Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 47. Основные филологические труды Щербы Л.В.




Вопрос 47. Основные филологические труды Щербы Л. В.

1. «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» (в нём разграничил языковой материал, языковую систему и речевую деятельность, развив тем самым идею Ф. де Соссюра о разграничении языка и речи. )

2. Русско-французский словарь (составлен Л. В. Щерба и М. И. Матусевич).

3. Русские гласные в качественном и количественном отношении.

4. Русские гласные в качественном и количественном отношении.

Вопрос 48. Основные труды Потебни А. А.

 Занимаясь вопросами лексикологии и морфологии, ввел в русскую грамматическую традицию ряд терминов и понятийных противопоставлений.
Потебня известен также своей теорией внутренней формы слова, в которой конкретизировал идеи В. фон Гумбольдта. Внутренняя форма слова — это его «ближайшее этимологическое значение», осознаваемое носителями языка (например, у слова стол сохраняется образная связь со стлать); благодаря внутренней форме слово может приобретать новые значения через метафору. Именно в трактовке Потебни «внутренняя форма» стала общеупотребительным термином в русской грамматической традиции.
Александру Потебне принадлежит также целый ряд трудов по мифологии и фольклору славян (книги «О мифическом значении некоторых обрядов и поверий», 1865; «О купальских огнях и сродных с ними представлениях», 1867; «Объяснения малорусских и сродных народных песен», т. 1-2, 1883 – 1887, статьи, комментарии к изданию «Слова о полку Игореве»). В них он пытается установить древние религиозные представления, отразившиеся в песнях и сказках, обрядах и детских играх славян.

Вопрос 49. Основные труды Шахматова А. А.

Алексе́ й Алекса́ ндрович Ша́ хматов (1864-1920) — русский филолог, лингвист и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы.

Основные труды:

  • Исследования в области русской фонетики
  • Разыскания о древнейших русских летописных сводах.
  • «Повесть временных лет» и ее источники
  • Синтаксис русского языка
  • Историческая морфология русского языка

И другие.

Вопрос 50. Основные филологические труды Щербы Л. В.

К главным результатам исследований, а также научной деятельности лингвиста относятся следующие работы:

· «Русские гласные в качественной и количественном отношении».

· «Фонетика французского языка».

· «Восточнолужицкое наречие» (за эту диссертацию Лев Владимирович получил докторскую степень).

· «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании».

· «Опыт общей теории лексикографии».

Развил концепцию фонемы И. А. Бодуэна де Куртенэ и разработал «ленинградскую» фонологическую концепцию, сторонники которой (М. И. Матусевич, Л. Р. Зиндер и др. ) совместно образовали Ленинградскую фонологическую школу.

Выдвинул оригинальную концепцию языка и речи. В отличие от концепции Фердинанда де Соссюра, ввёл разделение не двух, а трёх сторон объекта лингвистики: речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. Отказавшись от психологического подхода к языку, ставил вопрос о речевой деятельности, которая позволяла говорящему производить ранее никогда им не слышанные высказывания. В связи с этим рассматривал вопрос об эксперименте в лингвистике.

В области фонологии известен как один из создателей теории фонемы. Первым проанализировал понятие фонемы как словоразличительной и морфеморазличительной единицы.

