Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Этап социологического исследования




ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ (Вариант 2)

Время проведения: сентябрь. Форма проведения: встреча. Продолжительность: 1-1, 5 часа.

Цели: формирование активной педагогической позиции родите­лей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность»; вовлечение роди­телей в процесс воспитания своих детей.

План проведения

1. Вступительное слово (введение в проблему).

2. Самостоятельное определение родителями готовности ребен­ка к школе «А вам пора в школу? ».

3. Выступление врача-педиатра «О вопросах здоровья».

4. Полезные советы и рекомендации. Памятка «Что должен уметь ребенок к 1 сентября? ».

5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Оформление памяток «Рекомендации родителям» (приложе­ние В), «Что должен уметь ребенок к 1 сентября? », «Мудрые советы».

2. Оформление компонентов готовности ребенка к школе.

3. Организация выставок методической литературы и дидакти­ческих игр по теме собрания.

4. Подготовка Карты развития ребенка (на этом собрании роди­телей знакомят с ее формой) (приложение А).

5. Разработка проекта решения родительского собрания на за­седании родительского комитета.

П. Вступительное слово ведущего

Ведущий. Тема родительского собрания «Школьная готов­ность» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе. Психолого-педагогический феномен «готовность ребенка к школе» склады­вается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной, специальной.

(Прикрепляет на стенд листы с компонентами «готовности ре­бенка к школе». )

III. Этап социологического исследования

Ведущий. С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены - он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширить круг общения, у них складывается определенный уровень притязаний и даже ам­биций. Главное - у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми.

Уважаемые родители! Попробуйте сами определить, готов ли ваш малыш стать первоклассником. А вам пора в школу?

(Далее следует выступление психолога дошкольного учрежде­ния или старшего воспитателя (приложение Б), а родители анализи­руют и делают выводы. )

IV. Этап педагогического всеобуча

Ведущий. Современная специальная литература дает нам множество советов - как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т. д. Нам кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о душевной, психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка.

Год за годом мы все больше убеждаемся в том, что многие дети вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые - и очень хорошо, если бы... хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины и помочь ребенку хотеть учиться - вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немалого душевного участия и труда.

Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат или сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шес­тилетний мальчик говорит: «Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку». От этих слов до прямого нежелания учиться - ровно полшага. Не столь уж редко и взрослые из самых благих убеждений запугивают ребенка: «Ну, что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу - там учительница научит тебя сидеть смирно! ». Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изо­бражая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью.

Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облег­ченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело - с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонно­сти, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чу­жим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

- Яхочу задать вопрос вам, дорогие родители: как вы думаете, что же должен уметь ребенок к 1 сентября?

(Следуют ответы родителей, ведущий выслушивает и обоб­щает их. )

Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно разде­ваться и одеваться.

Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязатель­ным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня - поправить прическу, почистить костюм.

Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как - со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уваже­нием, ведь это его друзья.

Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни В. Шаинского, Ю. Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспе­вается добро, дружба, честность, порядочность.

Чтобы адаптация к школе прошла безболезненно, мы рекомен­дуем перед школой посещать курсы для будущих первоклассников. Ребятам надо знать, как обратиться к учителю, как ответить на во­прос, научите своих детей здороваться и прощаться, говорить «спа­сибо» и «пожалуйста». Обучение можно проводить и дома в игровой форме. Например: «Мама дома - просто мама, добрая и ласковая, а на работе она - врач, бухгалтер и поэтому становится там другой -строгой, деловой, собранной. У тебя теперь тоже новая роль - роль школьника, и вести себя надо соответственно».

До сих пор школа не требует специальных знаний - умения читать, писать. Порой эти знания в определенном смысле вредны: ребенок, который пришел в школу слишком «умным», будет скучать на уроках. Для 1 класса норма - счет в пределах 10, понятия боль­ше - меньше, этого вполне достаточно. А вот знания предметные, зрительные - как выглядит мир, животные, растения - должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают ро­дители, но и как их зовут.

Но если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации. (Родителям раздаются памятки «Рекомендации родителям» (приложение В). )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...