Оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ По направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями) направленность (профили) «Физика» и «Математика» бакалавриат
ПРИНЯТО на заседании Ученого совета факультета математики, физики и информатики «17» ноября 2016 года, протокол № 4
Декан факультета математики, физики и информатики ____________________ И.Ю. Реброва
«17» ноября 2016 г.
Содержание 1. Цели и задачи государственной итоговой аттестации.................................. 4 2. Оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.......................................................................................................... 5 2.1. Обобщенные результаты формирования компетенций по результатам освоения ОПОП.................................................................................................................. 5 2.2. Перечень компетенций, проверяемых в процессе государственной итоговой аттестации........................................................................................................... 6 3. Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы........................................................... 11 4. Описание критериев и показателей оценивания компетенций, а также шкал оценивания........................................................................................................................... 14 5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы........................................................................... 25 5.1. Государственный экзамен по направлению подготовки.................. 25 5.1.1. Содержание раздела программы по педагогике....................... 25 5.1.2. Содержание раздела программы по психологии....................... 29 5.1.3. Содержание раздела программы по профилю «Физика»......... 32
5.1.4. Содержание раздела программы по профилю «Математика» 34 5.1.5. Список литературы к государственному экзамену по направлению подготовки....................................................................................................... 36 5.1.6. Вопросы к государственному экзамену по направлению подготовки 47 5.1.7. Проектные задания к государственному экзамену по направлению подготовки....................................................................................................... 50 5.1.8. Критерии оценки ответов выпускников на государственном экзамене по направлению подготовки................................................................................. 53 5.2. Выпускная квалификационная работа.............................................. 56 5.2.1. Критерии оценки выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) по профилю подготовки.................................................................... 56 5.2.2. Критерии оценки выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) по педагогике и психологии.............................................................. 59 Цели и задачи государственной итоговой аттестации В соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) и подпунктом 5.2.36 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923) освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Государственная итоговая аттестация выпускников по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) направленность (профили) «Физика» и «Математика» осуществляется в виде государственного экзамена по педагогике, психологии, методике обучения физике и математике и защиты выпускной квалификационной работы. В соответствии с ФГОС ВО защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) является обязательным итоговым аттестационным испытанием.
Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и профессионального стандарта «Педагог». Содержательная направленность программы государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) строится с ориентацией на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) направленность (профили) «Физика» и «Математика». Выпускник, получивший квалификацию (степень) бакалавра по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) направленность (профили) «Физика» и «Математика», должен быть профессионально подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; педагогическая. Бакалавр по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) направленность (профили) «Физика» и «Математика» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность: постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования педагогическая деятельность: изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов; использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей; организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности;
формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий; обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы Оценка результатов освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) осуществляется государственной экзаменационной комиссией на основе объективных данных результатов текущей и промежуточной аттестации студентов, государственного экзамена по педагогике, психологии, методике обучения физике и математике, результатов выполнения и защиты выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).
2.1. Обобщенные результаты формирования компетенций по результатам освоения ОПОП Обобщенные результаты формирования компетенций по результатам освоения ОПОП для каждого студента отражаются в матрице компетенций ОПОП и сводной ведомости успеваемости обучающихся (выводимой из базы данных «Студент» на основе оценок, полученных за всё время освоения ОПОП), являющихся неотъемлемыми документами, предоставляемыми в ГЭК и анализируемыми на первом аттестационном испытании. Результатом анализа обобщенных результатов является вывод об обобщенном уровне освоения ОПОП: в среднем на «удовлетворительном», «хорошем» или «отличном» уровне. Критерии и показатели оценивания сформированности компетенций, а также шкалы оценивания представлены в рабочих программах конкретных дисциплин и практик, формирующих соответствующие компетенции. Контроль и оценка результатов обучения как этапа формирования компетенций осуществлялись профессорско-преподавательским составом, реализующим ОПОП, в образовательном процессе путем осуществления текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации с использованием балльно-рейтинговой системы контроля успеваемости студентов.
