Типы амбитонных трансляций
Атманически-каузальная амбитонность возникает, например, при провозглашении универсального идеала как обоснование необходимости для партнера совершить тот или иной поступок: — Извиниться, когда ты не прав — священный долг воспитанного человека, Алексий! (атм; > кауз) — (уговаривая партнера принять помощь) Всевышний велел мне помогать страждущим, Игнатий. (атм; > кауз) Другие примеры: — (намекая жене на ужин) Бог заповедывал нам питаться, Анастасия. (атм; > кауз) — (оказывая моральное давление на партнера с целью получить его согласие) Я буду ждать твоего разрешения до смерти, Амвросий. (атм; > кауз) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают атманически-каузальные амбитонности. Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (атм; > кауз) 1. — Отдай мне тетрадь! 2. — Я хочу есть. 3. — Мне так одиноко сегодня. 4. — Мне нужна твоя помощь, Казимир. 5. — Что тебе от меня нужно, Эльвира? Пример. 1. — О Боже! (торжественно воздевает руки вверх) Скажи ей, чтобы отдала мою тетрадь! (атм; > кауз) Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (атм; > кауз). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Убеждение делового партнера согласиться с предлагаемыми ему условиями сделки. 2. Мама старается сломить сопротивление сына, отказывающегося идти на прогулку. 3. Сын просит у отца денег на велосипед в качестве подарка на день рождения. 4. Девочка требует у куклы извинений за проступок. 5. Подчиненный просит у начальника повышения оклада. Пример. 1. — (убежденно) Богу угодно, Савватий, чтоб ваша фирма приняла эти условия. (атм; > кауз)
а) — Все в руке Божьей, это да. (атм) б) — Хорошо, я согласен. (кауз) в) — По нашим правилам, любой договор должен быть утвержден на совете директоров. (буд) Буддхиально-каузальная амбитонность возникает, когда протагонист выводит необходимость ответного действия партнера из существующего устойчивого положения вещей; например, протагонист говорит вообще, но имея в виду, что партнер воспримет его конкретно: — Ты как честный человек теперь просто обязан со мной отобедать. (буд; > кауз) — (уговаривая) Твое простое, без оговорок согласие — лучший аргумент в пользу нашей дружбы. (буд; > кауз) — (настаивая на своем) Я не терплю отказов, Викентий. (буд; > кауз) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают буддхиально-каузальные амбитонности. Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (буд; > кауз) 1. — Вы не обращаете на меня внимания, Федосья. 2. — Приглашаю вас на мой день рождения, Афанасий. 3. — Отметим годовщину свадьбы, Вольдемар? 4. — Мне хочется с вами в горы, Анемподист. 5. — Мне здесь нравится — неужели ты хочешь сразу уйти, Ульяна? Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (буд; > кауз). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Предложение приватное к новой знакомой зайти завтра на ужин к маме. 2. Предложение деловое сотруднику конкурирующей фирмы. 3. Указание домашнему животному быть потише. 4. Приветствие старого знакомого, случайно встреченного в качественном борделе. 5. Прощание теплое с новой знакомой с намеком на продолжение. Буддхиально-ментальная амбитонность характерна для ситуаций, когда протагонист излагает позиции или устойчивые взгляды и ждет их оценки или анализа партнером:
— Я всегда уступаю дорогу тем, кто торопится — разве это неправильно, Порфирий Кузьмич? (буд; > мен) — Я женюсь, и всерьез, Терентьич, — сомневаешься? (буд; > мен) — Мое следующее предложение всегда хуже предыдущего — учти это, Мануил. (буд; > мен) — Мне всегда интересна твоя оценка, Витовт. (буд; > мен) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают буддхиально-ментальные амбитонности. Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (буд; > мен). 1. — Объясни, зачем ты женился, Бронислав. 2. — Почему игрушки не убраны, дети?! 3. — Оцени мой труд, Мелания. 4. — Почему мне нельзя приходить позже десяти вечера, папа? Я уже большая. 