Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведение ревизии на объекте




По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной группы

должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право

проведения ревизии. После этого производится инвентаризация кассы. При

отсутствии кассира помещение кассы опечатывается. В необходимых случаях

проводится инвентаризация товарно-материальных ценностей.

Руководитель ревизуемого предприятия обязан предоставить ревизорам рабочее

помещение, транспорт.

Руководитель ревизуемого предприятия издает распоряжение, согласно

которому работники обязаны содействовать проведению ревизии.

При проведении комплексной ревизии руководитель предприятия обязан созвать

совещание с руководителями отделов, служб и структурных подразделений, на

котором руководитель ревизионной группы представляет всех ее членов,

сообщает о цели и задачах ревизии.

Ревизор должен оповестить работников ревизуемого предприятия о начавшейся

ревизии и ее сроках.

Ревизорам необходимо ознакомиться со структурой управления организацией,

данные о которой могут содержаться в приказах по основной деятельности или в

документах совета директоров. Изучая структуру управления, необходимо понять

общую систему субординации в организации, взаимодействие ее учетного и

финансового отдела, службы сбыта и снабжения, роль коллегиальных органов

управления (совета директоров, правления и др.)

В ходе предварительного знакомства следует уяснить систему

документооборота. Для этого требуется просмотреть номенклатуру дел, в которой

представлена информация о содержании документов, накапливающихся в

отделах организации. Необходимо проанализировать порядок создания,

регистрации и доведения до исполнителей распорядительных документов

(приказов, распоряжений). Следует ксерокопировать приказы о создании

инвентаризационных, ревизионных комиссий, приказы с образцами подписей

материально ответственных лиц, распорядителей денежных ресурсов.

Во время знакомства с организацией необходимо выяснить, какие

контролирующие службы у нее созданы (ревизионная комиссия, отдел ревизии и

анализа, отдел внутреннего аудита и пр.).

Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование

ревизуемого предприятия. В ходе предварительного обследования организации

ревизор должен вникнуть в технологию работы, территориальное расположение

мест хранения и отгрузки материальных ценностей.

Обследование позволяет ревизору установить недостатки в работе

предприятия и отдельных его служб, в хранении и использовании оборудования,

техники, материальных ценностей и других объектов контроля. Во время обследования

предприятия руководитель ревизионной группы должен решить, где и какие товарно-

материальные ценности следует подвергнуть контрольной инвентаризации.

Контрольные инвентаризации проводятся, как правило, вначале ревизии, но они

могут применяться и в ходе ее осуществления, когда выявляются нарушения,

недостачи или расхождения в документальных данных.

До начала проведения документальной ревизии следует ознакомиться с

состоянием бухгалтерского учета. Если имеется отставание в учете, то руководитель

ревизионной группы совместно с руководителем и главным бухгалтером

ревизуемого предприятия должен наметить мероприятия по его ликвидации. При

отсутствии или запущенности бухгалтерского учета руководителем ревизионной

группы составляется об этом акт и докладывается руководителю контрольно-

ревизионного органа. Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет

руководителю ревизуемой организации и в вышестоящую организацию либо

органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой

организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета.

Ревизия проводится после восстановления бухгалтерского учета.

Во многих организациях бухгалтерия создана по одному принципу: в ней

выделяются отделы реализации, материальный, производственный, расчетный. В

отделе реализации накапливаются сведения о готовой продукции организации, ее

поступлении из подразделений (цехов) и отгрузке покупателям. В материальном

отделе собираются данные о закупках сырья и материалов, их движении. В

производственном отделе – сведения о затратах на производство, фактические

калькуляции. В расчетном отделе определяются размеры заработной платы,

начислений и удержаний. Важно установить, в каком отделе ведутся расчеты по

кассе, расчетному и валютному счетам, ценным бумагам, в том числе векселям,

кто и как оформляет взаимозачеты.

Также необходимо выслать всем поставщикам и покупателям, прочим дебиторам

и кредиторам извещения о проводимой ревизии с просьбой сообщить о состоянии

расчетов и имеющихся претензиях к ревизуемому предприятию.

