Типологическое своеобразие радиостанций «Радио России» и «Вести FM »
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
В пунктах 2.1 и 2.2 данной научной работы мы произвели типологический анализ радиостанций «Радио России» и «Вести FM». Завершающим этапом нашего исследования станет сопоставительный анализ этих радиостанций по всем признакам и выявление типологических особенностей «Радио России» и «Вести FM». Уже в группе типоформирующих признаков мы увидим разницу в работе исследуемых радиостанций. Несмотря на то, что по форме собственности обе радиостанции являются государственными, входят в медиахолдинг Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), финансируются из федерального бюджета и, следовательно, входят в подгруппу общегосударственных радиостанций, по двум другим типоформирующих признакам они отличаются. Так, например, по цели вещания «Радио России» относится к группе радиостанций, ставящих перед собой преимущественно общественно-политические цели, а «Вести FM» с большей точностью можно отнести к информационным. Если «Радио России» учредитель избрал своим рупором и воплотил эту концепцию и в содержательно-тематической направленности вещания (подробнее о ней скажем ниже), и в лозунге: «Радио России» - официальная государственная радиостанция» - то для «Вестей FM» тот же самый учредитель предусмотрел другую стезю - «спокойного, круглосуточного аналога CNN в эфире нет, и мы надеемся эту нишу занять». По признаку аудитории мы так же увидим отличия. «Радио России» является массовой радиостанцией. Техническую возможность принимать ее сигнал имеют 143 миллиона человек в России и более 50 миллионов человек в сопредельных государствах. Кроме того, «Радио России» производит программы для всех возрастов: детские, молодежные, взрослые. «Вести FM» же представляют собой некий парадокс. С одной стороны содержательно-тематическая модель вещания данной радиостанции (подробнее о ней так же поговорим ниже) рассчитана на слушателя, испытывающую потребность в постоянном потоке оперативной информации, новостей. Как правило, таковой является взрослая часть населения страны. И, следовательно, «Вести FM» мы называем радиостанцией для взрослых. С другой стороны - в рамках возрастной категории взрослых людей «Вести FM» не проводят разграничения на более узкие группы целевого вещания. А потому радиостанцию все-таки можно отнести к разряду массовых, но с оговоркой о возрастном ограничителе. Впрочем, точных исследований, показывающих, что «Вести FM» слушают только взрослые люди, нет. И ввиду этого понимание направленности вещания «Вестей FM» как ориентацию на массовую аудиторию нам кажется уместным.
Различия по типоформирующим признакам обуславливают и различия и по признакам вторичным. Так по форматному признаку, «Радио России» относится к группе широкоформатных радиостанций, не придерживающихся строго одного музыкального или информационного направления. А «Вести FM», напротив, относятся к группе узкоформатных радиостанций, то есть придерживаются строгих рамок всех составляющих формата (подробнее о них см. в п. 2.2). По насыщению же эфира «Радио России» относится к группе информационно-разговорных радиостанций. «РР» делит множество своих передач на следующие классы: ток-шоу, интервью, музыкальные программы, познавательные, литературно-театральные, духовно-философские, развлекательные, спортивные и радиотеатр - и большую их часть составляют именно передачи информационные, затем - разговорные и в меньшей степени - музыкальные. «Вести FM» же столь строгого разделения не проводят, но при прослушивании радиостанции и при просмотре сетки ее вещания становится очевидным, что на первый план выходят именно информационные программы. Реже появляется аналитика. Музыкальные же блоки включаются довольно редко. И мы делаем вывод о том, что по соотношению музыки, речи и информации в эфире «Вести FM» реализуют информационный формат.