5. — Я готов выслушать вашу критику, Галактион. Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (буд; > мен). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Интерес к мнению мужа о своих достоинствах. 2. Вопрос к врачу о состоянии своего здоровья в данный период. 3. Просьба к астрологу проанализировать карту рождения. 4. Предложение новому знакомому рассказать о его раннем детстве. 5. Вопрос к деловому партнеру о надежности его компании. Каузально-буддхиальная амбитонность характерна для вопроса «с нажимом» на партнера о его ценностях или устойчивых обстоятельствах жизни: — Но ты мне все-таки скажи, Антонио, сколько ты зарабатываешь за год? (кауз; > буд) — Ответь мне, Евтихий: совесть у тебя еще осталась, хоть в небольших количествах? (кауз; > буд) Другой вариант: требование к партнеру сделать что-либо для него значительное, требующее длительных усилий: — Парфен, я прошу тебя, чтобы в будущем ты смотрел на женщин более трезвыми глазами. (кауз; > буд) — Уходи сейчас, Мечислав, и не возвращайся, пока не объедешь земной шар. (кауз; > буд) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают каузально-буддхиальные амбитонности. Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (кауз; > буд) 1. — Прошу чаю, хозяйка. 2. — Ты где служишь, приятель?
3. — Очень мне твоя физиономия не нравится, друг ситный. 4. — Зачем тебе новый гардероб, Доротея? 5. — С ума-то не сходи, Вассиан. Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (кауз; > буд). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Просьба к кукле вести себя на обществе пристойно. 2. Риторический вопрос-упрек к любимому, но не внимательному к матери сыну. 3. Указание домашнему животному быть эмоционально сдержаннее. 4. Разнос неудачливому подчиненному. 5. Вопрос о социальном положении нового знакомого. Каузально-ментальная амбитонность характерна для важного для протагониста вопроса, предполагающего чисто информационный ответ: — (напряженно) В котором часу ты вчера пришел домой, Хрисанф? (кауз; > мен) — (бодро) Меня интересуют имена твоих новых друзей, Констанция. (кауз; > мен) Другой вариант — просьба или приказ что-либо рассказать или сообщить, оценить или проанализировать: — Бабушка, расскажи еще про свою молодость. (кауз; > мен) — (с нажимом) И какого вы мнения о нашем новом боссе, Никодим? (кауз; > мен) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают каузально-ментальные амбитонности. Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (кауз; > мен) 1. — Прошу тебя мне не перечить. 2. — Не злись, Инесса. 3. — Ой, а кто? 4. — Если бы, Поликарп, рассказал о своей бабушке, было бы всем, я думаю, интересно. 5. — Оцени мой наряд, Симон! Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (кауз; > мен). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Просьба к дядюшке объяснить причины опоздания. 2. Сомнение в честности партнера по бриджу. 3. Попытка разговорить молчаливого кавалера. 4. Предложение своей идеи в качестве предмета обсуждения. 5. Попытка оправдаться за опоздание на любовное свидание. Каузально-астральная амбитонность возникает при энергичной провокации гнева партнера — например, возмутительном (с его точки зрения) обращении с ним:
— (пренебрежительно) Не свисти, папаша. (кауз; > аст) Другой пример — красивый подарок, который должен (по мысли протагониста) понравится партнеру и вызвать у него радость: — (вручая букет цветов) Это тебе от всей души, Фотина. (кауз; > аст) Еще один вариант — добродушная шутка «действием», имеющая в виду развеселить партнера: — (улыбаясь) А вот презерватива-то я тебе и не дам: жалко. (кауз; > аст) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают каузально-астральные амбитонности. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору в модальности (кауз; > аст). Контекст в случае необходимости определите самостоятельно. 1. — Мама, можно мне сегодня прийти домой в десять? 2. — Отпусти, Степанида! 3. — Давай дружить, Калерия! 