После проведения подготовительной организационной работы на предприятии

ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются

способы и приемы документального и фактического контроля.

При проведении комплексных ревизий производственной и финансово-

хозяйственной деятельности предприятий проверяются:

1) обоснованность расчетов для определения объемных показателей работы

предприятий, фондов заработной платы, уровня себестоимости продукции,

прибыли;

2) правильность отражения в отчетности плановых показателей;

3) нет ли случаев необоснованных изменений планов производства и

реализации продукции, фондов заработной платы, прибыли, платежей в бюджет;

4) выполнение плана по основным количественным и качественным

показателям, влияние отдельных факторов на отклонения от утвержденных планов;

5) содержание хозяйственных операций по данным первичных документов для

установления их законности, целесообразности и достоверности;

6) записи в регистрах бухгалтерского учета в сопоставлении с первичными

документами, данные учетных регистров с показателями отчетности, отчетные

данные с плановыми (баланс доходов и расходов, смета);

7) данные разных документов, относящиеся к взаимосвязанным

хозяйственным операциям, например, сопоставление данных о количестве

выпущенных изделий с документами о начисленной заработной плате за выработку

этих изделий; сравнение данных об отгрузке (отпуске) продукции с пропусками на

ее вывоз с территории предприятия и т.д.;

8) соблюдение установленного порядка ведения бухгалтерского учета

денежных средств и материальных ценностей, а также обоснованность

корреспонденции счетов в учетных регистрах;

9) достоверность отчетных данных, выявление приписок и других искажений

показателей отчетности.

В ревизионной практике применяются два варианта изучения документов,

учетных регистров и отчетных показателей. Первый – от первичных документов

к регистрам аналитического и синтетического учета и от последних к

показателям баланса и других форм отчетности; второй – от отчетных

показателей к регистрам синтетического и аналитического учета и от записей в

них к первичным документам.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится

сплошным или выборочным способом. Сплошной проверке подвергаются кассовые

и банковские операции, расчеты с подотчетными лицами и некоторые другие

участки деятельности ревизуемого предприятия, указанные в программе ревизии.

При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом

месяце ревизуемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной

проверкой устанавливаются серьезные нарушения или злоупотребления, то

ревизия на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным

способом.

При проверке законности и целесообразности хозяйственных операций,

отраженных в первичных документах, хозяйственная операция считается законной,

если ее содержание не противоречит действующему законодательству,

нормативным актам министерств и ведомств. Целесообразность хозяйственной

операции определяется ее направленностью на выполнение задач, стоящих перед

ревизуемым предприятием, при соблюдении законности.

При выявлении незаконных и нецелесообразных хозяйственных операций

ревизующий устанавливает, по чьему распоряжению они осуществлены, а также

размер нанесенного материального ущерба.

Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем

формальной и арифметической проверок документов, а также с помощью приемов

документального и фактического контроля.

При формальной проверке устанавливаются правильность заполнения всех

реквизитов документа; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок

текста и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных

лиц. В необходимых случаях подпись работника сопоставляется с его подписью в

других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное

подтверждение работника или назначить графологическую экспертизу.

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах,

при необходимости может быть установлена путем проведения встречных

проверок, при которых первичные документы и учетные данные ревизуемого

предприятия сличаются с соответствующими документами и данными,

находящимися в тех организациях (предприятиях), от которых получены или

которым выданы денежные средства и материальные ценности.

Имеющиеся на ревизуемом предприятии выписки банка по расчетным, текущим

и ссудным счетам сопоставляются с подлинными записями по этим счетам в

учреждениях банка. Копии платежных документов, имеющиеся на ревизуемом

предприятии, сличаются с подлинными платежными документами, хранящимися в

учреждениях банка.