Содержательно-тематическая направленность вещания «Радио России», безусловно, универсальна. «РР» охватывает в своих передачах все сферы жизни страны. Всего «Радио России» готовит 174 собственных программы, что позволяет обеспечить широкий охвата тем. «Вести FM» мы относим к группе специализированных радиостанций. Только специализация в данном случае идет не на конкретных узких темах, а именно на острых проблемах, свежих событиях. Это обусловлено тем, что главным продуктом данной радиостанции являются новости. Кроме новостей «Вести FM» проводит ряд ток-шоу и прямых эфиров, готовит специальные проекты. Все передачи «Вестей FM» характеризуются остротой понятых тем. Содержательно-тематическая направленность вещания радиостанций предопределяет и жанровую палитру их вещания. На «Радио России» широко представлены все три группы жанров: информационные, аналитические и документально-художественные. А, значит, данная радиостанция по признаку жанра является универсальной. В то время как на «Вести FM» наиболее широко представлены информационные жанры, меньше эфирного времени отведено под аналитику, и совсем отсутствуют в эфире документально-художественные жанры. Следовательно, «Вести FM» по признаку жанра являются информационно-аналитической радиостанцией. Проанализировав вторичные типологические признаки - переходим к признакам формальным. И здесь мы тоже увидим отличия. По объему аудитории «Радио России» находится на два пункта выше, чем «Вести FM» в рейтинге радиостанций, подготовленном компанией Radio Index. Однако, исходя из этого, не стоит сразу делать вывод о том, что «РР» популярнее «Вестей». Любое сравнение должно делаться относительно конкретного показателя. И наиболее подходящим, нам кажется, вариант сравнения накопленного количества слушателей в течение недели в процентах от заданной целевой группы каждой радиостанции (Reach Weekly %). Так у «Радио России» этот показатель равен 11%, в то время как у «Вести FM» он достигает 12,1%. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что «Вести FM» даже при меньше территории вещания более популярны у своего потенциального слушателя.
Но и показатель «Радио России» мы не решимся назвать провальным, поскольку угодить безгранично широкой аудитории всегда сложнее, чем потенциальному слушателю, выбранному по какому-то конкретному критерию (в случае с радиостанцией «Вести FM» - взрослому слушателю). Объем вещания тоже немного отличается у исследуемых радиостанций. «Радио России» в разных часовых поясах, а потому в определенный момент в эфире «РР» в разных городах звучат разные программы. Так что по объему вещания «РР» мы относим к группе радиостанций, вещающий более 24 часов в сутки. «Вести FM» вещают круглосуточно. Следовательно, по признаку объема вещания данная радиостанция относится к группе радиостанций, вещающих 24 часа в сутки. По территории вещания «Радио России» относится к группе всероссийских радиостанций, поскольку она передает сигнал по всем проводным приемникам, а также имеет свою частоту в любом диапазоне. «Вести FM» также относятся к группе всероссийских радиостанций, но вещают они не на всю страну, а на 13 городов России (перечень городов см. в п. 2.2). Итак, мы видим, что различия по типоформирующим признакам влекут за собой и различия по признакам вторичным и формальным. Типологические особенности каждой из исследуемых радиостанций мы приведем в виде таблицы.
Таблица 1. - Типологические особенности радиостанций «Радио России» и «Вести FM»
Таким образом, имея расхождения по двум из трех типоформирующих признаков, «Радио России» и «Вести FM» серьезно отличаются и по вторичным, и по формальным признакам. Общественно-политическая цель вещания диктует для «Радио России» стремление угодить массовой аудитории. И, как следствие, «РР» становится широкоформатной радиостанцией, универсальной и по содержанию, и по форме вещания, имеет широчайшую территорию вещания и более 24 часов в сутки для «захвата» внимания своей аудитории. «Вести FM» же, имея информационную цель вещания, претендуют только на взрослую часть населения страны. Отсюда и строгий формат, специализированная содержательная модель, и только информационные и аналитические жанры в арсенале авторов программ данной радиостанции. Той же информационной целевой направленностью объясняется и более узкая, чем у «РР» территория вещания - только крупные города - 13 городов России, и 24 часа вещания в определенном формате. В попытке охватить все темы и быть интересными всей стране «Радио России» имеет 1 млн 145 тыс 300 слушателей за неделю. В то время как «Вести FM», более узко выбрав состав своей аудитории, набирает до 1 млн 252 тыс 200 слушателей в неделю. Однако и тот, и другой показатель весьма мы считаем достаточно высоким для выбранных форматов радиостанций. Заключение