4. — Харитина, одолжи мне твоего Протаса — ну хоть на один вечер! 5. — Давай потанцуем, Харлампий! Каузально-физическая амбитонность характерна для трансляций, представляющих собой инструкции к партнеру, относящиеся к материальному миру, в частности, к физическому телу: — Не ковыряй в носу, Димусик! (кауз; > физ) — (протягивая платок) Утри слезы. (кауз; > физ) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают каузально-физические амбитонности. Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (кауз; > физ) 1. — Я жду тебя, Мелания. 2. — Давай помиримся, Мартьян. 3. — Хотите кофе, Милица? 4. — Мне нравится этот ваш клинок. 5. — Мне нужна твоя помощь, Елевферий. Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (кауз; > физ). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Просьба к домашнему животному. 2. Наказание куклы за недостойное поведение на обществе. 3. Вручение подарка сыну. 4. Изъятие излишков шоколада у дочери. 5. Прощание с бывшим возлюбленным навсегда. Ментально-буддхиальная амбитонность характерна для косвенных вопросов о ценностях и длительных программах партнера: — Чем больше я живу, тем справедливее кажется мне суждение о том, что лучше всего человека характеризуют его постоянные интересы, и это относится и ко мне самому, и к вам, Даниил. (мен; > буд) — Я думаю, что теперь будет правильно, Мануил, если вы как будущий зять расскажете о мне о своем происхождении, текущем социальном статусе и планах на будущее. (мен; > буд) — Знайте, Порфирий, что если вы сейчас скроете от меня свои владения, то мы ни до чего не договоримся. (мен; > буд)
— Мне интересно знать, Довлат, какая сила побудила вас двадцать лет своей жизни посвятить аквалангу? (мен; > буд) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают ментально-буддхиальные амбитонности. Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (мен; > буд). 1. — Откройся мне, Глафира. 2. — Причем тут мои доллары? 3. — Откуда эта квартира, Жоржетта? 4. — Ох, не хотелось бы от тебя это слышать. 5. — Свой — не чужой, не станешь же ты этого отрицать, Агафангел? Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (мен; > буд). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Вопрос журналиста к знаменитости. 2. Попытка вывести на чистую воду отца, скрывающего свои далеко идущие замыслы. 3. Тактичный вопрос о финансовом положении старого знакомого. 4. Сомнение в качестве подготовки абитуриента. 5. Аргументированная просьба к сыну учиться лучше. Ментально-каузальная амбитонность характерна для трансляции протагонистом информации, существенной для партнера и предполагающей от него заинтересованный вопрос или иное действие: — Я как врач могу предположить, что состояние здоровья вашего мужа в ближайшее время не улучшится, если вы не решите помочь ему бороться с болезнью. (мен; > кауз) — Если ты извинишься как следует, я, может быть, тебя и прощу. (мен; > кауз) — (с намеком) Кто ни о чем не просит, тому, наверное, ничего и не светит. (мен; > кауз) — (кокетливо) Если кто-то на меня покусится, я, вероятно, не буду сильно сопротивляться. (мен; > кауз) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают ментально-каузальные амбитонности. Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (мен; > кауз) 1. — Приходи ко мне, Глафира. 2. — Не смотри на меня, Вавила, лучше сам открой дверь. 3. — Мне приятны красивые мальчики. 4. — Причина нашего непонимания — твое упрямство, Модест. 5. — Ах, как я рада, что ты здесь, Пантелеймон! Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (мен; > кауз). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Просьба к домашнему животному не мешать в наведении порядка. 2. Косвенное указание секретарше. 3. Намек подруге на необходимость предпринять активное действие. 4. Косвенное приглашение начальника в гости. 