При необходимости проведения встречных проверок на предприятиях,

расположенных в других городах и районах, руководитель ревизионной группы

обращается по этому вопросу в соответствующие вышестоящие организации,

которые должны обеспечить проведение встречных проверок и направление

материалов этих проверок руководителю ревизионной группы, по просьбе

которого произведены проверки.

При проведении комплексных ревизий производственной и финансово-

хозяйственной деятельности предприятий применяются следующие приемы

фактического контроля:

1) обследование на месте цехов, участков, складов для изучения организации

производства и труда, охраны материальных ценностей, состояния пропускной

системы, контроля за ввозом и вывозом материальных ценностей и готовой

продукции и т.д. Обследование позволяет ревизору установить недостатки в

работе предприятия и отдельных его служб, в хранении и использовании

оборудования, техники, материальных ценностей и других объектов контроля. При

этом следует ознакомиться с применяемым в цехе (на участке) порядком

отражения в первичных документах и регистрах производственного учета

операций по переработке сырья и материалов в соответствии с маршрутами их

движения в производстве. Данные этого учета сопоставляются с записями и

бухгалтерском учете. Во время обследования предприятия руководитель ревизионной

группы решает, где и какие товарно-материальные ценности следует подвергнуть

контрольной инвентаризации;

2) проведение частичной (выборочной) или сплошной инвентаризации

товарно-материальных ценностей для установления их фактического наличия и

соответствия данным бухгалтерского учета. Инвентаризации проводятся, как

правило, вначале ревизии, но они могут применяться и в ходе ее осуществления,

когда выявляются нарушения, недостачи или расхождения в документальных

данных. Инвентаризации проводятся в соответствии с действующими

нормативными документами по инвентаризации основных фондов, товарно-

материальных ценностей, денежных средств и расчетов;

3) проведение с участием специалистов контрольного обмера строительных,

монтажных, ремонтных и других работ для установления достоверности отчетных

данных о выполненных объемах этих работ;

4) проведение в необходимых случаях с участием специалистов контрольных

запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья,

материалов и готовой продукции, а также обмера или взвешивания сырья,

материалов, полуфабрикатов и готовых изделий для установления действительного

расхода сырья и материалов, правильности их списания на производство, полноты

оприходования готовой продукции, обоснованности норм материальных затрат,

норм выхода готовой продукции и норм естественной убыли при хранении и

транспортировке товарно-материальных ценностей;

5) проверка при необходимости с участием специалистов качества продукции,

соблюдения технических условий и технологических режимов, соответствия

продукции государственным стандартам, артикулов и цен — прейскурантам.

Ревизоры принимают меры к тому, чтобы материально ответственные лица

присутствовали при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных

обмерах выполненных работ, контрольных запусках сырья и материалов в

производство, взятии проб и образцов на исследование, а также при других

аналогичных действиях, направленных на проверку деятельности материально

ответственных лиц.

При ревизии использования и сохранности основных фондов следует

проверить:

1) использование действующих производственных мощностей;

2) соблюдение нормативных сроков освоения вновь вводимых мощностей,

потери продукции и прибыли вследствие нарушения нормативных сроков;

3) выполнение плана внедрения новой техники, механизации трудоемких

процессов;

4) уровень фондоотдачи за ряд лет; разработан и осуществлен ли на

предприятии комплекс мер, направленных на повышение фондоотдачи; увеличение

коэффициента сменности, сокращение простоев;

5) наличие неиспользуемого оборудования, его качественное состояние,

условия хранения;

6) выполнение плана-графика планово-предупредительного ремонта и

освоение сметных ассигнований на капитальный и текущий ремонт;

7) соответствие фактического наличия основных фондов данным

бухгалтерского учета. Реальность числящихся на балансе основных средств

проверяется путем сопоставления учетных данных с данными последней

инвентаризации, проведенной на предприятии. Кроме того, ревизующий проводит

контрольную инвентаризацию основных средств на отдельных производственных

участках;

8) наличие переданных отдельных предметов основных средств в личное

пользование (оборудование и инвентарь культурно-бытового назначения);

9) соблюдение порядка учета основных фондов, предусмотренного ПБУ 6/01

«Учет основных средств»;

10) своевременность оформления ввода основных фондов в эксплуатацию;

11) обоснованность и правильность оформления ликвидации основных

средств; приходуются ли в правильной оценке материалы, полученные при

ликвидации основных средств;

12) соблюдение порядка применения норм амортизационных отчислений,

начисления амортизации и износа, использования амортизационных отчислений на

полное восстановление и капитальный ремонт.