В данной курсовой работе мы предприняли попытку выявить типологическое своеобразие информационных государственных радиостанций «Радио России» и «Вести FM». Для этого на основе изученной научной литературы, мы разработали алгоритм исследования и обозначили типологические характеристики для государственных радиостанций, провели историко-типологический анализ радиостанций «Радио России» и «Вести FM», а так же - сравнительный анализ типологических характеристик этих двух радиостанций. На основе результатов сравнительного анализа мы и попытались выявить типологическое своеобразие радиостанций «Радио России» и «Вести FM». Основные выводы нашего исследования могут быть сформулированы следующим образом. Обзор научной литературы по исследуемой теме показал, что наиболее четко и системно проанализировать работу любой радиостанции, можно, исследуя ее по трем группам признаков. Первая группа - типоформирующие признаки - это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа радиостанции. К ним относятся форма собственности радиостанции, цель ее вещания и аудитория. Вторая группа - вторичные признаки. Они характеризуют тип радиостанции в зависимости от типоформирующих признаков и определяются ими. В эту группу вошли формат радиостанции, содержательно-тематическая направленность вещания и жанровая политика. Третья группа - формальные признаки - это признаки, которые характеризуют тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных признаков. К формальным признакам относятся объем аудитории, территория вещания и объем вещания.
Типологическое исследование любой радиостанции по всей совокупности признаков дает возможность выявить типологическое своеобразие конкретной радиостанции, определить вектор ее развития, скорректировать модель вещания в соответствии с целями учредителей. В качестве эмпирического опыта нами был проведен типологический анализ двух государственных радиостанций по тому самому алгоритму типологического анализа, который был выведен нами в первой главе данного исследования. Анализу подверглись радиостанции «Радио России» и «Вести FM». Закончив исследование названных радиостанций в отдельности, мы провели так же и их сопоставительный анализ. Это позволило выявить типологическое своеобразие радиостанции «Радио России» и типологическое своеобразие радиостанции «Вести FM». Так, мы увидели, что различия по типоформирующим признакам неизбежно влекут за собой различия и по признакам вторичным, и формальным. В нашем случае разные цели вещания и направленность на разную аудиторию (даже при одинаковой - государственной - форме собственности) обусловили разные форматы вещания, содержательно-тематическое наполнение эфира и жанры, в которых работают исследуемые радиостанции. Если «Радио России» является общественно-политической радиостанцией, рассчитанной на максимально широкую аудиторию, то и формат своего вещания она не ограничивает строгими рамками, и темы, и жанры реализует все возможные. В то время как информационная радиостанция для взрослого населения страны «Вести FM» строго структурирует свой формат, замыкая тематику вещания исключительно на острых темах и актуальных проблемах, освещать которые берется только в информационных и реже аналитических жанрах. Расчет на массовую аудиторию также диктует и то, что «Радио России» вещает на территории всей страны как по проводному радио, так и на собственных частотах, которые имеются в любом диапазоне. А поскольку Россия находится в нескольких часовых поясах, то и вещание «Радио России» занимает более 24 часов в сути (в конкретный момент времени в разных регионах в эфир выходят разные программы). Расчет же радиостанции «Вести FM» на взрослую аудиторию, которая ощущает потребность в регулярной своевременной новостной информации, ограничивает и территорию вещания радиостанции только крупными городами, а так же определяет объем вещания «Вестей FM» равным 24 часам в сутки. Однако даже при четком служении поставленным целям со стороны