определите понятие товарного рынка. Содержится ли оно в нормативных актах Российской Федерации? Если да, то в каких?
  3. Что понимается под товаром? Какие виды и характеристику товаров вы знаете?
  4. Какие правовые формы обмена товарами в рыночной экономике вы знаете?
  5. Правовое понятие и признаки рынка.
  6. Критерии определения и виды рынков.
  7. Принципы определения границ рынка: положение потребителя, его затраты на приобретение продукции и др.
  8. Понятие и особенности правового положения потребителя на рынке.
  9. Что такое реклама и какие виды рекламы вы знаете?
  10. Какие требования предъявляются законодательством к рекламной деятельности?
  11. Расскажите об истории, становлении, развитии и содержании законодательства о рекламной деятельности в Российской Федерации.
  12. Что такое ненадлежащая реклама? Назовите ее формы.
  13. В чем заключается государственный контроль в области рекламной деятельности?
  14. Кто осуществляет контроль за соблюдением законодательства о рекламе?
  15. Какова ответственность рекламодателей, рекламораспространителей, рекламопроизводителей за нарушение законодательства о рекламе?
  16. Как Вы прокомментируете требование о том, что реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным социальным действиям?
  17. Какие изменения Вы бы внесли в законы, регулирующие товарный рынок в России?
  18. Понятие «конкуренция», факторы влияющие на конку­рентоспособность товаров и услуг.
  19. Правовое регулирование конкурентоспособного рынка.
  20. Конкуренция и монополия как объективные свойства рыночной экономики и необходимость государственно-правового воздействия на них.
  21. Что понимается под конкуренцией и монополией в сфере предпринимательской деятельности?
  22. Каковы способы государственно-правового воздействия на конкуренцию?
  23. Что понимается под ограничением монополистической деятельности и каковы его цели?
  24. Понятие и виды монополистической деятельности на товарном и финансовом рынке.
  25. Правовые средства антимонопольного регулирования.
  26. Понятие и методы регулирования сферы естественных монополий.
  27. Принципы организации производства конкурентоспособ­ности предприятий.
  28. Какие изменения Вы бы внесли в законы, регулирующие конкурентные отношения?

Подготовьте ответы на практические задания:

  1. Что такое «товар»? Какие экономические признаки присущи товару? Можно ли говорить о правовых признаках товара? Какие объекты:

- могут быть товаром,

- не могут быть товаром?

  1. Назовите признаки, благодаря которым договор поставки отличается от договора купли-продажи, а договор контрактации – от договора поставки.
  2. Какие конкретно правила из общих положений о купле-продаже применяются к договорам:

- поставки,

- контрактации,

- энергоснабжения,

- продажи предприятия,

- продажи недвижимости,

- мены?

  1. Можно ли продать товар,

а) которого еще нет у продавца,

б) который еще не изготовлен,

в) который продан другому покупателю, но не передан ему?

  1. Каким образом и при помощи каких доказательств опре­делить в случае спора цену проданного товара, если в договоре его цена не указана?
  2. Можно ли заключить договор поставки на срок более

а) одного года,

б) трех лет,

в) без указания срока?

  1. Какое из условий договоров купли-продажи и поставки Вы считаете главным или решающим – о:

- предмете,

- качестве,

- цене,

- сроках передачи товара,

- или какое-либо другое условие? Почему?

  1. Посредством каких признаков уточняется качество реали­зуемых товаров?
  2. В каких случаях допускается односторонний отказ от исполнения договора поставки?
  3. Следует ли договоры купли-продажи и поставки считать заключенными при отсутствии в них условий о цене и качестве товаров?
  4. В каких случаях покупатель вправе обратиться варбитражном суде с иском о понуждении поставщика заключитьдоговор поставки?
  5. В каком месте производится приемка товаров по:

а) количеству,

б) качеству,

в) комплектности?

  1. В какие сроки и как производится приемка товаров по:

- количеству,

- качеству,

- комплектности?

  1. В какие сроки должен быть составлен акт о выявленных недостатках полученных товаров?
  2. Какие лица принимают участие в приемке товаров?
  3. Одно ли это и то же: недопоставка и недостача?
  4. Обязан ли получатель товара вызвать для участия в приемке представителя поставщика?
  5. Как быть, если в процессе приемки выявятся из товара по сравнению с данными транспортных и сопроводительных документов?
  6. Какое значение имеет запись в договоре о том, что во всем остальном, что не предусмотрено договором, стороны руководствуются:

а) действующим законодательством о договоре поставки,

б) Положением о поставках продукции производств технического назначения или Положением о поставках народного потребления,

в) Инструкциями о порядке приемки продукции произволе технического назначения и товаров народного потребления по качеству и количеству?

