Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типологический анализ радиостанции «Радио России»




В первой главе данной работы мы исследовали различные научные подходы к типологическому анализу радиостанций и изучили историю развития «Радио России» и «Вести FM». Во второй главе мы произведем практический типологический анализ государственных радиостанций «Радио России» и «Вести FM», сравнительный анализ их характеристик и выявим типологические особенности каждой из них.

Первой подвергнем анализу деятельность радиостанции «Радио России», которая вещает на всю страну с 10 декабря 1990 года. Начнем типологический анализ по системе, предложенной Е.Р. Раскатовой, с анализа радиостанции по типоформирующим признакам.

Как мы помним из теории вопроса, типоформирующие (типообразующие) признаки - это основной вид типологических признаков, непосредственно влияющих на возникновение, развитие и трансформацию типа радиостанции. К разряду типоформирующих (типообразующих) признаковотносятся цель вещания радиостанции, ее аудитория и форма собственности. Рассмотрим подробнее силу влияния каждого из названных факторов.

По цели вещания «Радио России» относится к группе радиостанций, ставящих перед собой преимущественно общественно-политические цели и входит в подгруппу официальных радиостанций. Позицию «Радио России» мы определяем именно так, поскольку данная радиостанция выражает точку зрения органов государственного управления и прямо заявляет об этом в своем лозунге: «Радио России» - официальная государственная радиостанция».

По признаку аудитории «Радио России» является массовой радиостанцией. Это обусловлено мощной сетью распространения радиосигнала - 1100 передатчиков. Помимо «первой кнопки» проводного вещания, программы «Радио России» звучат во всех регионах на длинных волнах (ДВ - 1149 м или 261 кГц), средних (СВ - 343,6 м или 873 кГц), ультракоротких (УКВ - 66,44 МГц в Москве; УКВ - 66,3 МГц в Санкт-Петербурге), а также в интернете на собственном сайте радиостанции (www.radiorus.ru <http://www.radiorus.ru>). Техническую возможность принимать «Радио России» имеют 143 миллиона человек в России и более 50 миллионов человек в сопредельных государствах. Имея такую потенциальную аудиторию слушателей, радиостанция просто не может иметь специализированный характер, а безусловно направлена на массовую аудиторию.

Поскольку радиостанция предназначена для всех россиян, то определять аудиторию по возрастному признаку не имеет смысла. «Радио России» производит программы для всех возрастов: детские, молодежные, взрослые.

Стоит отметить, что широкая сеть вещания и разновозрастная подборка эфирных программ свидетельствует лишь о широчайшей потенциальной аудитории. И именно о ней мы ведем речь, когда говорим об аудитории, на которую ориентирована радиостанция. Реальную аудиторию «Радио России» мы сможем оценить при анализе радиостанции по формальному признаку «объем аудитории». Такой анализ будет произведен ниже.

По форме собственности «Радио России» является государственной радиостанцией, входит в медиахолдинг Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), финансируется из федерального бюджета и, следовательно, входит в подгруппу общегосударственных радиостанций.

Проанализировав типоформирующие признаки, мы переходим к следующему этапу исследования - анализу вторичных типологических признаков, которые характеризуют тип радиостанции в зависимости от типоформирующих признаков. Согласно теории вопроса в эту группу входят следующие признаки: формат радиостанции, содержательно-тематическая направленность вещания и жанровая политика.

По форматному признаку, как мы помним из теории, радиостанции можно делить двояко. По степени строгости форматных рамок «Радио России» относится к группе широкоформатных радиостанций, поскольку не придерживается строго одного музыкального или информационного направления. В рамках одной радиостанции «Радио России» некогда даже существовало несколько каналов: «Четыре четверти» (для продвинутой молодежи), «Русский BBC» (рассчитанный на взрослую высокообразованную аудиторию) и другие.

По насыщению же эфира радиостанция «Радио России» относится к группе информационно-разговорных радиостанций. Такой вывод мы делаем, поскольку множество своих передач «Радио России» делит на следующие классы: ток-шоу, интервью, музыкальные программы, познавательные, литературно-театральные, духовно-философские, развлекательные, спортивные и радиотеатр - и большую их часть составляют именно передачи информационные, затем - разговорные и в меньшей степени - музыкальные.

Содержательно-тематическая направленность вещания определяет, о чем именно будет вещать данная радиостанция. По этому признаку радиостанции можно разделить на универсальные (охватывают в своих передачах все сферы жизни страны) и специализированные (освещают довольно узкий круг тем из определенной области знания). Поскольку «Радио России» является массовым радио, соответственно оно придерживается концепции универсальности при выборе тем. 174 собственных программы «Радио России» (это очень много по сравнению с другими радиостанциями) позволяют удовлетворить интерес всех возрастных категорий слушателей в том числе за счет широкого охвата тем. Содержательно-тематическую направленность «Радио России» можно характеризовать как «всем обо всем». И единственной (хотя и весьма жесткой) рамкой при выборе позиции, с которой освещается та или иная тема, остается мнение учредителя, то есть государственной власти. Говоря обо всем, «Радио России» обязано вещать позицию своего учредителя. Это приводит к тому, что некоторые социально-значимые вопросы освещаются позитивнее, чем дела обстоят на самом деле, а некоторые темы не освещаются вовсе. Так, например, 2 ноября 2012 года в эфире радиостанции «Радио России» мы слышим новость о том, что мигранты просят отменить русский марш или хотя бы перенести его на другое число. А 4 ноября 2012 года (в день марша) сообщения о том, что русский марш все-таки прошел и собрал под своей эгидой несколько тысяч человек, в эфир не проходят. Однако некая цензура со стороны власти не приводит к полному искажению информационной картины действительности. Так, например, при всей неугодности темы, «Радио России» весьма подробно освещает деятельность оппозиции и даже анонсирует противоправительственные митинги.