2.2. Перечень компетенций, проверяемых в процессе государственной итоговой аттестации Выпускник в процессе прохождения государственной итоговой аттестации должен продемонстрировать следующие компетенции: готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); научно-исследовательская деятельность: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); педагогическая деятельность: готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4); способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5); способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-7);
В соответствии с требованиями ФГОС ВО и перечисленными выше компетенциями на ГИА студент должен: знать: историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества (ОПК-1); основные закономерности возрастного развития, этапы социализации личности, методы и технологии дифференцированного и развивающего обучения (ОПК-2); учебные программы базовых и элективных курсов по физике и математике в различных образовательных учреждениях; пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения (ПК-1); современные педагогические технологии реализации системно-деятельностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, сущностные характеристики и признаки новых результатов образования, пути их достижения и способы оценки;
особенности реализации деятельностного, интегративного, компетентностного, личностно ориентированного подходов в процессе обучения физике и математике (ПК-2); основные направления, теории и технологии воспитания и духовно-нравственного развития личности школьников; основные формы и методы организации деятельности обучающихся в процессе учебной и внеклассной работы по предмету, способствующих решению задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся (ПК-3); основные методические приемы по использованию возможностей образовательной среды и способы организации деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе, способствующие решению задач достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения физике и математике (ПК-4); тактики педагогического сопровождения социализации обучающихся; методы диагностики профессиональных потребностей и интересов школьников (ПК-5); основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ (ПК-7); сущность педагогического исследования и его методологические характеристики; теоретические и эмпирические методы научно-педагогического исследования (ПК-11); уметь: оценить роль и место педагога в современном обществе, обосновывать свою профессиональную позицию в отношении различных проблем образовательной практики (ОПК-1); анализировать индивидуальные особенности школьников, отбирать педагогические технологии для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями и др., разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся (ОПК-2); оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции и осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования; планировать специализированный образовательный процесс для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнять и модифицировать планирование (ПК-1); отбирать методы диагностирования учащихся в соответствии с их возрастными особенностями для решения профессиональных задач, отбирать методы и технологии обучения в соответствии с образовательной ситуацией; осуществлять контроль и оценку учебных достижений обучающихся; планировать и проводить учебные занятия, используя современные методы и технологии обучения; объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебнымивозможностями детей; систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению (ПК-2); отбирать методы, приемы, средства воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; оценивать целесообразность и эффективность выбранных методов; проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу детей (культуру переживаний и ценностные ориентации) независимо от их способностей и характера; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона; планировать и проводить учебные и внеклассные занятия, включающие задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся (ПК-3); на интегративной основе планировать и проводить учебные и внеклассные занятия, используя возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения (ПК-4); проектировать воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, их половозрастных и индивидуальных особенностей (ПК-5); проектировать различные виды деятельности учащихся на основе анализа результатов педагогической диагностики; отбирать педагогические технологии, способствующие развитию у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей; учитывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) (ПК-7); выстраивать методологический аппарат исследования: формулировать проблему педагогического исследования, выявлять объект и предмет, выдвигать гипотезу исследования, определять его цели и задачи; отбирать и применять комплекс методов педагогического исследования; осуществлять проведение опытно-экспериментальной работы, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты (ПК-11); владеть: ценностной установкой на осуществление профессионально-педагогической деятельности, на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; опытом проектирования квазипрофессиональной и социально-педагогической деятельности (ОПК-1); опытом использования и апробирования специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др. (ОПК-2); способами разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы (ПК-1); опытом оценивания целесообразности методов диагностики и технологий обучения; формами и методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий: проектная, учебно-исследовательская деятельность; способами формирования универсальных учебных действий у обучающихся при изучении физики и математики (ПК-2); ценностной установкой на реализацию задач духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; опытом выявления ценностного аспекта результатов учебного процесса; способами планирования, организации и осуществления деятельности обучающихся в процессе учебной и внеклассной работы по предмету, способствующими решению задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся (ПК-3); способами объективного оценивания достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в соответствии с реальными учебными возможностями детей и особенностей образовательной среды (ПК-4); методами диагностики профессиональных намерений обучающихся формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п.; профессиональной установкой на развитие активности, самостоятельности, творческого потенциала обучающихся; опытом управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность (ПК-7). опытом применения методологического знания при организации педагогического исследования; опытом решения актуальных педагогических проблем на методологической основе; навыками проектирования и проведения педагогического исследования (ПК-11).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|