При ревизии использования трудовых ресурсов, средств на оплату труда и

премирование необходимо проверить:

1) правильность планирования производительности труда и фондов оплаты

труда, в том числе поквартально. Следует установить, не допускалось ли в плане

необоснованное снижение производительности труда в сравнении с прошлым

годом, а также увязана ли программа роста производительности труда с планами

внедрения новой техники, организационно-технических мероприятий, снижения

трудоемкости и с другими показателями;

2) удельный вес прироста продукции за счет повышения производительности

труда по плану и фактически по итогам работы за ревизуемый период;

3) соблюдение предусмотренных в плане соотношений между темпами роста

производительности труда и средней заработной платы;

4) состояние нормирования труда;

5) наличие непроизводительных потерь рабочего времени за счет простоев,

прогулов, неявок на работу с разрешения администрации, процент этих потерь в

общем балансе рабочего времени и как они отразились на объеме выпуска

продукции; применяются ли сверхурочные работы, сколько часов отработано

сверхурочно и сумма произведенных доплат; меры, принимаемые к обеспечению

более полного и рационального использования рабочего времени, устранению

простоев и непроизводительных затрат труда;

6) использование фонда оплаты труда, причины относительного перерасхода (с

учетом выполнения плана по объему продукции) и меры, принимаемые к его

возмещению; непроизводительные выплаты заработной платы (оплата простоев,

доплаты за отступления от нормальных условий и др.);

7) соблюдение установленных штатов и действующих схем должностных

окладов работников аппарата управления;

8) соответствие фактических объемов выполненных работ объемам работ,

принятым в расчетах по выплате заработной платы. При этом следует проверить,

нет ли случаев приписки объемов выполненных работ, начисления заработной

платы вымышленным липам и других незаконных выплат;

9) правильность оплаты совместительства, заместительства и совмещения

профессий;

10) соблюдение положений о премировании работников за результаты

хозяйственной деятельности. Не применяются ли какие-либо премиальные

системы, не утвержденные в установленном порядке. При выявлении фактов

незаконных выплат премий принимаются необходимые меры к устранению

имеющихся нарушений;

11) соблюдение порядка ведения учета расчетов с персоналом;

12) правильность ведения расчетов за товары, проданные торговыми

предприятиями в кредит персоналу ревизуемого предприятия.

При ревизии использования и сохранности товарно-материальных ценностей

необходимо проверить:

1) состояние складского хозяйства и обеспечение мест хранения весовыми и

измерительными приборами, мерной тарой; условия хранения сырья и материалов,

не допускаются ли при этом снижение их качества и порча; правильность приемки

сырья и материалов по количественным и качественным показателям;

2) сохранность товарно-материальных ценностей; заключены ли письменные

договоры о материальной ответственности с работниками, которым переданы

ценности; полностью ли оприходованы фактически полученные материальные

ценности; предоставляются ли ежегодные (очередные) отпуска материально

ответственным лицам с передачей ценностей лицам, их заменяющим;

3) соблюдение порядка учета материалов и контроля за их использованием;

4) состояние работы по нормированию расходов сырья, материалов, топлива,

электроэнергии, принимаемые меры по внедрению прогрессивных норм расхода

сырья и материалов;

5) правильность списания сырья и материалов на производство, соответствие

действующих норм современному уровню технологии и организации производства.

