Типологические признаки радиостанций
Вопросами типологического анализа СМИ исследователи журналистики задавались с 70-х годов ХХ века. Наиболее системный труд в этом направлении в 1979 году опубликовал ученый из Ростовского университета А.И. Акопов. Он дал определение понятиям «типология», «тип», «типологические признаки», разработал три метода типологического исследования - историко-типологический, теоретико-типологический и социотипологический. Типологический подход к изучению СМИ, предложенный А.И. Акоповым, позволял системно и грамотно анализировать печатные издания: газеты, журналы, бюллетени. Однако его методы оказались настолько практичными, что были доработаны другими исследователями журналистики и стали пригодными для изучения и других СМИ. Так, типологический анализ в исследовании интернет-журналистики применяли А.И. Акопов, А.А. Гарматин, В.А.Колодкин, А. Ю. Долгополов и другие. В области телевидения типологический метод анализа использовали Е.Я. Дугин, П.С. Гуревич, А. Качкаева и многие другие. Для исследования радиовещания метод типологического анализа применялся в работах А.А. Добчинского, С.В. Беляева, В.И. Коробицына, И.Н. Тхагушева, Л.Д. Болотовой, А.В. Бубукина и других. Однако наиболее существенной и системной нам видится методика типологического анализа радиовещания, разработанная Е.Р. Раскатовой на основе учения А.И. Акопова. Именно на базе трудов Е.Р. Раскатовой мы и планируем решить задачи, стоящие перед автором при написании данной работы. Согласно типологии Е.Р. Раскатовой существует три группы типологических признаков: типоформирующие (типообразующие) признаки, вторичные (зависимые) и формальные (подчиненные). По определению А.И. Акопова «типоформирующие (типообразующие) признаки - это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа издания». К разряду типоформирующих (типообразующих) признаковотносятся цель вещания радиостанции, ее аудитория и форма собственности. Рассмотрим подробнее силу влияния каждого из названных факторов.
Цель радиостанции - это тот самый признак, с учетом которого выстраивается вся концепция вещания радиостанции, формируется ее структура, определяются внутренние и внешние взаимосвязи. Определяют цель вещания для конкретной радиостанции ее собственники: совет учредителей, редакторы, частные владельцы, совет директоров масс-медиа-объединений и др. «Разумеется, каждый собственник при этом стремится через целевую установку реализовать собственные цели и интересы», - отмечает Е.Р. Раскатова и предлагает следующее деление радиостанций по цели вещания: . Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно общественно-политические цели (к этой группе относятся радиостанции, учредителями и/или спонсорами которых являются какие-либо политические структуры). Эту группу радиостанций можно разделить еще на такие подгруппы, как официальные радиостанции, нейтральные и оппозиционные. 2. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно коммерческие цели. Эту группу радиостанций также можно разделить на подгруппы: экономически самостоятельные и корпоративные. 3. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно просветительские цели. Среди подгрупп выделим культурологические, образовательные, религиозные. . Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно информационные цели. Здесь можно выделить информационные радиостанции (работающие в режиме оперативного новостного вещания); информационно-аналитические (не только информирующие, но и формирующие общественное мнение посредством аналитических программ); специализированные (дающие максимум информации в какой либо определенной области знания).
. Радиостанции, реализующие преимущественно развлекательные цели. Среди радиостанций этой целевой направленности выделяются такие подгруппы: музыкальные, разговорно-игровые, познавательные. Отметим, что сегодня редко можно встретить радиостанцию, которая являла бы собой тот или иной тип в чистом виде. Как правило, учредители ставят перед авторским коллективом ряд целей, что и обуславливает смешение типовых установок. Аудитория - категория людей, слушающих данное радио. Аудитория делится на потенциальную (ту, на которую рассчитаны радиоматериалы) и реальную (ту, которая действительно потребляет информационный продукт конкретной радиостанции).Для успешного функционирования радиостанции, необходимо с первых радиовыпусков верно позиционировать ее на рынке СМИ: она должно занять особую тематическую нишу и завоевать интерес слушателя. А потому уместен разговор об изучении информационных потребностей своего слушателя. Е.Р. Раскатова отмечает, что наиболее распространенными являются следующие виды медиаметрии: рейтинг, демографическое и психографическое исследования. Такого рода исследованиями в России занимаются КОМКОН-2, Национальный институт социально-психологических исследований, Всероссийский центр изучения общественного мнения, французская фирма «МЕДИАМЕТРИ», английская фирма «РАШЕН РИСЕРЧ», международный институт Гэллапа. В зависимости от характеристик аудитории радиостанции можно делить на множество типов. По возрастному признаку аудитории радиостанции делятся на детские, подростковые, юношеские, радио для молодых слушателей, для взрослых, для пожилых. По признаку принадлежности аудитории к социальной группе населения- на массовые, элитарные, радио для слушателей, объединенных профессиональным интересом, для владельцев предприятий и бизнесменов, для работников офисов, для работников предприятий, для студентов, для женщин, религиозные и этнические радиостанции. В.В. Маринович отмечает, что «перед радиостанциями как средствами массовой коммуникации встает очень важная проблема: с одной стороны сохранить уже существующую аудиторию, а с другой - расширить ее».