Вопрос 51. Научный портрет первого русского слависта И. И. Срезневского
И. И. Срезневский (13. 06. 1812–21. 02. 1880) — Филолог-славист, этнограф, палеограф, доктор славяно-русской филологии, Академик Петербургской академии наук, Декан историко-филологического факультета Петербургского университета — родился 1 июня 1812 г. в г. Ярославле. Родом из дворян Рязанской губернии (имение Срезнево Спасского уезда Рязанской губернии). Учено-литературные наклонности сказались у Срезневского очень рано: еще ребёнком лет 8 – 9 он начал писать стихи, а в 16 лет уже высказывал в письмах к родным желание посвятить себя ученым занятиям. Занятия Срезневского малорусской этнографией, историей имели сначала любительский характер; серьезно он изучал юридические науки, главным образом политическую экономию и статистику. В 1837 г. Срезневский представил магистерскую диссертацию «Опыт о сущности и содержании теории в науках политических» (Харьков, 1837), по защите которой, в том же году, получил место адъюнкта профессора в Харьковском университете по кафедре политической экономии и статистики, на 1-м отделении философского факультета. В 1839 г. вышла и докторская диссертация Срезневского «Опыт о предмете и элементах статистики и политической экономии» (Харьков). Однако, новизна его взглядов явилась причиной того, что большинством голосов двух факультетов диссертация Срезневского была забракована, и он не был допущен к докторскому диспуту. Особого практического значения эта неудача для Срезневского не имела, так как ещё раньше он принял предложение министерства народного просвещения отправиться в славянские земли для подготовки к званию профессора славянской филологи. Вместе с влиянием университетского учителя Срезневского, литвина Даниловича, Срезневский познакомился с польским языком, научной литературой и изящной словесностью.
Собирая малорусские думы, молодой этнограф-любитель встречался и с другим этнографическим материалом и не упускал того, что само плыло в его руки. Заезжие ходебщики-словаки познакомили его со своими песнями, которые он, не зная ещё словацкого языка, записал и издал («Словацкие песни», Харьков, 1832). Офени заинтересовали его своим тайным языком и дали материал для более поздней работы «Офенский язык в России» («Отечественные Записки», 1839). С южным славянством юноша Срезневский знакомился по кое-каким книжкам Вука Караджича, по путешествию Фротиса в Далмации и т. д. Статья о «Сеймах» для «Очерков России» Вадима Пассека (писаная в 1837 – 1838 гг. ) дала ему повод ознакомиться с известными фальсификациями Ганки «Суд Любуши» и Краледворской рукописью, в подлинность которых он горячо верил в течение всей своей жизни. Живые, нередко яркие, хотя иногда и беглые «Путевые письма» его к матери дают живое впечатление о разнообразии его интересов («Путевые письма Измаила Ивановича Срезневского из славянских земель», 1839 – 1842, Санкт-Петербург, 1895; отд. оттиск из «Живой Старины», 1892 – 1893 г. ). Еще будучи заграницей, Срезневский начал печатать научные статьи по новому предмету исследования в своих отчёты министру в «Журнал Министерства Народного Просвещения», путевые письма в «Отечественных Записках», чешском журнале чешского музея. Вернувшись из-за границы осенью 1842 г., Срезневский занял новую кафедру славистики в Харькове. Блестящие лекции Срезневского привлекли многочисленных слушателей достоинствами изложения и «панславистским» направлением. В тоже время он написал ряд статей и научно-исследовательских работ по славянским языкам:
«Исторический обзор серболужицкой литературы» (1844),
«Очерк книгопечатания в Болгарии» (1845),
«Взгляд на современное состояние литературы у западных славян.
Вук Степанович Караджич» (1846), по славянской мифологии –
«Об обожании солнца у древних славян» (1846),
«О языческом веровании древних славян в бессмертие души»,
докторская диссертация «Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям» (Харьков, 1846), «Исследования об языческом богослужении древних славян» (Санкт-Петербург, 1847).

Вопрос 52. Основные филологические труды Шанского Н. М.

Никола́ й Макси́ мович Ша́ нский (22 ноября 1922 — 11 мая 2005 — советский и российский лингвист-русист, специалист по лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису, этимологии русского языка, языку писателей и русской лингводидактике, методике обучения русскому языку. Доктор филологических наук (1966), профессор МГУ (с 1968), действительный член АПН СССР (1974) и РАО (1992). Научный редактор серии учебников по русскому языку для средней школы.

В 1940 году поступил в московский Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), после слияния института с МГУ был студентом филологического факультета последнего. С 1948 года — кандидат филологических наук (тема диссертации — «Из истории имён существительных на –ость в русском литературном языке»). Тогда же Н. М. Шанский начал преподавательскую деятельность в Рязанском педагогическом институте. В 1951 году перешёл на работу в московский «Учпедгиз». С 1953 по 1987 год преподавал на кафедре русского языка МГУ, куда был приглашён В. В. Виноградовым (с 1961 года также руководил Этимологическим кабинетом МГУ, где велась работа над «Этимологическим словарём русского языка»). С 1963 года — главный редактор журнала «Русский язык в школе». С 1966 года — доктор филологических наук (с диссертацией «Очерки по русскому словообразованию»). В 1970 году возглавил НИИ Преподавания русского языка в национальной школе при Академии педагогических наук СССР. В 1996 году в Курске состоялась первая всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, одним из инициаторов проведения которой выступил Н. М. Шанский. Он же являлся членом жюри ряда олимпиад. С 1999 г. — член президиума Федерального экспертного совета Министерства образования РФ. В 2001 г. удостоен звания почётного профессора РГГУ.

Н. М. Шанский является авторов более 500 печатных трудов, среди которых «Занимательный русский язык», «Лингвистические детективы», «Этот загадочный «Евгений Онегин» и многие другие - как для школьников, так и для студентов. Область научной деятельности Николая Михайловича включала в себя проблемы современного и исторического словообразования, лексикологию, фразеологию, орфографию, культуру речи, ономастику и этимологию, методики преподавания русского языка. О самых трудных и сложных вопросах он всегда старался писать просто и понятно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...