Столь широкая содержательно-тематическая направленность радиостанции предопределяет и жанровую палитру ее вещания. На «Радио России» широко представлены все три группы жанров: информационные, аналитические и документально-художественные.

Так, например, к информационным - безусловно, относится программа «Вести». Каждый день, каждый час, первые 10 минут, в эфире «РР» звучат информационные выпуски, в которых рассказывается о наиболее значимых событиях в стране и за рубежом. Помимо материалов информационных агентств в выпусках программы «Вести» звучат репортажи корреспондентов «Радио России». Так же информационные жанры в эфире «Радио России» представляет программа «Адреса милосердия», в которой даются адреса различных благотворительных фондов, центров, сообществ, куда могут обратиться нуждающиеся россияне. Еще одним представителем информационных жанров в эфире служит программа «Взлетная полоса», состоящая из коротких новостей, прогнозов погоды, обзоров газет, тематических рубрик, оперативных сюжетов и репортажей. Выходит в эфир и множество других сугубо информационных программ.

Аналитические жанры так же широко представлены на «Радио России». Причем аналитика осуществляется по широкому спектру тем. Например, программа «Богач, бедняк, благотворитель» рассуждает о проблемах и перспективах развития благотворительности в России, программа «Вольный слушатель» - это разговор о литературе, языке и превратностях судьбы, программа «Обозреватель» представляет собой аналитический журнал, программа «Шинель» анализирует проблемы вооруженных сил Российской Федерации, приглашая в студию высокопоставленных гостей из военных ведомств и давая слушателям возможность напрямую задать им вопрос по телефону. Есть и еще множество программ на «Радио России», выполненных в аналитических жанрах.

Художественно-публицистическая палитра на «Радио России» представлена не менее широко. В эфир регулярно выходят программы «Три сюжета с предисловием» (литературно-музыкальная программа Александра Кукеса), «По обе стороны рампы» (рецензии на театральные премьеры от актеров, режиссеров и зрителей), «Причалы» (программа-победитель конкурса «Радиомания» в номинации «Публицистика», посвященная страницам великой книги под названием «Русская цивилизация»), «Длина тормозного пути» (Радиоигра для детей в прямом эфире), «Живой детектив» с Татьяной Устиновой» (попытка создания с помощью радиослушателей детективного рассказа в прямом эфире), «Игорный дом» (инсценированные страницы отечественной юмористики), «Радиосериалы» (чтение и постановки российской и зарубежной классики, детективов, фантастики в исполнении ведущих актеров) и др.

Основываясь на том, что в эфире «РР» активно используются все группы жанров: и информационные, и аналитические, и публицистические - мы делаем вывод о том, что по признаку жанра «Радио Россия» является универсальной радиостанцией.

Проанализировав вторичные типологические признаки - переходим к признакам формальным. Это признаки, которые характеризуют тип издания с помощью измеряемых параметров, зависящих от типа издания, типоформирующих и вторичных признаков. Для радиостанций измеряемыми являются объем аудитории, объем вещания за определенный промежуток времени, территория вещания.

Объем аудитории «Радио России» по результатам исследования компании Radio Index весьма внушительный. Среднее количество слушателей в усредненном 15-минутном интервале (AQH '000) - 100, 9 тыс. человек. Среднее количество слушателей в усредненном 15-минутном интервале в процентах от заданной целевой группы (AQH %) - 0,97%. Накопленное суточное количество слушателей радиостанции (Reach Daily '000) -- 560,5 тысяч человек. Накопленное суточное количество слушателей в процентах от заданной целевой группы (Reach Daily %) - 5,4%. Накопленное количество слушателей в течение недели (Reach Weekly '000) -- 1 млн 145 тыс 300 человек. Накопленное количество слушателей в течение недели в процентах от заданной целевой группы (Reach Weekly %) -- 11%. Суточная продолжительность прослушивания (TSL Daily) - 194 минуты. Продолжительность прослушивания в течение недели (TSL Weekly) -- 666 минут. радиостанция вещание информационный аудитория

Объем вещания принято измерять в количестве часов вещания в течение суток, недели, месяца или года. «Радио России» вещает круглые сутки. Однако по признаку объема вещания она относится к группе радиостанций, вещающих более 24 часов в сутки. Поскольку «Радио России» вещает по часовым поясам (Дальний Восток, Сибирь-Урал, Центр), это порождает ситуацию, когда в разных часовых поясах одновременно идут разные программы, что дает «РР» вещание более 24 часов.

По территории вещания «Радио России» относится к группе всероссийских радиостанций, поскольку она передает сигнал по всем проводным приемникам, а также имеет свою частоту вовсех диапазонах.Сеть распространения радиосигнала «РР» - 1100 передатчиков, трансляция на длинных волнах (ДВ - 1149 м или 261 кГц), средних (СВ - 343,6 м или 873 кГц), ультракоротких (УКВ - 66,44 МГц в Москве; УКВ - 66,3 МГц в Санкт-Петербурге), а также в интернете на собственном сайте радиостанции (www.radiorus.ru <http://www.radiorus.ru>).

Итак, «Радио России» является государственной массовой общественно-политической радиостанцией, относится к группе широкоформатных информационно-разговорных радиостанций с универсальной содержательно-тематической моделью, использующих всю жанровую палитру, и вещает по всей стране 24 часа в сутки для фактической более чем миллионной еженедельной аудитории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...