Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы становления науки и циклическое развитие науки.




Научное мышление и его истоки

Обыденное мышление – это мышление, основанное на здравом смысле, на так называемом житейском опыте, обобщенном при
помощи примитивного логического анализа.
Научное мышление – это мышление, направленное на познание глубинной сущности реального мира и соответствующее критериям доказательности, объективности, системности.

Оба вида мышления широко используют
прием абстрагирования.

Абстрагирование – это отвлечение от ряда конкретных
свойств объекта с целью выделения его существенных свойств.

Основные свойства научного мышления:

· направленность на познание глубинной СУЩНОСТИ мира
· строгая ДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ
· ОБЪЕКТИВНОСТЬ (исключение
всего субъективного, связанного с
личностью ученого)
· СИСТЕМНОСТЬ знаний
· широкое использование метода
АБСТРАГИРОВАНИЯ
· минимальное использование
НОРМАТИВНОГО мышления

Вообще говоря, весь процесс становления науки можно представить как процесс развития абстрактного
мышления. Этот процесс растянулся на тысячелетия и прошел 3 стадии,
соответствующие трем уровням абстракции:

1-й уровень абстракции – на этом уровне абстрагирование заключается в выявлении существенных свойств объектов, формировании на этой основе
классов объектов и присвоении имен этим классам.

2-й уровень абстракции: число. Число относится к любой группе из заданного количества объектов (например, число «семь» описывает и
семь медведей и сем носорогов, и семь поросят). Если имя формирует
класс путем отвлечения от всех индивидуальных свойств отдельных
объектов, то число формирует «класс классов» путем отвлечения от
всех свойств группы, кроме количества входящих в нее объектов. С появлением чисел люди получили возможность проводить измерения объектов окружающего мира.

3-й уровень абстракции: алгебра, которая основывается на понятии переменной. Переменная – это еще более сильная абстракция, чем
число: если число представляет любую группу объектов, то переменная
представляет любое число. Так же, как число «семь» может относиться к
любым семи объектам, переменная «х» может относиться к любому
числу из заданного диапазона. С появлением алгебры человек получил возможность находить абстрактные соотношения между явлениями – то есть открывать законы и закономерности нашего мира. например, закон сохранения энергии и массы: Е=mc2

Понятие и основные функции науки.

Наука – это:

1. Система знаний объективных законов природы, общества и
мышления.
2. Подсистема знаний, учение (например, менеджмент – наука об
управлении).
3. Сфера человеческой деятельности по получению знаний.
4. Инструмент приобретения знаний.
5. Социальный институт.

Цель науки состоит в познании объективного мира путем выявления существенных сторон и взаимосвязей явлений природы, общества и
мышления. Данная цель диктует основные задачи науки

ЗАДАЧИ НАУКИ:

1. формирование
мировоззрения людей
2. применение знаний
на практике
3. предсказание явлений
4. объяснение явлений
5. систематизация явлений
6. описание явлений

Классификация наук, специфика экономической науки.

Система наук:

А) Естественные науки (науки о природе ) в том числе и точные науки:

Физика, химия, биология, астрономия, математика

Б)Общественные, гуманитарные науки (науки о человеке) в том числе науки о мышлении:

Экономика, история, психология, логика

В)Прикладные науки:

Техника, медицина, с/х

 

Экономические науки (экономическая теория, экономическая статистика, финансы и кредит, региональная экономика и др.) относятся к
общественным наукам. Для них свойственны следующие особенности обществоведения:

1. Двойственная роль исследователей.
2. Наличие обратной связи между результатами исследования и
поведением объекта исследования.
3. Слабая формализуемость поведения объекта исследования.
Однако если внимательно
посмотреть на классификацию наук, то можно заметить, что экономика– это двуликая дисциплина. Она близка, с одной стороны, к социологии, а с другой стороны, к математике. В связи с этим в экономической теории выделяют два направления – позитивное и нормативное.

Позитивная экономика – это направление экономической
науки, объединяющее исследования объективно существующей экономической реальности. Позитивная экономика стремится дать
научное объяснение тому, как функционирует и развивается экономическая система. Функция позитивной науки – изучать то, что есть, и
то, что может быть в реальной действительности.