  1. Некоторые коммерческие торговые фирмы покупают оптом товары, которые затем продают также оптом. Покупают по более низкой цене, а продают, разумеется, по более высокой. Тем самым они получают доходы от перепродажи товаров. Какие последствия влекут для таких фирм совершаемые ими сделки?
  2. Является ли лицо, купившее предприятие по конкурсу, правопреемником той организации, на балансе которой находилось это предприятие?
  3. Письменно перечислите виды и признаки недобросовестной конкуренции.
  4. Составьте таблицу «Действия, запрещенные лицам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке».
  5. Выпишите из ГК РФ нормы, относящиеся к защите от недобросовестной конкуренции.
  6. Что такое демпинг, какова его сущность?
  7. Дайте понятие товара, товарного рынка, конкуренции, монополистической деятельности. Продолжите логический ряд данных понятий.
  8. Какова роль антимонопольных органов в ограничении конкуренции? Что это за органы? На основе каких нормативных актов строится их деятельность?

28. Проанализировав следующие федеральные законы, ответьте на вопрос: какова роль сертификации (стандартизации) в правовом регулировании данными нормативными актами:

- Федеральный закон от 27 декабря 2002 г., № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., № 195-ФЗ.

 

Задача 1.

В местной газете «Новости нашего городка» в рубрике «На вопросы читателей отвечает известный адвокат Знаев» была напечатана следующая информация. Читатель Домушкин, получивший в наследство квартиру в дру­гом городе и не желающий туда переезжать, спрашивал адвоката, каковы его права и что ему следует предпринять в этой ситуации. В своем отве­те адвокат, отметив, что оформление наследства – достаточно долгий и трудоемкий процесс, посоветовал читателю обратиться в риэлторскую фир­му «Наше дело», которая быстро избавит его от всех проблем. При этом Знаев охарактеризовал эту фирму как исключительно надежную, имеющую наилучшие отзывы клиентов и диплом победителя соревнования среди по­добных фирм. В ответе был указан номер лицензии и даны номера телефо­нов фирмы «Наше дело». Дайте оценку ситуации в целом и правовую квали­фикацию действий ее участников.

 

Задача 2.

На одном из каналов телевидения был показан рекламный ролик, содержащий рекламу безалкогольного тонизирующего напитка «Бычок», произво­димого заводом «Кристалл». Управление Федеральной антимонопольной службы РФ вынесло предписание о прек­ращении нарушения законодательства РФ о рекламе, полагая, что изобра­жение товарного знака «Кристалл» и звуковой текст «Торговая марка «Кристалл», являются, по сути, рекламой алкогольных напитков, так как ассоциируется у потребителей с алкогольной продукцией.

Решите дело.

 

Задача 3.

ОАО «Кристалл» обратилось в арбитражный суд с иском о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы РФ деятель­ности недействительным. Свои требования истец обосновывал тем, что в рекламном ролике речь шла не вообще о продукции завода «Кристалл», а конкретно о напитке «Бычок».

Какое решение должен вынести суд?

 

Задача 4.

На последней полосе газеты «Ночной Урюпинск» было размещено рек­ламное объявление большой предпраздничной распродаже табачных изде­лий и различных принадлежностей для курения. Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы РФ деятельности обратилось с иском в арбитражный суд о взыскании штрафа с товарищества, издающего газету. Суд в иске отказал, считая, что у истца отсутствуют полномочия для наложения штрафа и что юриди­ческое лицо не может быть привлечено к ответственности. Оцените решение суда.

Задача 5.

Дайте письменное обоснование на предложенный вопрос:

Как Вы прокомментируете требование о том, что реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным социальным действиям?

Вопросы для самоконтроля

1. Экономическое определение рынка и правовые формы его проявления.

2. Понятие, признаки и виды товаров. Правовые формы обмена товарами в рыночной экономике.

3. Нормативные акты, регламентирующие регулирование товарного рынка.

4. Правовое понятие и признаки рынка. Критерии определения и виды рынков.

5. Принципы определения границ рынка: положение потребителя, его затраты на приобретение продукции и др.

 

Задание для самостоятельной работы

1. Подготовить глоссарий по теме занятия (не менее 5 терминов).

Подготовить доклад по одному из вопросов, предложенных ниже.

1. Понятие и особенности правового положения потребителя на рынке. Права и обязанности потребителя.

2. Реклама и ее виды. Требования, предъявляемые законодательством к рекламной деятельности. Ненадлежащая реклама: понятие и формы.

3. Государственный контроль в области рекламной деятельности.

4. Понятие и сущность коммерческой тайны по законодательству РФ.

5. Понятие и правовые основы конкуренции. Конкуренция как экономическая категория.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...