Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационно семиотический подход к культуре.




Информационно семиотический подход к культуре.

Семиотика ( от греч. - знак) - наука о знаках и знаковых системах. Основателями семиотики являются американский философ и логик Чарльз Пирс, американский философ Чарльз Моррис и швейцарский филолог и антрополог Фердинанд де Соссюр, который и дал новой науке название семиотика. Русская ветвь семиотики восходит к трудам Ю. М. Лотмана, который предложил термин «семиосфера». По его мысли, это понятие должно быть отнесено к знаковому пространству, внутри которого реализуются коммуникационные процессы человечества.

Семиотика в контексте культуры изучает знаковые средства культуры и рассматривает культурные феномены как «тексты», представляющие определенный набор знаковых средств и несущие в себе различного рода информацию. Семиотика включает в себя три подчиненные ей дисциплины: а) семантику, изучающую отношения между знаками и их значениями, т. е. выявление смысла, значения, которым обладает каждый знак; б) синтактику - отношение знака к другому знаку; в) прагматику - отношение между знаками и теми, кто ими пользуется.

С информационно-семиотической точки зрения культура есть особая небиологическая форма информационного процесса, которая отлична от таковой у животных, так как имеет гораздо больше возможностей. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, - историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека.

 

Культура - это коллективный интеллект и коллективная память, т. е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых (Ю. М. Лотман). Знаки и знаковые системы представляют собой «детали» этого механизма. Чтобы разобраться в том, какова их природа и как они функционируют, рассмотрим культуру в трех аспектах: 1) как мир артефактов; 2) как мир смыслов; 3) как мир знаков.

 

1) Культура как мир артефактов понимается как созданная человеком «сверхприродная» реальность, включающая в себя продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком. Такие продукты человеческой деятельности называются артефактами (от лат. arte - искусственный и factus - сделанный). Артефакты - феномены культуры - это сделанные людьми вещи, рожденные ими мысли, найденные и используемые ими средства и способы действий, различные изменения, происходящие внутри человеческой личности, причем как физического, так и духовного характера.

 

2) Культура как мир смыслов. Артефакты обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них, как и у природных явлений, есть объективная определенность, т. е. их можно рассматривать как реальность, существующую самостоятельно и независимо от человека. С другой стороны, у них есть субъективная определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Смысл имеет все, что человек делает и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства, правила этикета, религиозные обряды, научные исследования, спорт и т. д. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении (может также в роли, функциях, статусе): ручка нужна, чтобы ею писать, автомобиль - передвигаться, мебель и посуда - удовлетворить бытовые потребности. Смысл может быть и несколько другим. Так, например, каравай хлеба на белом полотенце «говорит» нам о гостеприимстве и радушии хозяев.

 

Предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Смысл вещей существует не в них самих, а в той культуре, которая их породила, и в людях, которые освоили эту культуру. ( Напр.: бр. Стругацкие «Пикник на обочине»). Смысл той или иной вещи создается самими людьми, и через них же этим смыслом наделяется. Таким образом, можно легко объяснить, почему одна и та же вещь, явление или предмет в разных культурах наделяются неодинаковыми смыслами и значениями (так, например, кивок головой у нас означает согласие, а у болгар - отрицание).

 

3) Культура как мир знаков предполагает, что вещи, процессы, явления, несущие в себе определенный смысл, которым их наделил человек, становятся знаками. Знак - это предмет или объект, который является носителем информации о других предметах и используется для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.

 

Культура в качестве мира знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного: знак есть материальный предмет, а его значение (смысл, информация) - продукт духовной деятельности людей. Знак - своего рода «материальная оболочка» человеческих мыслей, желаний, чувств. Связь значения и знака определяет неразрывность материального и духовного аспектов культуры.

 

 

 

Вопрос 5.

Основные типы знаковых систем кудьтуры.

В каждой культуре существуют свои собственные смыслы, которыми наделяются знаки и понимание которых в большей степени доступно представителю этой культуры и в меньшей - представителям других культур.

 

Несмотря на уникальность языка каждой отдельно взятой культуры, все же в них используются одни и те же типы знаков и знаковых систем.

 

Каждая культура имеет свое семиотическое поле, в которое входит все многообразие знаковых средств, используемых в данной культуре. Основные типы знаков и знаковых систем, используемые во всех культурах, таковы:

 

- естественные;

 

- функциональные;

 

- иконические;

 

- условные (конвенциональные);

 

- вербальные (словесные);

 

- знаковые системы записи.

 

1. Естественные знаки. Это вещи и явления природы, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью какого-то целого и потому дает информацию об этом целом. Естественные знаки - это знаки-признаки. Например, дым как знак огня.

Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они выступают, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Приметы погоды, следы зверей, расположения небесных светил и т. п. могут многое сказать тому, кто способен «расшифровывать» данные знаки. Тот же, кто не может этого сделать, скорее всего, просто не воспримет их как знаки.

2. Функциональные знаки. Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе употребления его человеком. Например, обнаруженное археологом в кургане оружие - функциональный знак, свидетельствующий о том, что в кургане захоронен воин. Обстановка квартиры - комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, подбор книг на полке - знак вкуса и интересов человека. В качестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но и действия людей. Всякий студент знает: когда преподаватель водит пальцем по журналу, это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать.

3. Иконические (от греч. eicon - образ, изображение) знаки. Это знаки--образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Это знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для иконических знаков она главная и основная.

4. Конвенциональные (условные) знаки. Конвенциональные – это тоже искусственно созданные знаки. Конвенциональный знак служит обозначением предмета «по условию» - потому, что люди условились считать его знаком данного предмета. Эти знаки имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения есть лишь результат соглашения, договора. Видами конвенциональных знаков являются сигналы, индексы и символы. конические знаки создаются искусственно.

5. Вербальные знаковые системы - это естественные языки\

6. Знаковые системы записи. Особенность знаковых систем записи заключается в том, что они возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним.

 

 

Вопрос 6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...