Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

· Третий этап




Теоретическое обоснование гипотезы, то есть включение гипотетического знания в существующую систему знания. Филология как совокупность знаний может отторгать новое знание, которое не вписывается в господствующее в данный момент развития науки представление. Поэтому от исследователя зависит, как он сможет установить связи нового знания со старым, инновационного с традиционным.

В результате работы по обоснованию гипотезы может сложиться несколько ситуаций: гипотеза обоснована и становится структурным компонентом теории; гипотеза в целом обоснована, но какие-то ее стороны требуют дополнительной проработки; гипотезу обосновать не удалось.

Теоретическое знание (от древнегреческого theō ria — наблюдение, исследование), с точки зрения системы «проблема — гипотеза — теория», представляет собой обоснованную (доказанную) гипотезу. Различие между теорией и гипотезой — в степени обоснованности, развитости и объяснительных возможностей знания. Поэтому существует особая задача построения теории как знания, объясняющего и истолковывающего. Процесс построения теории проходит две основные стадии: формирование оснований теории и построение «тела» теории.

Основания теории — это, во-первых, такие научные положения, на которых выстраивается и существует собственный результат исследования; во-вторых, факты, явления, отношения между ними, требующие теоретического объяснения. Эти положения привносятся из наличного запаса знаний об исследуемом объекте.

«Тело» теории — результат мыслительной работы, который интуитивно ощущается исследователем как завершение процесса исследования. Построение «тела» теории существенно различается в зависимости от формы теоретического знания: собственно теория как наиболее развитая и сложная форма знания; объяснение; новая модель; новое осмысление известного факта, явления; классификация материала и другие.

Также научное исследование как деятельность исследователя, целью которой является получение нового теоретического результата, представляет собой ряд взаимосвязанных действий — от выбора темы до введения полученных результатов в научную коммуникацию. Эти действия включают три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап имеет своими задачами выбор темы исследования, определение плана работы; накопление научной информации и фактического материала по теме. Далее проводится пробное исследование и анализируются его результаты. Предварительный этап считается завершенным, когда исследователь убедился в правомерности избранной темы, сформулировал первоначальную гипотезу, определил и проверил на ограниченном материале методику исследования.

При выборе темы исследования руководствуются прежде всего ее актуальностью (от латинского actualis — деятельный). Актуальной является тема, исследование которой востребовано наукой, общественной практикой.

Сбор литературы по теме исследования начинается с подготовки библиографического списка. Знакомство с литературой традиционно начинается с изучения общих работ: энциклопедических изданий, академических трудов, монографий, поиска материалов в Интернете. Затем следует перейти к чтению статей, опубликованных в периодических изданиях и научных сборниках. Изучение научной литературы сопровождается выписками основных положений, их изложением или цитированием.

Сбор фактического материала производится методом наблюдения. Для получения точных и объективных выводов в работе собирается фактический материал в объеме, необходимом для доказательства гипотезы. На основном этапе осуществляется применение метода исследования к материалу. Решение проблемы идет через дальнейшую разработку гипотезы и превращение ее в теоретическое знание.

Основной этап включает две стадии: работа с фактическим материалом; объяснение с целью раскрыть сущностные характеристики изучаемого явления (преобладают классификация, моделирование и другие методы). Основной этап завершен, когда получен теоретический результат.

Заключительный этап вырастает непосредственно из основного — из того его звена, которым является формулирование нового знания. На этом этапе исследователь вновь обращается к объекту исследования: делается попытка вписать полученный результат в теоретическую картину объекта. Если попытка удалась, то исследование завершено; если нет, то это служит исследователю сигналом необходимости вернуться к каким-то ранним этапам исследования. Далее на заключительном этапе раскрывается смысл полученного результата, его значение для науки и практики. Наконец важнейшая задача этапа — представление полученных результатов в научной коммуникации в виде научного доклада (сообщения), публикации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...