5. Намек хозяйке на стремление протагониста поужинать. Ментально-астральная амбитонность характерна для шуток и провокаций, имеющих в виду эмоциональную реакцию партнера: — (раздраженно) Я проанализировал вашу статью, уважаемый коллега, если можно так назвать эту свалку бессмыслиц, и ничего, кроме опечаток, интересного в ней не обнаружил. (мен; > аст) — Меня интересует, Игнатий Фомич, как могло случиться, что вы всю войну отсиживались в тылах, точно крыса? (мен; > аст) — Знаешь, Гермоген, ты ужасно похож на индюка — с моторчиком! (мен; > аст) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают ментально-астральные амбитонности. Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору, переведя их в модальность (мен; > аст). 1. — Не трогай меня, хорошо? 2. — Вот уморил! 3. — В нашей конторе тогда было заведено: каждую пятницу — небольшой сабантуй. 4. — Тогда пришли ко мне курьера, Вассиан. 5. — Нет, через это реку я не перейду — исключено. Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (мен; > аст). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Попытка развлечь тоскующую барышню. 2. Тонкое замечание по поводу опростоволосившегося домашнего животного. 3. Сомнение шутливое в способностях друга. 4. Рассуждение о красоте фигуры партнерши. 5. Шутливый тост за приятеля. Астрально-атманическая амбитонность довольно трудна в исполнении: это — высокий коммуникативный пилотаж, доступный далеко не всем и не всегда. Упражнение. Приведите примеры астрально-атманических амбитонных трансляций. Попробуйте осторожно испытать их на практике. Астрально-буддхиальная амбитонность характерна для детей и капризных красоток, вымогающих с помощью надутых губок существенные блага: — (по поводу покупки крупного бриллианта) (истерично) А если мне очень хочется! (рыдает) Ааааа! (аст; > буд) — (горячо) Не хочу в школе учиться! Вообще! (страстно) Ни за что! (аст; > буд) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают астрально-буддхиальные амбитонности. Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (аст; > буд). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Требование к мужу сменить манеры. 2. Недовольство уровнем жизни семьи. 3. Просьба страстная к начальнику повысить жалованье. 4. Просьба к мужу подтвердить его неизменную любовь к жене. 5. Требование к любовнику прекратить навсегда выяснения отношений. Астрально-каузальная амбитонность характерна для эмоционально выраженной просьбы или аналогичного по стилю косвенного призыва к действиям: — (застряв; гневно) Неужели ты не совсем не можешь мне помочь? (аст; > кауз) — Ну запрети мне! Пожалуйста, сколько угодно! Попробуй только, негодяй! (аст; > кауз) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают астрально-каузальные амбитонности. Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (аст; > кауз). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Отчаянное сопротивление необходимости идти в школу. 2. Полная готовность выполнить любое распоряжение начальника. 3. Приглашение нового знакомого в театр. 4. Сомнение в желании и способности любовницы сделать протагонисту приятное. 5. Приветствие ненаглядной подруги, вернувшейся из командировки. Астрально-ментальная амбитонность характерна для просьбы утешения в г о ре: — (плача) Почему ты меня так обижаешь? Почему? Ну почему? (аст; > мен) Другие примеры: — (радостно приплясывая) А у меня такой сюрприз! Не угадаешь! Не угадаешь! (аст; > мен) — (гневно) Ничего не знаю и знать не хочу! Пойми это, наконец! (аст; > мен). Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают астрально-ментальные амбитонности. Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (аст; > мен). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Сообщение папе об удачно сданном экзамене. 2. Сдержанное ликование по поводу удачной сделки. 3. Эмоционально выраженный содержательный вопрос к учителю. 4. Призыв к начальнику разобраться по существу, а потом принимать решение об увольнении. 