Культурные ценности и их виды. Система ценностных ориентаций личности
В содержании любой культуры важное место занимают ценности. В 19 в. возникла особая философская дисциплина о ценностях – аксиология По мнению П. Сорокина именно ценность служит фундаментом всякой культуры. Во всех явлениях культуры воплощена какая-либо признанная человеком ценность, ради которой эти явления и созданы. Культурная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, существующих в каждой культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. ценность — это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения какой-либо своей потребности. Иначе говоря, ценностью является свойство, способность объекта удовлетворять человеческую потребность, а объект есть лишь носитель ценности. Ценность не может быть присуща объекту самому по себе, вне зависимости от человека. Для человека, ничего не знающего о ценности объекта, этот объект не представляет никакой ценности. Даже если объект обладает свойствами удовлетворять какую-то человеческую потребность, это еще не делает его ценностью. Надо, чтобы человек осознавал наличие в нем таких свойств. 1. Ценность связана со знанием 2. «Ценность» в культурологии не следует путать c экономическим 3. Ценность надо отличать от полезности. понятием стоимости. 4. Точно так же ценность отличается от истины Виды ценностей. Классификаций ценностей множество, и зависят они от того, что именно положено в основание классификации (т. е. критерии для выделения разных видов ценностей могут быть разными): содержание, структура, степень интенсивности распространения ценностей и т. п.
Так, например, Г. Риккерт, разделял все ценности на шесть классов: логические (в научных достижениях), эстетические (в произведениях искусства), мистические (в культах), религиозные, нравственные, личностные.
Французский аксиолог И. Гобри выделил в качестве основных четыре ценности: пользу, красоту, истину и добро.
B современной отечественной литературе по культурологии свой вариант классификации, в основании которой также содержание ценностей, предлагает Б. Ерасов: 1) витальные — жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т. д.; 2) социальные — семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.; 3) политические — гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.; 4) моральные — добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т. п.; 5) религиозные — Бог, Священное Писание, вера и пр.; 6) эстетические — красота, стиль, гармония и др.
Классификация ценностей по М. С. Кагану (Философская теория ценности. - СПб., 1997) выглядит следующим образом: 1) правовые ценности (общественный порядок, право, законопослушание); 2) политические (патриотизм, гражданственность, нац. достоинство, сословная гордость, классовая солидарность и др. ); 3) нравственные или этические (добро, благородство, справедливость, самоотверженность, бескорыстие, отзывчивость, совесть, любовь, уважение, долг и др. ); 4) религиозные (не персонифицированы, поскольку в каждой религии свое представление о ценностях); 5) эстетические (прекрасное, возвышенное, изящное, трагическое и др. ); 6) экзистенциальные (т. е. связанные с определением смысла жизни); 7) художественные (специфические для каждого вида искусства). У каждого человека, начиная c детства, образуются личные ценностные ориентации, т. е. ценностные представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более значимыми, a какие менее. Таким образом, выстраивается более или менее упорядоченная иерархическая система. Эта система обычно складывается «сама собой» — люди выстраивают ее, не задумываясь над тем, как это делается. Более того, когда она в каком-то виде сформировалась, сознательно перестроить ее очень трудно, и личность не всегда в состоянии это осуществить (хотя c возрастом некоторые изменения происходят опять же «сами собой»).
Система ценностных ориентаций личности образуется на основе господствующих в культуре ценностных представлений. Каждый индивид в силу его врожденных и приобретенных особенностей и под влиянием личных жизненных обстоятельств упорядочивает их по-своему, но социологические исследования показывают, что y социальных групп, живущих в сходных социокультурных условиях, формируются ценностные ориентации, которые имеют типичный для данной группы характер. B системе ценностных ориентаций личности следует различать финальные, инструментальные и производные ценности.
Финальные ценности — это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они ценны сами по себе, а не потому, что служат средствами для достижения каких-либо иных ценностей. Инструментальные ценности представляют собой средства и условия, необходимые для достижения и сохранения финальных ценностей. Так, красивые безделушки, изящная одежда, художественные изделия, которыми люди украшают свое жилье, могут иметь инструментальную ценность как средства, позволяющие наслаждаться красотой; занятия спортом могут обладать инструментальной ценностью как условие сохранения и укрепления здоровья — финальной ценности. Производные ценности — это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних.
Вопрос 7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|