Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное страхование в РС (Я) и основные направление его реформирования




 

На примере трех внебюджетных фондов - Фонда обязательного медицинского страхования, государственного фонда занятости и Департамента пенсионной службы - проведен анализ системы социального страхования в РС (Я).

В РС (Я) средний размер пенсий составляет в январе 1994г. 139% от величины прожиточного минимума пенсионера, а к сентябрю 1995г. Этот показатель упал до 84%. В тоже время отношение средней пенсии к средней зарплате практически не меняется и колеблется в пределах 30-32%.

В РС (Я) положение Департамента пенсионной службы более благополучно чем в России. Практически нет недобора страховых выплат, а план сборов за 9 мес. 1995г. Выполнен на 103%.

Расходы по доставке пенсии составляет 1.9-2.8% против российских 7.9%. Растет доля доходов от возмещения свободных средств 2.2% - 1994г., 3.2% - 9мес. 1995г. В России эта цифра составляет всего 0,19%. В тоже время в расходах постоянно увеличивается доля на содержание аппарата - в 1993г. Она составляет 0.5%, 1994г., - 2.5%, 1995г. - 2.8%, а на 1996г., уже 4.2%. В структуре расходов Департамента пенсионной службы РС(Я) ожидается скачкообразный рост выплат пенсий в 1995г, планированная 70.7% фактически на 1995г., 71.1%, а план 1996г. - 87.6%.

Государственная политика в области пенсионного обеспечения существенным образом менялась за последние 3 года, и в этих изменениях прослеживалась продуманная стратегическая линия. Тем не менее многократные изменения по отсрочке платежей в страховые фонды в результате неплатежей зарплаты в значительной мере "работали" на снижение надежности государственного пенсионного обеспечения.

Структура бюджета ГФЗ Республики Саха(Якутия) в основном идентична Российской в своей доходной части. Растет доля иных поступлений (возврат финансовых средств и процент за предоставление средств под создание и сохранение рабочих мест), с 4,7% в 1994 г., возросла до 9,5% в 1995 г. и, в плане 1996г. до 16,9%. Средства используются более полно год от года. Доля переходящего остатка в структуре доходов падает от 11,3% до 3,8%. Остаток средств на конец года в 1994г. составлял 18,2% от всех полученных доходов, а в 1996 г. эта цифра составит 1,3% что подтверждает рост использования имеющихся средств.

В расходной части доля активной политики занятости увеличивается с 48,6% в 1994 г., 55% в 1995г. и 58,8% в 1996г. Структура программ активной политики занятости с годами не меняется: 60% затрат - на сохранение и создание новых рабочих мест, 33% - на профобучение, выплату стипендий и содержание учебных центров.

В Республике Саха (Якутия) программа материальной поддержки безработных в расходах ГФЗ занимает от 7,1% в 1994г. до 19,5 -17,1% в 1995 г.- 1996 г., против российских 37,2%, что означает использование средств по прямым задачам фонда в значительно меньшей степени. Причем на выплату пособий по безработице и материальной помощи безработным и членам их семей из этой суммы тратится в среднем 57%, на возмещение затрат Пенсионному фонду в связи с досрочным выходом на пенсию безработных 11%. Оставшиеся 32% уходят на выплаты, связанные с массовым высвобождением работающих согласно постановлениям и распоряжениям Правительства Республики Саха(Якутия), то есть волевым порядком.

Можно отметить благоприятную тенденцию постоянного снижения затрат на содержание органов служб занятости: 19,2% - 1994г., 11,6 % - 9 месяцев 1995г. и 10,4 % в планируемом 1996г.

В Республике Саха (Якутия) средний размер пособия по безработице постоянно ниже прожиточного минимума трудоспособного, что свидетельствует о необходимости повышения среднего размера пособий безработных.

В Республике Саха(Якутия) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования начал свою работу с 1994г. Структура его бюджета значительно меняется от 1994 до 1996г. В доходной части растет доля поступлений от капитализации средств от 2,8% в 1994г. до 7,3% (план) в 1996г., за девять месяцев 1995г. эта доля составила 16,4% всех доходов.

В расходной части в 1996г. финансирование лечения займет 85,7% против 31% в 1994г. и 65,1% в 1995г., что свидетельствует о том, что от года к году Территориальный фонд обязательного медицинского страхования все более соответствует своему прямому назначению. Средства больше хранятся на депозитах, как в 1994 году - 62%, а используются в 1996г., страховой запас составит 10,9% расходов. В отличии от России средства на содержание исполнительней дирекции вместе с бюро лицензирования и аккредитации составляют всего 3%, что вполне приемлемо. В 1996г. введение обязательного медицинского страхования будет проводится по трем направлениям - гинекология, терапия, хирургия. Остальные отрасли не прошли лицензирования и аккредитации из за недостаточной материальной базы.

Представляется, что первоочередными мерами в области реформирования социального страхования, которые могли бы реализовываться в рамках социальной политики, являются следующие.

6. Изменение правового статуса органов страхования. Распоряжаться фондами должны страховые организации под строгим контролем соответствующих государственных органов (правительство, парламент и т.д.), страхователей (работодателей), застрахованных (работников).

7. Создание системы страхования от несчастных случаев на производстве, основанной на определении уровня профессионального риска повреждения здоровья (из-за производственного травматизма и профессиональных заболеваний). Страховые взносы должны быть гибкими (ориентировочно от 1 до 10%) и финансироваться за счет средств работодателей. Такой подход применяется в большинстве развитых стран, он оправдал себя и служит важнейшим экономическим стимулом для улучшения условий, охраны и гигиены труда.

Установление зависимости между объемом финансового обеспечения профессиональных и региональных (досрочных) пенсий, а также пенсий за выслугу лет, и числом работников, пользующихся этим правом. Взносы работодателей и государства должны определяться критериями профессионального риска повреждения здоровья из-за объективных и неизменных факторов (шахтеры, работающие на Крайнем Севере) и субъективных факторов (устаревшие технологии и вредные условия труда). В первом случае (объективные факторы) финансовую нагрузку несет государство, во втором - работодатели.

1. Создание единого страхового банка для всех видов внебюджетных страховых фондов.

2. Проблемы социальной защиты, носящие межотраслевой и межрегиональный характер (создание крупных центров реабилитации, организация производства протезной техники, проведение научно-исследовательских работ и т.д.), видимо следует решать в рамках соответствующих республиканских целевых программ и из средств внебюджетных фондов.

3. Для удобства получения финансовых отчислений и выплат сумм застрахованным целесообразно организовать совместные региональные кассы сбора средств и выплат (как правило, для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, пенсионеров и т.д.). Работа по начислению и выплате пособий на предприятиях (в организациях) возлагается на администрацию за соответствующую плату из указанных фондов. При этом за региональными, профессиональными и республиканскими отделениями фондов целесообразно закрепить право бесспорного взимания задолженности по взносам на социальное страхование, а также по средствам, израсходованным в нарушение действующего законодательства.

4. Организация социальных судов для решения спорных вопросов в области социального страхования между субъектами страхования.

5. Меры по совершенствованию отдельных видов социального страхования необходимо осуществлять поэтапно, в тесной взаимоувязке с социальной и экономической политикой России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...