5. Глубокое сомнение в правильности хода мыслей приятеля. Эфирно-каузальная амбитонность бывает иногда очень убедительной — это, например, без лишних слов выраженная просьба накормить: — (жалобно смотрит на партнера, затем голодными глазами — на стол с едой; глотает слюну, капающую изо рта, на лице и в фигуре изображен крайний голод) (эф; > кауз). Упражнение. Приведите примеры ситуаций, когда возникают эфирно-каузальные амбитонности. Упражнение. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращение в модальности (эф; > кауз). Ответьте: а) синтонно, б) комплементарно, в) в иной каббалистической модальности. 1. Призыв к партнеру решительно подойти и обнять. 2. Предложение вошедшему другу присоединиться к трапезе. 3. Демонстрация своей крайней усталости с просьбой уйти и оставить протагониста в покое. 4. Требование своей доли. 5. Указание подчиненному быть решительнее. Упражнение. Рассмотрите не разобранные выше каббалистические амбитонности. Подумайте, в каких ситуациях они могут возникать и приведите по пять примеров для каждого типа. КОНТЕКСТ Роль контекста Модальность трансляции, как правило, зависит от контекста — как общего, так и текущего, создаваемого предыдущей репликой партнера. При этом не только реплики, но даже отдельные слова, используемые участниками процесса коммуникации, получают иногда самые разные каббалистические модальности, хотя в принципе они сами по себе имеют и «свои» модальности, определенные литературным языком. Чуть позже мы рассмотрим эту тему подробнее, а пока пройдемся по «каббалистическим» типам контекста. Атманический контекст характерен для сущностного обсуждения высших предметов: жизни и смерти, судьбы человека или его народа в целом и т. п. Здесь, однако, предполагается «включенное» обсуждение, когда участники разговора говорят про себя, и не занимаются ментальным моделированием обсуждаемых тем, применяя специальную терминологию и т. п. — в последнем случае модальность ситуации будет ментально-атманической. Буддхиальный контекст — «включенное» заинтересованное обсуждение ценностей и серьезных, длительных программ участников разговора, интимный разговор «по душам». Это контекст тоже не следует путать с ментально-будхиальным контекстом, естественно возникающим, когда обсуждаются и анализируются чужие ценности и программы. Каузальный контекст — например, деловая встреча, посвященная текущим проблемам, «планерка» и т. п. Здесь нет места эмоциям и анализу — например, начальник излагает подчиненному его задачу, а тот уточняет детали своих действий. Ментальный контекст — анализ и умозрительное рассмотрение того или иного объекта, моделирование реальности подчеркнуто без прямой связи с событийным потоком. Типичные примеры — работа теоретической научной конференции и бесцельный обмен сплетнями любого рода. Астральный контекст — разговор без особого смысла, но на «повышенных тонах», радостное веселье или скандал, но без драки или битья посуды. Эфирный контекст — трапеза, нежные поглаживания и объятия или легкие тумаки, остающиеся без последствий в виде синяков. Все виды умеренно физически нагруженных обменов (крепкое рукопожатие, отхлестывание партнера веником в бане, поддержка дамы под ручку, сексуальные игры и т. п.). Слова в таких ситуациях или практически отсутствуют, или сильно мешают и партнерами игнорируются. Физический контекст — взаимодействие с материальным миром и физическим телом партнера как таковыми, например, гимнатика, массажный сеанс, драка с травмами, скандал с битьем посуды, сексуальные игры с акцентом на физическом теле или с применением технических средств и увлеченностью ими как таковыми (фетишизм). Письменный текст Слова литературного языка сами по себе несут влияния различных архетипов каббалистической семьи, и в наибольшей степени это ощущается именно в письменных документах, например, художественной прозе. Конечно, употребленное в конкретном контексте, атманическое само по себе слово может прозвучать и астрально, и каузально, и ментально, но все же атманическое влияние также будет ощутимо, и проявится, например, в