Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд
Основу законодательства России о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд составляют ГК РФ и БК РФ, т.е. основные законодательные акты соответственно гражданского и бюджетного законодательства, что предопределено предметом регулирования данных отраслей законодательства. Гражданское законодательство согласно п. 1 ст. 2 ч. 1 ГК РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, интеллектуальной собственности, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Существование законодательства о размещении заказов прямо предполагают ряд норм ч. 2 Гражданского кодекса РФ: к иным законам, под которыми подразумеваются федеральные законы о размещении заказов, отсылает в п. 5 ст. 454 § 1 гл. 30 ч. 2 ГК РФ «Купля-продажа», п. 2 ст. 525 § 4 гл. 30 ч. 2 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» данного акта, определяющий положения, регулирующие отношения по поставке товаров для государственных нужд; к закону о подрядах для государственных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, отсылает ст. 768 § 5 «Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд» гл. 37 «Подряд» ч. 2 ГК РФ, посвященная правовому регулированию государственного или муниципального контракта; в свою очередь, в т.ч. и к указанной ст. 768 ч. 2 ГК РФ отсылает ст. 778 гл. 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ», посвященная правовому регулированию договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ.
Бюджетный кодекс РФ в соответствии с п. 2 ст. 1 устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. БК РФ также прямо предполагает существование законодательства о размещении заказов: согласно п. 1 ст. 72 данного Кодекса размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Однако основным нормативно-правовым актом, регулирующим размещение заказов для государственных нужд является Федеральный закон от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ. Определяя состав законодательства Российской Федерации о размещении заказов ч. 1 ст. 2 Закона №94-ФЗ устанавливает, что законодательство о размещении заказов состоит из указанного закона иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Прежде всего, необходимо отметить, что речь идет о законодательных актах только федерального уровня. Так, согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении России находятся: установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти (п. «г»), установление правовых основ единого рынка (п. «ж»), гражданское законодательство (п. «о»). В соответствии же с ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. Соответственно, с принятием Закона №94-ФЗ субъекты РФ лишены возможности правового регулирования области отношений, составляющих предмет регулирования данного Закона.
Перечень законодательных актов федерального уровня, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов, довольно обширен. Составить представление о перечне этих актов позволяет Федеральный Закон 2006 г. №19-ФЗ, которым в них внесены изменения, связанные с принятием Закона №94-ФЗ (ряд Законов содержит лишь отсылочные нормы к Закону №94-ФЗ): Федеральные законы «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», «О государственном оборонном заказе», «О государственном материальном резерве», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О защите конкуренции», «О банках и банковской деятельности», «О некоммерческих организациях» и другие. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону №94-ФЗ. Тем самым определено центральное, системообразующее место указанного в структуре законодательства о размещении заказов. Соответственно, в случае противоречия между нормой Закона №94-ФЗ и связанной с размещением заказов нормой иного федерального закона, подлежит применению Закон №94-ФЗ. Однако необходимо иметь в виду, что в ч. 3 ст. 1 указанного Закона предусмотрено изъятие из данного правила: особенности размещения государственного оборонного заказа, заказа на поставку материальных ценностей в государственный резерв могут устанавливаться иными федеральными законами (Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и Федеральный закон «О государственном материальном резерве»). В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №94-ФЗ отношения, связанные с размещением заказов, могут регулироваться нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. В силу прямого указания в данной норме Президент РФ и Правительство РФ вправе принимать такие нормативные правовые акты только в случаях, непосредственно предусмотренных законодательством о размещении заказов. Соответственно, Президент РФ и Правительство РФ ограничены в своей правотворческой деятельности по вопросам размещения заказов нормами законодательства о размещении заказов, предписывающими или разрешающими издание ими нормативных правовых актов.
Акты Президента РФ и Правительства РФ не могут противоречить законодательству о размещении заказов, прежде всего Закону №94-ФЗ. В случае противоречия между указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ и актом законодательства о размещении заказов подлежит применению данный акт законодательства. Также законом дается возможность регулирования отношений, связанных с размещением заказов, федеральному органу исполнительной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. Таким органом является Минэкономразвития России. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов, издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Однако необходимо иметь в виду, что согласно п. 2 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Норма о соотношении законодательного акта с правилами международных договоров РФ, основанная на положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стандартная: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 г. №418).
частью ее правовой системы; если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Закон №94-ФЗ был принят в целях обеспечения прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд; стимулирования добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств; устранения возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок. С момента вступления в силу Закона №94-ФЗ в него постоянно вносились и продолжают вноситься изменения, цель которых - урегулировать отношения и разрешить многие проблемные моменты в сфере размещения заказа. Однако несмотря на отдельные положительные аспекты принятых изменений, остается немало нерешенных, спорных вопросов, которые приходится решать заказчику в целях неукоснительного соблюдения требований законодательства, поскольку установлены жесткие нормы административной ответственности за нарушения в данной сфере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|