Культурология. Культура как предмет изучения. Сущностные характеристики.. Этапы становления Культурологического знания. Структкра культурологии. Структура культурологии.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Культурология. Вопрос 1. Культура как предмет изучения. Сущностные характеристики..
Культурология- гуманитарная наука о сущности и закономерностях культуры. Культура существовала в неотрефлексированном виде с древнейших времен. Уже в античной Греции философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению с образом жизни животных, о развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей в цивилизованном обществе и в «варварских» племенах. Древнегреческие мыслители не пользовались термином «культура», но придавали близкий к нему смысл греческому слову «пайдейя» (от греч. pais – ребенок) - воспитание, образование, просвещение. Греки создали уникальную систему образования, дополнив ее понятиями «мусейя» (от 9-ти муз – покровительниц искусств и наук) и «калокагатия» (под которой понималось физическое совершенство человека: греки полагали, что если дух – это истинное сокровище, то оно должно иметь достойную оправу в виде развитого и одухотворенного тела). В этой системе формировался человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. Характеристики культуры . Культурная деятельность – это деятельность по созданию нового, того, чего не имелось в природе и что не могло бы возникнуть без усилий человека. Культурная деятельность характеризуется творческим, созидательным и свободным началами 1. Свобода- Это не слепой, подчиняющийся жесткой необходимости, а целенаправленный, сознательный и свободно ориентированный процесс, предполагающий столь же свободный выбор средств своего осуществления. Вне свободы нет культурного творчества, в этом смысле она является сущностной характеристикой культуры.
2. Творчество-Творческое начало в человеческой деятельности представляет собой социокультурный механизм переработки и создания новых смыслов. Их овеществление ведет к созданию все более высоких в духовно-ценностном отношении предметов культуры. 3. Созядательность- т. е. направлена на создание предметов. В противном случае она имела бы эфемерный характер или попросту была бы невозможной. Предметы культуры могут быть лишены природных оснований, т. е. обладать только духовной сущностью, либо иметь вид материального образования - вещей.
4. Продуктивность- Культура имеет результат, удовлетворяющий духовным и материальным потребностям.
а также продуктивностью (культурная деятельность предметна по своей сути, т. е. направлена на создание предметов). Кроме того, к основным критериям культурной деятельности человека относят смыслополагание, коммуникативность, регламентированность.
5. Смыслополагание означает, что человеческие поступки наделяются определенным смыслом, значением, и именно поэтому любая культурная деятельность носит осмысленный характер.
6. Коммуникативность предполагает, что деятельность субъекта всегда имеет адресата, который откликнется на обращенное к нему действие.
7. Регламентированность - это конкретные формы культурной деятельности, создаваемые обществом в процессе культурного контакта.
Вопрос 2. Этапы становления Культурологического знания. Структкра культурологии. Структура культурологии. В начале 20 в. немецкий ученый и философ Вильгельм Оствальд в книге «Система наук» предлагает для обозначения учения о культуре термин «культурология». Сам термин «культурология» активно использовался американским исследователем Лесли Уайтом (1900-1975) в работе «Наука о культуре» (1949), где он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Постепенно этот термин вошел в научный обиход гуманитарных наук. Таким образом, становление культурологии включает:
- донаучный этап (с античности до 17 в. );
- научно-исторический этап (до сер. 19 в. );
- научно-философский этап (с сер. 19 в. ).
Структура культурологии:
Культурология как комплексная гуманитарная наука или как комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре, включает в себя:
1) общую теорию культуры (философию культуры). Философия культуры является умственной сферой, в которой фиксируется результат философского интереса к культуре, итог ее философской интерпретации. Если культурология изучает культуру всеми доступными ей методами, то философия дает нам понимание культуры. Только с философских позиций можно осмыслить культуру в целостности, во всем многообразии способов ее бытия, увидеть наиболее фундаментальные основания культуры.
2) историю культуры. История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, анализирует и обобщает фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры.
3) историю культурологических учений. Она важна как источник сведений о процессе развития знаний о культуре, помогает оценить сегодняшнее состояние культурологической науки, выявить тенденции ее дальнейшего развития.
4) социологию культуры. Она исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, динамику культурных изменений, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп, как отдельных составляющих общества; осуществляет культурный анализ деятельности различных социальных институтов.
5) культурную антропологию, которая изучает традиции, обряды, верования и уклад жизни традиционных обществ с целью исследования эволюционных механизмов развития культуры. В рамках культурной антропологии исследуется процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде, становление духовного мира личности, важнейшие моменты социализации и инкультурации человека.
6) прикладную культурологию, цель которой – теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов ее исследования. Ее главное направление состоит в разработке культурной политики, а также организация и технология культурной жизни общества.
В настоящее время изучение культуры в ее разных аспектах ведет к дальнейшему росту дифференциации культурологического знания. Возникают новые направления культурологических исследований: психология культуры, культурная лингвистика, филологическая культурология, герменевтика культуры и т. д.
Вопрос 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|