виде субмодальности. Поэтому протагонисту важно хотя бы приблизительно представлять себе, так сказать, априорные модальности используемых им слов, то есть их модальности в рамках литературного языка. Атманический архетип в наибольшей степени проявляется в словах высшей степени абстракции: мир, Вселенная, Бог, дух, судьба, жизнь, смерть, везде, всюду, ничто, никогда, а также, несколько в меньшей степени (в атманической субмодальности, так сказать), в универсальных абстрактных философских и научных категориях например, таких словах, как единство, материя, субстанция, природа, принцип, архетип, тип, философия, абстракция, предмет, объект, субъект, категория, целое и т. д. Кроме того, атманическое влияние (чаще в субмодальности, но иногда и в модальности) несет на себе имя человека и страны: Антоний, Гервасий, Полуект, Россия, Франция. Буддхиальный архетип покровительствует словам, определяющим неуниверсальные (частные) абстрактные понятия и различные качества мира и человека: добро, зло, эволюция, инволюция, свет, цвет, мораль, этика, качество, аспект, явление, проявление, действие, зеленый, веселый, тяжелый, легкий, трудолюбивый. Каузальный архетип проявляется в совершенных глаголах, обозначающих законченное действие: сесть, привстать, кинуть, взъерошить, уподобиться, прилететь и т. д., а также в словах, обозначающих текущее или близкое время: сейчас, теперь, сегодня, вчера, завтра. Ментальный архетип проявляется в специальных терминах и обозначениях: промискуитет, эманация, амуниция, НЛО, НИИ, ЗАГС, а также словах, обозначающих средства анализа, оценки, сравнения и ссылки: если, то, потому что, следовательно, значит, больше, меньше, похож, подобно, который, упомянутый, нижеизложенный. Астральный архетип проявляется в названиях эмоций (чаще в виде субмодальности), в увеличительных и уменьшительных словах и суффиксах, восклицаниях (О! Эх! Ух!), в стилистически акцентированных местах текста, например, живописных сравнениях («Что ты тут ходишь, как индюк с павлиньим хвостом?!»). Эфирный архетип проявляется в названиях человеческих ощущений: сладкий, вкусный, холодный, мягкий, нежный, грубый, тесный, болезненный и в соответствующих качествах мира. Если эти слова используются в расширительном или абстрактном смысле ("Мир очень груб к человеку"), эфирной становится субмодальность. Физический архетип проявляется в названиях объектов материального мира и физического тела: компьютер, клавиатура, мышь, тапочки, рука, нога, туловище, голова. Если эти названия используются в переносном смысле или как абстрактные понятия («В стаде было 120 голов скота»), то физической будет субмодальность. Упражнение. Приведите дополнительные признаки и примеры слов литературного языка в различных каббалистических модальностях и субмодальностях. Упражнение. Определите каббалистические модальности (и, если получится, субмодальности) выделенных слов в следующих письменных предложениях и в пяти предложениях по своему выбору. 1. Поутру Иван Пафнутьевич долго не залеживался в кровати: быстро вставал и шел рубить дрова. 2. Моя вера непоколебима, в отличие от моих сыновей, думающих исключительно о своем кармане. 3. Симеон тихо подошел к спящей жене и долго смотрел на ее розовые щеки и чуть приоткрытые пухлые губы. 4. Река в виде маленького ручейка брала начало на снежнике и сначала прыгала по крутым скалам, низвергаясь порой небольшими водопадиками, а потом долго и неторопливо текла по отлогой травянистой равнине, впадая наконец в теплое море. 5. Сомнения мучили Бронислава часто — особенно после женитьбы на молодой, легкомысленной до изумления красавице Ольге Сильвестровне, дочериизвестного в округе своим богатством купца первой гильдии Сильвестра Карповича Вахромеева. Понятно, что в каждом предложении письменного текста встречаются слова разных каббалистических модальностей. Как же определить модальность предложения в целом? Это можно сделать, учитывая ситуативный контекст, в