Нормативная экономика – направление экономической науки,
выражающее субъективные оценочные представления о том, какой
экономика должна быть. Переход от позитивной экономики к нормативной совершается при переходе от уровня фактов и принципов на
уровень обоснования экономической политики.

Этапы становления науки и циклическое развитие науки.

Процесс становления любой
конкретной науки в историческом плане включает следующие периоды:

1. Донаучный период. В течение этого периода в той предметной
области, где позднее будет воздвигнуто «здание науки», осуществляется обыденная практическая деятельность человека. Так осуществлялось, например, управление фабриками и заводами во времена, предшествующие появлению научной дисциплины менеджмента. При этом в течение донаучного периода методы практической деятельности формируются стихийно и не передаются от человека к человеку. Так как
накапливание знаний отсутствует, то отсутствует и наука. Зато формируется искусство соответствующей предметной области. Суть этого явления состоит в том, что некоторые люди осуществляют определенные
виды деятельности существенно лучше, чем другие (то есть они более
«искусны» в этой области). Относительно недавно такое состояние
наблюдалось в рекламном деле: товары рекламировались, мастера и
лидеры в рекламе существовали, однако их опыт не был обобщен и систематизирован, как следствие, отсутствовала формальная схема действий и типовые приемы поведения в рекламном бизнесе.

2. Эмпирический уровень развития науки. В этот период возникает обмен опытом деятельности. Знания передаются от человека к человеку, обобщаются и накапливаются. Как следствие, в ту область, где
прежде безраздельно властвовало искусство, вторгается наука. Однако
искусство предметной области не исчезает: оно превращается в умение
специалиста приспособить к конкретным условиям ту формализованную
схему действий, которую наука предлагает для типовой ситуации. Основная задача молодой науки в этот период – накопление, описание и предсказание фактов. Как следствие, в этом периоде для науки
характерно применение методов эмпирических исследований, то есть
тех методов, которые позволяют получить первичную информацию в
виде совокупности опытных данных. На начальной стадии эмпирического периода используются только качественные описания и суждения
(например, рекомендации «в такой-то ситуации целесообразно делать то-то»). Далее начинают использовать статистические данные (значения
количественных показателей, полученные в практике предметной области), затем вводят эмпирические формулы (соотношения, связывающие
значения статистических данных, принятых в качестве входных переменных, со значениями статистических данных, принятых в качестве выходных переменных).

3. Теоретический (методический) уровень развития науки. В
данном периоде основная задача науки – объяснение явлений предметной области. Как следствие, в этом периоде для науки характерно применение методов теоретических исследований, то есть таких методов,
как выдвижение гипотез, моделирование, идеализация, абстрагирование, обобщение, мысленный эксперимент.

4. Методологический уровень развития науки. Это высший период развития науки, в котором объектом исследования становится сама наука. Название данного периода происходит от термина «методология», обозначающего учение о методах и теориях, о структуре и логической организации научно-исследовательской деятельности.

Любая конкретная наука развивается циклически путем постоянной смены двух качественно разных
периодов:
- периода «нормальной науки»,
- кризиса и революционного периода

Период «нормальной науки» – это равновесное состояние науки,
когда безраздельно господствует некоторая «парадигма».

Парадигма (греч. paradeigma -- пример, образец, паттерн) –
это признанная научная теория, которая в течение определенного
времени задает модель научной деятельности.

В течении периода «нормальной науки» положения принятой парадигмы не подвергаются сомнению. Ученые осуществляют исследования, которые не ориентированы на крупные открытия, а призваны расширять область и повышать точность применения парадигмы. Однако мирная «экспансия» доминирующей парадигмы происходит не бесконечно. Постепенно накапливается все больше и больше фактов, которые противоречат господствующей теории. Сначала эти факты игнорируются, подгоняются под положения теории, но с некоторых пор игнорировать их уже становится невозможно, что порождает ситуацию кризиса. Кризис в науке знаменует начало «революционного» периода ее развития. В этот период осознается наличие проблем, которые принципиально не решаются в рамках старой парадигмы. Начинаются поиски альтернативных идей и основанных на них парадигм. Между предложенными концепциями возникает борьба, конкуренция, в результате которой побеждает одна из новых парадигм, что означает начало нового периода «нормальной» науки. Затем этот цикл повторяется.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...