обеих радиостанций мы наблюдаем разную их популярность. Так «Радио России» интересно только 11% своей потенциальной аудитории. В то время как «Вести FM» удовлетворяют интерес 12,1% своей потенциальной аудитории. Такая ситуация может быть связана с тем, что угодить информационным потребностям более узкой аудитории проще, чем запросам массовой. Другой вероятный вывод заключается в том, что сегодня специализированные радиостанции более востребованы, чем универсальные. Результаты проведенного исследования показывают, что государственным радиостанциям необходимо в значительной мере пересмотреть свою программную концепцию и, возможно, сегментировать свою аудиторию для более корректного и полного удовлетворения ее информационных запросов. Именно разработка нескольких моделей государственных радиостанций, рассчитанных на разную аудиторию, и может стать адекватным продолжением данной научной работы. Список использованной литературы
1. Акопов А.И. Типология советских научно-технических журналов. Дис. канд. филолог. наук. / А.И. Акопов. - МГУ. - Москва, 1979. - С. 38-41. 2. Акопов А.И. Специальные журналы. Методология. История, Типология. Дис. доктора филолог. наук / А.И. Акопов. - Киевский государственный университет. - Киев, 1991. - С. 82-87. 3. Акопов А.И. Типологические признаки сетевых изданий. / Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика (публикации разных лет) / А.И. Акопов. - Ростов-на-Дону: ООО «Терра», НПК «Гефест», 2002. - С. 311-317 4. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистки: история, теория, практика (публикации разных лет). / А.И. Акопов. - Ростов-на-Дону: ООО «Терра», НПК «Гефест», 2002. - С.108. . Беляев С.В., Коробицын В.И. Радиостанции России: Государственное и независимое вещание / С.В. Беляев, В.И. Коробицин. - М.: Пласт - 1500 и др.,1995. - 179 с. . Болотова Л.Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы. / Л.Д. Болотова. // Телерадиоэфир: История и современность / [под ред. Я.Н. Засурского]. - М.: Аспект Пресс, 2005. - С 147-161 . Бубукин А.В. Эфирные тайны. / А.В. Бубукин. - Новосибирск: Издательство «FM-реклама», 2003. - 148 с. . Гарматин А.А. Теоретические основы и принципы организации телевизионного Интернет-вещания. Дис. … канд. филолог. наук / А.А. Гарматин. - Воронеж 2005. - 170 с. . Гуревич П.С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич. - М.: Искусство, 1991. - 221 с. . Долгополов А.Ю. Формирование литературного процесса в российском Интернете: структура, особенности организации функционирования. Дис. канд. филолог. наук / А.Ю. Долгополов. - Воронеж 2005. - 168 с. . Добчинский А.А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. Автореферат дис. канд. филолог. / А.А. Добчинский. - М.: 1996., 32 с. . Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ / Е.Я. Дугин. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1982. - 103с. . Качкаева А. Негосударственное телевидение: проблемы и перспективы развития / А. Качкаева. // Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации: Сборник статей аспирантов ИПК - М. - 1993. - С.53-66 . Колодкин В.А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов. Дис. канд. филолог. наук / В.А. Колодкин. - Воронеж. 2005. - 183 с. . Маринович В.В. Имидж негосударственной радиостанции: опыт системного анализа. Дис. канд. филолог. наук / В.В. Маринович. - СПб., 1997. - С. 42-43. . Радиожурналистика / под ред. А.А. Шереля. - М.: Наука, 2005. - 480 с. . Раскатова Е. Р. Типологический анализ современного российского радиовещания: дисс. канд. филолог. наук: защищена 22.12.2005: утв. 26.06.2006 / Е.Р. Раскатова. - Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2005. - 179 с. . Тхагушев И.Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации / И.Н. Тхагушев. // Вестник Моск. университета. Серия Журналистика. - 1994. - №6. - С. 3-14 Интернет-ресурсы 19. Независимое радиовещание: уроки успеха. - (http://www.radiostation.ru) 20. Рейтинг радиостанций по данным Gallup Media - (<http://www.brandmedia.ru>). . Рейтинг радиостанций по данным Radio Index - (http://propel.ru/reyting/r_radio.php) . Сайт журнала «Огонек» - http://www.ogoniok.com/archive/1998/4553/18-42-45/ . Сайт «Радио России» - (www.radiorus.ru) . Сайт «Вести ФМ» - (<http://www.radiovesti.ru>) 25. Сайт Центра социальных технологий - (http://www.tgl.ru)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|