котором находится предложение, и стилистические ударения, поставленные автором. Рассмотрим сначала некоторые типичные письменные контексты или, лучше сказать жанры. Описание. Этот жанр предполагает физическую модальность, даже если в нем встречаются сравнения, выразительные штрихи и иные влияния более высоких архетипов каббалистической семьи. «На круглом обеденном столе горела свеча и располагались в строгом порядке салаты в хрустальных вазочках и фаршированные красным перцем зеленые оливки, приятно гармонировавшие по цвету с кофточкой хозяйки». (физ) Преамбула. Предварительное описание обычно идет в ментальной модальности, чаще всего в ментально-буддхиальной: «История, о которой пойдет речь, произошла давно, в России времен угасающего социализма. мен(буд) Служил тогда в нашей доблестной Советской Армии почти не пьющий лейтенант по имени Леонтий». мен(буд) Действие. Этот жанр обычно подразумевает каузальную модальность: «Егор быстро оделся и вышел на крыльцо, где его уже ждали. (кауз) Короткий взмах тренированных рук и ноги — и трое его врагов уже кубарем катились в поля, не разбирая, где север, а где восток». (кауз) Диалог-действие. Это диалог, в котором герои требуют друг от друга действий или поступков — извинений, уступок, платежей и т. д.; реплики звучат в каузальной модальности: — Пока ты не съешь этот пирог до конца, из квартиры не выйдешь! (кауз) — заявила Глафира, обиженная невниманием гостя к ее кулинарному творчеству. — Ты сначала мои стихи послушай! (кауз) — возмутился низменностью ее натуры Дормидонт. Диалог - спор. Этот жанр обычно идет в ментальной модальности реплик героев: — Я считаю, что девушке твоих склонностей и талантов не следует идти в ремесленное училище — это не лучше, чем выращивать ананасы в Вологодской области, (мен) — заявил отец. — Судя по некоторым другим твои высказываниям, я скорее тыква, чем ананас, (мен) — скромничала Дуся. Авторскоеотступление. Этот жанр обычно предполагает или буддхиальную (философские идеи автора), или ментальную (комментарии, анализ, сравнения и т. п.) модальность: — «Что ж: каждому овощу — свое время и свой огород. (буд) И наоборот: каждому времени — свои овощи и свои фрукты, и люди с необходимым времени темпераментом почему-то рождаются, и вытесняют своих отцов, и занимают общественные вершины, как будто так и надо и на роду им это написано». мен(буд) — «Почему Марфа не смогла полюбить Афанасия — загадка, и непростая, но вдумчивый читатель, несомненно разберется в ней, но, скорее всего, не сразу, а ближе к концу третьей части романа, да и то если не пропустит чрезвычайно важных обстоятельств, излагаемых автором далее». (мен) Эпилог. Это обычно буддхиальный, иногда даже атманический жанр (особенно некролог): «Так и закончилась эта трагическая история любви двух человек, не желавших признавать ни свое время, ни рок, над ними тяготевший. буд(атм) Аббат Витторио полностью ушел в дела церкви, был замечен Папой и со временем стал кардиналом, а Жюстина не смогла пережить разлуки с ним и тихо зачахла, никого ни в чем не упрекнув до самой своей смерти». атм(буд) Упражнение. Сочините небольшие рассказы на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Определите простые или сложные каббалистические модальности всех фраз этих рассказов. 1. Как я опоздал на урок географии (рассказ школьника). 2. Как я ходила к подруге (рассказ жены). 3. Как я ездил на рыбалку. 4. Как мы с приятелем отмечали его новоселье. 