Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность понятий «государственный контракт», «государственные нужды», «государственный заказчик»




 

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона №94-ФЗ под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственный контракт представляет собой вид гражданско-правового договора. Согласно ст. 526 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Существует ряд особенностей госконтракта, которые дают основания для рассмотрения его в качестве особого вида гражданско-правового договора, правовой режим которого характеризуется наличием публично-правовых элементов, касающихся нормативной базы, предмета, состава участников, целей, особого порядка их заключения, исполнения и ответственности сторон, контроля государственных органов за его заключением и исполнением.

Согласно п. 1 ст. 527 ГК РФ государственный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов.

В силу ст. 3 Закона №94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ (в том числе межгосударственных), а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации.

В качестве предмета потребностей, составляющих государственные нужды, закон называет такие объекты гражданских прав как товары, работы и услуги. Понятия «товар», «работа» и «услуга» не определены ни ГК РФ, ни Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), на которых основывается Закон №94-ФЗ, ни в иных актах законодательства о размещении заказов, в связи с чем представляется допустимым использовать определения указанных понятий, данные в п. п. 3 - 5 ст. 38 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения (тем более что эти определения согласуются с положениями ч. 2 ГК РФ):

товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3);

работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4);

услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5).

Следует отметить, что исходя из мнения Минэкономразвития России, предмет потребностей, составляющих государственные нужды, товарами, работами и услугами не ограничивается. В частности, в указанном письме идет речь о том, что в соответствии с требованиями Закона №94-ФЗ должно осуществляться размещение заказа на аренду объектов недвижимости.

Однако в другом письме, от 02.10.2007 г. N14902-АП/Д04, Минэкономразвития России указало, что договор аренды не может быть отнесен к договору возмездного оказания услуг, а арендные отношения - к обязательствам, опосредующим возмездное оказание услуг. С учетом этого Минэкономразвития России данным письмом сообщило, что отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, не являются предметом регулирования Закона №94-ФЗ и что госзаказчики не обязаны применять предусмотренные указанным Законом процедуры размещения заказов при заключении договоров на аренду недвижимого имущества.

Статья 4 Закона №94-ФЗ предусматривает, что государственными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета. Поэтому если учреждение уполномочено органом государственной власти РФ, органом государственной власти субъекта РФ выполнять функции госзаказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (далее - размещение заказов), оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона №94-ФЗ, за исключением случаев, когда соответствующие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (на сегодняшний день это 100 тыс. руб.).

Потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов РФ. Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 №1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя».

Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом. Правительство РФ предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

Таким образом, государственный заказчик - специально уполномоченный субъект, наделенный правами юридического лица, заключающий государственные контракты, выступает стороной государственного контракта лишь номинально, являясь по существу представителем государства в соответствующих правоотношениях. Однако действительной стороной госконтракта является государство (Российская Федерация, субъект Российской Федерации).

Исходя из вышесказанного, в качестве основных черт госконтракта, отличающих его от других гражданско-правовых договоров (поставка, купля-продажа, оказание услуг) можно выделить следующие:

особые, нормативно определенные цели государственного контракта, носящие публично-правовой характер;

одной из сторон госконтракта является государство (Российская Федерация, субъект Российской Федерации), от имени которого выступает уполномоченное лицо - государственный заказчик, действующий на основании компетенции, установленной публично-правовыми нормами;

госконтракт заключается на основе государственного заказа, формируемого государственными заказчиками в соответствии с прогнозом социально-экономического развития государства и увязанного с бюджетным законодательством;

размещение государственного заказа осуществляется одним из способов, перечисленных в Законе №94-ФЗ, если иное не предусмотрено законодательством;

обязанность госзаказчика заключить госконтракт с контрагентом, принявшим государственный заказ либо объявленным в установленном порядке победителем торгов;

наличие прерогативных (исключительных) полномочий госзаказчика в договорных отношениях с контрагентами и право последних на компенсацию убытков, понесенных в результате действий госзаказчика;

право поставщика (исполнителя) в одностороннем порядке отказаться от исполнения госконтракта при невозмещении госзаказчиком убытков, причиненных ему в связи с выполнением государственного заказа;

оплата по госконтракту осуществляется за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. При этом в применяемой казначейской схеме финансирования государственных закупок оплата продукции по государственному контракту рассматривается в качестве обязательства соответствующего бюджета;

ответственность сторон нормативно определена и носит, в ряде случаев, штрафной характер;

подробная нормативно-правовая регламентация порядка (процедуры) и сроков заключения государственных контрактов, установленная, как правило, императивными нормами ГК РФ, ФЗ-94 и другими нормативно-правовыми актами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...