Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренний и внешний контроль.




Предмет и метод финансово-хозяйственного контроля (ФХД)

Предметом ФХД - отслеживание и выявление соответствия фактического со­стояния экономического производства установленному порядку его организации и государственного регулирования. Объект - юридические и физические лица, деятельность которых связана с использованием государственных ресурсов. Контролю подвергаются отдельные хозяйственные средства и процессы, со­вокупность которых характеризует производственную и хозяй­ственно-финансовую деятельность организаций, а также отдель­ных должностных лиц за определенный период.

Метод ФХК - совокупность приемов и способов, обеспечивающих выявление соответствия фактичес­кого состояния производства установленному порядку его организации и регулирования. Общенаучные методические приемы включают анализ и син­тез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстраги­рование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Существует четыре метода контроля. Метод предварительного контроля используется до начала хозяйственной операции (задача-выяснении целесообразности самого действия в целях предупреждения неверных или необоснованных действий). метод направляющего контроля — в течение всего хода операции (в ходе контроля происходит непрерывное изм и оценка состояния контролируемого объекта, а последнее корректирующее действие осуществляется уже перед самым последним моментом завершения целеустремленного действия), метод фильтрующего контроля к определенной дате в ходе хозяйственной операции(результат – действие остановлено или продолжено), метод последующего контроля — после завершения операции (сравнение результата с нормами контроля).

Основные принципы контроля финансового хозяйственной деятельности организации.

Это исходные положения на основе которых происходит организация контроля и его проведение. Считается, что контроль будет эффективным, если система контроля удовлетворяет базовым принципам. Контроль –неотъемлемая часть системы управления. Цели К: выявить отклонения от стандартов и принципов законности, причины снижения эффективности и неэконом расхода ресурсов, привлечь виновных к ответственности и получить компенсацию.

Базовые принципы: Законность (уполномоченным органом); Независимость (контролера и контролируемого. Нельзя проверить самого себя); Объективность (исп методы обеспечивают объективную оценку, нет субъективных выводов); Неотвратимость применения мер воздействия к нарушителю (адекватность наказания, а том числе чтобы предупредить преступл в буд); Превенция (меры предотвращения повторных нарушений. 2 вида: общая, цель кот оказать влияние на потенциально неустойчвых людей., и специальная – меры принимаемые к преступникам); Гласность (обнародование результатов контроля и методов наказания)

Дополнительные принципы: Бессарабов (наделение контрольных органов соотв полномочиями. Между ними должны быть четко определены функции и обмен информации. Скоординированность контролирующих органов.); Тихомиров (принцип экономичности; сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны); Бурцев (принцип ответственности (Контролёры несут ответственность за свои действия); сбалансированности (сбалансированности различных систем контроля с целью добиться наибольшей эффективности); системности (построение упорядоченной системы контролирующего органа с целью избежать дублированного контроля и установления перекрестного контроля)); Сарехов (принцип подконтрольности контрольных ревизионных органов, т.е. контроллер тоже контролируется: иерархия (начальник), перекрестный (сами друг друга).

 

 

3. Основные способы и приемы контроля экономической деятельности организации.

Методы К - приемы и способы его осуществления М. Могут быть: Общенаучные (анализ(раскладывает), синтез (объединяет), индукция, дедукция, аналогия, моделирование, конкретизация, системный анализ). Конкретные – стратегические приемы, которые можно разделить на 4 обобщенные группы:

Органолептические – основанные на получении информации от органов чувств (инвентаризация, визуальное наблюдение, экспертная оценка, устный опрос). Экспертиза – привлечение к контролю доп специалиста, который обладает навыками или знаниями, которыми не обладает сам контролер. Устный опрос –получение сведений непосредственно от работников контролируемой организации и ряда др лиц для получ инф-ии не содержащейся в документах. Результаты оформляются протоколом опроса, но данные сведения менее достоверны.

Расчетно-аналитические. Для опр величины ущерба или для выявления нарушения путем сравнения цифровой информации из разных документов. Позв спланировать проверку. Расч –анал – метода эк анализа (факторный анализ, расчет средних величин, относительных величин, сравнение, группировка и др), так же контроль использует методы и приемы статистики (расчет индексов, трендов, корреляции и т.п.), методы эвристического анализа. Последний анализ предполагает использование методов, которые не являются на 100% надежными, поэтому есть вероятность недостоверности результата (но просты в расчете). Документальные методы. Направления: информационное моделирование (постр условной модели для опр потенц нарушений, зачастую связано с прав регулир участка деят, выявл слабого звена в документообороте) исследование документов. Включает формальную проверку (полнота заполения и соответствие реквизитов), Арифметическую проверку(пересчет итогов), проверка по существу (законности), встречная проверка (направление запросов контрагентам), прослеживание (последовательное изучение всех оформ документов, связ с опер), хронологическая проверка (собл последовательности), логическая проверка (проверка логики совершения операции).

Методы связанные с обобщением и реализацией результатов контроля. Цель - обобщение выявленные нарушения, выявление виновников и разработка мер по пресечению. К методам относят Выявление и группировка недостатков и нарушений по центрам ответственности, по периодам, виновным лицам и т.д, Аналитическая группировка, Следственно юридическое обоснование (получение объяснений от должностных лиц), Систематизированное изложение недостатков, их причин и виновников в актах, служебных записках или иных документах, оформляемых по результатам контроля, Выработка рекомендаций и принятие управленческих решений по результатам контроля, Контроль за выполнением принятых решений.

Внутренний и внешний контроль.

По отношению контролирующего субъекта к контролирующему объекту выделяют: внешний и внутренний контроль. При внешнем контроле субъект и объект - разные системы, при внутреннем- одной системы. Деление на внешний и внутренний условное, всё зависит от выбора системы.

Цель внешнего контроля - защита интересов граждан, организаций, государства или общества в целом от возможных негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения установленных правил осуществления той или иной деятельности или невыполнения обязанности, возложенных на субъекта общественных отношений.

Целью внутреннего контроля считается обеспечение надлежащего функционирования подконтрольной организации, при этом задачами внутреннего контроля являются выявление резервов повышения эффективности и обеспечение сохранности имущества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...