5. К чему приводит неумеренная жадность (рассказ брокера). Контекст диалога Диалог сам по себе не есть (психологически) в первую очередь обмен информацией: человек — не компьютер. И разница между этими двумя явлениями природы заключается (говоря на нашем языке) в том, что для человека общение — это в первую очередь обмен каузальной энергией с партнером, то есть совместное участие в потоке событий. Сам по себе факт задания вопроса партнеру или ответа на его вопрос есть некоторое, пусть небольшое, но событие, то есть трансляции между протагонистом и партнером всегда имеют фоновую каузальную модальность. Иными словами, само по себе обращение протагониста и внимание к нему партнера суть каузальные по своему исполнению коммуникативные акты. Например, жалоба жены: — Ты на меня даже не смотришь! — подразумевает отсутствие каузальной энергии внимания к ее словам со стороны мужа. Каузальную модальность имеют взгляды и жесты, обозначающие установление и поддержку контакта с партнером как такового: — (окликает) Евтихий! (кауз) — (бросает на партнера внимательный взгляд) (кауз) — (усаживается поближе и берет за руку) кауз (физ) То, что именуется не вполне рациональным, но очень ощутимым в коммуникации понятием «воля» или «намерение», тоже обычно имеет каузальную модальность, так что любые управляющие партнером трансляции имеют, как правило, каузальную модальность (или субмодальность, если факт управления является второстепенным по сравнению с иными аспектами трансляции): — Пойми, Тарас, что если человек к чему-то привык, то он это обычно почти любит. кауз (мен) — (гневно) Не смей! кауз (аст) — (очень жалобно) Не надо! Ну пожалуйста! аст (кауз) Обращение к человеку по имени акцентирует Каузальный архетип, поэтому добавление его в трансляции, имеющей ментальную или астральную модальность, придает ей каузальную субмодальность: — Если человек устал, то вообще, в принципе, не следует его тревожить попусту, Аля. мен (кауз) — (отчаянно) Не хочу! ни за что! ни за что, Василиса! аст (кауз) Ту же каузальную роль, что и обращение по имени, часто имеет внимательный взгляд, брошенный на партнера: — Есть вещи, которые трудно назвать положительными хоть с какой стороны. (бросает на партнера многозначительный взгляд) мен (кауз) Однако если имя партнера (или иногда самого протагониста) используется в трансляции не просто как текущее обращение, а подразумевается, что оно несет с собой какую-либо черту человека или всю его сущность и жизнь в целом, то оно звучит в буддхиальной или даже атманической модальности, иногда — субмодальности: — Пантелей, ты же добрый Пантелеюшко! (буд) — (торжественно, с негодованием) Как ты мог, Дормидонт! аст (атм) — (торжественно, с негодованием) Как ты мог, Дормидонт! атм (аст) Вообще, буддхиальная, каузальная и ментальная модальности в устной речи обозначаются обычно очень отчетливо, и как правило — соответствующими интонациями: интимной или подчеркнуто серьезной для буддхиальной модальности, оживленной или деловитой — для каузальной и подчеркнуто нейтральной или отстраненной — для ментальной, и коммуникаторы, как правило, не путают буддхиальную и ментальную модальности, хотя по самому тексту реплики это может быть неясно: — (задушевно, интимно) Жизнь проходит. (буд) — (холодно-отстраненно) Жизнь проходит. (мен) Некоторая путаница возникает иногда между каузальной и астральной модальностями, когда очень эмоциональная трансляция протагониста воспринимается (им или партнером) как каузальная — но все-таки разница весьма велика: эмоция сама по себе не предполагает волевого или событийного воздействия на партнера — хотя косвенно, конечно, влияет на его непосредственное поведение. У трансляции, имеющей каузальную модальность, ощущается «сила» или «воля», и она представляет собой некоторое действие — так проявляется влияние Каузального архетипа; в то же время астральная модальность предполагает сильные эмоции, на которых самих по себе протагонист ставит акцент. Рассмотрим теперь некоторые распространенные «жанры» общения и их типичные каббалистические модальности. Приветствие обычно идет в каузальной модальности, и по правилам хорошего тона не должно быть слишком содержательным, в частности, ментальная субмодальность в нем не приветствуется: — Привет, дорогая! (кауз) Представление кого-либо или самого себя — тоже каузальный акт, но в нем каузальная или буддхиальная субмодальность не п
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|