Культурные нормы и регулятивы.
Культурные нормы и регулятивы. В культурологии норма есть устойчивое регулятивное образование. Регулятив – это правило, требование, норма или программа, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность.
Регулятивы – это информационные «блоки», содержащие предписания, запреты, разрешения и рекомендации. Суммарно посредством норм поддерживается стабильность общества и его отношений.
Во всякой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», общепринятыми, ожидаемыми, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, a второго — отклоняющимся, или девиантным (от лат. deviatio - отклонение).
Наиболее важные и «наглядные» нормы получают отражение в законах. Те нормативные установления, которые несомненно важны, но несколько размыты по своей природе (например, уважение к человеку), находят свое выражение в нравственных категориях, а также в правилах этикета. Нормы узаконены и признаны в том смысле, что поддерживаются силой традиций, обычаев, общественного мнения. Общество осуществляет социальный контроль над поведением людей, стимулируя нормативное и пресекая девиантное поведение. Главные механизмы социального контроля: общественное мнение (неформальный, неофициальный контроль) и административное управление Одной из важных черт, характеризующих культуру, является степень ее нормативности, т. е. строгость и обязательность культурных норм, регламентирующих стороны жизни людей. Функции культурных норм: 1. Социальная функция: Культурные нормы унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность их коллективных действий
2. Технологическая функция. C другой стороны, культурные нормы представляют собой процедурные правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата. Виды культурных норм: Общекультурные, групповые и ролевые нормы.
Вопрос 8. Культура и религия. Основные элементы и функции религии Проблема взаимоотношений культуры и религии достаточно сложна. Еще совсем недавно в научной литературе воспроизводилось просветительское понимание религии как чего-то стоящего «вне культуры». Сегодня начинает преобладать другая точка зрения: религия (от лат. «religare» - связывать, соединять) – полноправная часть культуры, возможно даже более важная, чем наука, искусство и философия. Религия представляет собой один из способов познания мира, основанный на вере в сверхъестественное. Уже одно только сходство между словами «культ» и «культура» позволяет говорить о смысловой близости этих понятий. У них один корень. Однако культура создается человеком. Культ же, как и религия, есть результат Откровения Бога человеку. Идея Бога – высшего духовного Существа – возникла в глубокой древности. Человек не может удовлетвориться представлением, согласно которому первоисточником всего сущего является мертвая, неодушевленная материя. Идея Бога органично входит в мировоззрение людей, даже тех, которые не получили религиозного воспитания. В Новое время, начиная с эпохи Возрождения, в Европе происходило освобождение культуры от церковного попечительства, которое особенно ускорилось благодаря Реформации. Секуляризация (от лат. «secularis» - мирской, светский) или «обмирщение» культуры было связано с ослаблением веры, расширением сферы действия науки, которая «отвоевывала» у религии одну область за другой. Основные элементы, характеризующие специфику религии как формы культуры, следующие:
1. Вера в Бога (или богов) – это главный признак любой религии. 2. Эмоциональное отношение к Богу. Сходство человека и Бога делает возможным человеческое общение с Божеством: с ним можно говорить, обращаться с молитвой, просить, убеждать. 3. Вероучение. Во всякой религии имеются священные тексты (Библия, Коран, Трипитака и др. ), в которых излагается содержание религиозного учения. 4. Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Во всех религиях от верующих требуется личное обращение к Богу с молитвами, участие в коллективных богослужениях, освящение рождения, смерти, бракосочетания. 5. Организация верующихРелигия это всегда явление коллективное. Она предполагает не только связь человека с Богом, но и связь верующих в этого Бога людей, единоверцев..
Религия выступает как фундаментальный фактор общественной жизни, выполняющий следующие основные функции:
- «душеспасительная» функция (по отношению к личности). Религия отрывает человека от повседневности. Она требует от него обращения к божественному, вечному, напоминает о высших идеалах, о том, что создан он «по образу и подобию Божьему». Она расширяет кругозор человека, возвышая его над мирскими заботами, напоминая ему, что «не хлебом единым жив человек», дает пищу для размышлений и высоких чувств. - «Духовная» функция (по отношению к культуре). Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, иерархия ценностей, на вершине которой стоит Бог. В культуре все существующее получает единое объяснение и обоснование. - «Мирская» функция (по отношению к обществу). Единая вера сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения. Поэтому религия способствует организации общественного порядка. Говоря о функциях религии по отношению к личности, культуре и обществу, следует подчеркнуть, что в этом смысле роль религии нельзя оценивать однозначно как положительную или отрицательную. Эта роль двояка.
Вопрос 9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|