Форма собственности. В соответствии с Указом Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в России» от 7 октября 1995 года, классификация по данному признаку выглядит так: . Государственные радиостанции (принадлежащие различным государственным структурам и финансирующиеся из средств государственного бюджета): федеральные, областные и городские. . Негосударственные радиостанции: частные, корпоративные, некоммерческие. . Радиостанции со смешанной формой собственности: государственно-частные радиостанции, государственно-некоммерческие, государственно-корпоративные. Проанализировав типоформирующие признаки, мы переходим к следующему этапу анализа. Вторичные типологические признаки характеризуют тип радиостанции в зависимости от типоформирующих признаков и определяются ими. В эту группу вошли следующие признаки: формат радиостанции, содержательно-тематическая направленность вещания и жанровая политика. Формат - это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории. По существу, формат - это подбор и расположение программных элементов (часто музыкальных записей) в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция. По мнению Е.Р. Раскатовой, формат состоит из четырех составляющих: 1) музыкальной (отбор музыкальных произведений, звучащих в музыкальных блоках, музыкальное оформление радиостанции и подбор передач о музыке); 2) информационной (способы формирования выпусков новостей, информационных и аналитических передач); 3) имиджевой (отбор голосов ведущих программ и передач, создания ими эфирного образа и саморекламы радиостанции); 4) технологической (состоящей из процентного соотношения музыки, информации и спонтанной речи, распределения по времени и наполнения суточных блоков вещания и ритма вещания).
По форматному признаку радиостанции можно делить двояко. По степени строгости форматных рамок их можно разделить на узкоформатные (придерживающиеся строгих рамок всех составляющих формата) и широкоформатные (не придерживающися строго одного музыкального или информационного направления). По насыщению же эфира радиостанции делятся на музыкальные, новостные, разговорные и промежуточные варианты (музыкально-информационные, информационно-музыкальные, разговорно-информационные, музыкально-разговорные, информационно-разговорные, разговорно-музыкальные). Содержательно-тематическая направленность вещания определяет, о чем именно будет вещать данная радиостанция. По этому признаку радиостанции можно разделить на универсальные (охватывают в своих передачах все сферы жизни страны) и специализированные (освещают довольно узкий круг тем из определенной области знания). Содержательно-тематическая направленность предопределяет жанровую палитру вещания, поскольку именно жанры позволяют облачить избранное содержание в достойную форму. Жанры на радио, как и в других видах СМИ, делятся на три группы: информационные, аналитические и документально-художественные. Соответственно в зависимости от того, какой жанр наиболее часто используется радиостанцией, она может быть информационной, аналитической, информационно-аналитической, художественно-публицистической или универсальной. Проанализировав вторичные типологические признаки - переходим к признакам формальным. Это признаки, которые характеризуют тип издания «с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных признаков». Для радиостанций измеряемыми являются объем аудитории, объем вещания за определенный промежуток времени, территория вещания. Объем аудитории - это количество слушателей той или иной радиостанции. Единицей измерения аудитории может быть количество человек, процент от населения на территории вещания или его часть (половина, треть и т.д.). Можно встретить и такой критерий как среднесуточное количество слушателей или процент от еженедельной аудитории. Современные технологии исследования рейтингов строятся на вычислении общепринятых показателей. Таковыми являются:- Average Quarter Hour ('000) - это среднее количество слушателей в усредненном 15-минутном интервале в тысячах человек. - Average Quarter Hour (%) - среднее количество слушателей в усредненном 15-минутном интервале в процентах от заданной целевой группы.Daily ('000) - накопленное суточное количество слушателей радиостанции в тысячах человек. Daily (%) - это накопленное суточное количество слушателей в процентах от заданной целевой группы. Weekly ('000) - накопленное количество слушателей в течение недели в тысячах человек. Weekly (%) - накопленное количество слушателей в течение недели в процентах от заданной целевой группы.(Time Spent Listening) Daily (min) -суточная продолжительность прослушивания, в минутах. (Time Spent Listening) Weekly (min) - продолжительность прослушивания в течение недели в минутах.
Индекс относительного соответствия (Affinity) - умноженное на сто, отношение рейтинга радиостанции в целевой группе населения к ее рейтингу среди населения в целом. Именно эти показатели использует компания Gallup Media, которой доверяют как организаторы радиовещания, так и исследователи, и рекламодатели. Объем вещания принято измерять в количестве часов вещания в течение суток, недели, месяца или года. Объем вещания регулируется собственниками радиостанций (если это самостоятельное вещание) или договором с головной радиостанцией (если это региональное представительство). Условное деление радиостанций по признаку объема вещания можно осуществить следующим образом: радиостанции, имеющие объем вещания менее 24 часов в сутки, круглосуточные, более 24 часов в сутки (имеющие дополнительные программы для жителей отдаленных регионов страны). Территория вещания радиостанции определяется, исходя из ее целевой направленности, интересов собственника и потребности аудитории, проживающей на данной территории, в радиостанции такого типа. По охвату территории вещания радиостанции делятся на л окальные ( завод, вуз, школа, микрорайон, село и т.д.), г ородские, региональные, всероссийские и международные. Предложенная схема анализа радиостанций, состоящая из последовательного изучения объектов по типоформирующим, вторичным и формальным признакам, позволяет максимально глубоко изучить как конкретные интересующие радиостанции, так составить системное представление о современном радиовещании в России, определить в ней свободные ниши.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|