При этом следует установить, нет ли случаев, кода в результате завышения норм

расхода сырья и материалов образуются неучтенные излишки материальных

ценностей, а также случаев списания их в завышенных размерах против

фактического расходования;

6) своевременность и правильность проведения инвентаризаций товарно-

материальных ценностей; правильность определения результатов инвентаризаций

и их отражения в бухгалтерском учете, а также обоснованность списания недостач

и потерь товарно-материальных ценностей по нормам естественной убыли при их

хранении и транспортировке;

7) реальность числящихся на балансе остатков материальных ценностей;

организован ли оперативный контроль за поступлением грузов и за выданными

доверенностями на получение ценностей;

8) соблюдаются ли установленные нормы бесплатной выдачи спецодежды,

спецобуви и спецпитания;

9) обеспечены ли сохранность и правильный учет драгоценных металлов,

алмазов, изделий из них и спирта на складах и в производстве в соответствии с

действующими положениями.

При ревизии кассовых, расчетных и кредитных операций следует проверить:

1) сохранность денежных средств и соответствие фактического наличия

денежных средств данным бухгалтерского учета. Ревизию следует начать с

инвентаризации наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности,

находящихся в кассе, обеспечивая при этом внезапность ревизии кассы;

2) соблюдение кассовой дисциплины и других требований, предусмотренных

Положением о ведении кассовых операций;

3) соблюдение установленного порядка выдачи подотчетных сумм;

4) законность и целесообразность расходования средств подотчетными лицами;

5) достоверность, законность и целесообразность операций, проведенных по

расчетному, текущим и ссудным счетам в банке, а также по аккредитивам и чекам;

состояние расчетов с бюджетом, по платежам из прибыли и прочим платежам;

6) эффективность использования, своевременность погашения и

обеспеченность кредитов банка;

7) законность и реальность задолженности по расчетам с поставщиками,

покупателями, разными дебиторами и кредиторами; своевременность

перечисления в бюджет налогов и сборов;

8) состояние расчетов по возмещению материального ущерба. При этом

необходимо установить, в полной ли мере применяется в надлежащих случаях

Положение о материальной ответственности. Следует также проверить

обоснованность списания потерь, образовавшихся вследствие недостач, хищений и

порчи ценностей.

При проверке затрат на производство и себестоимости продукции необходимо

проверить:

1) достоверность данных учета и отчетности о фактической себестоимости

продукции, полноту и правильность отражения в учете фактических затрат на

производство;

2) правильность планирования затрат на рубль товарной продукции, снижения

уровня себестоимости отдельных видов продукции, смет расходов на

обслуживание производства и управление;

3) выполнение плана по себестоимости товарной продукции, причины

отклонений от плана в целом и по отдельным калькуляционным статьям;

4) причины непроизводительных расходов и потерь, принимаемые меры к их

сокращению;

5) своевременность и качество проведения инвентаризаций незавершенного

производства (следует установить, не числятся ли в составе остатков

незавершенного производства затраты по аннулированным заказам, потери от

скрытого брака и некомплектных заделов);

6) правильность распределения расходов на содержание и эксплуатацию

оборудования, общепроизводственных и общехозяйственных расходов между

товарным выпуском и незавершенным производством, а также между отдельными

видами продукции;

7) соблюдение порядка учета затрат на производство и калькулирования

себестоимости продукции.

При ревизии правильности образования и использования прибыли, резервов и

финансового состояния следует проверить:

1) источники формирования прибыли;

2) достоверность данных учета и отчетности о финансовых результатах от

реализации товарной продукции, прочей реализации и внереализационной

деятельности;

3) правильность расчета налогооблагаемой прибыли, ее распределения;

4) правильность расходования средств целевого финансирования;

5) правильность образования и использования резервов;

6) обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами и их

сохранность; своевременность и источники восполнения недостатка собственных

оборотных средств;

7) нет ли излишних сырья и материалов, готовых изделий и ненужных запасов.

При ревизии состояния бухгалтерского учета, отчетности и

внутрихозяйственного контроля необходимо проверить состояние первичного

учета; достоверность данных учета и отчетности; организацию предварительного и

текущего внутреннего контроля со стороны бухгалтерии и других служб

предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...