Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология, метод, методика.




Методология науки – это:
- учение о формах и способах научного познания, о структуре и
логической организации научно-исследовательской деятельности, о
методах и теориях;
- принципы построения и использования методов, их научное
обобщение (например: методология управления, методология планирования, методология учета).

Методология науки решает такие задачи, как выявление объекта и
предмета исследования, постановка научной проблемы, разработка метода решения рассматриваемой задачи, проверка достоверности и оценка значимости результатов научного исследования. Как следует из самого термина «методология», не последнюю роль в методологии науки играют вопросы построения и применения научных методов.

Метод – это совокупность мыслительных и практических
операций, направленных на решение конкретного типа задач.

Специальные методы – это специфические методы, характерные для отдельных наук.
Общенаучные методы – это методы, используемые во множестве научных дисциплин.

Основные методы эмпирического исследования – наблюдение и эксперимент.
Основные методы теоретического исследования – гипотетический, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический, логический, исторический методы, а также формализация, идеализация и метод восхождения от абстрактного к конкретному. В теоретических исследованиях применяется
и эксперимент, но здесь это мысленный эксперимент, осуществляемый

Методика – это конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа осуществления
(например, методика расчета показателя, методика оценки стоимости).

Методика исследования – это совокупность методов и приемов, необходимых для проведения исследования, а также правила
применения методов и приемов из этой совокупности.

Научное исследование. Фундаментальные и прикладные научные исследования.

Научное исследование – это деятельность, направленная
на изучение объекта с целью установления закономерностей его строения, возникновения и развития, а также дальнейшее использование полученного знания в практической деятельности людей. Научные исследования подразделяют на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные исследования – это теоретическая и
экспериментальная деятельность, направленная на получение знаний
о закономерностях развития природы, общества и человека (например, к фундаментальным можно отнести исследование закономерностей поведения человека в ситуациях принятия экономических решений).
Прикладные исследования – это деятельность, направленная на получение и использование знаний для решения прикладных
проблем, возникающих в сфере практической деятельности человека (например, к прикладным можно отнести работы по созданию методики налогового учета в Украине).

Понятие и этапы научного исследования.

Научное исследование – это деятельность, направленная
на изучение объекта с целью установления закономерностей его строения, возникновения и развития, а также дальнейшее использование полученного знания в практической деятельности людей.

Этапы:

·Формулировка темы
научного исследования
·Формулировка научной проблемы, изучение ее истории и современного состояния
·Определение цели, задач, объекта, предмета
научного исследования
·Разработка гипотезы
·Определение методики исследования
·Составление рабочего плана
·Создание и обработка новой информации
(проведение наблюдений, экспериментов и их анализ)
·Построение выводов и предложений
· Литературное изложение материалов
исследования
·Коллективное обсуждение, консультирование и рецензирование работы
· Внедрение

Прикладные и научные проблемы.

Прикладная проблема – это возникшая на практике ситуация, которая характеризуется противоречием между двумя состояниями: существующим и желаемым. Разрешить проблему означает
устранить разрыв между этими двумя состояниями.

В том случае, если поставленная прикладная проблема характеризуется достаточностью
научного знания для своего разрешения, она является научной задачей.
Если же средств для ее разрешения недостаточно, она становится
научной проблемой

Научная проблема – противоречие, для разрешения которого
необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания.

Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования.

Различают три
разновидности тем: «инициативные» (самостоятельно сформулированные исследователем), «заказные» (заказанные государственными или
частными организациями) и «коллективные», то есть возникающие в результате развития тематики проблем, над которыми работает конкретный научный коллектив. Для того чтобы верно сформулировать инициативную тему исследования, необходимо найти пересечение круга научных интересов исследователя, круга тем, обеспеченных информацией, и круга тем, являющихся актуальными.

Для того чтобы верно сформулировать инициативную тему исследования, необходимо найти пересечение круга научных интересов исследователя, круга тем, обеспеченных информацией, и круга тем, являющихся актуальными.

Актуальность темы – это понятие, характеризующее общественную потребность в исследованиях по данной тематике.

Как уже было сказано, научные исследования подразделяются на фундаментальные и
прикладные. Значительная часть экономических исследований носит
прикладной характер. Целью прикладных исследований выступает решение прикладных (практических) проблем. Поэтому для того, чтобы верно сформулировать цель прикладного исследования, необходимо в рамках выбранной тематики выявить прикладную проблему, которая станет как бы «центром» исследования

В том случае, если поставленная прикладная проблема характеризуется достаточностью
научного знания для своего разрешения, она является научной задачей.
Если же средств для ее разрешения недостаточно, она становится
научной проблемой

Научная задача – противоречие, характеризующееся достаточностью научного знания для своего разрешения.
Научная проблема – противоречие, для разрешения которого
необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания.

Цель исследования представляет собой предмет стремления исследователя и описывается в виде перечня требуемых научных
результатов.
Формулировка цели может быть получена как отрицание формулировки проблемы. При этом для конкретизации цели важно
выяснить, какие аспекты проблемы уже разработаны другими исследователями, а каких ее сторон еще никто не касался. Логическая взаимосвязь цели, проблемы и темы научного исследования

В результате формулировки темы и проблемы определяются объект и предмет исследования.
Объект исследования – это явление (предмет или процесс),
которое порождает проблемную ситуацию и вследствие этого выбрано для изучения.
Предмет исследования - это та сторона объекта исследования, которая рассматривается в данной исследовательской работе. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как
общее и частное (например, объект – предприятие, предмет – учет результатов инвестиционной деятельности предприятия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...